Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

Поиск

Словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью (этот подход реализован в ком­плексах 1 и 3).

Существует и другое понимание словосочетания — как соедине­ния слов, связанных любым типом связи. При таком понимании гово­рят о подчинительных и сочинительных словосочетаниях {трудный, но интересный). Этот подход отражен в комплексе 2.

Подчинительная связь слов в словосочетании бывает трех видов: со­гласование, управление, примыкание.

Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках {хо­рошая книга).

Управление — подчинительная связь, при которой от главного сло­ва зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него {читать книгу).

Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или неизменяемая


форма слова. Связь между главным и зависимым словом осуществляет­ся только по смыслу {громко читать).

Предложение — это совокупность слов или слово, грамматически оформленная с точки зрения реальности и времени, интонационно завершенная и выражающая сообщение, вопрос или побуждение к действию.

Если словосочетанию во всех трех комплексах дано четкое опреде­ление, то предложению такого определения не дается: предложение описывается в нескольких предложениях, характеризующих его функ­цию и признаки.

Изучение всех единиц, в том числе словосочетания и предложения, целесообразно проводить через их сопоставление. Так, соотношения между словосочетанием и предложением можно установить путем их сравнения.

Основная функция предложения — коммуникативная: пред­ложение является наименьшей единицей общения. В предложении со­держится сообщение о событии, которое может мыслиться как реальное и происходящее в каком-то времени или как ирреальное (в лингвистике это основополагающее свойство предложения называется предикатив­ностью).

Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (ср.: домикдеревянный домик).

От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (со­стоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом). Значение словосочетания складыва­ется из значений составляющих его слов, в отличие от значения фразео­логизма, значение которого не является суммой значений составляю­щих его компонентов. Ср.: фразеологизм водить за нос ('обманывать') — свободное словосочетание водить за руку.

От предложения словосочетание отличается тем, что не является ком­муникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а имею­щими целевую и интонационную оформленность предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материа­лом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова {Утро. Светает), а словосочетание — нет.

Предложение — законченная в смысловом и интонационном отно­шении единица, способная к выражению и сообщению мыслей, слово­сочетание же не обладает этими характеристиками.


При изучении особенностей предложения по сравнению со словосо­четанием затрагиваются вопросы порядка слов в предложении и логи­ческого ударения. Комплекс 3 отдельный параграф посвящает интона­ции и ее основным элементам — паузе и логическому ударению, отме­чая, что паузы часто, но не всегда соответствуют знакам препинания.

Параметры

Характеристики предложения

В школьной грамматике предложение характеризуют с точки зрения цели высказывания, эмоциональной окраски (интонации), количества и состава грамматических основ, полноты/неполноты предложения, нали­чия второстепенных и осложняющих членов.

В зависимости от цели высказывания (сообщения) все предложения делятся на три группы: повествовательные, вопроситель­ные и побудительные.

По эмоциональной окраске и интонации предложения быва­ют невосклицательными и восклицательными. Комплекс 3 вводит и такой параметр описания, как характер выражаемого отношения к дей­ствительности, по которому предложения бывают утвердительными и отрицательными.

При изучении начальных тем синтаксиса простого предложения край­не важной оказывается интонационная сторона речи. Специальные на­блюдения над интонационным оформлением полезны при показе смы­словых и грамматических различий между разными по цели высказыва­ния простыми предложениями: повествовательными, вопросительными, побудительными. Обычно достаточно сделать это путем сопоставления трех конструкций с одинаковым лексическим составом:

Завтра класс идет в музей (сообщение) — значительное понижение голоса к концу предложения, интонация точки.

Завтра класс идет в музей? (вопрос) — логическое ударение на сло­ве, которое является вопросом. Здесь уместно показать, как в зависимо­сти от изменения места логического ударения на разные части предло­жения меняется сам смысл предложения.

Завтра класс идет в музей! (побуждение, пожелание, приказ) — по­вышение голоса перед концом предложения с незначительным пониже­нием его в самом конце, характерное для восклицательного знака.

Для дальнейшей характеристики предложения необходимо знание учащимися членов предложения и умение их выделять в каждом анали­зируемом предложении.


Члены предложения, принципы их выделения

Слова и словосочетания, связанные между собой грамматически и по смыслу, называются членами предложения, которые делятся на главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (определение, до­полнение, обстоятельство). Второстепенные члены служат для поясне­ния главных и могут иметь при себе поясняющие их второстепенные члены.

Главные члены предложения образуют грамматическую основу пред­ложения. Предложение, содержащее оба главных члена, называется дву­составным. Предложение, имеющее один из главных членов, называет­ся односоставным. Ср.: Небо вдали потемнелоСтемнело.

В предложении может быть одна грамматическая основа (простое предложение) или несколько грамматических основ (сложное предло­жение). Ср.: Они опоздали из-за сильного дождяОни опоздали, по­тому что шел сильный дождь.

Учащиеся к началу изучения систематического раздела синтаксиса знакомы со всеми членами предложения, поэтому при их изучении ос­новной акцент делается на различных средствах выражения членов предложения и на последовательном разграничении грамматического (частеречного) и синтаксического вопроса.

Особого внимания требует то, что любой член предложения может вьфажаться одним словом (однословно) и словосочетанием (неоднослов­но). При неоднословном выражении член предложения выражается сло­восочетанием, причем это словосочетание может быть фразеологически свободным (каждое слово в нем сохраняет свое лексическое значение) и фразеологически связанным (значение фразеологизма не равно сумме значений составляющих его компонентов). Неоднословному выраже­нию членов предложения не уделяется должного внимания, что влечет за собой множество ошибок при практическом разборе. Только ком­плекс 2 специально рассматривает этот вопрос, вводя при рассмотрении словосочетаний понятие «цельные словосочетания», которые выступа­ют как единый член предложения, так как «главное слово в них не име­ет достаточной для члена предложения полноты, а основную смысло­вую нагрузку несет зависимое слово».

При разборе предложения по членам используются стандартные подчеркивания: одна черта для подлежащего, две черты для сказуемого, пунктирная линия для дополнения, волнистая линия для определения, чередование точек и тире для обстоятельства. Новый учебник для 8 клас­са в комплексе 1 для любого главного члена односоставного предложе­ния предлагает подчеркивание тремя чертами (см. далее).


При подчеркивании второстепенных членов предложения целесооб­разно руководствоваться следующими принципами.

Обособленный член предложения подчеркивается как единый член. Такой способ подчеркивания принят в 1 и 3 учебных комплексах. Ком­плекс 2 предлагает внутри обособленного члена выделять отдельные члены предложения, например:

Человек, не помнящий прошлого^ лишает себя грядущего.

Такое разбиение нецелесообразно, ведь речь идет об одном обо­собленном члене предложения.

Соответственно необособленные члены должны быть подчеркнуты максимально дробно в соответствии с задаваемыми к ним вопросами. В связи с этим возникает несколько проблем.

Первая — подчеркивание необособленного причастного оборота. В комплексах 1 и 3 в соответствии с задачами пунктуации учащихся учат находить причастные обороты и определять их расположение от­носительно определяемого слова, поэтому причастный оборот, даже необособленный, подчеркивается как единый член предложения — оп­ределение. Однако логичнее в необособленном причастном обороте подчеркивать как определение только само причастие, а остальные сло­ва — в соответствии с задаваемым к ним вопросом, например:

Шш&ШёМШШ Деснъшц ароматами воздух дарит приятную прохладу.

Другая проблема — допустимость двойного подчеркивания отдель­ных членов предложения. Известно, что некоторые слова в предложе­нии допускают трактовку как разные члены предложения. Так, напри­мер, определения могут иметь разные дополнительные обстоятельст­венные значения, в первую очередь причинные и уступительные. Ком­плекс 2 для разбора случаев такого рода предлагает использовать двой­ное подчеркивание (одно под другим):

Еш^игрозщщые, леса как будто пухом зеленеют (определение с до­полнительным обстоятельственным значением уступки).

Хотя такое подчеркивание и можно признать допустимым, оно тем не менее не является общепринятым: желательно предлагать только один вариант трактовки каждого члена предложения.

Несколько слов надо сказать о выделении служебных частей речи.

Как известно из морфологии, служебные части речи не являются членами предложения, однако при синтаксическом разборе с ними бы­вают связаны определенные проблемы.

Союзы не являются членами предложения и при соединении одно­родных членов не выделяются, но в некоторых случаях могут входить в состав неоднословных членов предложения. Во-первых, это сравни­тельные союзы в составе сравнительных оборотов, например: Гладь залива была как зеркало. Во-вторых, это союзы в составе обособленных


членов предложения, например: Останавливаясь. часто_и_ надолго, мы добрались до места только на третьи сутки.

Предлоги также не могут выступать как самостоятельные члены пред­ложения, однако они употребляются в составе предложно-падежной группы, совместно с формой падежа выражая определенное значение. Поэтому во всех трех комплексах принято подчеркивать предлог вместе с существительным, к которому он относится. При этом необходимо обратить внимание на случаи, когда предлог и существительное разде­лены прилагательными или причастиями, например: вместо старшего брата. В этом случае ошибкой будет подчеркивание предлога вместе с прилагательным как определения; подчеркивание должно быть сле­дующим: вмесш) старшего, брата.

Формообразующие частицы входят в состав составных глагольных форм и подчеркиваются вместе с глаголом как при контактном, так и при неконтактном их расположении, например: Пусть он мне позво­нит!

Смысловые (неформообразующие) частицы членами предложения не являются, однако в школьной практике отрицательная частица не обычно подчеркивается как единый член предложения вместе с тем словом, к которому она относится, например: Здесь не курят. Я не очень рассчитывал на помощь.

Допустимо невыделение как предлогов, так и всех смысловых час­тиц.

Некоторые учителя для выделения союзов учат обводить их круж­ком, а предлоги — треугольником. Такое выделение не является обще­принятым.

Вводные слова и обращения не являются членами предложения. Иногда учащиеся заключают эти компоненты в квадратные скобки или подчеркивают крестикам. Это нежелательно, так как подчеркивание используется только для обозначения членов предложения; допустимо отметить эти элементы предложения надписыванием над ними слов «вводное» или «обращение».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1016; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.149 (0.01 с.)