Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Словосочетание и предложение как единицы синтаксисаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью (этот подход реализован в комплексах 1 и 3). Существует и другое понимание словосочетания — как соединения слов, связанных любым типом связи. При таком понимании говорят о подчинительных и сочинительных словосочетаниях {трудный, но интересный). Этот подход отражен в комплексе 2. Подчинительная связь слов в словосочетании бывает трех видов: согласование, управление, примыкание. Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках {хорошая книга). Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него {читать книгу). Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или неизменяемая форма слова. Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу {громко читать). Предложение — это совокупность слов или слово, грамматически оформленная с точки зрения реальности и времени, интонационно завершенная и выражающая сообщение, вопрос или побуждение к действию. Если словосочетанию во всех трех комплексах дано четкое определение, то предложению такого определения не дается: предложение описывается в нескольких предложениях, характеризующих его функцию и признаки. Изучение всех единиц, в том числе словосочетания и предложения, целесообразно проводить через их сопоставление. Так, соотношения между словосочетанием и предложением можно установить путем их сравнения. Основная функция предложения — коммуникативная: предложение является наименьшей единицей общения. В предложении содержится сообщение о событии, которое может мыслиться как реальное и происходящее в каком-то времени или как ирреальное (в лингвистике это основополагающее свойство предложения называется предикативностью). Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (ср.: домик — деревянный домик). От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом). Значение словосочетания складывается из значений составляющих его слов, в отличие от значения фразеологизма, значение которого не является суммой значений составляющих его компонентов. Ср.: фразеологизм водить за нос ('обманывать') — свободное словосочетание водить за руку. От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а имеющими целевую и интонационную оформленность предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова {Утро. Светает), а словосочетание — нет. Предложение — законченная в смысловом и интонационном отношении единица, способная к выражению и сообщению мыслей, словосочетание же не обладает этими характеристиками. При изучении особенностей предложения по сравнению со словосочетанием затрагиваются вопросы порядка слов в предложении и логического ударения. Комплекс 3 отдельный параграф посвящает интонации и ее основным элементам — паузе и логическому ударению, отмечая, что паузы часто, но не всегда соответствуют знакам препинания. Параметры Характеристики предложения В школьной грамматике предложение характеризуют с точки зрения цели высказывания, эмоциональной окраски (интонации), количества и состава грамматических основ, полноты/неполноты предложения, наличия второстепенных и осложняющих членов. В зависимости от цели высказывания (сообщения) все предложения делятся на три группы: повествовательные, вопросительные и побудительные. По эмоциональной окраске и интонации предложения бывают невосклицательными и восклицательными. Комплекс 3 вводит и такой параметр описания, как характер выражаемого отношения к действительности, по которому предложения бывают утвердительными и отрицательными. При изучении начальных тем синтаксиса простого предложения крайне важной оказывается интонационная сторона речи. Специальные наблюдения над интонационным оформлением полезны при показе смысловых и грамматических различий между разными по цели высказывания простыми предложениями: повествовательными, вопросительными, побудительными. Обычно достаточно сделать это путем сопоставления трех конструкций с одинаковым лексическим составом: Завтра класс идет в музей (сообщение) — значительное понижение голоса к концу предложения, интонация точки. Завтра класс идет в музей? (вопрос) — логическое ударение на слове, которое является вопросом. Здесь уместно показать, как в зависимости от изменения места логического ударения на разные части предложения меняется сам смысл предложения. Завтра класс идет в музей! (побуждение, пожелание, приказ) — повышение голоса перед концом предложения с незначительным понижением его в самом конце, характерное для восклицательного знака. Для дальнейшей характеристики предложения необходимо знание учащимися членов предложения и умение их выделять в каждом анализируемом предложении. Члены предложения, принципы их выделения Слова и словосочетания, связанные между собой грамматически и по смыслу, называются членами предложения, которые делятся на главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (определение, дополнение, обстоятельство). Второстепенные члены служат для пояснения главных и могут иметь при себе поясняющие их второстепенные члены. Главные члены предложения образуют грамматическую основу предложения. Предложение, содержащее оба главных члена, называется двусоставным. Предложение, имеющее один из главных членов, называется односоставным. Ср.: Небо вдали потемнело — Стемнело. В предложении может быть одна грамматическая основа (простое предложение) или несколько грамматических основ (сложное предложение). Ср.: Они опоздали из-за сильного дождя — Они опоздали, потому что шел сильный дождь. Учащиеся к началу изучения систематического раздела синтаксиса знакомы со всеми членами предложения, поэтому при их изучении основной акцент делается на различных средствах выражения членов предложения и на последовательном разграничении грамматического (частеречного) и синтаксического вопроса. Особого внимания требует то, что любой член предложения может вьфажаться одним словом (однословно) и словосочетанием (неоднословно). При неоднословном выражении член предложения выражается словосочетанием, причем это словосочетание может быть фразеологически свободным (каждое слово в нем сохраняет свое лексическое значение) и фразеологически связанным (значение фразеологизма не равно сумме значений составляющих его компонентов). Неоднословному выражению членов предложения не уделяется должного внимания, что влечет за собой множество ошибок при практическом разборе. Только комплекс 2 специально рассматривает этот вопрос, вводя при рассмотрении словосочетаний понятие «цельные словосочетания», которые выступают как единый член предложения, так как «главное слово в них не имеет достаточной для члена предложения полноты, а основную смысловую нагрузку несет зависимое слово». При разборе предложения по членам используются стандартные подчеркивания: одна черта для подлежащего, две черты для сказуемого, пунктирная линия для дополнения, волнистая линия для определения, чередование точек и тире для обстоятельства. Новый учебник для 8 класса в комплексе 1 для любого главного члена односоставного предложения предлагает подчеркивание тремя чертами (см. далее). При подчеркивании второстепенных членов предложения целесообразно руководствоваться следующими принципами. Обособленный член предложения подчеркивается как единый член. Такой способ подчеркивания принят в 1 и 3 учебных комплексах. Комплекс 2 предлагает внутри обособленного члена выделять отдельные члены предложения, например: Человек, не помнящий прошлого^ лишает себя грядущего. Такое разбиение нецелесообразно, ведь речь идет об одном обособленном члене предложения. Соответственно необособленные члены должны быть подчеркнуты максимально дробно в соответствии с задаваемыми к ним вопросами. В связи с этим возникает несколько проблем. Первая — подчеркивание необособленного причастного оборота. В комплексах 1 и 3 в соответствии с задачами пунктуации учащихся учат находить причастные обороты и определять их расположение относительно определяемого слова, поэтому причастный оборот, даже необособленный, подчеркивается как единый член предложения — определение. Однако логичнее в необособленном причастном обороте подчеркивать как определение только само причастие, а остальные слова — в соответствии с задаваемым к ним вопросом, например: Шш&ШёМШШ Деснъшц ароматами воздух дарит приятную прохладу. Другая проблема — допустимость двойного подчеркивания отдельных членов предложения. Известно, что некоторые слова в предложении допускают трактовку как разные члены предложения. Так, например, определения могут иметь разные дополнительные обстоятельственные значения, в первую очередь причинные и уступительные. Комплекс 2 для разбора случаев такого рода предлагает использовать двойное подчеркивание (одно под другим): Еш^игрозщщые, леса как будто пухом зеленеют (определение с дополнительным обстоятельственным значением уступки). Хотя такое подчеркивание и можно признать допустимым, оно тем не менее не является общепринятым: желательно предлагать только один вариант трактовки каждого члена предложения. Несколько слов надо сказать о выделении служебных частей речи. Как известно из морфологии, служебные части речи не являются членами предложения, однако при синтаксическом разборе с ними бывают связаны определенные проблемы. Союзы не являются членами предложения и при соединении однородных членов не выделяются, но в некоторых случаях могут входить в состав неоднословных членов предложения. Во-первых, это сравнительные союзы в составе сравнительных оборотов, например: Гладь залива была как зеркало. Во-вторых, это союзы в составе обособленных членов предложения, например: Останавливаясь. часто_и_ надолго, мы добрались до места только на третьи сутки. Предлоги также не могут выступать как самостоятельные члены предложения, однако они употребляются в составе предложно-падежной группы, совместно с формой падежа выражая определенное значение. Поэтому во всех трех комплексах принято подчеркивать предлог вместе с существительным, к которому он относится. При этом необходимо обратить внимание на случаи, когда предлог и существительное разделены прилагательными или причастиями, например: вместо старшего брата. В этом случае ошибкой будет подчеркивание предлога вместе с прилагательным как определения; подчеркивание должно быть следующим: вмесш) старшего, брата. Формообразующие частицы входят в состав составных глагольных форм и подчеркиваются вместе с глаголом как при контактном, так и при неконтактном их расположении, например: Пусть он мне позвонит! Смысловые (неформообразующие) частицы членами предложения не являются, однако в школьной практике отрицательная частица не обычно подчеркивается как единый член предложения вместе с тем словом, к которому она относится, например: Здесь не курят. Я не очень рассчитывал на помощь. Допустимо невыделение как предлогов, так и всех смысловых частиц. Некоторые учителя для выделения союзов учат обводить их кружком, а предлоги — треугольником. Такое выделение не является общепринятым. Вводные слова и обращения не являются членами предложения. Иногда учащиеся заключают эти компоненты в квадратные скобки или подчеркивают крестикам. Это нежелательно, так как подчеркивание используется только для обозначения членов предложения; допустимо отметить эти элементы предложения надписыванием над ними слов «вводное» или «обращение».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1016; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.167.58 (0.01 с.) |