Возникающие в простом предложении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникающие в простом предложении



 

Связи, возникающие в простом предложении, – связи, реализуемые только внутри предложения между его компонентами: между подлежащим и сказуемым, между уточняемым и уточняющим членами предложения, между предложением и синтаксически включёнными конструкциями, т.е. обращениями, вводными и вставными компонентами, междометиями. Связи, возникающие в предложении, имеют собственные терминологические обозначения: детерминативная связь (см.), взаимоподчинение (см.), координация (см.), соположение (см.), тяготение (см.), аппликация (см.), присоединение (см.), сочинение (см.), интродукция (см.), включение (см.).

Детерминативная связь – разновидность внутрипредложенческой связи, которая реализуется второстепенными членами предложения, имеющими преимущественно обстоятельственные значения и занимающими позицию в абсолютном начале предложения. Начальная позиция подчеркивает припредложенческую (а не присловную) позицию рассматриваемого компонента. Например: По вечерам становится холодно; По дороге на работу я встретил старых знакомых. К компоненту предложения, реализующему детерминативную связь, вопрос задается не от отдельного слова, а либо от предикативного ядра предложения, либо от всего предложения в целом.

 

Взаимоподчинение – обоюдная семантическая зависимость компонентов предикативного ядра (подлежащего и сказуемого) двусоставного предложения. Взаимоподчинение подлежащего и сказуемого предопределяет возможность задать двунаправленный вопрос – от подлежащего к сказуемому и от сказуемого к подлежащему. Например: Дети выбежали на улицу: дети – что сделали? – выбежали; выбежали – кто? – дети; Мой отец – токарь: отец – кто такой? – токарь; токарь – кто? – мой отец. Связь взаимоподчинения подлежащего и сказуемого проявляется в двух вариантах, получивших самостоятельные терминологические обозначения – координация (см.)и соположение (см.).

Координация – формально выраженная взаимонаправленная подчинительная связь подлежащего и согласованного с ним сказуемого двусоставного предложения. Взаимонаправленность координации заключается в следующем: с одной стороны, сказуемое проявляет себя как член предложения, зависимый от подлежащего, согласуясь с ним в формах числа и лица (в отдельных случаях – и в формах рода); с другой стороны, сказуемое проявляет себя как главный член, диктуя подлежащему форму Им. п. Например: Мальчик пишет письмо: мальчик – что делает? – пишет и пишет – кто? – мальчик. Координация, таким образом, предполагает возможность задать вопрос в двух направлениях: от подлежащего к сказуемому и от сказуемого к подлежащему. Связь координации проявляется и в безглагольных предложениях с адъективным сказуемым (с нулевой связкой): Ребенок здоров → Ребенок – каков? / в каком состоянии? – здоров и Здоров кто? – ребенок.

Соположение – семантическое взаимоподчинение подлежащего и сказуемого, не получившее формального выражения. Соположение реализуется в предложениях номинативно-номинативных (Наша родственница – директор магазина), номинативно-наречных (Ваш приход кстати), номинативно-инфинитивных и инфинитивно-номинативных (Достичь намеченного – наша цель и Наша цель – достичь намеченного), инфинитивно-инфинитивных (Курить – здоровью вредить), а также в предложениях с составным сказуемым с нулевой связкой (Деревья в цвету). При соположении, как и при координации, возможен взаимонаправленный вопрос – от подлежащего к сказуемому и от сказуемого к подлежащему. Например: Ваш приход – каков? – кстати и Кстати – что? – ваш приход.

Двойное подчинение – зависимость какого-либо компонента предложения от двух опорных. С одним из опорных слов зависимый компонент устанавливает непосредственную связь управления или примыкания; с другим компонентом он вступает в опосредованную связь, которая умопостигается, но которую невозможно выразить посредством вопроса. Такая связь называется тяготением (см.)

Тяготение – опосредованная внутрипредложенческая связь двух компонентов предложения, осуществляемая через посредство третьего компонента. Например: Я помню соседа молодым, в этом предложении сказуемое помню непосредственно управляет двумя словоформами: помню – кого? (соседа)­и каким? (молодым), диктуя им соответственно формы винительного и творительного падежей. Кроме того, в этом предложении проявляется опосредованная связь (тяготение) между словами соседа и молодым. Эта связь формально выражается в согласовании прилагательного молодым со словом соседа в единственном числе и мужском роде. Таким образом, слово молодым имеет два опорных слова и реализует двойную связь: а)находится в непосредственной связи управления при сказуемом и по его требованию приобретает форму творительного падежа: помню – каким? – молодым) и б)опосредованную связь неполного согласования со словом соседа, под влиянием которого приобретает согласовательные формы единственного числа, мужского рода. Связь между словоформами соседа и молодым обеспечивается через посредство сказуемого помню. Обратите внимание на следующий факт: если тяготеющий компонент представлен неизменяемой словоформой, то тяготение формально не выражается; ср.: Отец попросил сына помочь в хозяйственных делах, где инфинитив помочь обнаруживает непосредственную связь примыкания со сказуемым попросил и опосредованную связь тяготения со словом сына как со своим субъектом. Тяготение возможно перевести в непосредственную связь. Ср.: Я помню соседа, когда он был молодым и Отец попросил сына, чтобы он помог ему в хозяйственных делах.

Аппликация – связь семантического наложения, возникающая между поясняемым и поясняющим компонентами предложения: Во дворе, у самого крыльца, до середины мая лежит тоненький ледок.

Присоединение – тип подчинительной связи, с помощью которой в предложение включаются компоненты, возникающие в сознании говорящего после того, как мысль была уже оформлена. Присоединительная связь оформляется с помощью своеобразной, «отдаляющей» интонации, создающей интонационный и синтаксический разрыв между основным составом предложения и присоединяемым компонентом: Мы поговорили, и довольно серьезно.

Сочинение – связь, указывающая на функциональное равноправие компонентов предложения. Такая связь выражается сочинительными союзами или перечислительной и противительной интонацией и проявляется между однородными членами предложения.

Интродукция – этот термин используется для обобщенного наименования связи с предложением таких его компонентов, которые не выполняют функции членов предложения, – обращений, вводных слов, междометий, вставных конструкций.

Включение – то же, что и интродукция (см.).

 

 

СИНТАКСЕМА

 

Синтаксема – минимальная номинативная синтаксическая единица, дающая наименование отдельным элементам ситуации и выступающая как носитель элементарного смысла. Синтаксема выступает в качестве элементарного конструктивного компонента в составе словосочетания или простого предложения. По своей структуре синтаксема представляет собой морфологическую форму любой части речи, которая рассматривается не как компонент морфологической парадигмы, а как элемент синтаксических построений. Наиболее полно изучены субстантивные синтаксемы (см.).

Субстантивная синтаксема – падежная или предложно-падежная форма имени существительного (субстантива), рассматриваемая как материал для построения словосочетания и простого предложения. Субстантивные синтаксемы получили свое наиболее полное описание в словаре: Золотова Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных синтаксических единиц русского синтаксиса. – М., 1988; 2000.

Функции субстантивных синтаксем – субстантивные синтаксемы, по данным Г.А. Золотовой, могут выполнять три функции: а) самостоятельное, изолированное употребление в качестве отдельного предложения; б) употребление в качестве компонента предложения; в) употребление в качестве компонента словосочетания. В зависимости от того, какой набор функций выполняют субстантивные синтаксемы, среди них Г.А. Золотова выделяет три функциональных типа: свободная субстанивная синтаксема (см.), обусловленная субстантивная синтаксема (см.), связанная субстанивная синтаксема (см.).

Свободная субстантивная синтаксема – субстантивнаясинтаксема, обладающая самостоятельным синтаксическим значением, осмысливаемым и вне контекста, т.е. на «докоммуникативном» уровне. Например, в море, около дома, за рекой (пространственное значение); во тьму веков, вокруг земного шара (направление движения); после обеда, перед уроком, вечерами (временное значение), на прополку, за советом, для переписки (целевое значение); по болезни, по рассеянности (причинное значение); городу-герою, учащимся, для сельских строек (значение адресата действия); о молодожёнах, на темы дня, про день рождения (значение содержания речи или мысли, иначе – делиберативное значение) и т.д. Свободные синтаксемы ориентированы на выполнение всех трёх функций (см. статью «Функции субстантивных синтаксем»).

Обусловленная субстантивная синтаксема ориентирована на выполнение 2-й функции (С углем туго) и 3-й функций (Ведро с углем) (см. статью «Функции субстантивных синтаксем»). ;.

Связанная субстантивная синтаксема – синтаксема, не обладающая вне контекста самостоятельным синтаксическим значением. Свой синтаксический смысл связанные синтаксемы приобретают лишь в составе словосочетания, т.е. они ориентированы на выполнение только 3-й функции (см. статью «Функции субстантивных синтаксем»). Например, конкретное синтаксическое значение синтаксемы книгой может быть определено лишь в контексте: доволен книгой (объектное значение), ударить книгой (орудийное значение), оказаться книгой (сказуемостное значение) и т.д.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

 

Словосочетание –номинативная (непредикативная) синтаксическая единица, представляющая собой логически осмысленное, грамматически оформленное подчинительной связью (согласованием, управлением или примыканием) соединение двух или более знаменательных слов. Словосочетание даёт сложное наименование фрагментам объективной действительности и относится к номинативным синтаксическим единицам.

а) Простое словосочетание

Простое словосочетание – разновидность словосочетания, состоящего из двух компонентов, один из которых является главным, опорным компонентом (см.), другой – зависимым компонентом (см.). Примеры: выдавать зарплату, вдали от родины, мощное притяжение, весьма красивый. В простых словосочетаниях выражаются объектные, субъектные, определительные отношения, различные типы обстоятельственных отношений (целевые, пространственные, причинные, отношения меры и степени и т.д.).

Опорный (главный) компонент словосочетания – компонент в составе словосочетания, от которого грамматически зависят все остальные его компоненты. Через опорный компонент словосочетание входит в состав предложения.

Глагольные словосочетания – типсловосочетаний, опорные компоненты которых выражены глагольными словоформами: бежать вприпрыжку, разговариваю с другом, направляясь к парку.

Именные словосочетания – тип словосочетаний, опорные компоненты которых выражены именными частями речи. Именные словосочетания подразделяются на подтипы в зависимости от того, какой именной частью речи представлены их опорные компоненты: словосочетания субстантивные (см.), адъективные (см.), нумеративные (см.), прономинальные (или местоимённые) (см.).

Субстантивные словосочетания – типпростых словосочетаний, опорные компоненты которых представлены именами существительными: прекрасный вид, взгляд искоса, желание учиться.

Адъективые словосочетания – простые словосочетания, опорные компоненты которых представлены именами прилагательными (т. е. адъективами): красный от стыда, очень красивый.

Нумеративные словосочетания – простые словосочетания, опорные компоненты которых представлены именами числительными: пять карандашей, первый из вошедших, семеро смелых.

Прономинальные словосочетания – простые словосочетания, опорные компоненты которых представлены местоименими: мы с друзьями, кто-то из пришедших, о чём-то неизвестном.

Местоимённые словосочетания – то же, что и прономинальные словосочетания (см.).

Наречные словосочетания – простые словосочетания, опорные конпоненты которых представлены наречиями: весьма привлекательно, очень красиво, чрезвычайно сложно, наискосок от дома.

Адвербиальные словосочетания – то же, что и наречные словосочетания (см.).

Компаративные словосочетания – простые словосочетания, опорные компоненты которых выражены компаративами, т.е. прилагательными или наречиями в форме сравнительной степени: выше дома, быстрее лани, белее снега.

Смысловые отношения в словосочетании – те дополнительные абстрактные смыслы, которые возникают в результате установления связи между словами и ради выражения которых создаются словосочетания. Смысловые отношения, возникающие в словосочетаниях описываются с помощью терминов: объектные отношения (см.), субъектные отношения (см.), определительные отношения (см.), обстоятельственные отношения (см.), комплетивные отношения (см.)

Объектные отношения в словосочетаниивозникают между словом со значением действия, состояния, признака и наименованием предмета (в широком понимании), являющегося объектом, на который направлены или с которым связаны действие, состояние или признак. Объектные отношения выявляются с помощью вопросов косвенных падежей. (болеть – чем? – ангиной; способный – к чему? – к математике; наедине – с кем? – с другом). В зависимости от того, как осмысляется объект, объектные отношения подразделяются на подтипы, наиболее частотными среди которых являются: а) отношения прямого объекта: копать землю, любить родителей; б) отношения орудийного (или инструментального) объекта: копать лопатой, писать ручкой, работать на станке, приехать на поезде; в) отношения адресатного объекта: писать другу, купить (магнитофон) для сына; г) отношения содержания (или делиберативные отношения): заниматься музыкой, думать о поездке, болеть ангиной, учиться танцевать, научиться читать; д) отношения совместности: говорить с детьми, дружить с ребятами, находиться при друзьях, поехать вместе с родителями.

Субъектные отношения в словосочетании – смысловые отношения, реализуемые в словосочетаниях, в которых опорное слово обозначает действие или состояние, а зависимое слово указывает на субъект этого действия или состояния: рассказ учителя, гонимый ветром.

Определительные отношения в словосочетаниивозникают между наименованиями предметов и их признаков, свойств, качеств. Определительные отношения выявляются с помощью вопросов какой?, чей?, который?: веселый человек, пятый номер, шуба отца, платье в горошек, этот дом, смеющийся человек. Выделяются подтипы определительных отношений: а)качественно-определительные (красный цветок, превосходная затея, яркое солнышко, короткое платье, юбка мини); б)относительно-определительные (молочная бутылка, железная кровать, шуба из норки, девочка с косичками); в) посессивно-определительные (бабушкин халат, сестрина блузка, заячья нора, его ботинки, своя деревня); указательно-определительные (такая мысль, любой вопрос, иной подход, данное предложение); количественно-определительные (первый семестр, двадцатый номер).

Атрибутивные отношения – то же, что и определительныеотношения (см.).

Обстоятельственные отношения в словосочетанииотражают внутренние или внешние характеристики какого-либо признака, состояния, действия. Обстоятельственные отношения подразделяются на подтипы: образа действия (мило улыбаться, идти медленно), меры и степени (очень красивый, крайне трудно), сравнения (блестеть золотом, смотреть волком), временны е (прийти поздно, приехать через год, работать вечерами ), пространственные (расположиться у реки, уйти далеко), целевые (бродить без цели, поступить назло), причинные (поседеть от горя, сказать сгоряча), условны е (работать при содействии коллег, поддержать в случае опасности), уступительные (сделать вопреки требованиям, не выполнить несмотря на поддержку) и некот. др.

Синкретичные отношения в словосочетании комплексные отношения, т.е. отношения, представляющие собой своеобразный синтез двух (или более) типов отношений, например: отношения сравнительно-определительные (бородка клином), пространственно-определительные: сад при школе, поездка на море и т.д..

Комплетивные отношения – отношения восполнения семантически несамодостаточного главного слова в составе словосочетания. Термин «комплетивные отношения» используется в тех случаях, когда к отношению, выражаемому в том или ином словосочетании, невозможно применить ни один из известных терминов, таких как: объектные, субъектные, определительные, обстоятельственные. Словосочетания с комплетивными отношениями выполняют в предложении роль составного члена предложения: быть учителем, становиться взрослым, казаться веселым, оказаться горячим, стать врачом, начать работать, масса дел, пять книг, четверо друзей, группа студентов, много работы, большинство рабочих, несколько тетрадей и т.д.). При комплетивных отношениях содержательным центром является не опорный, а зависимый компонент словосочетания, поскольку именно он несёт основную семантическую нагрузку.

Сила подчинительной связи – степень необходимости зависимого компонента при опорном слове. Подчинительная связь может быть сильной (или обязательной) и слабой (или факультативной). О понятиях сильная подчинительная связь и слабая подчинительная связь см. в разделе «Синтаксическая связь».

Структурная схема словосочетания – абстрактный образец, по которому конструируется множество однотипных словосочетаний. Структурная схема обозначается с помощью знаков-символов, в которых обобщаются такие синтаксически существенные формальные признаки опорного и зависимого компонентов словосочетания, как: а) часть речи стержневого компонента: б) часть речи и форма зависимого компонента. В структурной схеме используются следующие знаки-символы: N (лат. nomen) – для обозначения имени существительного (нижним цифровым индексом при знаке N указывается падежная форма, например N2 – имя существительное в родительном падеже); V (лат. verbum) – для обозначения глагола в роли стержневого компонента словосочетания; Inf (infinitiv) – для обозначения инфинитива; A (лат. adjectivum) – для обозначения прилагательных и адъктивных форм других частей речи – порядковых числительных, местоимений-прилагательных, причастий; Adv (лат. adverbum) – для обозначения наречия (и деепричастия); Praed (лат. praedicatum) – для обозначения предикативного наречия (т.е. категории состояния); Num (лат. numerativum) – для обозначения количественного числительного; Pron (лат. pronomen) – для обозначения местоимения. Примеры: читать книгу, петь песню – VN4; зелёная трава, наш город, читающий ученик, первый экзамен – AN; вдалеке от дороги, направо от меня– Adv от N2; сумка с книгами, мы с друзьями – N с N5 .

 

Парадигма словосочетания – система всех возможных форм представления словосочетания в составе предложений. Количество членов в парадигме словосочетания зависит от морфологической характеристики стержневого компонента, ср.: наш дом, нашего дома, нашему дому, с нашим домом, о нашем доме; читать книгу, читаю книгу, читаешь книгу, читая книгу, читающий книгу и т.д.

Функциональная характеристика словосочетаний – характеристика словосочетания с точки зрения его функционирования в составе предложения. Выделяются словосочетания синтаксически разложимые (см.) и синтаксически неразложимые (см.).

Синтаксически разложимые ( или членимые) словосочетания – тип словосочетаний, синтаксические компоненты которых в составе предложения выполняют разные синтаксические функции. Примеры: писать письмо, шагать быстро, длинная дорога.

Синтаксически неразложимые ( или нечленимые) словосочетания – тип словосочетаний, которые включаются в предложение как единый блок, выполняющий функцию одного составного члена предложения. Примеры: Я не хочу внимать мрачным прорицателям; Старик с добрыми глазами снова заговорил со мной; Большинство присутствующих молчало.

Порядок компонентов простого словосочетания – линейное расположение компонентов словосочетания. Различаются два типа словопорядка в составе простого словосочетания – прямой порядок (см.) и обратный порядок (см.).

Прямой порядок компонентов простого словосочетания – наиболее обычный­порядок расположения компонентов словосочетания, отвечающий следующим требованиям: а) согласованный компонент располагается перед опорным именем: высокое дерево, прочитанная книга, отцов дом, моя ручка, первые цветы; б) управляемые компоненты располагаются после опорного (управляющего) слова получить зарплату, относиться с уважением, один из нас, красивее всех; в) для примыкающих слов таких общих правил не существует: они могут занимать позицию и перед и после опорного слова. Строгое правило существует только для примыкающего инфинитива: он должен находиться после опорного слова: можно идти, возможность учиться, рад встретиться, люблю читать.

Обратный порядок компонентов словосочетания – такойизменённый порядоккомпонентов словосочетания, при котором линейное положение компонентов словосочетания не отвечает установленным правилам. Обратный порядок компонентов словосочетания может наблюдаться в составе предложений: Задачи затейливые он решать любил (вместо: Он любил решать затейливые задачи).

Контактное расположение компонентов словосочетания – расположение компонентов словосочетания в составе предложения в непосредственной близости друг к другу.

Дистантное расположение компонентов словосочетания – расположение компонентов словосочетания в составе предложения в удалении друг от друга.

 

б) Сложное словосочетание

Сложные словосочетания – тип словосочетаний, состоящих из трёх и более компонентов: ясная синева весеннего неба; придатьрассказу язвительную окраску; всемирно известные изобретатели музыкальных инструментов.

Горизонтальная графическая схема сложных словосочетаний отражает последовательность связи компонентов сложного словосочетания в горизонтальной плоскости. См.:

 
 


всемирно известные изобретатели музыкальных инструментов

Вертикальная графическая схема сложных словосочетаний отражает иерархию зависимости компонентов в вертикальной плоскости. Выделяются вертикальные схемы трёх типов: а) параллельного подчинения (см.), б) последовательного подчинения (см.), в) смешанного подчинения (см.).

Вертикальная схема параллельного подчинения – графическое представлениеструктуры сложного словосочетания, в котором все зависимые компоненты непосредственно связаны с общим для них опорным компонентом. Вертикальные схемы параллельного подчинения подразделяются на два подтипа – вертикальные схемы однородного подчинения (см.) и вертикальные схемы неоднородного подчинения (см.).

Вертикальная схема однородного параллельного подчинения – графическое представлениеструктуры сложного словосочетания, в котором все зависимые компоненты словосочетания связаны между собой сочинительной связью и как единый сочинительный блок обнаруживают общую подчинительную связь с опорным компонентом. Например: дружить с мальчиками и девочками → дружить – с кем? – с мальчиками и девочками.

Дружить

с кем?

С мальчиками и девочками

 
 


Вертикальная схема неоднородного параллельного подчинения – графическое представлениеструктуры сложного словосочетания, в котором каждый зависимый компонент устанавливает собственные связи с общим для них опорным компонентом. Например: читать стихи вслух → читать – что?(стихи) и как? (вслух):

читать

что? как?

Стихи вслух

Вертикальная схема последовательного подчинения – графическое представлениеструктуры сложного словосочетания, в котором зависимые компоненты последовательно связаны друг с другом, в результате образуется цепь последовательного подчинения. Например: читать интересную книгу → читать – что? – книгу – какую книгу? – интересную. Графическая схема данного словосочетания:

читать

что?

книгу

какую?

Интересную

Вертикальная схема смешанного подчинения – графическое представление структуры сложного словосочетания, в котором одновременно представлены параллельное и последовательное подчинение. Пример: читать интересные книги зимними вечерами → (читать – что? – книги – какие книги? – интересные; читать – когда? – вечерами – какими вечерами? – зимними). Графическая схема данного словосочетания такова:

 

 

читать

что? когда?

книги вечерами

какие? какими?

Интересные зимними

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Общая характеристика

Предложение – одна из основных грамматических коммуникативных категорий синтаксиса, заключающая в себе какое-либо сообщение. Предложение может быть простым и сложным.

Простое предложение – минимальная единица человеческой речи, являющаяся средством формирования, выражения и сообщения мысли, передачи эмоций и волеизъявления; центральная коммуникативная синтаксическая единица, включающая в свой состав одно предикативное ядро (см.) и обладающая интонационной завершённостью. Простое предложение представляет собой центральную синтаксическую единицу. Статус центральности обусловливается следующими факторами: а) на материале простого предложения разрабатываются основные теоретические концепции синтаксиса предложения; б) в рамках простого предложения изучается большинство синтаксических категорий и явлений, таких как: предикативность (см.), модальность (см.), типология синтаксической связи, типология синтаксических отношений и т.д.; в) простое предложение представляет среду функционирования для синтаксемы и словосочетания; г) простое предложение является материалом для построения коммуникативных единиц более высокого уровня – сложного предложения (см. в соответствующем разделе словаря) и сложного синтаксического целого (см. в соответствующем разделе словаря).

Аспекты изучения простого предложения. Простое предложение характеризуется триединством признаков «форма – значение –функция» и соответственно в вузовском синтаксисе изучается в трёх основных аспектах – формальном (или структурно-грамматическом)(см.), семантическом (см.) и коммуникативно-функциональном (или коммуникативном) (см.).

Формальный (или структурный) аспект простого предложения составляют его конструктивные, формально-строевые признаки, к которым относятся прежде всего грамматическое членение (см. в соответствующем разделе словаря) и структурная схема (см. в соответствующем разделе словаря).

Структурно-грамматический аспект простого предложения – то же, что и формальный аспект простого предложения (см.).

Структурный аспект простого предложения – то же, что и формальный аспект простого предложения (см.) и структурно-грамматический аспект простого предложения.

Семантический аспект простого предложения составляют содержательные, информативные признаки разной степени абстрактности, выражаемые в простом предложении и создающие общее представление о его семантической структуре. Семантический аспект предложения в учебном синтаксисе описывается с помощью терминов диктум (см. в соответствующем разделе словаря) и модус (см. в соответствующем разделе словаря).

Коммуникативно-функциональный (или коммуникативный) аспект простого предложения составляют такие признаки предложения, которые принимают непосредственное участие в процессе функционирования предложения. Коммуникативно-динамические признаки простого предложения описываются с помощью терминов актуальное членение предложения (см. в соответствующем разделе словаря) и порядок слов (см. в соответствующем разделе словаря).

Структурный аспект

Простого предложения

 

Структурный аспект простого предложения составляютконструктивно-строевые признаки предложения. В учебном синтаксисе выделяются два основных конструктивно-строевых признака простого предложения: а) грамматическое членение и б) структурная схема предложения.

Структурно-грамматический аспект простого предложения – то же, что структурный аспект простого предложения.

а) Грамматическое членение

Простого предложения

Грамматическое членение простого предложения – выделение в составе простого предложения его минимальных строевых компонентов, называемых членами предложения (см.).Грамматическое членение определяется путем вопросов, задаваемых от одного компонента предложения к другому, и позволяет увидеть за линейной структурой предложения его иерархическую, т.е. позиционную структуру (см.), отражающую иерархию зависимости компонентов предложения друг от друга.

Член предложения – синтаксическая категория, отражающая роль, назначение компонента предложения в построении высказывания и в выражении мысли; это элементарная синтаксическая величина, представляющая собой предел грамматического членения простого предложения; структурно-строевой компонент (фрагмент) лексико-грамматического состава предложения, занимающий отдельную синтаксическую позицию (см.) в структуре предложения. Посредством понятия «член предложения» множество компонентов простого предложения обобщается в несколько типов, каждый из которых получает собственное терминологическое обозначение. Член предложения – это структурно-строевой компонент предложения, представленный синтаксемами или же синтаксически нечленимыми словосочетаниями (типа два карандаша, один из вошедших, начать работать и т.д.). Член предложения – это фрагмент лексико-грамматического состава предложения, занимающий отдельную синтаксическую позицию (см.) в его позиционной структуре (см.). Члены предложения отражают не только формальное, но и семантическое устройство предложения. Значит, члены предложения – это структурно-семантические компоненты предложения.

Синтаксическая позиция – место компонента в составе предложения, определяемое структурой мысли и валентностями слов, входящих в предложение. Словоформы, занимающие ту или иную позицию, получают статус члена предложения (см.).

Позиционная структура предложения – глубинная структура предложения, представляющая собой систему взаимосвязанных синтаксических позиций (см.), предопределяемых структурой передаваемой в предложении мысли. С семантической точки зрения, позиционная структура конкретного предложения включает весь набор позиций, определяемых структурой мысли. Со структурной точки зрения синтаксические позиции подразделяются на структурно обязательные (необходимые) (см.) и структурно необязательные (факультативные) (см.).

Структурно обязательные синтаксические позиции – к таковым относятся: а)позиции главных членов предложения и б)позиции обязательных их распространителей, т.е. таких распространителей, наличие которых обусловлено сильными валентностями главных членов предложения.

Структурно необязательные синтаксические позиции – к таковым относятся позиции таких второстепенных членов предложения, наличие которых не обусловлено сильными валентностями компонентов предложения.

Принципы классификации и типология членов предложения. Члены предложения обладают различными признаками, каждый из которых может быть положен в основу их классификации. Члены предложения классифицируются при учёте следующих принципов: 1) по роли в конструировании предложения выделяются главные члены предложения (см.) и второстепенные члены предложения (см.); 2) по типу выражаемых абстрактных смысловых отношений среди главных членов двусоставного предложения выделяются: подлежащее и сказуемое, в односоставных предложениях – единственный главный член глагольного или именного типа; среди второстепенных членов по типу выражаемых отношений выделяются дополнения, определения, приложения, обстоятельства; 3) по морфолого-синтаксическим признакам все члены предложения распределяются по двум типам: морфологизованные (см.) и неморфологизованные члены предложения (см.); 4) по способу синтаксического представления выделяются простые (см.)и составные члены предложения (см.); 5) по характеру обусловленности члены предложения распределяются по двум типам – структурно обусловленные (см.)и коммуникативно обусловленные (см.); 6) по способу вхождения в состав предложения классифицируются только второстепенные члены, подразделяясь на присловные и припредложенческие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.097 с.)