Классификация простых предложений



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация простых предложений



По количеству главных членов
двусоставные,односоставные.

По наличию второстепенных членов
нераспространенные,распространенные.

По наличию необходимых членов
полные,неполные.

По наличию конструкций
осложненные,неосложненные.

По синтаксической членимости

членимые,нечленимые.

По характеру отношения к действительности
утвердительные,отрицательные.

Типы односоставных предложений:

1. С главным членом - подлежащим:

  • назывные (или номинативные! - подлежащее выражено существительным, местоимением, количественно-именным сочетанием, стоящих в форме именительного падежа (Улица, фонарь, аптека. Вот мое любимая картина.).

2. С главным членом - сказуемым:

  • определенно-личные - сказуемое выражено глаголом в 1-м или 2-м лице, есть указание на определенное лицо (Сидите тихо! Пойду посплю.);
  • неопределённо-личные - сказуемое выражено глаголом в 3-м лице множественного числа, действие совершается неопределенными лицами (За окном громко и весело пели);
  • обобщенно-личные - сказуемое выражено глаголом во 2-м лице единственного числа, реже - в 1-м или 3-м лице множественно числа, можно мысленно представить подлежащее все, кто, каждый (без труда не вытащишь и рыбку из пруда).
  • безличные-форма глагола-сказуемого не выражает лица, выражают явления природы, физическое и психическое состояние живого существа и т.д. (Было холодно. Мне нездоровится.).

Склонение числительных.

Имена числительные, обозначающие целые числа, изменяются по падежам.

Склонение числительного один

 

  Единственное число Множественное число
Падежи Мужской и средний род Женский род Для всех родов
И. р д. в т. п. один, одно одного одному как И. или Р.; как И. одним (об) одном одна одной одной одну одной(-ою) (об) одной одни одних одним одни, одних одними (об) одних

Сказуемое и его типы

Сказуемое - главный член предложения, обозначающий действие, свойство, состояние того предмета, который назван подлежащим.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает (делал, будет делать, сделал, сделает) предмет? каков предмет? в каком состоянии находится предмет? Например: Кованый конь(чего не сделает?) не собьет копыта (Пословица); Вечер (каков?) тих и приятен.

Типы сказуемого:
простое глагольное сказуемо

составное сказуемое

составное глагольное сказуемое

составное именное сказуемое

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое - это такое сказуемое, лексическое и грамматическое значение которого совмещено в одной части (пою, спою, пел, спел, буду петь и т. д.).

Оно выражается:
1) глаголом в форме настоящего, прошедшего, будущего времени изъявительного наклонения: люблю (любишь, любит, любим, любите, любят), любил (, , ), буду любить (будешь любить, будете любить); глаголом в форме уловного наклонения: любил бы (любила бы, любили бы); глаголом в форме повелительного наклонения: люби (любите, пусть любят).
2) инфинитивом: Я за книжку, та - бежать (К. Чуковский);
3) усиленными глагольными формами типа бах, бац, прыг, скок: А волк вдруг скок к нему на полати (И. Крылов) (ср.: вскочил);
4) междометием и звукоподражательными словами: Татьяна ах! А он реветь... (А. Пушкин) (ср.: ахнула); Колокольчик динь-динь-динь (А. Пушкин);
5) фразеологическим сочетанием: Постой же, я выведу тебя на чистую воду (И. Гончаров) (ср.: разоблачу).

Составное сказуемое

Составное сказуемое имеет две части - основную и вспомогательную.
Основная часть передает лексическое значение сказуемого, вспомогательная - его грамматические значения (наклонение, время, лицо, число) и дополнительные лексические значения: Хочу учиться (хочу - вспомогательная часть, учиться - основная часть); Буду учителем (буду - составная часть, учителем - основная).
В зависимости от того, как выражена основная часть, составное сказуемое делится на глагольное и именное.

Составное глагольное сказуемое

Основная часть составного глагольного сказуемого - инфинитив: хочу надеяться, начну действовать, люблю путешествовать, рад сообщить.
Вспомогательная часть выражается глаголами со значениями:

 

  • возможности, желательности действия (мочь, хотеть, желать, надеяться, стремиться и т. д.);
  • начала, продолжения, конца действия (начать, продолжать, заканчивать, завершать и т. д.);
  • эмоциональности (любить, желать, бояться, страшиться, ненавидеть и т. д.);

а также краткими прилагательными (должен, рад, способен, согласен, готов и т. д.), например: Как только я входил в парк, сотни птиц начинали суетиться на ветвях (К. Паустовский); Между тем небо продолжало расчищаться (И. Тургенев); Воздух перестал струиться (И. Гончаров); Он мог только мечтать (К. Паустовский); Я страшился заглянуть в себя (И. Тургенев); Человек, должен стремиться к высшей, блестящей цели (А. Чехов); Я был готов любить весь мир (М. Лермонтов); Рад послушать я песню былую (С. Есенин); Андерсен любил придумывать свои сказки в лесах (К. Паустовский).

ПримечаниеКраткие прилагательные часто сочетаются с глаголом-связкой быть. Ср.: Я рад сообщить вам об этом. - Я буду (был, был бы) рад сообщить вам об этом. В настоящем времени связка нулевая (материально не выраженная).

Составное именное сказуемое

Основная часть составного именного сказуемого - имя (существительное, прилагательное, числительное), а также местоимение, причастие, наречие, слово состояния, междометие, цельное словосочетание и др. Например: Мой брат - учитель; Мой брат был (будет, станет и т. д.) учителем; Была без радости любовь, разлука будет без печали; Погода была чудесная; Земля велика и прекрасна; Он у нас самый правдивый; Их изба была третья с краю; Дважды два четыре.

Вспомогательная часть - это глаголы-связки:

 

  1. глаголы быть, бывать, заключаться и др., которые выражают только грамматические значения (наклонение, время и т. д.): Небо было закрыто мглой (К. Паустовский);


ПримечаниеВ настоящем времени эти связки могут иметь нулевое выражение. Нулевая связка обозначается значком O.

  1. глаголы стать, становиться, (с)делаться, (о)казаться, считаться, числиться, называться, именоваться и др., которые, кроме грамматического значения, имеют дополнительные лексические значения: Дама казалась рассерженной, невыспавшейся (А. Н. Толстой); Лисица стала и сытней, и жирней (И. Крылов);
  2. глаголы типа родиться, жить, расти, сидеть, лежать, стоять, возвратиться, работать и др., сочетающиеся с именами. Такие глаголы полностью сохраняют свое лексическое значение: Она обернулась ко мне бледная, как мрамор (М. Лермонтов); Я вышел из ванны свеж и бодр (М. Лермонтов); Ксения пришла домой задумчивая, тоскующая (В. Вересаев).

ПримечаниеВ научных грамматиках, кроме простых и составных, выделяются сложные сказуемые: сложное глагольное (типа хочу начать работать); сложное именное сказуемое (хочу работать учителем).

13-18.Литературно-Худо́жественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.

· Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. («Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»). Любая часть речи в переносном значении.

· Метони́мия —др.-греч. μετονυμία — «бред», от μετά — «над» и ὄνομα/ὄνυμα — «имя») — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. д.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении. Метонимию следует отличать от метафоры, с которой её нередко путают, между тем как метонимия основана на замене слова «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель вместо класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот, и т. п.), а метафора — «по сходству». Частным случаем метонимии является синекдоха. (Все флаги в гости будут к нам", где флаги замещают страны.)

· Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

Местоиме́ние — самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики и указывающая на них, их отношение к иным предметам, явлениям и т. д.

Местоимения-существительныея, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.:

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?);
  • изменяются по падежам;
  • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные;

2. Местоимения-прилагательныемой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.:

  • указывают на признаки предметов;
  • отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?);
  • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
  • изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам.

Местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (ср.: – Который час? – Пятый);

3. Местоимения-числительныесколько, столько, несколько:

  • указывают на количество предметов;
  • отвечают на вопрос (сколько?);
  • связываются с существительными, как количественные числительные;
  • обычно изменяются по падежам;

4. Местоимения-наречиятак, там, потому, где, куда и др.:

  • указывают на признаки действий;
  • отвечают на вопросы наречий (как? куда? когда? где? почему? зачем?);
  • не изменяются, как и наречия;
  • связываются с глаголами так же, как и наречия.

14.Прогрессия текста с однонаправленным данным. Информация текста может развиваться в одном или нескольких направлениях. Данноетекста однонаправленное, если в предложении, содержащем коммуникативную задачу, один смысловой центр (только одно данное).Информация текста в таком случае развивается в одном направлении.

Прогрессия текста с разнонаправленным данным. Чтобы понять, каким образом может быть выбрана данная информация текста и как от этого зависит его структурно-смысловое развитие, необходимы знания не только об однонаправленном данном, но и о разнонаправленном.

Данное текста разнонаправленное, если в предложении, содержащем коммуникативную задачу, несколько смысловых центров Информациятекста в таком случае развивается в нескольких направлениях.

15.Причастным оборот - это причастие с зависимыми от него (причастия) словами. Причастный оборот является одним членом предложения, а именно определением и относится к существительному, то есть главное слово, от которого задаем вопрос к причастному обороту - это существительное.

Причастный оборот может стоять в начале предложения, в середине предложения и в конце предложения.

Правила обособоления (выделения знаками препинания) причастного оборота таковы

  • Если причастный оборот стоит после главного слова, то он выделяется запятыми. Например: Я увидел мальчика, /бегущего берегом реки/. Мальчика (какого?) бегущего берегом реки (это причастный оборот, в примере он выделен вертикальными черточками). Этот причастный оборот выделяется знаками препинания, так как стоит после главного слова. В данном случае выделяется запятой, а в конце предложения стоит точка.

Следующий пример того, когда причастный оборот стоит в середине предложения после главного слова и выделяется знаками препинания. Наример: Яблоня, /посаженная несколько лет назад/, только в этом году зацвела.

  • Если причастный оборот стоит перед главным словом, то он знаками препинания на письме не выделяется. Вот такой пример: /Посаженная несколько лет назад/ яблоня в этом году зацвела. Яблоня (какая?) посаженная несколько лет назад.

16. СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Содержащаяся в предложении мысль завершена лишь относительно: закончена синтаксическая форма, структура предложения, в которой заключена эта мысль, — сама же мысль не завершена и требует своего развития. Возможно продолжение, развитие мысли только в подобной же синтаксической форме, то есть в другом предложении. Несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, называется текстом (от лат. textum — ткань, связь, соединение).

Очевидно, что все предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Между двумя соседними предложениями текста есть смысловая связь. Причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. Смысловые отношения между предложениями различны: содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; содержание двух или нескольких предложений могут быть сопоставлены одно с другим; содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или прояснять один из его членов, а содержание третьего — смысл второго и т.д.

Таким образом, любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам, т.е. предложения, объединяемые развитием одной мысли, могут соединяться в тексте цепнойили параллельной связью. В публицистическом стилепредставлены все виды цепной связи.

Но наиболее полно соответствующими природе я задачам публицистического стиля следует признать цепную синонимическую, цепную местоименную и цепную местоименную синонимическую связи с их широкими возможностями комментирования и оценки содержания высказывания:

 

Олег Меньшиков — первый русский актер, удостоенныйпремии имени Лоуренса Оливье.Эта премиябыла вручена ему в Лондоне в апреле 1992 года за роль Есенина в спектакле "Когда она танцевала", где Олег играл в паре со знаменитой Ванессой Редгрейв.Эта престижная ежегодная премия— нечто вроде американского "Оскара" у кинематографистов. Она представляет собой достаточно тяжелый бюст Оливье в костюме ГенрихаVи диплом в рамке под стеклом. Никаких долларов к перечисленным аксессуарам не прилагается, но престиж, разумеется, дороже любых денег,темболее для актера, получившегоэту наградувпервые.

Склонение существительных

Изменение слов по падежам называется склонением.
Существует три склонения имен существительных.

  • Первое склонение.

К первому склонению относятся имена существительные женского рода с окончанием -а (-я) в именительном падеже единственного числа (страна, земля), а также существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями (юноша, дядя).

  • Второе склонение.

Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (берег, день), а также с окончаниями -о, -е (домишко, домище) и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже единственного числа (слово, здание).

  • Третье склонение.

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.

  • Разносклоняемые имена существительные.

Десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-го склонения -и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем (-ём).

  • Несклоняемые имена существительные.

Несклоняемыми называются существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.
Среди них имеются как имена нарицательные (кофе, радио, кино, жюри), так и имена собственные (Гёте, Золя, Сочи).

 

24-30

 

Структура текста

СТРУКТУРА ТЕКСТА — составные части текста, связанные между собой в единое целое, которым является произведение.

Эти части: 1) слова и словосочетания; 2) предложения; 3) фразы; 4) сверхфразовые единства, в которые объединяются единством темы несколько фраз (сверхфразовые единства 1-й ступени); 5) сверхфразовые единства 2-й ступени (они объединяют сверхфразовые единства 1-й ступени более общей темой); 6) сверхфразовые единства 3-й ступени (они объединяют сверхфразовые единства 2-й ступени еще более общей темой) и т. д.; 7) рубрика (подраздел низшей ступени — напр., параграф), выделяемая заголовком и являющаяся сверхфразовым единством следующей ступени (объединяющая, напр., сверхфразовые единства 3-й ступени); 8) рубрика следующей ступени (напр., глава), выделяемая своим заголовком и объединяющая несколько рубрик низшей ступени, и т. д. Некоторые сверхфразовые единства выделены еще и графически как абзац.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.013 с.)