Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сложные предложения усложнённой структуры

Поиск

С РАЗНОТИПНОЙ СВЯЗЬЮ

 

Сложные предложения усложнённой структуры с разнотипной связью – многочленные сложные предложения, между предикативными единицами которых использованы разные типы связи в различном их сочетании – а)сочинение и подчинение, б)сочинение и бессоюзие; в)бессоюзие и подчинение; г)сочинение, бессоюзие и подчинение. Такие предложения имеют два и более уровней членения (см.).

Сила связи – этим понятием обозначается степень тесноты связи. Подчинение свидетельствует о тесной (несвободной) формально-семантической связи компонентов, что даказывается невозможностью отделения частей сложноподчиненного предложения знаками конца, то есть точкой или восклицательным и вопросительным знаками. Сила сочинительной и бессоюзной связи определяется по формальным и содержательным параметрам связи. С формальной точки зрения сочинение и бессоюзие представляют собой свободную связь.

Уровень членения – ступень в последовательном членении многочленных сложных предложений до получения сложных предложений минимальной структуры. При определении уровней членения учитывается сила связи (см.). На первом уровне выделяются части, связанные слабой связью, т.е. сочинением илибессоюзием. На последующих уровнях членения – части, связанные подчинительной связью.

Сложные предложения усложнённой структуры с сочинением и подчинением – многочленные сложные предложения, в составе которых посредством сочинительной связи соединяются части, представляющие собой сложноподчинённые предложения или же сочетание простых и сложноподчинённых предложений. В таких сложных предложениях на первом уровне членения реализуется сочинительная связь как связь более свободная. На втором уровне членятся те сочинённые части, которые представляют собой сложноподчинённые предложения. Пример: 1)Все говорят, 2)что здоровье дороже всего, но 3)никто этого не соблюдает. Уровневая схема данного предложения такова:

 
 


1

но 3

 
 


что

2

       
   
 
 


Сложное предложение усложнённой структуры с сочинением и бессоюзием – многочленное сложное предложение, предикативные части которого связаны сочинительной и бессоюзной связью. Пример: 1) Лес щедр на развлечения: то 2)с ветки на ветку перескочит белка, то, 3)оглушительно захлопав крыльями, вырвется из орехового куста тетёрка, то 4)остановимся возле муравьиной кучи.

       
   
 
 


1:

2 то 2, то 3, то 4

Сложное предложение усложнённой структуры с бессоюзием и подчинением – многочленное сложное предложение, между предикативными частями которого реализуются бессоюзная и подчинительная связь. Пример: Андрей опять подумал: что бы ни случилось, он, наверное, всегда будет чувствовать себя виноватым.

Сложное предложение усложнённой структуры с сочинением, бессоюзием и подчинением – многочленное сложное предложение, между предикативными частями которого реализуются сочинение, бессоюзие и подчинение.. 1) Хочется спать, и 2) чувствуешь, 3) как сладко и крепко заснул бы, но 4) негде прилечь:5) всё занято.

1 и 2 но 4: 5

                           
   
     
 
       
 
   


3

       
   
 
 

 


ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

 

Чужая речь – это высказывание другого лица, включенное в авторское повествование. Пример: «Мы в ответе за всех, кого мы приручаем», – сказал Антуан де Экзепюри.

Прямая речь – это форма точной передачи чужой речи (см.) с буквальным воспроизведением ее лексического наполнения и особенностей синтаксического построения. В текстах художественной литературы прямая речь используется с целью создания речевой характеристики персонажей.

Предложение с прямой речью – это особая синтаксическая конструкция, состоящая из двух частей – из слов автора (см.) и прямой речи (см.). В отдельных случаях прямая речь в составе предложения с прямой речью может представлять целый текст, состоящий из нескольких предложений. Например: Немецкий лютеранский пастор рассказывал: «Когда убивали евреев, я молчал, потому что я не еврей. Когда сажали коммунистов, я молчал, потому что я не коммунист. Когда били католиков, я молчал, потому что я не католик. Когда пришли за мной, не было уже никого, кто мог бы сказать хоть одно слово в мою защиту».(Газета.)

Слова автора – это часть предложения с прямой речью, принадлежащая собственно автору. Слова автора выполняют вводящую функцию, они вводят прямую речь в повествование, поэтому в словах автора используются глаголы со значением сообщения, речи, мысли, вопроса (сказать, промолвить, спросил, выкрикнул, приказал и под.), а также существительные типа просьба, приказ, ответ, вопрос и т. д. Слова автора могут занимать любую позицию по отношению к прямой речи. Если слова автора стоят перед прямой речью, то вся конструкция напоминает бессоюзное предложение. Если слова автора используются в середине прямой речи, то они приобретают статус вставочной конструкции (вставки): «Нет, – отвечает Иван, – никуда идти я не намерен».

Авторские слова ­ – то же, что и слова автора (см.).

Косвенная речь – передача содержания чужой речи в форме придаточного предложения. Главное предложение состоит из слов автора. Косвенная речь передает содержание чужой речи. В косвенной речи личные и притяжательные местоимения, формы лица глаголов употребляются не с точки зрения говорящего, а с точки зрения лица, передающего содержание чужой речи. Например: Иванов представил себя: «Я учитель. Работаю в сельской школе.» – Иванов представил себя, что он учитель, работает в сельской школе.

Несобственно-прямая речь – форма передачи чужой речи, сочетающая в себе элементы прямой и косвенной речи. В несобственно-прямой речи в той или иной степени отражаются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, сохраняется эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. В результате создается двуплановость высказывания: передается речь персонажа, его мысли и настроения, но говорит за него автор. Например: Иван воскликнул: «Как же, так я и соглашусь на это!» – Иван был против. Как же так он и согласится на это!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.126.241 (0.008 с.)