Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техника сложного предложенияСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сложное предложение как конструкция конструкций. Обзор классификаций сложного предложения, известных отечественной синтаксической традиции: «аналогическая», союзоцентрическая и структурно-семантическая. Ограниченность и невозможность быть последовательным для каждого из этих подходов. Синтетичность структурно-семантической классификации сложного предложения и «спаянность» трех аспектов сложного предложения. Вычленение технического компонента в устройстве сложного предложения. Обзор техники сложного предложения «от простого к сложному» (т. е. специализированному). Бессоюзная (нулевая) техника; вспомогательные средства из состава предикативных единиц: валентности слова, местоименные слова. Техника местоимений – отождествительные, относительно-распространительные конструкции. Союзная техника – расчлененные и нерасчлененные конструкции, семантические и асемантические союзы, союзы сочинения и подчинения. Комбинация технических средств сложного предложения: местоимения + асемантический союз (вмещающие и фразеологические конструкции), обязательность/факультативность местоимения в изъяснительных конструкциях, возможность расчленения непервообразных союзов. Частицы как вспомогательные средства связи союзных конструкций (фразеологизированные конструкции): не, еще не, уже, едва, было – с союзом как; требование союзов к оформлению предикативных частей сложного предложения. Основные типы сложносочиненных предложений: предложения открытой и закрытой структуры и их виды. Основные типы сложноподчиненных предложений: предложения расчлененной и нерасчлененной структуры и их виды. Бессоюзные предложения типизированной и нетипизированной структуры. Вопрос о структурной схеме сложного предложения. Сложные предложения минимальной конструкции, образованные однократным применением одного вида синтаксической связи; сложные предложения усложненной конструкции, образованные применением нескольких видов связи или неоднократным применением одного вида связи, как комбинации минимальных конструкций. Смысловая организация сложного предложения. Полипропозитивность как типичное свойство сложного предложения. Явления асимметрии формальной и смысловой организации сложного предложения. Коммуникативная организация сложного предложения. Порядок частей в сложных предложениях, допускающих его варианты. Вопрос об актуальном членении сложного предложения. Парцелляция и вставность в сложном предложении. Текст как конструктивное целое Вопрос о единицах синтаксиса текста. История формирования представлений о тексте как конструкте, связь с актуальным синтаксисом. Строение текста как развертывание темы и обогащение рематического содержания, объединение конструктивных и лексических средств в конструктивном аспекте текста, особая роль местоименных слов. Тематические прогрессии и рематические доминанты как основные «несущие» элементы текста, формальные средства их выражения. Устройство текста как фактор отбора конструкций простого и сложного предложения. Текст и метатекст. Интродукция текста: существование, номинация, идентификация и характеризация (Н. Д. Арутюнова). Текст и дискурс.
III. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ И СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ Введение в современный синтаксис Трехаспектный анализ высказывания Проанализируйте стихотворение М. Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась...». Рассмотрите составляющие его высказывания в плане: а) выражения в них предикативности; б) дифференциации трех аспектов их устройства.
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась.
Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.
Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. 16 августа 1916
Литература. Белошапкова, 2003. С. 606 - 614, 681 - 688; Краткая русская грамматика, 1989. С. 404 - 415; Тестелец, 2001. С. 19 - 28; *Бенвенист, 2002; *Виноградов, 1958. Семантический синтаксис
2. Противопоставленность диктума и модуса в предложении. Простая и сложная модусная перспектива высказывания Проанализируйте высказывания из книги Г. Л. Нефагиной «Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х годов ХХ века» (Минск, 1998), выделите в них модус и диктум, определите тип модусной перспективы.
1) Истоки соцарта лежат в смеховой культуре, но впервые качественно новое выражение этой культуры, уже именно соцартистское, проявилось в живописи, в упражнениях художников Комара и Меламида, которых считают зачинателями соцарта, затем в творчестве художников Э. Булатова, Б. Орлова, Р. Лебедева, Г. Брускина. Их работы — поначалу чистая игра с официозом, с классической цитатой. Если, допустим, написать «Коммунизм — это молодость мира» и подписаться конкретной фамилией, то это тоже будет соцарт, но в своем первом, зачаточном виде. Именно так начинали Комар и Меламид. Лозунг «Наша цель — коммунизм» В. Комар, А. Меламид» приобретал уже совершенно иной смысл, нежели без подписи. 2) Как во многих сказках, в "Кроликах и удавах" Ф. Искандера есть эпилог, который переводит сказочную условность в разряд реальной действительности. Писатель изобразил сообщество скрепленных взаимным рабством покорных холопов и развращенных властью хозяев. И те и другие в тоталитарном государстве скованы страхом. И в эпилоге Ф. Искандер размышляет о возможной реакции на сказку. Он говорит о двух типах слушателей: мрачнеющем и оптимисте. Оптимист посчитает, что все у кроликов не так уж плохо и можно выкарабкаться. По мнению Ф. Искандера, он плохо понимает суть. А вот мрачнеющий читатель видит всю глубину реальной пропасти, с него может начаться время перемен. Н. Иванова считает «Кроликов и удавов» антиутопией. Это верно лишь отчасти. 3) Перечень — это организованный, упорядоченный текст. Он обладает своим ритмом… Источники ритмичности перечня как воспроизведение ритма «космоса-гармонии» (О. М. Фрейденберг) возможно искать в искусстве барокко. В барокко мир представлялся как книга. И это «порождало художественную потребность создать книги, максимально адекватные миру во всем его многообразии» (М. Липовецкий). В барочную эпоху появились поэтические энциклопедии, словари, каталоги. Они должны были как-то систематизировать царящий вокруг хаос, внести порядок и гармонию, к которой так трагически стремились авторы барокко. 4) Герой книги Одиноков действительно ощущает себя в мире одиноким. С юности он чувствует непонимание окружающих. Постепенно формируется, с одной стороны, стремление уйти из быта, из реальной жизни в литературу, философию, так как на нем «лежит некая печать небытия», с другой, Одиноков — выразитель обыденного сознания. 5) По словам теоретика постмодернизма Ихаба Хассана, «постмодернист только разъединяет, фрагменты — это все, чему он еще может доверять. Позором для него становится «тотализация»: любой синтез, не важно, какой именно — социальный, познавательный, даже поэтический».
Нижеприведенный фрагмент из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» имеет сложную модусную перспективу, попытайтесь изобразить ее схематически, имея в виду представление о модусе как рамке диктума.
Понятно, что таким представлялось дело современникам. Понятно, что Наполеону казалось, что причиной войны были интриги Англии (как он и говорил это на острове св. Елены); понятно, что членам английской палаты казалось, что причиной войны было властолюбие Наполеона; что принцу Ольденбургскому казалось, что причиной войны было совершенное против него насилие; что купцам казалось, что причиной войны была континентальная система, разорявшая Европу, что старым солдатам и генералам казалось, что главной причиной была необходимость употребить их в дело; легитимистам того времени то, что необходимо было восстановить les bons principes (хорошие принципы), а дипломатам того времени то, что все произошло оттого, что союз России с Австрией в 1809 году не был достаточно искусно скрыт от Наполеона и что неловко был написан memorandum за № 178. Понятно, что эти и еще бесчисленное, бесконечное количество причин, количество которых зависит от бесчисленного различия точек зрения, представлялось современникам; но для нас – потомков, созерцающих во всем его объеме громадность совершившегося события и вникающих в его простой и страшный смысл, причины эти представляются недостаточными. Для нас непонятно, чтобы миллионы людей-христиан убивали и мучили друг друга, потому что Наполеон был властолюбив, Александр тверд, политика Англии хитра и герцог Ольденбургский обижен. Нельзя понять, какую связь имеют эти обстоятельства с самым фактом убийства и насилия; почему вследствие того, что герцог обижен, тысячи людей с другого края Европы убивали и разоряли людей Смоленской и Московской губерний и были убиваемы ими.
Литература. Белошапкова, 2003. С. 764 - 771; Шмелева, 1994. С. 3 - 7; *Арно, Лансло, 1998; *Арутюнова, 1976. С. 5 - 21; * Арутюнова, 1999. С. 1 - 94; *Виноградов, 1958;*Кронгауз, 2001. С. 229 - 246, 321 - 358; * Падучева, 1996. С. 233 - 243.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.74.27 (0.008 с.) |