Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в современный синтаксис

Поиск

Синтаксис как наука об устройстве коммуникативных единиц

Субъективность в языке (Э. Бенвенист) и коммуникативность. Коммуникативность и предикативность. Трехаспектность коммуникативных единиц (Ф. Данеш): формальный (конструктивный), семантический и коммуникативный (актуальный) аспекты. Поаспектная дифференциация синтаксической науки. Исторический комментарий к традициям трех синтаксических дисциплин, современные представления о задачах каждой из них. Синтаксические единицы: словосочетание, простое предложение и сложное предложение. Классификацион­ный подход к единицам в традиционном синтаксисе и поиск моде­лей при дифференциации представлений об объекте в современном.

Семантический синтаксис

Основные понятия

Семантический (номинативный) аспект предложения как новый синтаксический объект (60-е годы ХХ века). «Семантический компонент» учения о членах предложения, наблюдения языковедов 70 – 80-х гг. ХIХ века (Виноградов, 1958). Представления о смысловой организации предложения. Эксплицитные и имплицитные смыслы в зна­чении предложения. Основные типы имплицитных смыслов (пресуппозиция, следствие, коммуни­кативная импликатура, условия успешности речевого акта).

Основной принцип смысловой организации предложения – соединение объективного и субъектив­ного элементов, или диктума и модуса (Ш. Балли).

 

 

Модус

Модус как субъективное начало предложения. Модус и идея субъективности в языке Э Бенвениста. Модус и предикативность в понимании В. В. Виноградова. Современные направления изучения субъективного содержания предложения.

Состав модуса. Метакатегории – речевой, номинативный смыслы: понятие речевого жанра М. М. Бахтина, идеи теории речевых актов. Средства выражения метакатегорий, их склонность к имплицитному присутствию в высказывании, случаи экспликации метасмыслов. Идея метатекста А. Вежбицкой.

Актуализационные смыслы модуса – локализация в «мирах» – реальность/ирреальность, времени – сейчас/тогда/потом, пространстве – здесь/там. Персонализация – я/ты/они. Актуализационные смыслы и предикативность. Грамматические способы выражения актуализации. Абсолютная и относительная актуализация. Пробле­мы согласования времен.

Квалификативные смыслы модуса – авторизация, персуазивность, оценочность. Нулевые показатели авторизации и персуазивности. Вводные слова и конструкции на службе авторизации и персуазивности. Взаимодействие этих смыслов и их комплексные показатели (напр., якобы). Факультативность оценочности и мно­гообразие средств ее выражения. Интонация на службе оценочности.

Социальный аспект модуса. Его значимость для адресатно-ориентированных высказываний. Неграмматикализованность этого аспекта в русском языке (сравните с восточными языками). Выражение соци­ального аспекта в выборе номинаций, местоимения и социальный аспект.

Текстообразующая роль модуса. Понятие модусного ключа, модусного переключения. Удельный вес модуса в тексте.

Диктум

Диктум как объективная часть содержания предложения, «портретирующая» его часть. Способы описания объективного содержания предложения в современной синтаксической нау­ке.

Пропозиция как единица измерения диктума. Структура пропозиции: предикат и актанты, их типы и способы выражения. Актантная перспектива. Сирконстанты, атрибуты, их типы и способы выражения. Семантические типы слов по их роли в смысловой организации предложения.

Моно- и полипропозитивный диктум. Пропозитивность и предикативность. Способы представления пропозиции в предложении: финитные и нефинитные глагольные формы, субстантив, нуле­вые показатели пропозиции.

Типология пропозиций: событийные и логические пропозиции, их типы.

Припропозитивные смыслы – фазисность, негация, квантитативность, интенсивность.

Актуальный синтаксис

 

Основные понятия

«Открытие» актуального синтаксиса В. Матезиусом. Актуальный синтаксис как учение об актуальном членении. Тема и рема как составляющие актуального членения. Усложнение понятий. Формальный аппарат актуального членения в русском языке: порядок слов, интонация, грамматические структуры, служебные слова.

История актуального синтаксиса: работы И. П. Распопова, 0. Б. Сиротининой, П. Адамца, И. И. Ковтуновой. Актуальный синтаксис в практике вузовского и школьного преподавания родного языка.

Тема

Парадокс темы: менее значимая информативно, тема имеет большую текстообразующую значимость.

Типы тем: тема текстовая и авторская; тема данная и импликативная; выделенная и невыделенная тема.

Средства тематизации: порядок слов, интонация, повтор, анафора, перифраза, лексические отношения части и целого (партитивные), именительный темы, опережающая анафора, квазиуслов­ные конструкции, обороты типа «что касается».

Текстообразующая роль темы. Тематические прогрессии: линейная, константная и производная; тематический скачок (Ф. Данеш).

Рема

Единство ремы в противопоставленности теме и неоднородность ее элементов, понятие рематического центра, коммуникативный статус смыслового элемента как показатель коммуника­тивной неоднородности. Коммуникативный статус пропозитивных элементов содержания предложения и внутренняя дифференциация элементов пропозиции. Способы повышения/понижения коммуника­тивного статуса пропозиции: несказуемостное оформление, пар­целляция; коммуникативные различия оформления пропозиции неза­висимой предикативной единицей, придаточным предложением, «по­лупредикативным» оборотом.

Средства рематизации: порядок слов, частицы, парцелля­ция. Интонация как средство обозначения ремы.

Текстообразующая роль ремы: понятие рематической доминан­ты Г. А. Золотовой (предметная, качественная, акциональная, статуальная, импрессивная) и тип текста.

 

 

Конструктивный синтаксис

 

Конструктивный синтаксис как учение о формальной организации синтаксических единиц

Конструкция как основной объект конструктивного синтаксиса. Материал (компоненты) и связь в конструкции. Три раздела конструктивного синтаксиса: учение о синтаксической связи, учение о компонентах связи, учение о типах конструкций.

Исторический комментарий к дифференциации трех аспектов конструктивного синтаксиса, традиционная приоритетность учения о типах конструкций (синтаксических единиц), идеи А. М. Пешковского для развития учения о синтаксической связи, развитие их в работах В. А. Белошапковой. Значение идей Г. А. Золотовой для учения о компонентах синтаксической связи, словарь синтаксем.

Учение о компонентах синтаксической связи

Уровни синтаксической связи: словоформы, предикативной единицы, текстовых единств.

Слово и его синтаксические возможности (валентности). Семантика и синтаксические связи слова. Активная и пассивная валентность. Слово и форма слова в синтаксической связи. Синтаксическая типология форм слова (синтаксем) Г. А. Золотовой. Словарь синтаксем как исчисление синтаксических возможностей форм слова.

Изоморфизм синтаксической системы как аналогия трех уровней.

 

Учение о синтаксической связи

Двусторонний характер синтаксической связи: отношения компонентов и показатели связи.

Выраженная и невыраженная синтаксическая связь.

Показатели синтаксической связи. Привлечение различных средств «на службу» синтаксической связи: флексии, предлоги, местоименные слова. Интонация как показатель синтаксической связи. Порядок слов и синтаксическая связь. Пунктуация как отражение интонации в письменном тексте, собственные функции пунктуации.

Специфические показатели синтаксической связи – союзы. Понятие «второй союзный элемент», конкретизатор; союзы, допускающие второй союзный элемент.

Показатель связи и уровень. Универсальные и «одноуровневые» показатели связи. Комплексные показатели (который). Поня­тие текстовой скрепы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.145 (0.006 с.)