Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Можно ли понять русскую культуру через ключевые слова русского языка.

Поиск

Вообще говоря, поставленный вопрос (отсылающий к извест­ной книге А. Вежбицкой Understanding Cultures through Their Key Words) может ввести в заблуждение. Может показаться, что речь идет о каком-то заранее заданном множе­стве «ключевых» слов языка, относительно которых и ставится вопрос: не могут ли они способствовать пониманию культуры? Тогда неизбежно возникнет вопрос, как выявляется это мно­жество и на каком основании мы относим то или иное слово к «ключевым».

На самом деле само понятие «ключевого» слова уже со­держит в себе положительный ответ на заданный в заглавии вопрос. Можно считать лексическую единицу некоторого язы­ка «ключевой», если она может служить своего рода ключом к пониманию каких-то важных особенностей культуры наро­да, пользующегося данным языком. Поэтому исходный вопрос можно было бы переформулировать так: могут ли лексические единицы русского языка быть ключом к пониманию русской культуры?

Здесь существенна еще одна оговорка. Речь, разумеется, не идет о понимании русской культуры во всей ее целостно­сти. Так, важной составной частью русской культуры является, например, русский балет, но едва ли анализ лексической се­мантики русского языка даст нам ключ к пониманию каких-то его существенных характеристик. Речь должна идти о каких-то представлениях о мире, свойственных носителям русского язы­ка и русской культуры и воспринимаемых ими как нечто само­очевидное. Эти представления находят отражение в семантике языковых единиц, так что, овладевая языком и, в частности, значением слов, носитель языка одновременно привыкает к ним, а будучи свойственными (или хотя бы привычными) всем носителям языка, они оказываются определяющими для ряда особенностей культуры, пользующейся этим языком.

Иными словами, язык и образ мышления взаимосвязаны. С одной стороны, в языке находят отражения те черты внеязыковой действительности, которые представляются релевант­ными для носителей культуры, пользующейся этим языком; с другой стороны, овладевая языком и, в частности, значением слов, носитель языка начинает видеть мир под углом зрения, подсказанным его родным языком, и сживается с концептуализацией мира, характерной длясоответствующей культуры. В этом смысле, слова, заключающие в себе лингвоспецифичные концепты, одновременно «отражают» и «формируют» образ мышления носителей языка.

 

2) Произведите полный анализ текста по принципу «сверху вниз», т. е. от текста как целого к синтаксическим связям на уровне слова. Постройте анализ как ответы на вопросы:

а) О чем этот текст, или Каковы тематические прогрессии и
средства тематизации?

б) Каков тип текста, или Каковы рематические доминанты и средства рематизации?

в) Каковы типы пропозиций, составляющих объективную часть содержания текста (диктум), и средства выражения этого пропозитивного содержа­ния?

г) Каков метатекст в тексте и вообще модусная часть содержания?

д) Какова техника выражения субъективных значений?

е) Какие средства оформления сложного предложения использованы в тексте?

ж) Какие средства оформления простого предложе­ния использованы в тексте (список структурных схем, их форм и дериватов, средств расширения и распространения)?

з) Какие типы синтаксических связей реализованы в тексте (привести примеры всех видов связи, охарактеризовать несколько случаев подчинительной связи со стороны «поведения» зависимого и главного компонентов)? Обратите внимание на последовательность анализа – от смысловых различий к «технике» их воплощения (только три последних вопроса носят собственно «технический» характер, но и при ответе на них следует искать связь выбора «технического» средства со спецификой значений).

ПРОРОК ОСИЯ

В Иудее показывали мне немало легендарных мест: вот пещера, где скрывался пророк Иеремия, вот развалины дома, в котором жил пророк Осия...

«Начало слова господня к Осии. И сказал господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда: ибо сильно блудодействует земля сия, отступивши от господа...»

«И пошел он и взял Гомерь, дочь Дивлаима...»

Придержав верховую лошадь, проводник говорил:

– Вот здесь жил пророк Осия.

И я смотрел на груду неотесанных серых камней,– развалившийся остов первобытной хижины, проросшей ог­ромным кактусом, под которым торчали кое-где края разби­тых черепков... Ужели и впрямь тысячелетия тому назад жили они тут, Осия и Гомерь? Я долго стоял в оцепенении, думая о нем и о ней, глядя на безобразно завалившиеся камни, на толстые, усато-колючие лопасти кактуса, цветшего своим ядовитым желтым цветком...

«Книга Осии» одна из самых невразумительных и наибо­лее забытая из пророческих книг. Но история его личной жизни, будь она написана, не уступила бы, может быть, ни с чем несравненной «Книге Руфь». Ибо, по преданию, проро­ка Осию сделало пророком семейное горе: Гомерь была совсем девочка, а он был уже не молод; он был целомудрен, задумчив, грустен, а она, невзирая на свое детство, была безмерная блудница.

(И. А. Бунин.)

Литература. Арутюнова, 1976. С. 357 - 366; Вежбицка, 1978; Николаева, 1978; *Дымарский, 2001; *Золотова, Онипенко, Сидорова, 1998. С. 373 - 475; *Кронгауз, 2001. С. 255 - 265;*Крылова, 1992. С. 133 - 153; * Николаева, 2000. С. 411 - 437; * Падучева, 1996. С. 198 - 296;*Папина, 2002.

 

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ

Введение в современный синтаксис

Синтаксис как наука об устройстве коммуникативных единиц

Сформулируйте задачи "классификационного" и "модельного" подходов к синтаксическим фактам и преимущества или неудобства каждого из них. Каковы последствия того, что в школе представлен только классификационный синтаксис?

Какие темы раздела "Морфология" прямо связаны с изучением того языкового механизма, который, по Э. Бенвенисту, обеспечи­вает субъективность в языке? Назовите "наиболее синтаксичные" классы слов и морфологические категории в русском языке.

Литература. Белошапкова, 2003. С. 606 - 614, 681 - 688; Краткая русская грамматика, 1989. С. 404 - 415; Тестелец, 2001. С. 19 - 28; *Бенвенист, 2002; *Виноградов, 1958.

 

Семантический синтаксис

 

Основные понятия

Обратите внимание на то, что изъяснительная конструкция сложного предложения – главное, но не единственное средство эксплицитного выражения модуса. Попытайтесь представленные в тексте модусные смыслы выразить другими средствами.

Литература. Белошапкова, 2003. С. 764 - 771; Шмелева, 1994. С. 3 - 7; *Арно, Лансло, 1998; *Арутюнова, 1976. С. 5 - 21; * Арутюнова, 1999. С. 1 - 94; *Виноградов, 1958;*Кронгауз, 2001. С. 229 - 246, 321 - 358; * Падучева, 1996. С. 233 - 243.

 

Модус

Обратите внимание на то, что к любому высказыванию модусная анкета предъявляется полностью, однако показатели модуса могут в нем отсутствовать вовсе. Уметь анализировать модусное содержание – значит уметь прочитывать его в предложении, опираясь как на его показатели, так и на данные контекста.

Попытайтесь понятие транспозиции времен глагола прокомментировать с учетом знаний о модусе, в частности о модусном ключе.

Произнесите предложение Какой у него голос, изменяя интонацию так, чтобы изменился знак оценки. Познакомьтесь с описа­нием смысловых возможностей интонации в сфере модуса.

Литература. Арутюнова. 1976. С. 45 - 56; Белошапкова, 2003. С. 771-775, 880 - 902; Вежбицка, 1978. С. 402 - 421; Шмелева, 1994. С. 25 - 37; *Арутюнова, 1988; * Вежбицка, 1997. С. 55 - 86; *Кобозева, 2000. С. 240 - 247, 258 - 265; * Падучева, 2002; *Семиотика и информатика. Вып. 35. С. 184 - 226, 299 - 318.

 

Диктум

При анализе актантной структуры пропозиции пользуйтесь словарями терминов (см.: Золотова, 1988; Шмелева, 1994).

Обратите внимание на то, что одни и те же предикаты могут обозначать разные пропозиции, ср.: Она напомнила мне о своей матери, (СП речи) и Она напомнила мне свою мать (ЛП сходс­тва). Парадокс в том, что прочитывается пропозиция не только по имени пропозиции, а в соединении его с распространителями – именами актантов и даже сирконстантов. По этому принципу пост­роены обозначения пропозиций внутреннего мира человека – лю­бовь угасла, страсти кипят (см. об этом: Арутюнова, 1976. С. 93 - 111). Обратите внимание на то, что есть безактантные про­позиции (например, метеорологические) и безактантное представление пропозиций, например: приезд не состоялся. Выведение «за кадр» актантов в таких случаях всегда имеет определенный смысловой эффект, и его надо уметь «извлекать» при анализе.

Хорошо разберитесь с понятием актантной перспективы, вспомните, что вам известно о ней из курса морфологии. Пост­ройте все возможные обозначения для пропозиции, которая в од­ном из случаев может быть представлена предложением Он познакомил ее со своим товарищем.

Литература. Белошапкова, 2003. С. 775 - 785; Золотова, 1988; Шмелева, 1994. С. 7 - 25; *Арутюнова, 1999. С. 385 - 399, 737 - 792; *Башкова, 1993; *Богданов. 1977; * Вежбицка, 1997. С. 38 - 47; *Кобозева, 2000. С. 135 - 155, 198 - 240, 247 - 258; *Семиотика и информатика. Вып. 35. С. 146 - 152; *Системный анализ..., 1984; *Тестелец, 2001. С. 156 - 228; *Филлмор, 1981.

 

Актуальный синтаксис

 

Основные понятия

Обратите внимание на такой факт: есть три степени актуальной значимости информации – пресуппозиция, тема и рема, и в соответствии с этим есть три способа общения – с представлением в высказывании только рем, тема-рематических соединений и всех трех видов информации. Попробуйте перестроить проанализированные вами диалоги, используя все возможные способы общения.

Литература. Белошапкова, 2003. С. 796 - 811; *Кобозева, 2000. С. 247 - 258; *Ковтунова, 1986. С. 146 - 165; *Ковтунова, 2001; *Крылова, 1992. С. 5 - 68;*Сиротинина, 2003. С. 3 - 11, 148 - 159; * Тестелец, 2001. С. 437 - 466.

Тема

Обратите внимание на специфику актуального членения монологического текста сравнительно с диалогическим: необходимо ставить вопросы, которые как бы реконструируют ход авторской мысли и коммуникативных намерений, определяя в первую очередь тему каждого следующего высказывания.

Почему текстовая и авторская темы предпочитают разные средства?

Постройте для проанализированного текста схему тематических прогрессий.

Попытайтесь придумать небольшие тексты на заданные схемы тематических прогрессий.

Какие типы текстов заранее предполагают константную тематическую прогрессию?

Какие знания о теме представлены реально в школьном изу­чении синтаксиса?

Литература. Белошапкова, 2003. С. 796 - 811; *Кобозева, 2000. С. 247 - 258; *Ковтунова, 2001; *Крылова, 1992. С. 5 - 68;*Сиротинина, 2003. С. 3 - 11, 148 - 159; *Современный русский язык, 2003. C. 655 - 690.

Рема

Обратите внимание: фразовое ударение может быть автоматизированным и актуализированным, то есть значимым для актуального оформления высказывания. Сравните с грамматическим и актуализирующим порядком слов.

Анализировать актуальную устроенность высказывания будет легче, если помнить, что рема выделяется «по остаточному прин­ципу», а значит начинать надо с темы, она опознаваема в боль­шей степени, ее «прогнозируют» предшествующие высказывания.

Литература. Белошапкова, 2003. С. 796 - 811; Золотова, 2001. С. 300 - 320; * Золотова, Онипенко, Сидорова, 1998. С. 373 - 439; * Ковтунова, 2001; *Крылова, 1992; * Сиротинина, 2003.

 

Конструктивный синтаксис

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.213 (0.011 с.)