Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техника простого предложенияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Попытайтесь разобраться в том, где происходит различие «языка описания», а где понимание описываемого объекта в трех сопоставляемых системах анализа формальной организации простого предложения. Попытайтесь составить «синхронную таблицу» двух списков структурных схем предложения. Чем объясняется меньший объем списка «по Белошапковой»? Литература. Белошапкова, 2003. С. 688 - 743; Краткая русская грамматика, 1989. С. 415 - 466; *Грамматика современного…, 1970; *Тестелец, 2001. С. 229 - 235; *Шахматов, 2001. С. 49 - 273.
Парадигма предложения Обратите внимание на то, что определить схему предложения – это все равно, что определить исходную форму слова, скажем, именительный падеж существительного. Составьте список смыслов, осложняющих структурную схему; обратите внимание на характер смыслов – все они не собственно пропозитивные: модусные или припропозитивные. Вернитесь к понятию деривационной парадигмы в словообразовании, сопоставьте его с деривационной парадигмой предложения. Обратите внимание: дериваты слова считаются особыми лексемами, а дериваты предложения – реализациями той же структурной схемы. Возьмите простейшее предложение типа Гости приехали и составьте полный список его парадигматических видоизменений, т. е. обе парадигмы. Можете ли вы по основному виду предложения заранее предположить, какие из клеток парадигмы останутся нереализованными? На истории понятия «деривационная парадигма» проследите путь от наблюдения языкового явления до его теоретического осмысления на фоне языковой системы в целом. Этот же сюжет дает интересный материал для рассмотрения вопроса о взаимодействии лингвистических идей, например генеративной грамматики и формального синтаксиса. Обратите внимание на то, что проблемы конструктивного синтаксиса на этом участке решаются с последовательным применением данных семантического. Литература. Белошапкова, 2003. С. 744 - 764; Золотова, 1973. С. 205 - 226; Краткая русская грамматика, 1989. С. 467 - 478; *Белошапкова, Шмелева, 1981; *Тестелец, 2001. С. 235 - 247; *Шведова, 1969. Техника распространения предложения Обратите внимание на то, как для анализа распространения предложения важны данные о присловных синтаксических связях, о свободных формах слова, о свернутых предикативных единицах. Вспомните понятие коммуникативного статуса пропозиции и объясните, что стоит за выбором предикативного или «полупредикативного» оформления для пропозиции. Литература. Белошапкова, 2003. С. 733 - 743, 785 - 796; Краткая русская грамматика, 1989. С. 478 - 498; *Грамматика современного…, 1970; *Русская грамматика, 1980.
Техника сложного предложения Разберите предложения в четырех «системах координат»: 1) выявив технику, с помощью которой сконструировано предложение; 2) определив тип придаточного в понятиях аналогического подхода; 3) определив тип сложного предложения в рамках союзоцентрической концепции; 4) указав тип конструкции в терминологии структурно-семантического подхода. Отметьте случаи, когда в различных подходах фиксируется техника сложного предложения и когда она «не замечается». Обратите внимание на термины, описывающие типы сложных предложений в концепции В. А. Белошапковой, попытайтесь разобраться, когда термины структурны, а когда семантичны. Разберитесь внимательно с понятием расчлененность/нерасчлененность структуры сложного предложения в толковании В. А. Белошапковой. В чем его конструктивное и семантическое значение? Соотнесите проделанную вами работу по анализу техники сложного предложения с практикой такого анализа в школе. Как бы вы охарактеризовали подход, осуществляемый в школе? Помня, что сложное предложение – это конструкция конструкций, обратите внимание на значимость для конструктивного анализа устройства предикативных единиц. Отметьте случаи общих предикативных единиц для простого и сложного предложения и специфических для того и другого. Литература. Белошапкова, 2003. С. 811 - 868; Краткая русская грамматика, 1989. С. 514 - 623; *Крылова, 1992. С. 119 - 133; *Черемисина, Колосова, 1987; *Ширяев, 1986.
Текст как конструктивное целое Обратите внимание: анализ текста интегрирует все знания о трех синтаксисах – семантическом, актуальном и конструктивном, причем именно здесь становится ясным и даже очевидным, что первые два «задают задачи», а последний их выполняет, обслуживает. Еще раз прочитайте статью А. Вежбицкой «Метатекст в тексте». Почему метатекст всегда опознаваем в тексте? Опишите его формальные приметы. Вернитесь к понятию «пресуппозиция». Как оно помогает при анализе текста расшифровать и объяснить небуквальное следование правилу интродукции текста (см. о нем: Арутюнова, 1976)? Вернитесь к проблеме выраженности смыслов. Покажите на примере взятых для анализа текстов, как тип текста определяется степенью выраженности метатекста и логического компонента текста. Литература. Арутюнова, 1976. С. 357 - 366; Вежбицка, 1978; Николаева, 1978; *Дымарский, 2001; *Золотова, Онипенко, Сидорова, 1998. С. 373 - 475; *Кронгауз, 2001. С. 255 - 265;*Крылова, 1992. С. 133 - 153; * Николаева, 2000. С. 411 - 437; * Падучева, 1996. С. 198 - 296;*Папина, 2002.
V. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ Лабораторные работы Лабораторная работа № 1. «Модусный анализ текста» Подберите небольшой текст и сделайте его модусный анализ, предъявляя к каждому предложению модусную анкету, обобщите результаты анализа в связном тексте. Лабораторная работа № 2. «Диктумный анализ текста» Еще раз вернитесь к уже проанализированному тексту и сделайте его анализ со стороны диктума. Результаты анализа каждого высказывания необходимо обобщить и представить в виде связного текста. Постарайтесь при этом увидеть связь всех сторон содержания предложения.
Лабораторная работа № 3. «Актуальный анализ текста» Вернитесь к тексту, проанализированному в семантическом аспекте, и проведите его анализ в аспекте актуальной организации: а) определите темы всех его высказываний, их тип и средства тематизавди; б) составьте схему тематических прогрессий, организующих текст, используя символы Т 1, Т 2 и т. д.; в) найдите ремы и рематичские центры всех высказываний, указав средства рематизации; г) охарактеризуйте текст, опираясь на анализ рематических доминант, свяжите полученные данные с тем, что вам было известно о тексте до анализа. Обратите внимание на высказывания с двухступенчатым актуальным членением – на уровне пропозиций и внутри них. Это часто составляет сложность при выполнении работы. Представьте работу в виде размеченного текста и комментария к нему.
Лабораторная работа № 4. «Синтаксис слова и формы слова» Найдите небольшой текст и выберите из него 5 – 6 слов разных (знаменательных) частей речи и охарактеризуйте их синтаксические возможности, привлекая данные их семантики. Охарактеризуйте те формы, в которых они использованы в вашем тексте, используя словарь (Золотова, 1988). Найдите в тексте соединения, в которых участвуют предикативные единицы и постройте аналогичные конструкции для уровня словоформы. Помните, что связь может соединять не только одноуровневые компоненты, но и разноуровневые. Если такие конструкции будут в вашем тексте, дайте им подробную характеристику.
Лабораторная работа № 5. «Синтаксическая связь» Найдите текст, из которого можно было бы выбрать 5 случаев реализации разных связей и охарактеризовать их. Инструкция: анализ можно вести по следующей схеме – определить компонентную формулу связи – С+ФС, С+ПЕ, ФС+ФС, ПЕ+ПЕ; указать синтаксическое средство или показатель связи – флексия, союз, предлог, коррелятивная пара, комплекс показателей; квалифицировать вид связи – сочинение, подчинение, недифференцированная связь, – мотивировать свою квалификацию. Хорошо бы сопроводить анализ комментариями о механизме данного вида связи и семантических отношениях компонентов.
Лабораторная работа № 6. «Структура простого предложения» Найдите текст, в котором было бы не менее 7 предложений, построенных по разным структурным схемам. Дайте анализ структуры каждого из них в двух изученных системах – традиционного учения о членах предложения и концепции В. А. Белошапковой. Сделайте семантический комментарий к анализу структуры предложения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.143.118 (0.009 с.) |