Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Между производной и производящей основой

Поиск

(процессы, сопровождающие словообразование)

Существуют четыре вида дополнительных формальных различий между производной и производящей основой, которые условно назы­ваются процессами, сопровождающими словообразование; однако не­обходимо понимать, что речь идет не о историческом процессе образования новых слов, а о синхронном сопоставлении уже имеющихся в языке основ, одна из которых является с современной точки зрения производной для другой. Это:

1) чередование гласных и согласных: кошка —>■ кошеч-к-а (чередова­
ния к/ч, #/е), лев —>■ лъв-иц-а (чередования в/в ', е/#),

2) интерфиксация: пар + ходить —>■ пар-о-ход-0,

3) усечение производящей основы (не путать с сокращением как
способом словообразования, при котором одно только сокраще­
ние образует новое слово): резать —>■ рез-к-а,

4) наложение морфем: лиловый —>■ лиловатый (ср.: красный —>■
красн-оват-ыи).

Все эти процессы связаны с взаимоприспособлением морфем в слове.

О чередовании гласных и согласных в слове было сказано при рас­смотрении теоретических вопросов морфемики (см. выше).

Вторым процессом, сопровождающим словообразование, является интерфиксация. При соединении морфем в слове могут быть использо­ваны незначимые соединительные элементы, называемые интерфиксами. Основным видом интерфиксов являются соединительные элементы, ис­пользуемые при образовании сложных слов: -о- (сам-о-лет), -е- (пол-е-вод), -ух- (де-ух-этажный), -ёх- (тр-ех-этажный), -и- (пят-и-этажный). Такие соединительные гласные на стыке корней не являются морфемами в общепринятом понимании (хотя ряд ученых-лингвистов считает их мор­фемами с особым, соединительным значением). Иногда термин интер­фикс используется для описания более широкого круга явлений — всех соединительных элементов, использующихся в словообразовании и сло­воизменении. При этом выделяют следующие виды интерфиксов:

— в словообразовании:


1) соединительные элементы, используемые при образовании слож­
ных слов: -о- (сам-о-лет), -е- (пол-е-вод), -ух- (де-ух-этажный), -ё'х-
(тр-ех-этажнъш), -и- (пят-и-этажный)
и другие,

2) согласные-прокладки, вставляемые между корнем и суффиксом или
между двумя суффиксами; -л- (жи-л-ец), -е- (пе-в-ец), -J- (кофе-й-ный),
-т- (арго-т-ичесий), -ш- (кино-ш-ный);

— в словоизменении:

-)- Qiucmb-j-я), -ое- (сын-оеь-я), -ер- (мат-ер-и), -ен- (плем-ен-а). Функцию незначимых прокладок в словоизменении также выполняют гласные, не имеющие значения и закрывающие глагольную основу: -а-(пис-а-ть), -е- (гор-е-ть), -о- (пол-о-ть), -и- (люб-и-ть). Гласный, за­крывающий глагольную основу, — тематический гласный, или тема, — является интерфиксом не всегда. В ряде случаев в конце глагольной основы стоит видовой суффикс (реш-и-търеш-а-тъ) или суффикс, имеющий дополнительное значение кратности {прыг-а-тьпрыг-ну-ть), разнонаправленное™ (лет-е-тьлет-а-тъ) или направленности действия на объект / на самого себя (бел-е-тьбел-и-ть). Многие уче­ные, как и школьная грамматика, все закрывающие глагольную основу тематические гласные считают суффиксами, отмечая, что среди них есть как значимые, так и незначимые.

Вопрос о статусе интерфиксов решается в лингвистике неоднознач­но. Существуют следующие точки зрения на статус интерфиксов:

1) интерфиксы являются незначимыми межморфемными проклад­
ками — не морфемами, а строевыми единицами;

2) интерфиксы являются линейными наращениями морфов, пре­
имущественно аффиксальных, и формируют производные аффиксы;

3) интерфиксы являются линейными наращениями, но не аффик­
сальных морфем, а корневых, поскольку основное направление приспо­
собления морфем в русском языке регрессивное: суффикс вызывает
чередование в производящей основе или требует ее усечения;

4) интерфиксы являются морфемами с соединительным значением.
Третьим процессом, сопровождающим словообразование, является

усечение производящей основы, сопровождающее суффиксацию. Неко­торые суффиксы вызывают усечение {чита-ть + ец —> чт-ец), некото­рые — нет (чита-ть + тель —> чита-телъ).

Усекаться могут следующие звуки или их сочетания:

1) конечный гласный основы несклоняемых существительных: сам­
бо
—>■ самб-ист, пальто —>■ палът-ишк-о, резюме —>■ резюм-ирова-тъ;

2) гласный, стоящий в конце глагольной инфинитивной основы: ре-
за-тъ
—>■ рез-к-а, бега-тъ —>■ бег-ун, писа-тъ —>■ пис-ец;

3) группа звуков в конце производящей основы склоняемых сущест­
вительных: космос —>■ косм-ическ-ий, Челябинск —>■ челябин-ец.


Четвертое явление — наложение морфем. Если усечение произво­дящей основы легко выявляется при формальном сопоставлении произ­водной и производящей основы, то наложение как средство взаимопри­способления морфем можно выявить только в морфемном квадрате:

розов-ыйрозоват-ый,

кртсй-ыйкртсй-бвагЛ-ый.

Наложение — средство избежания повтора в слове одинаковых зву­ковых отрезков: лиловый + -оват> лиловатый вместо *лилововатый.

Наложение может быть на стыке корня и суффикса {лиловатый) или двух корней {лермонтовед <— Лермонтов + ведать; ср.: пушкин-о-вед). Помимо частичного наложения морфем возможно полное наложение: Курск + -ск> курский (ср.: Москва + -ск> москов-ск-ий).

Как данный материал отражен в учебных комплексах?

Чередования изучаются во всех трех комплексах, причем достаточно подробно и приблизительно одинаково (см. выше). В комплексах 1 и 3 они представлены при изучении морфемики. Было бы целесообразно вернуться к этому материалу в процессе изучения словообразования, особенно это касается комплекса 1, в котором разделы морфемики и словообразования разнесены по разным классам. В комплексе 2 чередо­вания изучаются после материала о способах словообразования.

Интерфиксация затрагивается во всех трех комплексах (без введения термина «интерфикс») при описании образования сложных слов.

Так, комплекс 1 отмечает, что «при образовании сложных слов ча­ще всего используются соединительные гласные о и е, а также и {шес­тилетки)». При этом предлагается следующая система записи: верхолаз <— верх, лазить, то есть интерфикс подчеркивается.

Комплексы 2 и 3 выделяет «соединительные гласные о и е», ис­пользуемые при образовании сложных слов.

Как мы видим, все комплексы выделяют только один вид интерфик­сов — соединительные элементы на стыке корней, при этом рассмат­риваются только наиболее распространенные интерфиксы — one. Комплекс 1 также говорит об элементе и, однако он так же частотен, как и ух, ех (являющиеся по происхождению окончаниями количественных числительных: шестилетки, двухлетки, трехлетки), и его выделение из этого ряда неоправданно.

Непонятно, как комплексы 2 и 3 предлагают обозначать соедини­тельные гласные при морфемном и словообразовательном разборе сло­ва (комплекс 1 предлагает подчеркивание). Помимо подчеркивания, можно предложить выделять соединительный элемент скобками: лес(о)степь. Такое обозначение, может быть, даже более целесообраз­но, поскольку оно графически отделяет, как бы выводит интерфикс из состава морфем слова. Основу слова интерфикс не прерывает.


Поскольку интерфиксы на стыке корня и суффикса или на стыке двух суффиксов не упоминаются, логично предположить, что они долж­ны быть присоединены к соседней морфеме. Но к какой? Это должно быть решено с опорой на алгоритм морфемного членения, предложен­ный в данном комплексе. Если морфемное членение осуществляется с опорой на словообразовательную цепочку (как в комплексах 1 и 3), то интерфикс, естественно, должен быть присоединен к последующему суффиксу, поскольку он отсутствует в производящей основе и присут­ствует в производной: пе-вец <— петь. Комплекс 2 при морфемном раз­боре в первую очередь выделяет корень как общую часть родственных слов. При таком подходе интерфикс также отходит к суффиксу, по­скольку он отсутствует в родственных словах.

Интерфиксы, используемые в словоизменении существительных, при­нято считать наращениями корня {матьматер-и), а тематические согласные в глаголе обозначать как суффиксы (чит-а-ть).

Наложение морфем ни в одном из комплексов не рассматривается, и это оправданно, так как наложение является очень редким явлением в языке.

Об усечении производящей основы при присоединении суффикса также не сказано, хотя в методических рекомендациях к комплексу 1 упоминается об усечении производящей основы как о возможном сред­стве, сопровождающем словообразование. Представляется, что инфор­мация о возможности усечения производящей основы при словообразо­вании является не лишней, поскольку ее отсутствие затемняет вопрос о том, с каким сегментом производящего слова надо сравнивать произ­водную основу.

Комплекс 1 в производящих предлагает выделять только ту часть основы, которая вошла в производное, наприм ер, ее$х, р азить —>■ верхо^ лаз.

Комплекс 3 поступает аналогичным образом. Так, например, в нем приводятся такие схемы-иллюстрации: (покуп с&тъ + телъ —>■ покупатель, (щрепле пр-ат ь + чиц —>■ переплётчица.

Как мы видим, в первом случае производящая основа полностью вошла в производную, а во втором — нет. Это дезориентирует учащих­ся. Поэтому целесообразно использовать такую систему записи: в про­изводящем выделить его основу полностью, затем сопоставить ее с ос­новой производного слова. Если часть ПЩ основы не вошла в производ­ную (далее — ПН) основу, перечеркнуть не вошедший сегмент: перепле-та-ть + чиц —>■ переплётчиц-а.


Образование слов разных частей речи

Слова любой части речи (как самостоятельной, так и служебной) мо­гут быть непроизводными или производными.

В русском языке представлены следующие синхронические способы образования самостоятельных частей речи: Существительное:

приставочный, при котором происходит образование существитель­ных от существительных: город —>■ при-город,

суффиксальный, при котором происходит образование существительных от

— существительных: стол —>■ стол-ик,

— прилагательных: синий —>■ син-ев-а, синь-0,

— глаголов: бежать —>■ бег-отн-я, бег-0,

— числительных: сто —>■ сот-н-я, двое —>■ двой-н-я,

— наречий: сообща —>■ сообщ-ник, почему —>■ почему-чк-а,
приставочно-суффиксальный, при котором существительные образу­
ются от

— существительных: окно —>■ под-окон-ник,

— глаголов: служить —>■ со-служи-вец,

— прилагательных: полярный —>■ за-поляр-j-e,

сложение, в том числе с сокращением: лес + степь —>■ лесостепь, Мос­ковский государственный университет —>■ МГУ,

усечение: специалист —>■ слег/,

субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий (субстанти­вированные причастия, как уже было сказано, могут считаться суф­фиксальными производными от глаголов),

сложение с суффиксацией: земля + делать —>■ земл(е)дел-ец.

Прилагательное:

приставочный, при котором прилагательные образуются от прилага­тельных: огромный —>■ пре-огромный,

суффиксальный, образующий прилагательные от

— прилагательных: синий —>■ син-еньк-ий,

— существительных: осень —>■ осен-н-ий,

— глаголов: читать —>■ чита-льн-ый,

— числительных: двое —>■ двой-н-ой,

— наречий: внутри —>■ внутр-енн-ий,
приставочно-суффиксальный: берег —>■ при-бреж-н-ый,
сложение: русский + английский —>■ русско-английский;
сложение с суффиксацией: кривой + бок —>■ крив(о)бок-0-ий.
Числительное:


Числительные образуются от числительных следующими способа­ми:

суффиксальный: два —>■ дв-адцать, пять —>■ пят-надцатъ, два —>■ de-oj-e, сложение: три + сто —>■ триста; Местоимение

Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь: кто —>■ ни-кто, не-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь. Глагол:

приставочный — от глаголов: бежать —>■ про-бежать, суффиксальный, при котором глаголы образуются от

— глаголов: перечитать —>■ перечит-ыва-ть,

— прилагательных: красный —>■ красн-е-ть,

— существительных: партизан —>■ партизан-и-ть,

— числительных: <3еое —>■ дво-и-ть ('разделять надвое'),

— междометий: ах —>■ ах-а-ть,
постфиксальный — от глаголов: мыть —>■ мыть-ся,
приставочно-суффиксальный, которым глаголы образуются от

— существительных: тень —>■ за-тен-и-ть,

— прилагатеельных: прямой —>■ вы-прям-и-ть,

— числительных: трое —>■ у-тро-и-ть,

— глаголов: любить —>■ недо-любл-ива-ть,
приставочно-постфиксальный — от глаголов: прыгать —>■ рас-пры-

гать-ся,

суффиксально-постфиксальный — от прилагательных и существитель­ных: видный —>■ видн-е-ть-ся, толпа —>■ толп-и-ть-ся,

приставочно-суффиксально-постфиксальный — от существитель­ных и глаголов: банкрот —>■ о-банкрот-и-ть-ся, звонить —>■

сложение: /и/?ус) + устроить —>■ трудоустроить,

сложение с аффиксацией: лш/> + творить —>■ у-мир(о)творить.

Наречие:

приставочный — от наречий: долго —>■ не-долго, как —>■ кое-как,

суффиксальный, которым наречия образуются от

— существительных: зима —>■ зим-ой,

— прилагательных: хороший —>■ хорош-о,

— числительных: /и/?м —>■ тр-ижды,

— глаголов: лежать —>■ леж-а,

— наречий: хорошо —>■ хорош-енько,
приставочно-суффиксальный, которым наречия образуются от

— прилагательных: новый —>■ по-нов-ому, давний —>■ из-давн-а,


— существительных: верх —>■ в-верх-у,

— числительных: двое —>■ в-дво-ем,

— глаголов: догонять —>■ в-догон-ку,

— наречий: долго —>■ по-долг-у,
постфиксальный — от наречий: как —>■ как-нибудь,
сложение с аффиксацией: мимо + ходить —>■ мимоход-ом.

Служебные части речи, как и самостоятельные, могут быть непро-изводны и производны. При описании производных служебных частей речи в большинстве пособий представлен их классификация в соответ­ствии с исторической производностью. Составление синхронической классификации способов словообразования служебных частей речи представляет значительную сложность. Предлог

Большинство производных предлогов образовано конверсией — пе­реосмыслением словоформ других частей речи, используемых для оформления подчинительных отношений между словами в словосоче­тании. Производные предлоги обычно делят в зависимости от генетиче­ского родства (исторической производности) на следующие группы:

— наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль,

— отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу,

— отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.

При этом разграничение предлога и наречия возможно только в кон­тексте и зависит от реального наличия / отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) — Я обошел вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их семантике — производный отглагольный предлог выражает значение отношения, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) — Мы уходили, благодаря хозяев за гос­теприимство (деепричастие). Что касается отыменных предлогов, то степень их отхода от самостоятельных слов различна. В ряде случаев предлоги абсолютно обособились и утратили семантическую связь с ба­зовым существительным, например, ввиду, в течение, путем, насчет, по мере; синхронически эти предлоги следует считать непроизводными. В других случаях смысловые связи живы: в качестве, в сфере, с помо­щью, в пользу. Такие предлоги «Русская грамматика» называет пред­ложными сочетаниями, поскольку они сохраняют некоторые синтакси­ческие свойства существительного: избирательную сочетаемость {в ро­ли когов функции чего), возможность принимать определение (вы­ступить в сомнительной роли умиротворителя). В этих случаях мы имеем дело с живым процессом «опредложивания» именных сочетаний.


В силу этого представление синхронической классификации предло­гов представляет значительную сложность. Некоторые предлоги явля­ются непроизводными, если утрачена смысловая связь между ними и их историческими производящими (например, благодаря не мотивируется через благодарить или в течение через течение), или производны, если семантическая связь жива. Можно выделить следующие способы обра­зования предлогов:

суффиксальный — от глаголов: исключа-я <— исключать, приставочно-суффиксальный — от существительных: во врем-я <—

время,

сложение — от предлогов: из-за <— из + за. Союз

Исторически союзы могут быть произведены из самостоятельных частей речи (хотя, чтобы, итак) или образованы сложением. Союзы первой группы с точки зрения современного языка нельзя считать про­изводными. Союзы второй группы образованы сложением

— непроизводных союзов: как будто,

— указательного слова из главной части и простого союза: для того
чтобы,

— указательного слова, метаслова и союза: до тех пор пока, в то
время как.

Частица

Среди частиц встречаются исторически производные, но синхрони­чески первообразные частицы: бишь, мол, дескать, неужели, нехай, чай. Производные в современном языке частицы образованы конверсией и имеют тесные связи со словами других частей речи: наречий (вовсе, вон, просто), местоимений (какое, всё, это), глаголов (бывает, давай, знай), союзов (а, да, даже, пусть), компаративов (более, скорее), предлогов (вроде), междометий (эк, спасибо). Среди производных союзов можно выделить группу составных, образованных сложением, например: вот бы, едва ли не, нет-нет да и. При анализе словообразования частиц ис­пользуется та же логика, что и при анализе предлогов и союзов.

Как представлен данный материал в анализируемых нами учебных комплексах?

Материал, касающийся образования слов разных частей речи, во всех трех комплексах приведен в разделах, касающихся морфологиче­ского описания разных частей речи, и изучается в 5, 6 и 7 классах.


Комплекс 1

В комплексе 1 ставится вопрос об образовании существительных, прилагательных, наречий, немного затрагивается вопрос об образова­нии глагола, рассматривается образование предлогов.

Вопрос об образовании разных частей речи не представлен отдель­ными параграфами и поставлен при повторении той или иной части ре­чи. Так, в 6 классе после изучения существительного учащимся предла­гается дополнить своими примерами таблицу «Способы образования имен существительных»:

 

Способы образования Примеры существительных
приставочный безоблачность
суффиксальный орешник
приставочно -су ффиксальный подосиновик
сложение паровоз, вуз
переход других частей речи в существительные кондитерская
После изучения прилагательного учащиеся дополняют следующую таблицу:
Способы образования Примеры прилагательных
приставочный досрочный
суффиксальный серебряный
приставочно -су ффиксальный безымянный
сложение прошлогодний

Таблицы представляют способы образования существительных и прилагательных неполно (см. выше) и содержат отдельные ошибки в предложенных ученикам примерах. Так, слово безоблачность является суффиксальным производным от прилагательного безоблачный, слово досрочный образовано приставочно-суффиксальным способом от слова срок и не связано семантически со словом срочный, а слово прошлогод­ний образовано не сложением (в русском языке нет слова *годний), а сло­жением с суффиксацией (суффикс -н- материален, что делает этот при­мер абсолютно непригодным для иллюстрирования сложения — еще более непригодным, чем образованное сложением с суффиксацией сло-


во паровоз, в котором представлен нулевой словообразующий суф­фикс).

Вопрос о способах образования глагола в комплексе 1 специально не ставится и косвенно затронут только в связи с видовыми парами (5 класс), где учащимся предлагается определить, чем отличаются по составу глаголы, входящие в видовые пары: растивырасти, завер­шатьзавершить, преодолеватьпреодолеть. Как мы видим из задания, перед учащимися не ставится вопрос о видообразовании. Если в паре растивырасти очевидно, что глагол СВ образован от глагола НСВ при помощи приставки, а в паре преодолеватьпреодолеть гла­гол НСВ образован от глагола СВ при помощи суффикса -ва- (логичнее было бы привести пример с более распространенным суффиксом -ива-/ -ыва-), то словообразовательные отношения в паре завершатьза­вершить без специального пояснения учащиеся установить не могут (принято считать по аналогии, что и в этом случае глагол НСВ образу­ется от глагола СВ).

В 7 классе изучаются причастия и деепричастия, которые представ­лены в комплексе 1 в более ранних изданиях как формы глагола, в более поздних — как слова самостоятельных частей речи; при этом как рань­ше, так и теперь используются следующие одинаковые формулировки: «Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовер­шенного вида при помощи суффиксов -ущ-(-ющ-) (от глаголов I спря­жения) и -ащ-(-ящ-) (от глаголов II спряжения)». Как уже было сказано, в комплексе 1 не было актуализировано понятие формообразующего суффикса, поэтому все суффиксы воспринимаются учащимися как сло­вообразующие. Практика показывает, что абсолютное большинство учащихся при словообразовательном разборе причастия или дееприча­стия указывают, что они образованы при помощи соответствующих суффиксов от глагола (часто учащиеся допускают также аналогичную ошибку, говоря, например, что «глагол говорил образован от глагола говорить при помощи суффикса -л-»). При изучении словообразования глагола важно обратить внимание учащихся на то, словообразователь­ный разбор описывает образование слова от слова, а не словоформы от словоформы, поэтому при описании любой глагольной формы (как и любой неначальной формы других частей речи) следует поставить гла­гол в начальную форму, то есть в инфинитив.

Большое познавательное значение имеет материал, касающийся сло­вообразования наречий: на этом материале можно наиболее наглядно продемонстрировать различие синхронической и диахронической про-изводности. Так, производные наречия исторически могут быть образо­ваны переосмыслением форм существительного {сбоку, зимой), прила-


гательного (в открытую), числительного (вдвое), деепричастия (лёжа, стоя). С синхронической точки зрения все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного оконча­нию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, напри­мер: зим-ой <— зима, леж-а <— лежать.

Комплекс 1 говорит о словообразовании наречий в связи с орфогра­фией. Так, в параграфах, посвященных написанию букв о и а на конце наречий, рассмотрены суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы образования наречий от прилагательных и полных причастий (за-прост-о <— простой). Из параграфа о дефисном написании наречий можно извлечь информацию о том, что наречия могут быть также об­разованы приставкой (кое-как), суффиксом (когда-нибудь), сложением (еле-еле). В параграфе о слитном и раздельном написании наречий есть два упражнения, позволяющих сделать вывод о том, что наречия обра­зуются приставочно-суффиксальным способом от прилагательных, гла­голов и числительных, причем образец выполнения позволяет обсу­дить вопрос о способах образования наречий, исторически образован­ных застыванием предложно-падежной формы: в-плотн-ую <— плот­ный, в-верх-у <— верх. Практика показывает, что этот материал осваива­ется учащимися в трудом и требует специального разъяснения и обоб­щения.

Среди служебных частей речи в точки зрения производности рассмот­рен предлог, причем производность предлогов представлена исключи­тельно в историческом аспекте. Так, сказано, что «производные предло­ги образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служеб­ные, утрачивая при этом свое лексическое значение и морфологические признаки. Например, предлог путём происходит из существительного путём в творительном падеже <...> предлог благодаря — из дееприча­стия». Этот материал целесообразно скорректировать: «утрата лексиче­ского значения», о которой сказано в приведенном отрывке, означает раз­рыв семантической мотивированности предлога с его историческим производящим и, в итоге, синхроническую непроизводность. О разли­чии исторической и синхронической производности предлогов см. вы­ше.

Комплекс 2

Комплекс 2 при морфологическом описании частей речи (5-7 клас­сы) включает разделы «Словообразование существительных (глаголов, прилагательных, наречий)», в которых выделяет следующие способы образования самостоятельных частей речи (служебные части речи в


данном комплексе с точки зрения словообразования специально не рас­сматриваются): Существительное:

суффиксальный — от существительных {волейбол-ист), глаголов {прыг­ун), прилагательных (разоруж-ени-е);

приставочный — от существительных {при-город);

приставочно-суффиксальный — от существительных {под-окон-ник).

Глагол:

приставочный — от глаголов {у-лететь);

суффиксальный — от существительных {бесед-ова-ть), прилагательных {син-и-ть);

приставочно-суффиксальный — от существительных {о-дерев-ене-тъ), прилагательных (у-сложн-я-ть), числительных {у-тро(й)-и-тъ), ме­стоимений {у-сео(й)-и-тъ).

Прилагательное:

суффиксальный — от существительных {песоч-н-ый), глаголов (горе-л-ый), числительных {двой-н-ой);

приставочный — от прилагательных {бес-шумный);

сложение {древнерусский, народнохозяйственный, русско-немецкий).

Наречие:

приставочный — от наречий {после-завтра);

суффиксальный — от прилагательных {дружеск-и), числительных {дв-ажды);

приставочно-суффиксальный {в-крут-ую)

переход слов из одной части речи в другую — существительных (ша­гом, сверху), словосочетаний (сейчас). «При переходе в наречия су­ществительных с предлогами эти предлоги становятся приставками, а окончания — суффиксами».

Причастие и деепричастие (в комплексе 2 они являются самостоя­тельными частями речи) образуются от глаголов.

При морфологическом описании служебных частей речи имеется параграф «Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные», в котором говорится, что переходом могут быть образованы предлоги из существительных (в течение), деепричастий (несмотря на), наречий (рядом), союзы —из местоимений (что). При этом отмечается, что «ко­личество служебных слов увеличивается за счет самостоятельных, из­меняющих значение и грамматические свойства. Служебные слова, об­разованные таким способом, можно заменить другими предлогами, союзами и частицами или опустить».

Рассматривая теоретический материал, представленный в комплексе 2, хочется отметить следующее.


Во-первых, способы образования разных частей речи описаны не­полно. Так, безусловно требует выделения и повторения материал, ка­сающийся сложения и аббревиации как способов образования сущест­вительного. В начале раздела «Словообразование существительных» учащиеся отсылаются к тому параграфу из раздела «Морфемика», где описываются сложный и сложносокращенный способы образования слов, однако в самом разделе эти способы даже не упоминаются, что на наш взгляд, неверно и нелогично (при описании образования прилага­тельных сложение упомянуто).

Во-вторых, некоторые примеры, приведенные в качестве иллюстра­ций, некорректны или неверны. Так, удивляет пример разоруж-ени-е, не учитывающий наличия j, обозначение которого принято в данном комплексе (должно быть разоруж-ени [й-э]). Неудачен пример о-дерев-ене-тъ, содержащий интерфикс ен и потому представляющий необыч­ный суффикс. Пример народнохозяйственный, приведенный на сложе­ние, в действительности представляет сложение с суффиксацией, что несложно заметить из-за наличия материально выраженного суффикса - енн-.

В-третьих, нелогично представление образования наречий: однотип­ные примеры представлены как в приставочно-суффиксальном способе (в-крут-ую), так и в случае перехода из существительных (сверху). Этот материал требует пояснения о различии исторического и современного словообразования.

И наконец, описание образования служебных частей речи переходом в них самостоятельных слов, названное способом образования, также требует пояснения, что при этом меняется не только значение, но и мор­фемная структура слова (см. выше).

Комплекс 3

В комплексе 3 имеются как разрозненные включенные в раздел мор­фологии параграфы «Как образуются глаголы (существительные, при­лагательные и т. д.)», так и специальный раздел «Словообразование частей речи», включенный в учебник 6 класса. Комплекс 3 описывает следующие способы образования частей речи (в порядке изучения): Глагол:

приставочный — от глаголов (за-горетъ), суффиксальный — от существительных (камен-е-ть), прилагательных

(слеп-ну-ть); Существительное: суффиксальный — от существительных (биатлон-ист), прилагательных

(бодр-ость), глаголов (заступ-ник); приставочный — от существительных (под-заголовок);


приставочно-суффиксальный — от существительных (под-окон-ник);

сложение — без соединительной гласной (Сбербанк, плащ-палатка), с соединительной гласной (сухофрукты), с одновременным присое­динением суффикса (соковыжималка).

Прилагательное:

суффиксальный — от существительных (задир-ист-ый), глаголов (до-вер-чив-ый);

приставочный — от прилагательных (без-грамотный);

приставочно-суффиксальный — от существительных (за-мор-ск-ий);

сложение (хлебобулочный, научно-популярный);

сложение с суффиксацией (железнодорожный).

Наречие:

суффиксальный — от прилагательных (быстр-о), числительных (четы-ре-жды), наречий (куда-нибудь);

приставочный — от наречий (ни-куда);

приставочно-суффиксальный — от существительных (с-бок-у), прилага­тельных (до-сух-а), числительных (во-втор-ых);

сложение разных видов: а) сложение слов (еле-еле), б) сложение с пер­вым элементом полу- {полулежа), в) сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса (мимоходом, видимо-невидимо, вполсилы).

Рассмотрим представление способов образования частей речи в ком­плексе 3.

Как мы видим, комплекс 3 имеет некоторые отличия в представле­нии способов словообразования. Так, в нем выделены способы, одно­временно использующие сложение и аффиксацию, что в полной мере оправдано. Однако в описании сложения имеются явные несоответст­вия: при описании существительных и наречий сложение и сложение с суффиксацией объединены в один способ, а при описании прилага­тельных — разъединены. При описании наречий отдельно выделен спо­соб «сложение в первым элементом полу-» — смысл его специального выделения неясен.

Среди способов образования существительных отсутствует субстан­тивация. Правда, в завершающем курс морфологии в 7 классе параграфе «Омонимия слов разных частей речи» сказано, что «слова могут пере­ходить из одной части речи в другую», например, прилагательные в су­ществительные (рабочий человекмолодой рабочий), но внимание на этом не зафиксировано, и неясно, идет ли речь о способе образования слов или об их текстовом употреблении.

В иллюстративном материале допущены отдельные ошибки и не­точности: слово четырежды имеет суффикс -ежды (с интерфиксом), а


не -жды, наречия вполсилы, мало-помалу образованы сложением с ис­пользованием приставки и суффикса, а не только приставки.

Несомненной удачей следует считать представление в комплексе 3 материала по словообразованию прилагательных методом анализа пред­ложенного языкового материала. Учащимся предлагается рассказать об основных способах образования прилагательных, используя данные в задании примеры (примеры сгруппированы по способам и разграниче­ны цифрами). Такой метод преподнесения материала было бы целесо­образно использовать во всех трех комплексах при изучении словообра­зования всех самостоятельных частей речи, поскольку учащимися уже изучены способы образования в курсе морфемики и словообразования. Для такой работы учитель может использовать заготовленную на листе или на доске таблицу, в которой приведено по 1-2 примера на каждый способ словообразования, желательно с разбиением по частям речи ПЩ основ. Так, для существительного таблица может выглядеть сле­дующим образом.

Способы образования существительных:

1. город —>■ при-город,

2. а) стол —>■ стол-ик,

б) синий —>■ син-ев-а, синь-0,

в) бежать —>■ бег-отн-я, бег-0,

г) сто —>■ сот-н-я, двое —>■ двой-н-я,

д) сообща —>■ сообщ-ник, почему —>■ почему-чк-а,

3. а) окно —>■ под-окон-ник,

б) служить —>■ со-служи-еец,

в) полярный —>■ за-поляр-j-e,

4. лес + степь —>■ лесостепь,

5. Московский государственный университет —>■ МГУ,

6. земля + делать —>■ земл(е)дел-ец.

7. специалист спец,

8. мороженое (прил.) —>■ мороженое (сущ.).

Такая таблица помогает вспомнить материал по теории словообра­зования и описывает все способы образования каждой части речи с уче­том части речи ПЩ основ.

§ 56. Умения и навыки по словообразованию, методы их формирования

В курсе словообразования учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

1) различать производные и непроизводные слова;

2) для производного слова определять его производящее;


3) выделять в производящем слове ту часть, которая использована
как производящая основа;

4) определять средство слов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.26.249 (0.014 с.)