Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Между производной и производящей основойСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(процессы, сопровождающие словообразование) Существуют четыре вида дополнительных формальных различий между производной и производящей основой, которые условно называются процессами, сопровождающими словообразование; однако необходимо понимать, что речь идет не о историческом процессе образования новых слов, а о синхронном сопоставлении уже имеющихся в языке основ, одна из которых является с современной точки зрения производной для другой. Это: 1) чередование гласных и согласных: кошка —>■ кошеч-к-а (чередова 2) интерфиксация: пар + ходить —>■ пар-о-ход-0, 3) усечение производящей основы (не путать с сокращением как 4) наложение морфем: лиловый —>■ лиловатый (ср.: красный —>■ Все эти процессы связаны с взаимоприспособлением морфем в слове. О чередовании гласных и согласных в слове было сказано при рассмотрении теоретических вопросов морфемики (см. выше). Вторым процессом, сопровождающим словообразование, является интерфиксация. При соединении морфем в слове могут быть использованы незначимые соединительные элементы, называемые интерфиксами. Основным видом интерфиксов являются соединительные элементы, используемые при образовании сложных слов: -о- (сам-о-лет), -е- (пол-е-вод), -ух- (де-ух-этажный), -ёх- (тр-ех-этажный), -и- (пят-и-этажный). Такие соединительные гласные на стыке корней не являются морфемами в общепринятом понимании (хотя ряд ученых-лингвистов считает их морфемами с особым, соединительным значением). Иногда термин интерфикс используется для описания более широкого круга явлений — всех соединительных элементов, использующихся в словообразовании и словоизменении. При этом выделяют следующие виды интерфиксов: — в словообразовании: 1) соединительные элементы, используемые при образовании слож 2) согласные-прокладки, вставляемые между корнем и суффиксом или — в словоизменении: -)- Qiucmb-j-я), -ое- (сын-оеь-я), -ер- (мат-ер-и), -ен- (плем-ен-а). Функцию незначимых прокладок в словоизменении также выполняют гласные, не имеющие значения и закрывающие глагольную основу: -а-(пис-а-ть), -е- (гор-е-ть), -о- (пол-о-ть), -и- (люб-и-ть). Гласный, закрывающий глагольную основу, — тематический гласный, или тема, — является интерфиксом не всегда. В ряде случаев в конце глагольной основы стоит видовой суффикс (реш-и-тъ — реш-а-тъ) или суффикс, имеющий дополнительное значение кратности {прыг-а-ть — прыг-ну-ть), разнонаправленное™ (лет-е-ть — лет-а-тъ) или направленности действия на объект / на самого себя (бел-е-ть — бел-и-ть). Многие ученые, как и школьная грамматика, все закрывающие глагольную основу тематические гласные считают суффиксами, отмечая, что среди них есть как значимые, так и незначимые. Вопрос о статусе интерфиксов решается в лингвистике неоднозначно. Существуют следующие точки зрения на статус интерфиксов: 1) интерфиксы являются незначимыми межморфемными проклад 2) интерфиксы являются линейными наращениями морфов, пре 3) интерфиксы являются линейными наращениями, но не аффик 4) интерфиксы являются морфемами с соединительным значением. усечение производящей основы, сопровождающее суффиксацию. Некоторые суффиксы вызывают усечение {чита-ть + ец —> чт-ец), некоторые — нет (чита-ть + тель —> чита-телъ). Усекаться могут следующие звуки или их сочетания: 1) конечный гласный основы несклоняемых существительных: сам 2) гласный, стоящий в конце глагольной инфинитивной основы: ре- 3) группа звуков в конце производящей основы склоняемых сущест Четвертое явление — наложение морфем. Если усечение производящей основы легко выявляется при формальном сопоставлении производной и производящей основы, то наложение как средство взаимоприспособления морфем можно выявить только в морфемном квадрате: розов-ый — розоват-ый, кртсй-ый — кртсй-бвагЛ-ый. Наложение — средство избежания повтора в слове одинаковых звуковых отрезков: лиловый + -оват — > лиловатый вместо *лилововатый. Наложение может быть на стыке корня и суффикса {лиловатый) или двух корней {лермонтовед <— Лермонтов + ведать; ср.: пушкин-о-вед). Помимо частичного наложения морфем возможно полное наложение: Курск + -ск — > курский (ср.: Москва + -ск — > москов-ск-ий). Как данный материал отражен в учебных комплексах? Чередования изучаются во всех трех комплексах, причем достаточно подробно и приблизительно одинаково (см. выше). В комплексах 1 и 3 они представлены при изучении морфемики. Было бы целесообразно вернуться к этому материалу в процессе изучения словообразования, особенно это касается комплекса 1, в котором разделы морфемики и словообразования разнесены по разным классам. В комплексе 2 чередования изучаются после материала о способах словообразования. Интерфиксация затрагивается во всех трех комплексах (без введения термина «интерфикс») при описании образования сложных слов. Так, комплекс 1 отмечает, что «при образовании сложных слов чаще всего используются соединительные гласные о и е, а также и {шестилетки)». При этом предлагается следующая система записи: верхолаз <— верх, лазить, то есть интерфикс подчеркивается. Комплексы 2 и 3 выделяет «соединительные гласные о и е», используемые при образовании сложных слов. Как мы видим, все комплексы выделяют только один вид интерфиксов — соединительные элементы на стыке корней, при этом рассматриваются только наиболее распространенные интерфиксы — one. Комплекс 1 также говорит об элементе и, однако он так же частотен, как и ух, ех (являющиеся по происхождению окончаниями количественных числительных: шестилетки, двухлетки, трехлетки), и его выделение из этого ряда неоправданно. Непонятно, как комплексы 2 и 3 предлагают обозначать соединительные гласные при морфемном и словообразовательном разборе слова (комплекс 1 предлагает подчеркивание). Помимо подчеркивания, можно предложить выделять соединительный элемент скобками: лес(о)степь. Такое обозначение, может быть, даже более целесообразно, поскольку оно графически отделяет, как бы выводит интерфикс из состава морфем слова. Основу слова интерфикс не прерывает. Поскольку интерфиксы на стыке корня и суффикса или на стыке двух суффиксов не упоминаются, логично предположить, что они должны быть присоединены к соседней морфеме. Но к какой? Это должно быть решено с опорой на алгоритм морфемного членения, предложенный в данном комплексе. Если морфемное членение осуществляется с опорой на словообразовательную цепочку (как в комплексах 1 и 3), то интерфикс, естественно, должен быть присоединен к последующему суффиксу, поскольку он отсутствует в производящей основе и присутствует в производной: пе-вец <— петь. Комплекс 2 при морфемном разборе в первую очередь выделяет корень как общую часть родственных слов. При таком подходе интерфикс также отходит к суффиксу, поскольку он отсутствует в родственных словах. Интерфиксы, используемые в словоизменении существительных, принято считать наращениями корня {мать — матер-и), а тематические согласные в глаголе обозначать как суффиксы (чит-а-ть). Наложение морфем ни в одном из комплексов не рассматривается, и это оправданно, так как наложение является очень редким явлением в языке. Об усечении производящей основы при присоединении суффикса также не сказано, хотя в методических рекомендациях к комплексу 1 упоминается об усечении производящей основы как о возможном средстве, сопровождающем словообразование. Представляется, что информация о возможности усечения производящей основы при словообразовании является не лишней, поскольку ее отсутствие затемняет вопрос о том, с каким сегментом производящего слова надо сравнивать производную основу. Комплекс 1 в производящих предлагает выделять только ту часть основы, которая вошла в производное, наприм ер, ее$х, р азить —>■ верхо^ лаз. Комплекс 3 поступает аналогичным образом. Так, например, в нем приводятся такие схемы-иллюстрации: (покуп с&тъ + телъ —>■ покупатель, (щрепле пр-ат ь + чиц —>■ переплётчица. Как мы видим, в первом случае производящая основа полностью вошла в производную, а во втором — нет. Это дезориентирует учащихся. Поэтому целесообразно использовать такую систему записи: в производящем выделить его основу полностью, затем сопоставить ее с основой производного слова. Если часть ПЩ основы не вошла в производную (далее — ПН) основу, перечеркнуть не вошедший сегмент: перепле-та-ть + чиц —>■ переплётчиц-а. Образование слов разных частей речи Слова любой части речи (как самостоятельной, так и служебной) могут быть непроизводными или производными. В русском языке представлены следующие синхронические способы образования самостоятельных частей речи: Существительное: приставочный, при котором происходит образование существительных от существительных: город —>■ при-город, суффиксальный, при котором происходит образование существительных от — существительных: стол —>■ стол-ик, — прилагательных: синий —>■ син-ев-а, синь-0, — глаголов: бежать —>■ бег-отн-я, бег-0, — числительных: сто —>■ сот-н-я, двое —>■ двой-н-я, — наречий: сообща —>■ сообщ-ник, почему —>■ почему-чк-а, — существительных: окно —>■ под-окон-ник, — глаголов: служить —>■ со-служи-вец, — прилагательных: полярный —>■ за-поляр-j-e, сложение, в том числе с сокращением: лес + степь —>■ лесостепь, Московский государственный университет —>■ МГУ, усечение: специалист —>■ слег/, субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий (субстантивированные причастия, как уже было сказано, могут считаться суффиксальными производными от глаголов), сложение с суффиксацией: земля + делать —>■ земл(е)дел-ец. Прилагательное: приставочный, при котором прилагательные образуются от прилагательных: огромный —>■ пре-огромный, суффиксальный, образующий прилагательные от — прилагательных: синий —>■ син-еньк-ий, — существительных: осень —>■ осен-н-ий, — глаголов: читать —>■ чита-льн-ый, — числительных: двое —>■ двой-н-ой, — наречий: внутри —>■ внутр-енн-ий, Числительные образуются от числительных следующими способами: суффиксальный: два —>■ дв-адцать, пять —>■ пят-надцатъ, два —>■ de-oj-e, сложение: три + сто —>■ триста; Местоимение Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь: кто —>■ ни-кто, не-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь. Глагол: приставочный — от глаголов: бежать —>■ про-бежать, суффиксальный, при котором глаголы образуются от — глаголов: перечитать —>■ перечит-ыва-ть, — прилагательных: красный —>■ красн-е-ть, — существительных: партизан —>■ партизан-и-ть, — числительных: <3еое —>■ дво-и-ть ('разделять надвое'), — междометий: ах —>■ ах-а-ть, — существительных: тень —>■ за-тен-и-ть, — прилагатеельных: прямой —>■ вы-прям-и-ть, — числительных: трое —>■ у-тро-и-ть, — глаголов: любить —>■ недо-любл-ива-ть, гать-ся, суффиксально-постфиксальный — от прилагательных и существительных: видный —>■ видн-е-ть-ся, толпа —>■ толп-и-ть-ся, приставочно-суффиксально-постфиксальный — от существительных и глаголов: банкрот —>■ о-банкрот-и-ть-ся, звонить —>■ сложение: /и/?ус) + устроить —>■ трудоустроить, сложение с аффиксацией: лш/> + творить —>■ у-мир(о)творить. Наречие: приставочный — от наречий: долго —>■ не-долго, как —>■ кое-как, суффиксальный, которым наречия образуются от — существительных: зима —>■ зим-ой, — прилагательных: хороший —>■ хорош-о, — числительных: /и/?м —>■ тр-ижды, — глаголов: лежать —>■ леж-а, — наречий: хорошо —>■ хорош-енько, — прилагательных: новый —>■ по-нов-ому, давний —>■ из-давн-а, — существительных: верх —>■ в-верх-у, — числительных: двое —>■ в-дво-ем, — глаголов: догонять —>■ в-догон-ку, — наречий: долго —>■ по-долг-у, Служебные части речи, как и самостоятельные, могут быть непро-изводны и производны. При описании производных служебных частей речи в большинстве пособий представлен их классификация в соответствии с исторической производностью. Составление синхронической классификации способов словообразования служебных частей речи представляет значительную сложность. Предлог Большинство производных предлогов образовано конверсией — переосмыслением словоформ других частей речи, используемых для оформления подчинительных отношений между словами в словосочетании. Производные предлоги обычно делят в зависимости от генетического родства (исторической производности) на следующие группы: — наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль, — отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу, — отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя. При этом разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от реального наличия / отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) — Я обошел вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их семантике — производный отглагольный предлог выражает значение отношения, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) — Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство (деепричастие). Что касается отыменных предлогов, то степень их отхода от самостоятельных слов различна. В ряде случаев предлоги абсолютно обособились и утратили семантическую связь с базовым существительным, например, ввиду, в течение, путем, насчет, по мере; синхронически эти предлоги следует считать непроизводными. В других случаях смысловые связи живы: в качестве, в сфере, с помощью, в пользу. Такие предлоги «Русская грамматика» называет предложными сочетаниями, поскольку они сохраняют некоторые синтаксические свойства существительного: избирательную сочетаемость {в роли кого — в функции чего), возможность принимать определение (выступить в сомнительной роли умиротворителя). В этих случаях мы имеем дело с живым процессом «опредложивания» именных сочетаний. В силу этого представление синхронической классификации предлогов представляет значительную сложность. Некоторые предлоги являются непроизводными, если утрачена смысловая связь между ними и их историческими производящими (например, благодаря не мотивируется через благодарить или в течение через течение), или производны, если семантическая связь жива. Можно выделить следующие способы образования предлогов: суффиксальный — от глаголов: исключа-я <— исключать, приставочно-суффиксальный — от существительных: во врем-я <— время, сложение — от предлогов: из-за <— из + за. Союз Исторически союзы могут быть произведены из самостоятельных частей речи (хотя, чтобы, итак) или образованы сложением. Союзы первой группы с точки зрения современного языка нельзя считать производными. Союзы второй группы образованы сложением — непроизводных союзов: как будто, — указательного слова из главной части и простого союза: для того — указательного слова, метаслова и союза: до тех пор пока, в то Частица Среди частиц встречаются исторически производные, но синхронически первообразные частицы: бишь, мол, дескать, неужели, нехай, чай. Производные в современном языке частицы образованы конверсией и имеют тесные связи со словами других частей речи: наречий (вовсе, вон, просто), местоимений (какое, всё, это), глаголов (бывает, давай, знай), союзов (а, да, даже, пусть), компаративов (более, скорее), предлогов (вроде), междометий (эк, спасибо). Среди производных союзов можно выделить группу составных, образованных сложением, например: вот бы, едва ли не, нет-нет да и. При анализе словообразования частиц используется та же логика, что и при анализе предлогов и союзов. Как представлен данный материал в анализируемых нами учебных комплексах? Материал, касающийся образования слов разных частей речи, во всех трех комплексах приведен в разделах, касающихся морфологического описания разных частей речи, и изучается в 5, 6 и 7 классах. Комплекс 1 В комплексе 1 ставится вопрос об образовании существительных, прилагательных, наречий, немного затрагивается вопрос об образовании глагола, рассматривается образование предлогов. Вопрос об образовании разных частей речи не представлен отдельными параграфами и поставлен при повторении той или иной части речи. Так, в 6 классе после изучения существительного учащимся предлагается дополнить своими примерами таблицу «Способы образования имен существительных»:
Таблицы представляют способы образования существительных и прилагательных неполно (см. выше) и содержат отдельные ошибки в предложенных ученикам примерах. Так, слово безоблачность является суффиксальным производным от прилагательного безоблачный, слово досрочный образовано приставочно-суффиксальным способом от слова срок и не связано семантически со словом срочный, а слово прошлогодний образовано не сложением (в русском языке нет слова *годний), а сложением с суффиксацией (суффикс -н- материален, что делает этот пример абсолютно непригодным для иллюстрирования сложения — еще более непригодным, чем образованное сложением с суффиксацией сло- во паровоз, в котором представлен нулевой словообразующий суффикс). Вопрос о способах образования глагола в комплексе 1 специально не ставится и косвенно затронут только в связи с видовыми парами (5 класс), где учащимся предлагается определить, чем отличаются по составу глаголы, входящие в видовые пары: расти — вырасти, завершать — завершить, преодолевать — преодолеть. Как мы видим из задания, перед учащимися не ставится вопрос о видообразовании. Если в паре расти — вырасти очевидно, что глагол СВ образован от глагола НСВ при помощи приставки, а в паре преодолевать — преодолеть глагол НСВ образован от глагола СВ при помощи суффикса -ва- (логичнее было бы привести пример с более распространенным суффиксом -ива-/ -ыва-), то словообразовательные отношения в паре завершать — завершить без специального пояснения учащиеся установить не могут (принято считать по аналогии, что и в этом случае глагол НСВ образуется от глагола СВ). В 7 классе изучаются причастия и деепричастия, которые представлены в комплексе 1 в более ранних изданиях как формы глагола, в более поздних — как слова самостоятельных частей речи; при этом как раньше, так и теперь используются следующие одинаковые формулировки: «Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ-(-ющ-) (от глаголов I спряжения) и -ащ-(-ящ-) (от глаголов II спряжения)». Как уже было сказано, в комплексе 1 не было актуализировано понятие формообразующего суффикса, поэтому все суффиксы воспринимаются учащимися как словообразующие. Практика показывает, что абсолютное большинство учащихся при словообразовательном разборе причастия или деепричастия указывают, что они образованы при помощи соответствующих суффиксов от глагола (часто учащиеся допускают также аналогичную ошибку, говоря, например, что «глагол говорил образован от глагола говорить при помощи суффикса -л-»). При изучении словообразования глагола важно обратить внимание учащихся на то, словообразовательный разбор описывает образование слова от слова, а не словоформы от словоформы, поэтому при описании любой глагольной формы (как и любой неначальной формы других частей речи) следует поставить глагол в начальную форму, то есть в инфинитив. Большое познавательное значение имеет материал, касающийся словообразования наречий: на этом материале можно наиболее наглядно продемонстрировать различие синхронической и диахронической про-изводности. Так, производные наречия исторически могут быть образованы переосмыслением форм существительного {сбоку, зимой), прила- гательного (в открытую), числительного (вдвое), деепричастия (лёжа, стоя). С синхронической точки зрения все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой <— зима, леж-а <— лежать. Комплекс 1 говорит о словообразовании наречий в связи с орфографией. Так, в параграфах, посвященных написанию букв о и а на конце наречий, рассмотрены суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы образования наречий от прилагательных и полных причастий (за-прост-о <— простой). Из параграфа о дефисном написании наречий можно извлечь информацию о том, что наречия могут быть также образованы приставкой (кое-как), суффиксом (когда-нибудь), сложением (еле-еле). В параграфе о слитном и раздельном написании наречий есть два упражнения, позволяющих сделать вывод о том, что наречия образуются приставочно-суффиксальным способом от прилагательных, глаголов и числительных, причем образец выполнения позволяет обсудить вопрос о способах образования наречий, исторически образованных застыванием предложно-падежной формы: в-плотн-ую <— плотный, в-верх-у <— верх. Практика показывает, что этот материал осваивается учащимися в трудом и требует специального разъяснения и обобщения. Среди служебных частей речи в точки зрения производности рассмотрен предлог, причем производность предлогов представлена исключительно в историческом аспекте. Так, сказано, что «производные предлоги образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, утрачивая при этом свое лексическое значение и морфологические признаки. Например, предлог путём происходит из существительного путём в творительном падеже <...> предлог благодаря — из деепричастия». Этот материал целесообразно скорректировать: «утрата лексического значения», о которой сказано в приведенном отрывке, означает разрыв семантической мотивированности предлога с его историческим производящим и, в итоге, синхроническую непроизводность. О различии исторической и синхронической производности предлогов см. выше. Комплекс 2 Комплекс 2 при морфологическом описании частей речи (5-7 классы) включает разделы «Словообразование существительных (глаголов, прилагательных, наречий)», в которых выделяет следующие способы образования самостоятельных частей речи (служебные части речи в данном комплексе с точки зрения словообразования специально не рассматриваются): Существительное: суффиксальный — от существительных {волейбол-ист), глаголов {прыгун), прилагательных (разоруж-ени-е); приставочный — от существительных {при-город); приставочно-суффиксальный — от существительных {под-окон-ник). Глагол: приставочный — от глаголов {у-лететь); суффиксальный — от существительных {бесед-ова-ть), прилагательных {син-и-ть); приставочно-суффиксальный — от существительных {о-дерев-ене-тъ), прилагательных (у-сложн-я-ть), числительных {у-тро(й)-и-тъ), местоимений {у-сео(й)-и-тъ). Прилагательное: суффиксальный — от существительных {песоч-н-ый), глаголов (горе-л-ый), числительных {двой-н-ой); приставочный — от прилагательных {бес-шумный); сложение {древнерусский, народнохозяйственный, русско-немецкий). Наречие: приставочный — от наречий {после-завтра); суффиксальный — от прилагательных {дружеск-и), числительных {дв-ажды); приставочно-суффиксальный {в-крут-ую) переход слов из одной части речи в другую — существительных (шагом, сверху), словосочетаний (сейчас). «При переходе в наречия существительных с предлогами эти предлоги становятся приставками, а окончания — суффиксами». Причастие и деепричастие (в комплексе 2 они являются самостоятельными частями речи) образуются от глаголов. При морфологическом описании служебных частей речи имеется параграф «Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные», в котором говорится, что переходом могут быть образованы предлоги из существительных (в течение), деепричастий (несмотря на), наречий (рядом), союзы —из местоимений (что). При этом отмечается, что «количество служебных слов увеличивается за счет самостоятельных, изменяющих значение и грамматические свойства. Служебные слова, образованные таким способом, можно заменить другими предлогами, союзами и частицами или опустить». Рассматривая теоретический материал, представленный в комплексе 2, хочется отметить следующее. Во-первых, способы образования разных частей речи описаны неполно. Так, безусловно требует выделения и повторения материал, касающийся сложения и аббревиации как способов образования существительного. В начале раздела «Словообразование существительных» учащиеся отсылаются к тому параграфу из раздела «Морфемика», где описываются сложный и сложносокращенный способы образования слов, однако в самом разделе эти способы даже не упоминаются, что на наш взгляд, неверно и нелогично (при описании образования прилагательных сложение упомянуто). Во-вторых, некоторые примеры, приведенные в качестве иллюстраций, некорректны или неверны. Так, удивляет пример разоруж-ени-е, не учитывающий наличия j, обозначение которого принято в данном комплексе (должно быть разоруж-ени [й-э]). Неудачен пример о-дерев-ене-тъ, содержащий интерфикс ен и потому представляющий необычный суффикс. Пример народнохозяйственный, приведенный на сложение, в действительности представляет сложение с суффиксацией, что несложно заметить из-за наличия материально выраженного суффикса - енн-. В-третьих, нелогично представление образования наречий: однотипные примеры представлены как в приставочно-суффиксальном способе (в-крут-ую), так и в случае перехода из существительных (сверху). Этот материал требует пояснения о различии исторического и современного словообразования. И наконец, описание образования служебных частей речи переходом в них самостоятельных слов, названное способом образования, также требует пояснения, что при этом меняется не только значение, но и морфемная структура слова (см. выше). Комплекс 3 В комплексе 3 имеются как разрозненные включенные в раздел морфологии параграфы «Как образуются глаголы (существительные, прилагательные и т. д.)», так и специальный раздел «Словообразование частей речи», включенный в учебник 6 класса. Комплекс 3 описывает следующие способы образования частей речи (в порядке изучения): Глагол: приставочный — от глаголов (за-горетъ), суффиксальный — от существительных (камен-е-ть), прилагательных (слеп-ну-ть); Существительное: суффиксальный — от существительных (биатлон-ист), прилагательных (бодр-ость), глаголов (заступ-ник); приставочный — от существительных (под-заголовок); приставочно-суффиксальный — от существительных (под-окон-ник); сложение — без соединительной гласной (Сбербанк, плащ-палатка), с соединительной гласной (сухофрукты), с одновременным присоединением суффикса (соковыжималка). Прилагательное: суффиксальный — от существительных (задир-ист-ый), глаголов (до-вер-чив-ый); приставочный — от прилагательных (без-грамотный); приставочно-суффиксальный — от существительных (за-мор-ск-ий); сложение (хлебобулочный, научно-популярный); сложение с суффиксацией (железнодорожный). Наречие: суффиксальный — от прилагательных (быстр-о), числительных (четы-ре-жды), наречий (куда-нибудь); приставочный — от наречий (ни-куда); приставочно-суффиксальный — от существительных (с-бок-у), прилагательных (до-сух-а), числительных (во-втор-ых); сложение разных видов: а) сложение слов (еле-еле), б) сложение с первым элементом полу- {полулежа), в) сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса (мимоходом, видимо-невидимо, вполсилы). Рассмотрим представление способов образования частей речи в комплексе 3. Как мы видим, комплекс 3 имеет некоторые отличия в представлении способов словообразования. Так, в нем выделены способы, одновременно использующие сложение и аффиксацию, что в полной мере оправдано. Однако в описании сложения имеются явные несоответствия: при описании существительных и наречий сложение и сложение с суффиксацией объединены в один способ, а при описании прилагательных — разъединены. При описании наречий отдельно выделен способ «сложение в первым элементом полу-» — смысл его специального выделения неясен. Среди способов образования существительных отсутствует субстантивация. Правда, в завершающем курс морфологии в 7 классе параграфе «Омонимия слов разных частей речи» сказано, что «слова могут переходить из одной части речи в другую», например, прилагательные в существительные (рабочий человек — молодой рабочий), но внимание на этом не зафиксировано, и неясно, идет ли речь о способе образования слов или об их текстовом употреблении. В иллюстративном материале допущены отдельные ошибки и неточности: слово четырежды имеет суффикс -ежды (с интерфиксом), а не -жды, наречия вполсилы, мало-помалу образованы сложением с использованием приставки и суффикса, а не только приставки. Несомненной удачей следует считать представление в комплексе 3 материала по словообразованию прилагательных методом анализа предложенного языкового материала. Учащимся предлагается рассказать об основных способах образования прилагательных, используя данные в задании примеры (примеры сгруппированы по способам и разграничены цифрами). Такой метод преподнесения материала было бы целесообразно использовать во всех трех комплексах при изучении словообразования всех самостоятельных частей речи, поскольку учащимися уже изучены способы образования в курсе морфемики и словообразования. Для такой работы учитель может использовать заготовленную на листе или на доске таблицу, в которой приведено по 1-2 примера на каждый способ словообразования, желательно с разбиением по частям речи ПЩ основ. Так, для существительного таблица может выглядеть следующим образом. Способы образования существительных: 1. город —>■ при-город, 2. а) стол —>■ стол-ик, б) синий —>■ син-ев-а, синь-0, в) бежать —>■ бег-отн-я, бег-0, г) сто —>■ сот-н-я, двое —>■ двой-н-я, д) сообща —>■ сообщ-ник, почему —>■ почему-чк-а, 3. а) окно —>■ под-окон-ник, б) служить —>■ со-служи-еец, в) полярный —>■ за-поляр-j-e, 4. лес + степь —>■ лесостепь, 5. Московский государственный университет —>■ МГУ, 6. земля + делать —>■ земл(е)дел-ец. 7. специалист спец, 8. мороженое (прил.) —>■ мороженое (сущ.). Такая таблица помогает вспомнить материал по теории словообразования и описывает все способы образования каждой части речи с учетом части речи ПЩ основ. § 56. Умения и навыки по словообразованию, методы их формирования В курсе словообразования учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки: 1) различать производные и непроизводные слова; 2) для производного слова определять его производящее; 3) выделять в производящем слове ту часть, которая использована 4) определять средство слов
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.140 (0.013 с.) |