Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные фонетические единицы и средства

Поиск

Функции языка

  • коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации;
  • конструктивная (или мыслительная; мыслеформирующая) — формирование мышления индивида и общества;
  • познавательная (или аккумулятивная функция) — передача информации и её хранение;
  • эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций;
  • волюнтативная (или призывно-побудительная функция) — функция воздействия;
  • метаязыковая (металингвистическая) — разъяснения средствами языка самого языка; По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах.
  • фатическая (или контактноустанавливающая)- Использование языка для установления психологического контакта собеседников;
  • идеологическая функция — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности. Использование традиционных систем письма часто воспринимается как культурная преемственность, а переход на латиницу — как модернизаторство.
  • омадативная (или формирующая реальности) — создание реальностей и их контроль;
  • номинативная — (или назывная) язык называет различные объекты;
  • денотативная, репрезентативная — передача информации, представление
  • конативная — ориентация на адресата;
  • эстетическая — сфера творчества;
  • аксиологическая — оценочное суждение (хорошо/плохо).
  • референтная (или отражательная) - функция языка, в которой язык является средством накопления человеческого опыта.
  • Дейктическая – объединяет элементы языка с жестами, указательная функция. Функция личных и указательных местоимений, а также частиц: вот, эта и т.п.

Язык и речь

Человеческий язык существует в виде отдельных языков — русского, английского, китайского и многих других. Ну, а в каком виде существует каждый отдельный язык?

Язык не является «врожденным», переданным по наследству. Термин «родной язык» не значит «врожденный», а значит только «усвоенный в раннем детстве». В сознание каждого человека язык проникает, безусловно, «извне», проникает потому, что этим языком пользуются другие люди, окружающие. По их примеру им начинает с детства поль­зоваться и сам данный человек. И, с другой стороны, язык постепенно забывается, а в конце концов и начисто исчезает из памяти (даже и родной язык), если человек почему-либо перестает им пользоваться. Из всего этого явствует,

что о подлинном существовании языка можно говорить лишь постольку, поскольку им пользуются. Язык существует как живой язык, поскольку он функционирует. А функционирует он в речи, в высказываниях, в речевых актах. Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и

обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром (1857—1913). Заметим, что под речью совре­менное языковедение понимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле в понятие «речь» включается и так называемая «внутренняя речь», т. е. мышление с помощью языковых средств (слов и т. д.), осуществляемое « про себя», без произнесения вслух.

 

Язык – это набор знаков и правил. Язык ментален и абстрактен. Поскольку язык – это система знаков, то он является общественным достоянием. Он нейтрален и не зависит от ситуации, ни к кому конкретно не направлен, обладает ментальной сущностью. В то время как речь – это реализация имеющихся знаков и правил в конкретное время конкретным человеком. Она материальна и индивидуальна, она не принадлежит всему народу. Речь психологична и ситуативна, адресативна и линейна.

2. Р е ч е в о й а к т – это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения различных индивидов. Речевой акт должен быть обязательно двусторонним: говорение – слушание, что составляет неразрывное единство, обусловливающее взаимопонимание.

Речевой акт – прежде всего процесс, который изучается физиологами, акустиками, психологами и языковедами. Речевой акт может быть не только услышан (при устной речи), но и записан (при письменной), а также, в случае устного речевого общения, зафиксирован на магнитофонной пленке.

Речевой акт тем самым доступен изучению и описанию с разных точек зрения и по методам разных наук.

4.Как соотносятся язык и мышление? Их области можно изобразить как два частично пересекающихся круга.Не все в мышлении относится к языку, но и в языке не все можно причислить к мышлению. Во-первых, мышление бывает без языка (имеется в виду — без речи). Даже обезьяна способна догадаться, как с помощью палки можно достать банан — это так называемое практическое мышление. Оно есть и у человека, вы наверняка слышали выражение «практический ум». Человек «практический» умеет принимать правильные решения, действует «по-умному», но объяснить словами, почему он сделал так, а не иначе, он, скорее всего, затруднится. Существуют еще такой тип мышления, как наглядно-образное. Оно часто преобладает у людей искусства: художников, режиссеров… Человек с таким типом мышления предпочитает думать не словами, а картинами, образами, представлениями… Наконец, есть вербальное мышление, то есть словесное. Иногда его называют словесно-логическим или просто логическим. Такое мышление: — предполагает поиск истины, — не связано с чувствами и оценками, — не имеет дела с вопросом и побуждением.Практическое и образное мышление могут обходиться без слов, но логическое мышление без речи не существует. Язык — это «одежда» мысли (ученые говорят: материальное оформление мыслей). А поскольку люди не только «про себя» (т.е. не слышно для других) думают, но и стремятся передать мысли другому, то без помощи языка-посредника никак не обойтись.Мышление осуществляется в определенных формах. Их три:1. ПОНЯТИЕ. В понятиях отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними. Понятия «книга», «брошюра», «журнал», «газета», «еженедельник» принадлежат к одной тематической группе, но различаются такими признаками, как «формат», «объем», «периодичность», «скрепленность страниц», «способ скрепления» и т.д.2. СУЖДЕНИЕ. Логическое мышление и начинается, собственно говоря, там, где появляется суждение. В суждении обязательно что-либо утверждается или отрицается.3. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ есть сам процесс мысли, получение нового суждения из содержания исходных суждений. Как получилось суждение «Кошка бессмертна»? Из двух: «Все люди смертны» — правильно? «Кошка не человек» —правильно? Значит, из двух правильных правильно и третье.

5.Основные единицы языка.
Язык – это система, а всякая система состоит из отдельных элементов связанных между собой. Язык состоит из «единиц языка».

  1. Фонема – мельчайшая единица звукового строя языка. Сам по себе звук не имеет лексического значения, но в языке некоторые слова состоят из одного звука, в таком случае звук перестает быть только звуком и приобретает значение.
  2. Морфема - это минимальная смысловая единица языка (приставка, корень, суффикс, окончание). Морфемы состоят из фонем и уже имеют значение, но самостоятельно употребляться не могут. Чтобы выделить морфему необходимо подобрать однокоренные слова. Морфемы выделяют благодаря тому, что между словами есть отношения.
  3. Слово – основная единица языка. Слово называет предметы, явления, признаки или указывает на них. Слово состоит из морфем, оно имеет лексическое значение и употребляется самостоятельно.
  4. Словосочетание – это наименьшая единица языка, в которой начинают действовать законы грамматики. Оно состоит из двух и более слов, между которыми существует смысловая и грамматическая связь (согласование, управление, примыкание).
  5. Предложение –слово или несколько слов, связанные между собой по смыслу. В речи предложения отделяют интонацией или паузами. В предложении всегда есть глагол (если его нет как такового, то он подразумевается). Любое предложение либо что-то подтверждает, либо отрицает.

Текст – имеет значение, форму выражения, определенный стиль.
свойства текста:-связность
-законченность -авторство
-адресативность.Тексты бывают устные и письменные.

Уровни и единицы языка

 

Уровни языка – подсистемы (ярусы) общей языковой системы, каждая из которых обладает набором своих единиц и правил их функционирования.

Язык условно делится на три уровня


грамматика

Лексика

Фонетика

Грамматика – раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, его формальную организацию и функционирование.


Центральными частями грамматики в этом значении традиционно являются учение о частях речи и их грамматических категориях, а также учение об общих правилах сочетания слов в более протяжённые единства (словосочетания, предложения) и о структуре этих речевых единств — синтаксисе.


Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξικός — «относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот речи») — совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.

Лексика — весь словарный запас языка, в котором выделяют активную и пассивную составляющие.

  • Архаизмы — устаревшие слова.
  • Неологизмы — новые слова.
  • Омонимы — одно слово, имеющее несколько значений.
  • Антонимы — противоположные по значению.
  • Однозначные слова — слова, имеющие одно значение.
  • Многозначные слова — слова, имеющие два и более значений.

Стили речи

Художественный Вымысел писателя, портрет, описание действующих лиц, диалог, монолог
Научный Нет вымысла
Деловой Официальные бумаги
Разговорный Не соблюдаются литературные нормы
Публицистический Все статьи в газетах и журналах

Типы речи

Описание Повествование Рассуждение
Описание какого-либо предмета, явления и др. целостный рассказ (часто в художественном стиле речи) рассуждение о чем-либо

 

Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел лингвистики, изучающий Речевые звуки и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Гипотезы нового времени

звукоподражательная гипотеза.

Междометная гипотеза

Гипотеза общественного (социального) договора.

Трудовые гипотезы

Коллективистская гипотеза (теория трудовых выкриков)

Гипотеза спонтанного скачка

По этой гипотезе язык возник скачком, сразу же с богатым словарем и языковой системой. Высказывал гипотезу немецкий лингвист Вильгельм Гумбольдт (1767-1835): Язык не может возникнуть иначе как сразу и вдруг.

Однозначно определить происхождение языка невозможно на данный момент.

Система фонем

Фонемы того или иного языка в совокупности образуют особым образом упорядоченную систему, в которой каждая единица (фонема) находится в определённых отношениях со всеми другими единицами (фонемами).

 

Система Фонем распадается на:

 

  • Вокализм (подсистема гласных фонем)
  • Консонантизм (подсистема согласных фонем)

 

Гласные различаются по:

 

· степени подъема языка

высокая у,и,ы

средняя э,о

низкая а

· наличию или отсутствию лабиализации (огубления)

лабеал: у,о

нелабиализованные: все остальные

Согласные делятся на:

· сонорные

· шумные.

 

К сонорным относятся |м|, |м’|, |н|, |н’|, |л|, |л’|, |р|, |р’|, |j|, остальные -шумные.

Сонорные произносятся при участии голоса с добавлением незначительного шума.

Шумные произносятся при участии шума и голоса (звонкие) или только шума (глухие).

Классификация:

Смычные

1)Взрывные |п| |б| |п’| |п’| |т| |д| |т’| | д’| |к’| |г’| |к| |г|

2)Смычно-фрикативные (аффрикаты) |пф| |ц| дз ч дж

3)Носовые |м| |м’| |н| |н’|

4)Боковые |л| |л’|

5)Дрожащие |р| |р’|

Щелевые |ф| |в| |ф’| |в’| |с| |з| |с’| | з’|

|ш| |ж| |ш’’| |ж’’| |j| |x’| |x|

 

Согласные делятся на:

  • твердые и мягкие
  • глухие и звонкие.

 

Парными по твердости - мягкости являются согласные: |п| - |п’|, |б| - | б’|, |т| - |т’|, |д| - |д’|, |ф| - |ф’|, |в| - |в’|, |с|- |с’|, |з| - |з’|, | м| - |м’|, |н| -|н’|, |л| - |л’|, |р| - |р’|, |к| - |к’|, |г| - |г’|, |х| -|х’|.

Непарные по этому признаку согласные: |ж|, |ш|, |ц| (твердые), |ж’’|, |ш’’|, |ч’|, |j| (мягкие).

Парными по глухости - звонкости являются согласные:, |п| - | б|, |п’| - |б’|, |т| - |д|, |т’| - |д’|, |ф| - |в|, |ф’| - |в’|, |с| - |з|, | с’| - |з’|, |ш| - |ж|, |ш’’| - |ж’’|, |к| - |г|, |к’| - |г’|.

Непарные по этому признаку согласные: все сонорные (звонкие), |ц|, |ч|, |х|, |х’| (глухие).

Согласные |ш|, |ж|, |ш’’|, |ж’’| и |ч| объединяются в группу шипящих фонем, а согласные |с|, |з|, |с’|, |з’| и |ц| - в группу свистящих.

 

23.Морфологический способ словообразования – создание новых слов путём сочетания морфем по существующим в языке правилам, образование слов из имеющихся в данном языке материальных ресурсов (корней и служебных морфем – аффиксов).

Словообразование (или деривация)

Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, – аффиксация, безаффиксный способ словообразования и сложение.

Аффиксация – создание нового слова посредством присоединения к производящей основе (или слову) тех или иных аффиксов.

Возможны три аффиксальных способа словообразования: суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный. Разновидностью суффиксального является способ постфиксальный (лат. post - после и fixus - прикрепленный).

1.1. Суффиксальный способ словообразования – образование нового слова или новой формы слова путем присоединения к производящей основе или слову суффикса. Слова земляк, землячка, образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, к производящим основам земл-, земляк-.

1.2. Префиксальный способ – образование нового слова или формы слова путем присоединения к производящему слову префикса. Слова неприятель, прародина, презабавный, переписать образованы прибавлением приставок не-, пра-, пре-, пере-- к производящим основам приятель, родинап, забавный, писать.

Постфиксальный способ – образование нового слова или новой формы слова путём присоединения к производящему слову постфикса. Термин постфикс имеет два значения: 1) любой аффикс, стоящий после корня; 2) аффикс, стоящий после флексии и противопоставленный по этому признаку суффиксу. Глагольные основы присоединяют постфикс -ся/-сь: мыться, моюсь; местоименные-то, -либо, -нибудь: кто-то, какой-либо, что-нибудь.

Смешанно-аффиксальный способ:

1.3. Суффиксально-префиксальный способ – образование нового слова путем одновременного присоединения к производящей основе или слову суффикса и префикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставки вз- и суф. -j-, приставки по и суф. -ник-, приставки про- и суф. –ок-, приставки пере- и суф. -ок-. При определении способа морфологического словообразования в слове с производной основой нужно установить, от какой основы это слово образовано, с какой производящей основой оно соотносится. Производные основы слов соседний, отделка, сосуществование, затылок, разбежаться в современном русском языке семантически и грамматически соотносятся с производящими основами сосед, отделать, существование, тыл, бежать. Наличие этого соотношения между основами производными и производящими служит основанием для заключения, что слова соседний и отделка образованы суффиксальным способом, слово сосуществование – префиксальным, а слова затылок и разбежаться – суффиксально-префиксальным.

В составе словообразовательных аффиксов русского языка имеются заимствованные из других языков, например приставки а-, ре-; про-, анти- и др. и суффиксы -ит, -ент, -акт-, -аж и др.: аморальный, репродукция, проректор, антисоциальный; плеврит, ассистент, музыкант, персонаж.

Префиксально-постфиксальный способ – образование нового слова путем одновременного присоединения к производящей основе или слову префикса и постфикса.

Вы -плака- ть - ся ← плака- ть; в -чита- ть - ся ← чита- ть.

Суффиксально-постфиксальный способ – образование нового слова путем одновременного присоединения к производящей основе суффикса и постфикса.

Толп- и - ть - ся ← толп- а; скуп- и - ть -ся ← скуп- ой.

Префиксально-суффиксально-постфиксальный способ – образование нового слова путем одновременного присоединения к производящей основе префикса, суффикса, постфикса.

Пере -шуч- ива - ть - ся ← шут/и- ть.

1.4. Безаффиксный способ словообразования – создание нового слова на базе производящей основы без участия аффикса, т.е. производящая основа сама становится основой нового слова. Этот способ применяется преимущественно при образовании имен существительных (от некоторых глаголов) и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий - глубь, тихий - тишь, бегать - бег, заливать - залив и т. п.).

Существительные пробег, прилив, припев, вылет, являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, и образованы безаффиксным способом Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

1.5. Сложение образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух или более основ.

(бар-ресторан): теплоход, самолетостроение, кинотеатр и др.

Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-провод), а сложносокращенные – усечённых основ (зав-уч, зам-пред). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).

Иногда сложение сопровождается суффиксацией: редк-о-лес-j-е. Один из видов сложения – аббревиация.

Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слово железобетонный, произведено от сложного слова железобетон посредством суффикса –н. С другой стороны, в современном русском словообразовании в качестве словообразовательного элемента могут выступать неполнозначные основы -вод, -вед, -носец, -видный, -образный, -творный и др. (ср. растениевод, языковед, орденоносец, разновидный, человекообразый, благотворный.

 

 

24\2. Семантический (или лексико-семантический ) способ словообразования – создание нового слова путем расщепление старого на два или более омонима. долг (задолженность) - долг (обязанность)

Кроме морфологического способа, известно лексико-семантическое словообразование, которое выражается в том, что слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на два или более слова-омонима, которые сосуществуют как слова с различным значением, например: кулак (кисть руки, сжатая для удара) и кулак (эксплуататор); бабка (то же, что бабушка), бабка (надкопытный сустав ноги у животных), бабка (одна из парных частей токарного станка), бабка (несколько снопов хлеба, уложенных определенным образом).

Лексико-семантический способ словообразования активно используется в современной рекламе при номинации магазинов, кафе, оздоровительных учреждений и т.д. Имена собственные-названия образуются чаще всего на основе метонимического переноса по смежности. Этот способ позволяет передать информацию о характере объекта продажи: названия магазинов «Вишенка», «Карасик».

Кроме того, при образовании новых имён-названий выделяется символический способ образования названия Символические имена собственные не отражают объект номинации, а приписываются ему как условные знаки. При этом могут использоваться слова с общеизвестным символическим значением («Заря», «Звезда», «Прогресс»), символы науки, техники, искусства, культуры («Эллипс», «Импульс», «Вальс», «Пируэт»), в том числе национально-культурные символы («Березка», «Тройка», «Купола»). Символическая номинация занимает в настоящее время центральное место среди других способов образования в рекламе.

3. Лексико-синтаксическсий способ, или лексикализация – создание нового слова путем сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов, слияние словосочетаний в одно слово: замуж, здравствуйте, до свидания, наотмашь. сегодня (сложено из сего дня)

Лексико-синтаксический способ словообразования имеет место в случаях образования слов из словосочетаний, объединенных в одно слово в процессе употребления в языке, например: сумасшедший (с ума сшедший), тяжелораненый (тяжело раненный), четыреста (четыре ста), наконец (на конец), сейчас (сей час) скопидом (скопи дом).

4. Конверсия или морфолого-синтаксический способ – переход слов из одной части речи в другую за счет смены парадигмы. он сегодня дежурный - дежурный сотрудник

Морфолого-синтаксический способ словообразования осуществляется при переходе слов, принадлежащих к какой-либо части речи, в иную часть речи, например: прилагательные булочная, лесничий, рабочий, столовая перешли в имена существительные; причастие заведующий перешло в имя существительное; деепричастия благодаря, несмотря (на) перешли в предлоги и т.д. Иное название этого способа – конверсия.

Особенно продуктивна конверсия в английском языке, где от большинства глаголов могут быть образованы существительные: sleep – «сон и sleep «спать», look «смотреть» и look «взгляд».

При образовании слов из словосочетаний (часто это прилагательное + существительное) обычно происходит своеобразная словообразовательная компрессия: на базе прилагательного образуется имя существительное (с помощью суффикса -к), а определяемое имя вовсе опускается. Такое образование двухсловных наименований в одно особенно характерно для нашего времени и распространено в разговорном стиле: пятиэтажка (пятиэтажный дом), высотка (высотное здание), зачетка (зачетная книжка), визитка (визитная карточка) и др. Такой же способ обнаруживается и при образовании бытовых наименований различных круп – пшенка, гречка, овсянка, а также других пищевых изделий – тушенка, жженка.

Поскольку в данном типе словообразования участвуют суффиксальные элементы, то его можно отнести и к морфолого-синтаксическому, а точнее – лексико-морфолого-синтаксическому.

 

5. Аббревиация – образование нового слова путем усечения слов, входящих в исходное словосочетание.

  • КГБ (ка-гэ-бэ́) — Комитет государственной безопасности
  • м.н.с. (эм-эн-э́с) — младший научный сотрудник
  • РСФСР (эр-эс-эф-эс-э́р) — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
  • ТФКП (тэ-эф-ка-пэ́) — теория функций компле́ксной переменной (комплексный анализ)

Так, буква «Ф» («эф») может произноситься как «фэ»:

  • ФБР [фэ-бэ-э́р] — Ф едеральное б юро р асследований
  • ЛФК [эл-фэ-ка́] — л ечебная ф изическая к ультура
  • РФФ [эр-фэ-фэ́] — р адио ф изический ф акультет

Буквы «С» («эс») и «Ш» («ша») как «сэ» и «ше»:

  • США [cэ-ше-а́] — Соединённые Штаты Америки

Словообразовательный разбор слова (Это для практики

Словообразовательный разбор производится по следующей схеме:

1. Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия – инфинитив).

2. К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова через значение производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую (производящие) основы.

3. В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано приставкой и / или суффиксом.

4. Указать способ словообразования.

При словообразовательном разборе необходимо обратить внимание на следующее.

· необходимо правильно определить производящую основу – ближайшую по форме мотивирующую основу. Ошибочным будет разбор, в котором в качестве производящей основы будет указано начальное непроизводное слово словообразовательной цепочки, а не непосредственное производящее исследуемого слова. Так, например, для слова пароходный его производящей основой будет слово пароход, а не слова пар и ходить. Средство образования слова пароходный – суффикс - н-, способ – суффиксация.

· не следует загромождать словообразовательный разбор полным морфемным разбором исследуемого слова. Лишние операции свидетельствуют о недопонимании задачи словообразовательного разбора и его отличия от морфемного разбора. В исследуемом слове должны быть выделены только основа и та морфема (морфемы), которые непосредственно участвует в словообразовании.

· В редких случаях исследуемое слово может находиться на одной ступени производности от двух разных основ, например: невеселовесело / невесёлый. В этих случаях говорят о двойной мотивированности данного слова. Его можно описать и как приставочное производное от слова весело, и как суффиксальное производное от слова невесёлый.

Приведём несколько примеров словообразовательного разбора:

1) излишество

излишество ← излишний; излишество – «что-то излишнее»;

способ словообразования – суффиксация,

2) заметались – форма глагола заметаться

заметаться ← метаться; заметаться – «начать метаться»,

способ словообразования – приставочный.

3) ухода

ухода – форма существительного уход

уход-Ø ← уходить; уход – «когда уходят, то же, что уходить»,

способ словообразования - безаффиксный

Классификация морфем

Корень – общая часть родственных значений слова.

Аффикс – служебная морфема, видоизменяющая значение корня или выражающая отношение между словами в словосочетании и предложении.

Префикс (или приставка) – морфема, стоящая перед корнем, служащая для образования новых слов и форм.  (в-, над-, до-, за-) (раз-(роз-), без-(бес-))

Суффикс – морфема, стоящая после корня, служащая для образования новых слов или новых форм слова. сумочка», «кошечка

Инфикс – морфема, вставленная в корень слова, служащая для образования новых форм слова. латинском vinco - я побеждаю (при vici - я победил

Интерфикс – морфема, стоящая между основами сложного слова или между корнем и суффиксом, служащая для соединения их в единое целое и образования новых слов. лес—о—степь, стал—е—вар, пол—у—круг, пят—и—этажный, суди—л—ище, жи—л—ец, пе—в—ец, африк—ан—ец и др.

Конфикс – морфема, опоясывающая корень, т.е. состоящая из двух аффиксов, находящихся перед и после корня и несущих единое, нерасчлененное значение. Служит для образования новых слов и новых форм слова: в нем яз ge schrieb en.

подоконник
  подстаканник
  расшуметься
       

 

Флексия (или окончание) – морфема, стоящая в конце слова и служащая для связи слов в словосочетании или предложении.

Постфикс – морфема, стоящая после флексии, служащая для образования новых слов или новых форм слова: -сь, -ся в рус яз. умылась, оделся.

Продуктивные аффиксы – используются для образования новых слов и новых форм слова.

При-бежать (продуктивная приставка). Колхоз-ник (продуктивный суффикс). Красив-ый, говор-ит и т. д. (продуктивные окончания);

Непродуктивные аффиксы – аффиксы, которые не участвуют или используются редко в образовании новых слов и форм слова.

Па-водок, су-песок (непродуктивные приставки). Жи-знъ, паст-уж (непродуктивные суффиксы). Тр-емя (непродуктивное окончание).

Продуктивность/непродуктивность аффикса – это динамическая характеристика аффикса, связанная с его словообразовательным потенциалом.

Валентность – способность морфемы сочетаться с другими морфемами.

МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Цель морфемного анализа (так называемого разбора слова по составу) – выявление структуры слова, точнее – предложенной для разбора словоформы. Морфемному разбору подвергаются только ЧЛЕНИМЫЕ СЛОВА (то есть те, в составе которых можно выделить две и более морфемы), при этом выделяются как словообразовательные, так и формообразующие морфемы.

ЭТАПЫ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТИ РЕЧИ, ФОРМЫ СЛОВА В ТЕКСТЕ, ИЗМЕНЯЕМОСТИ ИЛИ НЕИЗМЕНЯЕМОСТИ ДАННОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ИЛИ ДАННОЙ СЛОВОФОРМЫ.

II. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВЫ СЛОВА И ФОРМООБРАЗУЮЩИХ АФФИКСОВ (ФЛЕКСИИ). Основа слова объединяет формы данного слова (совпадающая их часть), это общая часть для всех форм, входящих в парадигму слова (в глагольных формах выделяется две основы). Показатели формы в основу не входят.

III. УСТАНОВЛЕНИЕ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА. При выяснении морфемной структуры необходимо восстанавливать словообразовательную цепочку (словообразующий аффикс фиксирует один словообразовательный шаг от слова к слову), подбирать родственные слова и их формы.

IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА АФФИКСОВ. Необходимо отметить словообразующие и формообразующие (словоизменительные) аффиксы, у последних указать образуемую с их помощью форму.

V. ВЫЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА КОРНЕВОЙ МОРФЕМЫ. Свободный корень способен самостоятельно организовывать слово – только с помощью формообразующих морфем; связанный корень требует других служебных аффиксов. Эти особенности корня необходимо проиллюстрировать.

VI. ПОДБОР ОДНОСТРУКТУРНОГО СЛОВА. Одноструктурным называют слово (словоформу) той же части речи, по строению и типу морфем соответствующее данному, хотя материальное выражение морфем может быть иным.

ОБРАЗЦЫ РАЗБОРА

Два сдвинутых вместе стола покрываются длиннейшей скатертью.

сдвинутых – страдат. прич. прош. вр., в полн. ф., мн. ч., род. п.

сдвинуть -ых - формообр.: полн. ф., мн. ч., род. п.

сдвигать -т- - формообр.: страд. прич. прош. вр.

двигать -ну- - словообр. аффикс

с- - словообр. аффикс

ОСНОВА ПРОИЗВОДНАЯ: с - дви[г] – ну -

КОРЕНЬ СВЯЗАННЫЙ: двиг- а (ть), с – двиг (ø)

ОДНОСТРУКТУРНОЕ СЛОВО: отогнутый

 

Методика словообразовательного анализа.

1. Поставить слово в начальную форму: именительный падеж единственного числа – имя существительное, местоимение, числительное; именительный падеж, единственное число, мужской род – имя прилагательное, местоимение; инфинитив – для всех глагольных форм, в том числе и для причастий и деепричастий.

2. Объяснить значение слова через самое близкое по форме и по смыслу однокоренное слово (используя прием словообразовательного толкования).

3. Сравнить анализируемое слово с исходным, потому что оно сохраняет часть формы и часть смысла исходного слова (произвести смысловое и формальное «вычитание»). Выделить словообразовательный формант, в которых входят словообразовательные аффиксы и морфонологические средства, сопровождающие процесс образования нового слова.

4. По «остатку» определить способ словообразования, потому что «остаток» – то средство, которое сформировало новое понятие и новое слово. Установить, к какому словообразовательному типу относится слово.

5.Если есть в слове другие аффиксальные морфемы, продолжить аналогичное рассуждение, построив словообразовательную цепочку, мотивируя каждое звено.

Например, из старинного шкафа…

1. Старинный

2. Относящийся к старине

3. Старинн(ый) Старин(а) -н- (смена ударения)

4. Суффиксальный, как: былин-н-(ый) ← былин(а)

5. СО цепочка: старин-н-(ый) ← стар-ин-(а) ← стар(ый)

 

Основные признаки слова

Слово – фонетически и грамматически оформленная основная значимая единица языка, которая обладает непроницаемостью и лексико-грамматической отнесенностью и которая свободно воспроизводится в речи для построения высказывания.

Основные признаки слова:

1) Слово представляет собой звуковое структурное единство, созданное по законам фонетики данного языка;

2) Слово оформлено по законам грамматики данного языка и всегда выступает в одной из своих грамматических форм;

3) Слово - единство звучания и значения, и в языке нет слов, лишенных значения;

4) Слово обладает свойством непроницаемости, то есть внутрь слова нельзя вставить, вклинить другое грамматически оформленное слово;

5) Каждое слово относится к тому или иному лексико-грамматическому разряду слов;

6) Слово не создается в процессе общения, а воспроизводится в речи как готовая и целостная структурно-семантическая единица;

7) Слово является строительным материалом для произведений речи, для высказываний.

Реалия – то, что в объективной действительности соответствует данному слову.

Лексическое значение слова - исторически обусловленная связь между зрительным или звуковым обликом слова и образом называемого предмета

1) фонетическую оформленность, (слово - звук. комплекс, имеющий ударение)

2) грамматическую оформленность,(сравни корень пал- в слове палец, который не оформлен, и слово палец, которое оформлено как существительное муж. рода ед числа)

3) непроницаемость,(в середину слова нельзя ничего засунуть)

4) двусторонность (единство звучания и значения),

5) свободную воспроизводимость в речи (то есть слово мы не рождаем каждый раз в акте речи, а оно у нас хранится в готовом виде, и мы его воспроизводим: извлекаем из памяти. В отличие от предложения, которое мы строим из слов.).

 

27.Семасиология — раздел языкознания, занимающийся значениями тех языковых единиц, которые используются для номинации отдельных предметов и явлений действительности.

С одной стороны, между предметом и словом нет прямой связи. Это доказывают факты разного названия одинаковых предметов в разных языках, а также возможность



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.99.39 (0.014 с.)