Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи



Части речи — это наиболее общие лексико-грамматические категории слов, различающиеся характером лексического значения, морфологическими и синтаксическими признаками, особенностями словообразования.

Основным, определяющим в разграничении частей речи является их категориальное значение, возникшее на основе предельного обобщения лексического значения. Так, для существительных категориальным значением будет предметность (дом), для глаголов — процессуальность (стоять), для прилагательных — выражение признака (хороший) и т. д. В плане морфологическом части речи различаются составом и характером грамматических категорий. Так, существительным свойственны грамматические категории рода, числа и падежа, которые носят самостоятельный, синтаксически независимый характер. Имена прилагательные также имеют грамматические категории рода, числа и падежа, но они носят синтаксически зависимый характер и т.д. К синтаксическим признакам частей речи следует отнести способы синтаксической связи их с другими словами и характер синтаксической функции в предложении.

Поскольку части речи — понятие грамматическое, очевидно, что и принципы, основания выделения частей речи должны быть прежде всего грамматические. Во-первых, такими основаниями являются синтаксические свойства слова. Одни слова входят в грамматический состав предложения, другие не входят. Одни из входящих в грамматический состав предложения являются самостоятельными членами предложения, другие нет. Во-вторых, существенными являются морфологические признаки слов: их изменяемость или неизменяемость, характер грамматических значений, которые может выражать то или иное слово, система его форм. Известную роль играет и способность слов выражать то обобщен­ное значение, которое формируется лексическим и грамматическими значениями конкретных слов того или иного класса, — значения предмета, признака, процесса и т.д.

Исходя из этого, все слова русского языка можно подразделить на входящие в грамматический состав предложения и не входящие в этот состав. Первые представляют собой подавляющее большинство слов. Среди них выделяются слова знаменательные (самостоятельные члены предложения: имена существительные, прилагательные, числительные и др.) и служебные (предлоги, союзы и частицы). Модальные, междометия, звукоподражания слова не входят в грамматический состав предложения.

 

Предмет морфологии. Грамматическое значение. Грамматическая категория. Грамматическая форма. Способы выражения грамматических значений в русском языке

Морфология — это раздел грамматики, изучающий лексико-грамматические классы слов, их грамматические значения, грамматические формы и грамматические категории. Грамматическое значение — это абстрактное значение, отвлеченное от лексического значения и свойственное не отдельным словам, а целым категориям слов. Так, слова дом, стол, дуб имеют различное лексическое значение, но обладают тождественными грамматическими значениями; это существительные мужского рода, единственного числа, именительного падежа. Грамматическая форма — это разновидности одного и того же слова, тождественные лексически и противопоставленные друг другу по своим грамматическим значениям: дуб, дуба, дубы, дубов, дубам. Грамматическая категория — это грамматические значения и грамматические формы в их совокупности.

Материальными средствами выражения грамматических значений являются грамматические показатели. На основе способов выражения грамматических значений выделяются синтетические и аналитические средства. Синтетический способ — это выражение грамматических значений средствами самого слова (аффиксация, повторы, сложение, ударение, супплетивизм), аналитический — выражение грамматических значений средствами за пределами данного слова (служебные слова, порядок слов, интонация). Смешанный сочетает в себе синтетический и аналитические способы.

 

 

44. Понятие словообразовательного типа.

Словообразовательный тип — это схема построения производных слов одного способа образования, позволяющая объединять их в отдельные группы. Словообразовательный тип объединяет производные слова по общности трех признаков. В один словообразовательный тип входят производные слова: 1) мотивированные словами одной и той же части речи, 2) одинаково относящиеся по значению к своим производящим словам, 3) одного способа образования, а для аффиксального способа образования — содержащие общий аффикс: спелый, стылый, усталый.

Окказиональные слова — слова, образованные в речевой ситуации с нарушением тех или иных законов действия словообразовательного типа (произведённые с нарушением законов системной продуктивности словообразовательных типов; произведённые по образцу типов непродуктивных и малопродуктивных в ту или иную эпоху: ломатель, согласователь.

Одним из богатейших средств стилистической выразительности речи являются метафоры, метонимии, синекдохи, синтаксические фигуры и другие средства. Другой важнейший источник стилистических средств - синонимия (прежде всего лексическая, а также грамматическая). К стилистическим ресурсам лексики относятся и специальные стилистически окрашенные в системе языка единицы, в том числе эмоциональная и экспрессивная лексика. Кроме того, в стилистических целях обычно используются разного рода пласты словаря ограниченного употребления: диалектизмы, просторечные слова, арготизмы, профессионализмы, варваризмы, а также архаизмы, неологизмы и т. п.

 

Основные способы русского сл.об.

Морфологический. Суффиксальный используется в словообразовании всех основных частей речи: бабушк ин, обед а ть, горяч о, рез к а. Префиксальный (не меняются части речи). Продуктивен в образовании глаголов. Префискально-суффиксальный. Образуются сущ, прил, глаголы, наречия: подстаканник, пришкольный, высветлить, впустую. Постфиксальный (глаголы и неопределенные местоимения): случаться, что-либо. Сложение (существительные, прилагательные): асфальтобетон, багрово-красный. Сложносуффиксальный (сущ и прил): конькобежец, левобережный. Аббревиация (сущ): колхоз, сберкасса (слоговая); МХАТ (инициальная); завуч, ГИТИС (смешанная).

Морфолого-синтаксический (из одной части речи в другую): детская (субстантивация, обр сущ). Лексико-синтаксический (сращение, в основном образуются прил): вечнозеленый, сумасшедший. Лексико-семантический (новое значение, расщепление омонима): титан (гигант) – титан (твердый металл).

 

Основа. Виды основ

Основа — это часть слова, заключающая в себе его вещественное, лексическое значение. Основа словоизменения — это часть изменяемого слова без окончания. Основу словоизменения имеют только изменяемые слова: молод-, молод-а, молод-о, молод-ы. Основа формообразования — это часть слова без грамматических показателей. Основа формообразования требуется при образовании форм причастий, деепричастий, прошедшего времени глаголов, повелительного наклонения глагола, степеней сравнения прилагательных и наречий, а также для образования форм числа и рода существительных (парт-а, парт-ы). Основа словообразования — это часть слова без словообразовательного аффикса и грамматических показателей: тсрпе-лив-ый ( от глагола терпе-ть).

Непроизводная основа является целым, которое далее со структурной точки зрения разделено быть не может: парт-а. Такие основы равны корню. Производная основа выступает в качестве единицы, состоящей из отдельных значимых частей — морфем (стол-ов-ая). Такие основы состоят из корней и аффиксов. Основа словообразования может быть только у производных слов. Ее называют производящей. Основа словообразования — это общая часть производного и производящего слова. В качестве производящей основы могут выступать как непроизводная, так и производная основы.

Свободная основа — это непроизводная основа, которая может входить в состав производных основ и в то же время вместе с формообразующим аффиксом образовать самостоятельное слово: судсуд ить.

Связанная основа - непроизводная основа, обязательно входящая в состав производных основ и употребляющаяся обязательно в соединении со словообразовательными аффиксами или с другой основой: при вык нуть, от вык нуть.

 

47. Словообразовательная система русского языка. Морфема, виды морфем

Под словообразовательной системой понимаются те элементы, из которых состоят слова, т. е. значимые единицы слова (корни, приставки, суффиксы, окончания), их роль в словопроизводстве, сама структура слов, употребляемых в языке (слова производные и непроизводные), а также те законы, по которым одни слова (производные) мотивируются другими (производящими), способы образования слов и те словообразовательные типы (внутри способов образования), которые активно участвуют в образовании новых слов.

Изучение словообразовательной системы современного русского языка предполагает знание русской морфемики — учения о значимых частях слова — морфемах. Все русские слова состоят из значимых частей.

Морфема — это минимальная значимая часть слова. Морфемы различаются по ряду признаков: по роли в слове, по месту в составе слова, по выражаемым значениям. Морфемы, являющиеся носителями основного лексического значения слова, называются корневыми. Это наиболее значимая часть слова, она обязательна для каждой лексической единицы. Морфемы, имеющие служебное значение, называются аффиксами (префиксы, суффиксы, окончания постфиксы, интерфиксы). Присоединяются к корню и придают словам дополнительные лексические или грамматические значения.

По выполнению функции аффиксы делятся на словообразовательные (приставки, суффиксы, постфиксы, интерфиксы) и формообразовательные (окончания, могут и приставки, и суффиксы). Словообразовательные аффиксы используются для образования слов с новым лексическим значением: автор — со-автор, ракета — ракет-чик, Формообразовательные аффиксы новых слов не образуют, они используются для создания форм слова (книг-а, книг-и.).

48. Словообразование как новый раздел науки о языке. Связь словообразования с другими разделами языка

Термин «словообразование» в лингвистике употребляется в двух значениях: 1) название процесса образования новых слов в языке; 2) название раздела языкознания, изучающего словообразовательную систему языка.

Словообразование — это самостоятельный раздел языкознания, включающий две составные части — морфемику и деривацию. Морфемика — это учение о значимых частях слов, т. е. учение о строении, структуре слова. Словообразование (деривация) — это учение о словообразовательной роли морфем, о способах образования слов, о закономерностях современного словообразования. Словообразование как раздел языкознания тесно связано с лексикологией и грамматикой. Связь словообразования с лексикологией проявляется в том, что вновь созданные слова пополняют словарный состав языка и тем самым становятся объектом изучения лексикологии. Связь словообразования с грамматикой проявляется в том, что новые слова оформляются в соответствии с законами грамматического строя русского языка и представляют те же грамматические разряды, которые уже существуют в языке: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия. Словообразование некоторыми своими сторонами связано и с синтаксисом. Так, сложные и сложносокращенные слова образуются на базе словосочетаний (тяжело больной — тяжелобольной).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 2940; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.009 с.)