Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
П. Неудачное определение отношений между «предметом» и его «признаком».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Между «предметом» и «признаком» должны быть установлены логические отношения. Важнейший выбор — квалификация отношений «быть» 'являться', «иметь», «существовать» и «характеризоваться»: 1) «быть» вместо «иметь»: Одна из основных функций пейзажа — фон, оттеняющий образы действующих лиц (=создавать фон), Его любовь несчастлива (=несчастливая); 2) «существовать» вместо «характеризоваться»: 3) «характеризоваться» вместо «существовать»: Другой роман также имеет много героического и трагического (=описывает). III. Неудачная квалификация положения дел. 1. Неудачное определение характера взаимодействия, которое свя 1) выбор «чужого» предиката, дающего приблизительное пред Он представляет свое стихотворение в виде душистого венка (представляет в виде =?); 2) квалификация по сходству — описание абстрактных типов си Его двигает страшная сила (=им движет); 3) неточная квалификация через использование близкой модели, Пейзаж: осуществляет важные функции (=с помощью пейзажа осуществляются). 2. Неудачная квалификация роли конкретного компонента ситуации: 1) выбор «чужой», неправильной роли: ... сумевшие в своем творчестве всколыхнуть мое сердце трагизмом (=своим творчеством); 2) замена роли на сходную, но с другим первичным значением: 3) недостаточно точная квалификация роли компонента ситуации, В романе «Герой нашего времени» я ясно поняла психологию Печорина и других героев романа (=из содержания романа). IV. Неудачная ментальная или языковая номинация. 1. Выбор неверного категориального класса для обозначения смысла: 1) подведение компонента под чужой класс, в том числе игнори Фадеев и Островский не являются первооткрывателями в жанре трагизма и героизма (трагизм и героизм не являются жанрами). 2) создание описательных номинаций вместо традиционных: 3) замена типовой реалии на чужую: Он оказывает очень хорошее впечатление (оказывать влияние + производить впечатление); 4) использование неактуального признака: Некрасов отчетливо детализирует портрет крестьян (Некрасов детализирует + мы отчетливо видим). 2. Отождествление объекта с наиболее типичным носителем нужно Их произведения пополнили копилку русской литературы ^сокровищницу); Его внешность дает весьма противоречивый образ (=создает). 3. Неточная квалификация: 1) неполная квалификация компонента через использование родо Неизвестно, в какой последовательности должны быть главы (=должны располагаться); 2) несогласованная, противоречивая квалификация компонентов, Внутренний мир Грушницкого грязен, подл; 3) «смещенная» квалификация компонентов, при которой пред Мы узнаем его духовный мир (=познаем). V. Неудачное референционное определение категорий. Выбранный объект надо актуализировать, сообщив адресату о наиболее важных признаках объекта, позволяющих понять, о каком конкретном представителе данного класса объектов идет речь. При этом возможны три класса нарушений. 1. Неточная количественная референция: Огромную роль сыграли его личные стремления понять мир, стремления к справедливости (= стремление); Она его полюбила. Но полюбила не надолго. Смерть ей помешала (=любила недолго). 2. Неточная качественная референция: Не менее ярким произведением явился роман Островского ^является). 3. Неудачное определение субъективных параметров положения Пушкин описывает Ольгу довольно поверхностно (=бегло, проигнорировано наличие отрицательной оценки у слова поверхностно). VI. Неудачный выбор и воспроизведение означающего. Актуализированная совокупность семантических признаков ассоциируется у говорящего с определенным означающим. На этом этапе воплощения мысли представлены следующие нарушения: 1. Приписывание означающему «чужого» значения: Если смотреть по хронологии, то рассказы непоследовательны (=расположены не в хронологической последовательности). 2. Порождение несуществующего означающего вместо воспроизве Он был эгоистом и самолюбцем, Он великий ценитель и понижатель... 3. Искажение морфемного состава означающего: Внешность играет у Лермонтова уже не описательскую, а психологическую роль. 4. Искажение фонемного состава означающего, связанное с отраже скурпулезный (=скрупулезный), будующий (ср.: следующий). 5. Неудачный выбор варианта означающего: 1) использование варианта, нарушающего нормы сочетаемости: Ему характерен этой способ описания героев (=для него); 2) использование варианта, недостаточно или избыточно экспли Печорин не считается с чувствами девушки, ни с переживаниями, ни с окружающими людьми (=ни с чувствами девушки), Максим Максимович спрашивает, что много ли в столице людей; 3) использование варианта, нехарактерного для данного речевого Как незаурядная личность, Печорин быстро соображает, что нужно для этого предпринять; 4) использование варианта, понижающего уровень связности Бэла — это видение, явившееся Печорину и которое, как ни печально, оказалось реальным человеком; 5) использование варианта, понижающего уровень информатив Подбирая выражения для описания народного танца, он описывает его первую фигуру. 6. Использование избыточно / недостаточно эксплицитного озна Мечик вечно самокопается (=копается в себе), Сравнивая его с Печориным, можно сказать, что Печорин здесь проигрывает (=в этом отношении). 7. Одновременное использование сразу двух значений в одном кон Во время черной реакции царизма на восстание декабристов... (реакция 1) на кого/что, 2) период социальной жизни). VII. Неудачи записи текста. Основное назначение правил орфографии и пунктуации, как и правил произношения, — закрепление в языковом коллективе устойчивого, единообразного и легко понимаемого адресатом способа передачи значений. Ошибки на «правописные» правила отражают следующие нарушения. 1. Нарушения в передаче структуры записываемого текста. Запись текста требует от пишущего умений определять границы слов и словосочетаний, отделять простое распространение от отношений обусловленности, определять границы простых предложений, выявлять отношения однородности. В этой области представлены следующие основные типы нарушений: 1) понижение самостоятельности лексической единицы путем ... как-бы, всеже, врядли, потомучто...; 2) повышение самостоятельности части лексической единицы пу ... за чем я живу, по мимо этого, что бы понять героев...; 3) избыточное разбиение синтаксической группы единиц встав В эпизоде объяснения ее с Печориным^ он предстает перед нами...; 4) недовыделение или полное невыделение синтаксической груп ... его собственное_личностное восприятие русской природы...; 5) неточное выделение группы перестановкой знака: Жаль только_житъ в эту пору прекрасную^уж не придется...; 6) графическое обозначение смысловой связи между единицами Мы видим их в полныйрост^ к ним относятся...; 7) графическое указание на отсутствие смысловой связи единиц Он рисует нам все детали._ Которые дают представление о характере героя. 2. Неверная квалификация отношений через отсутствие тире, указы Другой писатель советской литературы Н. А. Островский. 3. Неверная передача информации о роли компонента в описывае ... живут в измерение... 4. Неверная запись через неразличение записи близких по звучанию, ...увидеть, что это человек простой и недалекий от народа, Она достаточно образована. 5. Неверное указание через употребление кавычек на прямое / пере «Герои» произведений Фадеева и Островского — настоящие. Правильность процесса записи не может контролироваться только моторной и зрительной памятью, эта операция требует постоянного интеллектуального контроля, так как правильность записи обеспечивается постоянным анализом — синтаксическим, морфологическим, морфемным, словообразовательным, семантическим. Как мы видим, речевые неудачи могут возникать и на этапе осмысления информации («мыслительное» нарушение), и на этапе исполнения (собственно речевое нарушение), но внешне они проявляют себя одинаково — как в разной степени неудачный выбор языковых средств. В методике речевые неудачи описываются понятиями ошибки — нарушения правильности речи и недочета — нарушения требований коммуникативной целесообразности, богатства, точности и выразительности речи (см. § 85). Основным методом работы над речевыми неудачами является анализ и исправление ошибок и недочетов на отрицательном языковом материале — как представленном в текстах самого учащегося, так и специально подобранном (см. §§ 87, 88). § 85. Оценка речевых умений и навыков. Грамматические и речевые ошибки Учитель постоянно оценивает речевые умения и навыки учащихся. Речевое оформление играет важную роль при устном ответе учащегося по любой теме. При оценке устных ответов учащихся учитываются следующие критерии: 1) правильность ответа, 2) его полнота, 3) степень осознанности изученного, 4) последовательность сообщения, 5) правильность языкового оформления. Как мы видим, два последних критерия имеют непосредственное отношение к речевой культуре учащихся. Ученику выставляется оценка «5» при полном, правильном и осознанном ответе только в том случае, если он излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» выставляется не более чем при 1-2 недочетах в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Непоследовательность и ошибки в языковом оформлении влекут даже при знании и понимании основных положений темы постановку оценки «3». Устная речь оценивается также в процессе выполнения специальных заданий — выразительного чтения, создания устных высказываний на заданную тему. Учитель оценивает правильность языкового оформления устного высказывания учащегося с точки зрения соблюдения норм всех уровней, в том числе фонетических (см. далее и §§ 71-75). Кроме того, учитель оценивает выразительность и коммуникативную адекватность речи учащегося. Специальной формой проверки речевых умений и навыков в письменной форме являются изложения и сочинения (см. §§ 88, 89). Они демонстрируют 1) умение правильно и последовательно излагать мысли в соответствии с темой и замыслом, 2) умение использовать языковые средства в соответствии с задачей, темой и стилем высказывания. Изложение и сочинение оцениваются двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе; в этом случае первая оценка считается оценкой по литературе. К содержанию и речевому оформлению при выставлении оценки предъявляются следующие требования. Оценка «5» выставляется, если 1) содержание работы полностью соответствует теме, 2) отсутствуют фактические ошибки, 3) содержание излагается последовательно, 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используе 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. 1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются не 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фак 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изло 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнооб 5) работа отличается единством стиля и достаточной выразитель Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Оценка «3» выставляется, если 1) в работе допущены существенные отклонения от темы, 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные факти 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения, 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выра Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Оценка «2» выставляется, если 1) работа не соответствует теме, 2) допущено много фактических неточностей, 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными 5) нарушено стилевое единство текста. Допускается 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Оценка «1» выставляется, если в работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником орфографических, пунктуационных и стилистических (грамматических и речевых) ошибок. Грамматические ошибки связаны с неправильным образованием и употреблением языковых средств разных уровней — морфемно-сло-вообразовательного, морфологического, синтаксического, то есть с нарушением коммуникативно значимых норм русского языка разных уровней. Грамматические ошибки бывают: морфемно-словообразовательные (см. § 73): — неправильное словообразование, то есть образование по имею морфологические (см. § 74): — ошибки в образовании форм слов разных частей речи, в первую синтаксические (см. § 75): — использование при управлении иного, чем принято в узусе, паде — нарушение нормативного согласования, в том числе между под — ошибки в употреблении деепричастного оборота, например: — ошибки в построении предложения с причастными оборотами, — ошибки в построении предложений с однородными членами, на — ошибки в построении сложных предложений, например: *Я счи — смешение прямой и косвенной речи, приводящее к неверной ре — нарушение границ предложения (ненормативная парцелляция), на Речевые ошибки — это ошибки, связанные с функционированием слова в тексте, с семантической или стилистической неправильностью его употребления. К речевым ошибкам относят: — употребление слова в несвойственном ему значении, например: — неточный выбор слова из ряда однокоренных, связанный с не — смешение паронимов, например: *Она вела хозяйство экономич — нарушение лексической сочетаемости, например: *Этот эпизод — употребление слов, не относящихся к кодифицированному лите Стилистические ошибки в тексте подчеркиваются волнистой линией, на поля выносится помета Гр (грамматическая) или Р (речевая)17. Помимо стилистических ошибок выделяют стилистические погрешности — нарушения требований стилистической уместности и коммуникативной целесообразности высказывания. К стилистическим погрешностям относят: — употребление лишнего слова, дублирующего уже выраженное зна — повторение одного и того же слова или контактное повторение 17 В практике довузовской подготовки грамматические и речевые ошибки, как правило, не разграничиваются и выделяются как стилистические с пометой Ст (стиль). — неудачное употребление экспрессивного или эмоционально ок — смешение слов разных исторических эпох, например: Пугачев — — нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, на — неудачное употребление личных и указательных местоимений — бедность или однообразие синтаксических конструкций, напри — использование штампов, например: Роман А. А. Фадеева имел и — неудачный порядок слов, например: Первым ударил Кирибеевич — смешение стилей, например: Цель жизни фамусовского общест Некоторые авторы методических пособий включают эти погрешности в число речевых ошибок, указывая, однако, на их меньшую значимость и называя их «недочетами», «более тонкими случаями»18. Такое включение представляется нецелесообразным: как уже было сказано, критерием разделения речевых неудач на ошибки и погрешности служит разграничение речи «правильной» и «хорошей». Нарушения правильности речи называют ошибками, нарушения богатства, выразительности, коммуникативной целесообразности речи называют погрешностями. Стилистические погрешности отмечаются в тексте работы так же, как и стилистические ошибки, — волнистой чертой, но в подсчет ошибок для выставления оценки за грамотность не включаются. Они влияют на отметку за содержание и речевое оформление работы. Для оценки «5» при соблюдении указанных в «Нормах оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» требований допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 стилистическая ошибка, если эта ошибка негрубая. Для оценки «4» допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные, или 4 пунк- 18 См. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения: 5-7 кл.: Книга для учителя. М., 1991. С. 179-180. туационные при отсутствии орфографических, а также 2 стилистические. Для оценки «3» допускается: 4 и 4, или 3 и 5, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических, а также 4 стилистические ошибки. Для оценки «2» допускается: 7 и 7, или 6 и 8, или 5 и 9, или 8 и 6, а также до 7 стилистических ошибок. Оценка «1» ставится при наличии более 7 орфографических, 7 пунктуационных, 7 стилистических ошибок19. § 86. Характеристика связной речи. Умения и навыки в области связной речи В методике развития речи, как уже говорилось, различают понятия «правильная речь» — речь, соответствующая нормам литературного языка, и «хорошая речь» — речь коммуникативно целесообразная, точная, богатая и выразительная. Коммуникативно целесообразная речь — это речь, соответствующая задачам и ситуации общения. Под точностью речи понимают использование тех языковых и стилевых средств, которые соответствуют задаче речи, раскрывают тему высказывания. Точная речь — это речь, выбор языковых и стилевых средств которой оптимален для данной ситуации и содержания высказывания. Параметр точности речи тесно связан с ее богатством, так как точный выбор возможен только при владении синонимическими лексическими и грамматическими средствами языка. Под богатством речи понимают большой активный словарь и разнообразие в использовании языковых единиц (морфологических форм, синтаксических конструкций). Бедная же речь характеризуется ограниченным объемом словаря, лексическими повторами, однообразием используемых словообразовательных моделей и синтаксических конструкций. Под выразительной речью понимают речь, которая способна обеспечить понимание и эмоциональную реакцию. Выразительность речи связана с чувством слова, пониманием особенностей разных стилей, так как разные стили наделены разными средствами выразительности. Известно, что детская речь развивается в направлении от диалога к монологу, от стилевого однообразия (использования исключительно разговорного стиля) к разнообразию, от мотивированности насущны- 19 О рекомендуемом для каждого класса объеме сочинений и текстов для изложений, а также о грубых и негрубых, однотипных и повторяющихся ошибках и правилах их подсчета см. § 68. ми бытовыми потребностями к способности высказываться на заданную тему. Ребенок-дошкольник и младшеклассник пользуется преимущественно разговорным стилем, использует для общения в основном диалог на бытовые темы, причем в устной разновидности. Почти все дети испытывают затруднения с созданием монологических высказываний, потому что, как отмечал Л. В. Щерба, «монолог — это уже организованная система облеченных в словесную форму мыслей <...> литературное произведение в зачатке»20. Так что уроки по развитию связной речи направлены на обучение созданию устных и письменных высказываний преимущественно книжных стилей как в устной, так и в письменной форме. Выделяют специальные знания, умения и навыки аспекта развития связной речи. К знаниям в области развития связной речи относят теоретические речеведческие понятия, понятия о способах раскрытия темы, сбора и систематизации материала, самоанализа и корректирования текста, о нормах устного воспроизведения текста, о правилах речевого этикета. Особенностью получения этих знаний является то, что учащиеся усваивают их в основном практически, без заучивания их определений. Создание собственного текста — вид деятельности, регулируемый моделями поведения, в роли которых выступают типовые способы описания — способы, которым принято пользоваться в данном языковом коллективе при передаче данной информации в данных условиях общения и при данных целях этого общения. Типовой способ описания отображает и закрепляет выработавшийся в общественном сознании типовой способ осмысления и является основным средством контроля и автоматизации речемыслительной деятельности. Поскольку эти способы усваиваются не из учебников, а в ходе восприятия и создания письменных и устных текстов, то уровень владения речевыми нормами непосредственно зависит от степени знакомства носителя языка с образцовыми текстами21. Умения и навыки в области развития связной речи заключаются в том, что учащиеся применяют свои знания и представления о типовых способах описания в бесконечном числе новых речевых ситуаций. Умения и навыки, существенные для развития связной речи, можно разделить на логические, коммуникативные и языковые. В логическим умениям и навыкам можно отнести умение осознавать тему и основную мысль высказывания, категоризировать действительность, отделять главное от второстепенного. Недостаточная компе- 20 Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 115. 21 См.: Кукушкина О. В. Основные типы речевых неудач в русских письменных тек тентность в области логических умений и навыков приводит к речевым ошибкам, которые характеризуют как ошибки замысла (см. § 88). Коммуникативные умения (то есть умения создавать текст, вести диалог) опираются при этом на языковые навыки — навыки нормативного употребления языковых единиц разных уровней (произносительные, лексические и грамматические навыки). Недостаточная компетентность в области коммуникативных и языковых умений и навыков приводит к речевым ошибкам, которые характеризуют как ошибки исполнения (см. § 84). Целенаправленная работа по развитию связной речи идет по трем направлениям: 1) анализ готового текста, 2) воспроизведение, трансформация и информационная переработка 3) создание и совершенствование собственного текста. В каждом из этих направлений учащиеся приобретают и совершенствуют умения и навыки, имеющие во всех трех учебных комплексах сходное распределение по классам. 5 класс Анализ текста: — анализировать текст с точки зрения его темы и основной мысли, Воспроизведение и трансформация текста: — озаглавливать текст; — составлять простой план текста; — подробно и сжато излагать повествовательный текст художест Создание и совершенствование собственного текста: — строить высказывание повествовательного и описательного типа — совершенствовать содержание и языковое оформление собствен 6 класс Анализ текста: — анализировать тексты разных типов (описание природы, одежды, Воспроизведение и трансформация текста: — составлять простой и сложный план текста; — излагать тексты разных типов речи сжато, подробно или с твор Создание и совершенствование собственного текста: — создавать текст-описание природы, одежды, помещения по лич — создавать текст-повествование с элементами описания по личным — строить рассуждения научного стиля на темы, связанные с функ — совершенствовать содержание и языковое оформление собствен 7 класс Анализ текста: — анализировать текст с разнотипными частями. — излагать тексты сжато, подробно, выборочно, с заменой лица рас Создание и совершенствование собственного текста: — отбирать материал к высказыванию по одному источнику; — совершенствовать содержание и языковое оформление собствен — писать сочинение с элементами художественного описания при — создавать сочинение-рассуждение на материале своего жизненно — создавать текст официально-делового стиля в жанре заметки в га — строить письменные и устные высказывания научного стиля на — совершенствовать содержание и языковое оформление собствен 8 класс Анализ текста: — анализировать композиционные и языковые особенности текста Воспроизведение и трансформация текста: — кратко излагать содержание текстов разной формы с использова Создание и совершенствование собственного текста: — собирать материал к высказыванию по двум и более источникам; — строить устное высказывание публицистического стиля в жанре — писать сочинение на морально-этическую и литературоведческую — совершенствовать содержание и языковое оформление собствен 9 класс Анализ текста: — анализировать тексты разных типов, стилей и жанров. — излагать текст научного и публицистического стиля, составлять Создание и совершенствование собственного текста: — собирать, систематизировать и обобщать материал для высказы — составлять тексты официально-делового стиля в жанре заявления, — создавать текст на свободную, лингвистическую и литературо — создавать устное публичное выступление в разных жанрах; — создавать сочинение публицистического характера на общест — совершенствовать содержание и языковое оформление собствен В комплексе 3 специальное внимание уделяется формированию умения читать (произносить) текст. Так, в 5 классе формируются умения осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественной литературы; в 6 классе — осмысленно и бегло читать тексты научного стиля; в 7 классе — выразительно читать текст публицистического стиля. § 87. Анализ текста Работа, связанная с анализом текста, имеет не только познавательное, но и чрезвычайно важное практическое значение, так как является необходимой ступенью для создания собственных текстов. У учащегося необходимо формировать навыки сознательного смыслового и формального контроля за процессом осмысления и описания. Одним из самых эффективных способов формирования контроля является развитие навыков интерпретации текста, прежде всего чужого. Критическое отношение к воспринимаемому тексту неизбежно переносится «внутрь» и начинает активно влиять и на собственный процесс порождения речи. Кроме того, анализ текста необходим для выполнения всех форм работы, связанных с трансформацией текста — от редактирования и составления плана до изложения (пересказа). Анализ текста проводится для осмысления его содержания и структуры, что в свою очередь является условием его успешного воспроизведения. Анализироваться может цельный текст или его э л е м е н -т ы (часть текста, название текста, эпиграф и др.). Эти виды анализа текста дополняются сопоставительным анализом двух или даже сразу нескольких текстов, обычно разного типа или стиля. Помимо образцовых текстов, к анализу привлекаются намеренно необразцовые (негативные) тексты, то есть тексты, содержащие ошибки и недочеты. Ученики начинают видеть причины языковых неудач (например, несоответствие содержания теме, сужение или расширение темы, несоответствие стиля условиям общения, неубедительность аргументации и др.) и учатся рефлексии — анализу собственного текста. Анализ таких текстов сопровождается обычно их трансформацией — редактированием. Н. А. Пленкин разработал схемы-памятки для анализа текстов разного стиля22.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.104.118 (0.012 с.) |