Обучающие диктанты и методика их проведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучающие диктанты и методика их проведения



На ранних стадиях формирования навыков целесообразнее всего ис­пользовать обучающие диктанты: предупредительный, объяснительный, «комментированное» письмо, диктант «Проверяю себя».

Предупредительный диктант проводится на начальном этапе рабо­ты над правилом, когда учащиеся еще не видят нужную орфограмму и могут допустить ошибку в переносе данного правила на не подпа­дающие под него написания. Предупредить — значит также обратить внимание на случаи, которые вызывают затруднение или в которых, даже зная правило, ученики могут допустить ошибку. Учащиеся вслух рассуждают о характере орфограммы или пунктограммы, имеющейся в продиктованном учителем слове или предложении, и только после это­го пишут в тетрадях. В младших классах средней школы (5 и 6) практи­куется работа с сигнальными карточками, используемыми учителем для «обратной» связи с классом. Так, при изучении правописания корней с чередующимися гласными у учеников имеются заготовленные заранее карточки с буквами о и а, и и е, которые они показывают учителю, прежде чем записать слово в рабочую тетрадь. После написания преду­предительного диктанта в качестве самостоятельной работы предлага­ется выполнить упражнение из учебника.

Объяснительный диктант дается в конце урока, проверка ведется в ходе беседы с учащимися, учитель сам обращает внимание на слова с орфограммами, которые могут вызвать затруднения, замеченные ошиб­ки исправляются. Например, диктуется предложение (8 класс, тема «Безличные предложения»):

Било десять, одиннадцать било.

Учитель спрашивает, как пишется числительное одиннадцать. (Уме­стно, на наш взгляд, напомнить учащимся этимологию этого слова: древнерусское один на десяте значило «один сверх десяти»).

Комментированное письмо (диктант) можно проводить двумя спо­собами.

Учитель диктует, все пишут в тетрадях, а ученик у доски пишет и вслух поясняет, как надо писать, или комментатор-ученик сам не пи­шет, а, стоя перед классом, свои пояснения старается совместить с письмом учащихся.

При проведении диктанта «Проверяю себя»13 учебная инициатива исходит не от учителя (как при объяснительном), а от учащихся. Со­мневаясь в каких-либо написаниях, они сами ставят перед классом во­просы или в конце диктанта, или после определенного фрагмента раз-

' См. Кобозев А. И. Новый вид диктанта «Проверяю себя». М., 1965.


битого на части текста. Так как этот вид диктанта пишется без предва­рительного объяснения орфограмм и пунктограмм, то и место его — на более высоком этапе формирования умений и навыков.

Диктант «Проверяю себя» можно проводить с грамматическими заданиями. Например, в 9 классе при закреплении темы «Сложно­подчиненные предложения с несколькими придаточными» дается за­дание: найти в тексте диктанта такие предложения и объяснить гра­фически пунктограммы в них.

Образец:

Непривычному человеку тяжело в таком лесу, где мохнатые ветви образуют над головой сплошной свод и сквозь него только кое-где про­сматриваются клочки иссиня-голубого неба.

I ],(где)и().

Методика проведения этого вида работы такова: учитель диктует два-три предложения. Учащиеся должны записать и в нужном предло­жении объяснить графически постановку знаков препинания. Учитель, обходя класс, просматривает у нескольких учеников тетради и одного из них вызывает к доске. Пока он выписывает на доске предложение и чертит схему, учащиеся продолжают записывать под диктовку следую­щие два-три предложения. Когда работающий у доски готов, учитель прерывает работу класса и дает возможность всем остальным задать ему вопросы по пунктуации и орфографии. При этом учитель должен держать ситуацию «под контролем», следя за правильностью ответов (и по существу, и по форме) и при необходимости корректируя их. Если такой диктант проводится часто, то ученики начинают свободнее ис­пользовать лингвистическую терминологию. Далее у доски другой уче­ник, а класс продолжает работу с учителем. При таком «льющемся» опросе учитель имеет возможность проверить работу нескольких чело­век, а если текст диктанта будет предварительно записан на магнито­фон, то контроль со стороны учителя станет более эффективным, а кро­ме того появляется возможность выставить отметки сразу нескольким ученикам, поработавшим у доски.

В методике выделяют неспециальные орфографические упражне­ния. К ним относятся задания, требующие постановки слов в форму с определенным окончанием при образовании форм слова, словосочета­ний и предложений, а также диктанты, предусматривающие работу с исходным текстом: выборочные, творческие, свободные.

Выборочный диктант — это работа над умением правильно «услы­шать» нужное слово в соответствии с данным заданием. Учитель дикту­ет текст, из которого ученики записывают слова с нужными орфограм­мами. Например, отрабатывая орфограмму «Употребление ь на конце су­ществительных после шипящих» (5 класс), необходимо «насытить» текст


словами шалаш, ночь, рощ, рожь, туч. Обязательное условие: орфограм­ма должна быть ясной и ее написание может быть объяснено и вне кон­текста. То есть этот вид диктанта применим не ко всем орфограммам.

Творческий диктант предусматривает внесение учащимися измене­ний в диктуемый текст в соответствии с полученным заданием.

Например, требуется заменить глаголы в форме прошедшего време­ни формами настоящего (очевидно, что это — работа над правописани­ем личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения: Долго строили этот Дворец спортаДолго строят...). При обратном задании — заменить формы настоящего времени формами прошедшего — отрабатывается навык правописания гласной в суффиксе глагольной основы перед фор­мообразующим суффиксом -л- {засеютзасеяли).

Свободный диктант близок такому виду упражнений, как свободное списывание (см. об этом выше). В данном случае визуальный характер восприятия исходного текста меняется на слуховой: уча­щиеся прослушивают текст диктанта (учитель может разбивать диктант на фрагменты или диктовать его дважды), после чего пишут в тетрадях. Очевидно, что свободный диктант разрешает пишущему заменять ка­кие-то слова из диктуемого текста, но при кажущейся «свободе» этот вид работы оказывается наиболее сложным и максимально приближает­ся к изложению.

Контрольный диктант

И методика его проведения

Место этого диктанта на уроках повторения и обобщения изученно­го материала.

Объем диктанта устанавливается в зависимости от класса: 5 класс — 90-100 слов, 6 класс — 100-110, 7 класс — 110-120, 8 класс — 120-150, 9 класс — 150-170.

При подсчете слов учитываются слова и самостоятельных частей речи, и служебные слова: предлоги, частицы, союзы.

Контрольный словарный диктант — это диктант для проверки слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Количество слов также варьируется от класса к классу: 5 класс — 15-20 слов, 6 класс — 20-25, 7 класс — 25-30, 8 класс — 30-35, 9 класс — 35-40.

Для контрольных диктантов следует подбирать или составлять такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пункто-граммы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее включаются основные — 1-3 орфограммы или пунктограммы. В целом количество проверяемых в диктанте орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе 12 орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6


классе — соответственно 16 и 3-4, в 7 классе — 20 и 4-5, в 8 классе — 24 и 10, в 9 классе — 24 и 15.

В текст контрольных диктантов можно включать только те вновь изученные орфограммы и пунктограммы, которые закреплялись не менее чем на двух-трех предыдущих уроках.

В контрольный диктант необходимо включать и словарные слова, правописание которых специально отрабатывалось, в частности, во вре­мя словарных диктантов. В 5 классе их количество не должно превы­шать 5 слов, в 6-7 классах — 7 слов, в 8-9 классах — 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.

Разновидностью контрольного диктанта является итоговый, кото­рый проводится в конце четверти и года и проверяет подготовку уча­щихся по всем изученным темам.

Методика проведения контрольных диктантов заключается в сле­дующих обязательных моментах.

Учитель читает текст диктанта целиком, соблюдая средний темп и правильно интонируя текст.

Затем каждое предложение читается один раз и только после это­го начинается его диктовка. Учащиеся должны знать разницу между чтением предложения, когда они внимательно слушают учителя и не пишут, и собственно диктовкой, когда учитель проговарива­ет текст, разбивая его на синтагмы (что не обязательно совпадает с оп­ределенными пункто граммами).

После того как диктант написан, учитель еще раз читает весь текст полностью. Как правило, дается какое-то время для самостоятельной проверки, и только после этого ученики сдают тетради.

Оценка диктанта

Прежде чем перейти к классификации ошибок и их учету при оценке контрольных работ, остановимся на некоторых принципиальных мо­ментах, связанных с письменной проверкой в целом.

Как показывает практика, в начальной школе при проверке пись­менных работ используются исправления ошибок, когда учи­тель зачеркивает неправильное написание и надписывает правильное. Нам представляется, что переносить этот способ проверки в среднюю школу не следует: учитель должен подчеркнуть то место в слове, где допущена ошибка (орфографическую двумя чертами, пунк­туационную — одной) и вынести ее на поля (в виде «палочки» — орфо­графическую, в виде «галочки» — пунктуационную). В старших клас­сах средней школы можно усложнить учащемуся работу над ошибками,


вообще не подчеркивая ошибки в тексте, а лишь вынося их на поля со­ответствующей строки.

При оценке диктантов обязательно подчеркиваются, но не учитыва­ются ошибки:

а) в переносе слов;

б) на правила, не входящие в обязательный минимум для средней
школы;

в) на еще не изученные правила;

г) в словарных словах, над которыми не проводилась специальная
работа;

д) при передаче авторской пунктуации.

Подчеркиваются, но не учитываются описки, а также ошибочные написания, искажающие звуковой облик слова, типа «мемля» вместо земля, «рапотает» вместо работает. Отличие описки от ошибки за­ключается в том, что опиской является неправильное написание фо­немы в сильной позиции — в зоне, где неприменимы правила орфо­графии. При тщательной самопроверке учащийся легко заметит и ис­правит описку.

В школьной практике при оценке диктанта учитывается также ха­рактер ошибки. Рассмотрим этот вопрос отдельно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.01 с.)