Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучающие диктанты и методика их проведенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На ранних стадиях формирования навыков целесообразнее всего использовать обучающие диктанты: предупредительный, объяснительный, «комментированное» письмо, диктант «Проверяю себя». Предупредительный диктант проводится на начальном этапе работы над правилом, когда учащиеся еще не видят нужную орфограмму и могут допустить ошибку в переносе данного правила на не подпадающие под него написания. Предупредить — значит также обратить внимание на случаи, которые вызывают затруднение или в которых, даже зная правило, ученики могут допустить ошибку. Учащиеся вслух рассуждают о характере орфограммы или пунктограммы, имеющейся в продиктованном учителем слове или предложении, и только после этого пишут в тетрадях. В младших классах средней школы (5 и 6) практикуется работа с сигнальными карточками, используемыми учителем для «обратной» связи с классом. Так, при изучении правописания корней с чередующимися гласными у учеников имеются заготовленные заранее карточки с буквами о и а, и и е, которые они показывают учителю, прежде чем записать слово в рабочую тетрадь. После написания предупредительного диктанта в качестве самостоятельной работы предлагается выполнить упражнение из учебника. Объяснительный диктант дается в конце урока, проверка ведется в ходе беседы с учащимися, учитель сам обращает внимание на слова с орфограммами, которые могут вызвать затруднения, замеченные ошибки исправляются. Например, диктуется предложение (8 класс, тема «Безличные предложения»): Било десять, одиннадцать било. Учитель спрашивает, как пишется числительное одиннадцать. (Уместно, на наш взгляд, напомнить учащимся этимологию этого слова: древнерусское один на десяте значило «один сверх десяти»). Комментированное письмо (диктант) можно проводить двумя способами. Учитель диктует, все пишут в тетрадях, а ученик у доски пишет и вслух поясняет, как надо писать, или комментатор-ученик сам не пишет, а, стоя перед классом, свои пояснения старается совместить с письмом учащихся. При проведении диктанта «Проверяю себя»13 учебная инициатива исходит не от учителя (как при объяснительном), а от учащихся. Сомневаясь в каких-либо написаниях, они сами ставят перед классом вопросы или в конце диктанта, или после определенного фрагмента раз- ' См. Кобозев А. И. Новый вид диктанта «Проверяю себя». М., 1965. битого на части текста. Так как этот вид диктанта пишется без предварительного объяснения орфограмм и пунктограмм, то и место его — на более высоком этапе формирования умений и навыков. Диктант «Проверяю себя» можно проводить с грамматическими заданиями. Например, в 9 классе при закреплении темы «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» дается задание: найти в тексте диктанта такие предложения и объяснить графически пунктограммы в них. Образец: Непривычному человеку тяжело в таком лесу, где мохнатые ветви образуют над головой сплошной свод и сквозь него только кое-где просматриваются клочки иссиня-голубого неба. I ],(где)и(). Методика проведения этого вида работы такова: учитель диктует два-три предложения. Учащиеся должны записать и в нужном предложении объяснить графически постановку знаков препинания. Учитель, обходя класс, просматривает у нескольких учеников тетради и одного из них вызывает к доске. Пока он выписывает на доске предложение и чертит схему, учащиеся продолжают записывать под диктовку следующие два-три предложения. Когда работающий у доски готов, учитель прерывает работу класса и дает возможность всем остальным задать ему вопросы по пунктуации и орфографии. При этом учитель должен держать ситуацию «под контролем», следя за правильностью ответов (и по существу, и по форме) и при необходимости корректируя их. Если такой диктант проводится часто, то ученики начинают свободнее использовать лингвистическую терминологию. Далее у доски другой ученик, а класс продолжает работу с учителем. При таком «льющемся» опросе учитель имеет возможность проверить работу нескольких человек, а если текст диктанта будет предварительно записан на магнитофон, то контроль со стороны учителя станет более эффективным, а кроме того появляется возможность выставить отметки сразу нескольким ученикам, поработавшим у доски. В методике выделяют неспециальные орфографические упражнения. К ним относятся задания, требующие постановки слов в форму с определенным окончанием при образовании форм слова, словосочетаний и предложений, а также диктанты, предусматривающие работу с исходным текстом: выборочные, творческие, свободные. Выборочный диктант — это работа над умением правильно «услышать» нужное слово в соответствии с данным заданием. Учитель диктует текст, из которого ученики записывают слова с нужными орфограммами. Например, отрабатывая орфограмму «Употребление ь на конце существительных после шипящих» (5 класс), необходимо «насытить» текст словами шалаш, ночь, рощ, рожь, туч. Обязательное условие: орфограмма должна быть ясной и ее написание может быть объяснено и вне контекста. То есть этот вид диктанта применим не ко всем орфограммам. Творческий диктант предусматривает внесение учащимися изменений в диктуемый текст в соответствии с полученным заданием. Например, требуется заменить глаголы в форме прошедшего времени формами настоящего (очевидно, что это — работа над правописанием личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения: Долго строили этот Дворец спорта — Долго строят...). При обратном задании — заменить формы настоящего времени формами прошедшего — отрабатывается навык правописания гласной в суффиксе глагольной основы перед формообразующим суффиксом -л- {засеют — засеяли). Свободный диктант близок такому виду упражнений, как свободное списывание (см. об этом выше). В данном случае визуальный характер восприятия исходного текста меняется на слуховой: учащиеся прослушивают текст диктанта (учитель может разбивать диктант на фрагменты или диктовать его дважды), после чего пишут в тетрадях. Очевидно, что свободный диктант разрешает пишущему заменять какие-то слова из диктуемого текста, но при кажущейся «свободе» этот вид работы оказывается наиболее сложным и максимально приближается к изложению. Контрольный диктант И методика его проведения Место этого диктанта на уроках повторения и обобщения изученного материала. Объем диктанта устанавливается в зависимости от класса: 5 класс — 90-100 слов, 6 класс — 100-110, 7 класс — 110-120, 8 класс — 120-150, 9 класс — 150-170. При подсчете слов учитываются слова и самостоятельных частей речи, и служебные слова: предлоги, частицы, союзы. Контрольный словарный диктант — это диктант для проверки слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Количество слов также варьируется от класса к классу: 5 класс — 15-20 слов, 6 класс — 20-25, 7 класс — 25-30, 8 класс — 30-35, 9 класс — 35-40. Для контрольных диктантов следует подбирать или составлять такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пункто-граммы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее включаются основные — 1-3 орфограммы или пунктограммы. В целом количество проверяемых в диктанте орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе 12 орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе — соответственно 16 и 3-4, в 7 классе — 20 и 4-5, в 8 классе — 24 и 10, в 9 классе — 24 и 15. В текст контрольных диктантов можно включать только те вновь изученные орфограммы и пунктограммы, которые закреплялись не менее чем на двух-трех предыдущих уроках. В контрольный диктант необходимо включать и словарные слова, правописание которых специально отрабатывалось, в частности, во время словарных диктантов. В 5 классе их количество не должно превышать 5 слов, в 6-7 классах — 7 слов, в 8-9 классах — 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Разновидностью контрольного диктанта является итоговый, который проводится в конце четверти и года и проверяет подготовку учащихся по всем изученным темам. Методика проведения контрольных диктантов заключается в следующих обязательных моментах. Учитель читает текст диктанта целиком, соблюдая средний темп и правильно интонируя текст. Затем каждое предложение читается один раз и только после этого начинается его диктовка. Учащиеся должны знать разницу между чтением предложения, когда они внимательно слушают учителя и не пишут, и собственно диктовкой, когда учитель проговаривает текст, разбивая его на синтагмы (что не обязательно совпадает с определенными пункто граммами). После того как диктант написан, учитель еще раз читает весь текст полностью. Как правило, дается какое-то время для самостоятельной проверки, и только после этого ученики сдают тетради. Оценка диктанта Прежде чем перейти к классификации ошибок и их учету при оценке контрольных работ, остановимся на некоторых принципиальных моментах, связанных с письменной проверкой в целом. Как показывает практика, в начальной школе при проверке письменных работ используются исправления ошибок, когда учитель зачеркивает неправильное написание и надписывает правильное. Нам представляется, что переносить этот способ проверки в среднюю школу не следует: учитель должен подчеркнуть то место в слове, где допущена ошибка (орфографическую двумя чертами, пунктуационную — одной) и вынести ее на поля (в виде «палочки» — орфографическую, в виде «галочки» — пунктуационную). В старших классах средней школы можно усложнить учащемуся работу над ошибками, вообще не подчеркивая ошибки в тексте, а лишь вынося их на поля соответствующей строки. При оценке диктантов обязательно подчеркиваются, но не учитываются ошибки: а) в переносе слов; б) на правила, не входящие в обязательный минимум для средней в) на еще не изученные правила; г) в словарных словах, над которыми не проводилась специальная д) при передаче авторской пунктуации. Подчеркиваются, но не учитываются описки, а также ошибочные написания, искажающие звуковой облик слова, типа «мемля» вместо земля, «рапотает» вместо работает. Отличие описки от ошибки заключается в том, что опиской является неправильное написание фонемы в сильной позиции — в зоне, где неприменимы правила орфографии. При тщательной самопроверке учащийся легко заметит и исправит описку. В школьной практике при оценке диктанта учитывается также характер ошибки. Рассмотрим этот вопрос отдельно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2870; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.26 (0.007 с.) |