Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Морфологический разбор частицыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Частицы разбираются по следующей схеме: 1. Частица. 2. Грамматические признаки:
— неизменяемая, — разряд по значению. Согласно школьной грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все частицы — и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи. Образец морфологического разбора частицы: Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадал; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения (Ф. М. Достоевский). Не — частица, неизменяемая, смысловая, отрицательная. Лишь — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная. Только — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная. По школьной грамматике, в этом предложении следует также разобрать частицу бы следующим образом: Бы — частица, неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола. Разбор междометий ни в одном из учебных комплексов не производится. Литература Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М., 2002. Русский язык: Программы: 5-9 классы: К параллельным стабильным комплектам учебников, входящих в Федеральный перечень / Сост. Л. М. Рыбченко-ва. М., 2002. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. 31-е изд. М., 2004. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. 26-е изд. М., 2004. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. 26-е изд. М., 2004. Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учебнику для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. М., 2003. Обучение русскому языку в 6 классе: Методические рекомендации к учебнику для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. М., 2003. Обучение русскому языку в 7 классе: Методические рекомендации к учебнику для 7 кл. общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. М., 2002. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. М., 2003. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя. М., 2003. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. М., 2001. Гдалевич Л. А., Фудим Э. Д. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. М., 1991. Ладыженская Т. А., Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка: 5 класс: Книга для учителя. М., 1995. Соколова Г. П. Уроки русского языка в 6 классе: Из опыта работы. М., 1993. Федорова М. В. Уроки русского языка в 7 классе. М., 2000. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений. 14-е изд. М., 2004. Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. А. Ю. Купалова. Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. Г. К. Лидман- Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. С. Н. Пимонова. Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»: 5 класс / Купалова А. Ю., Еремеева А. П., Лидман-Орлова Г. К. и др. М., 2001. Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»: 6 класс / Пименова С. К, Купа-лова А. Ю., Лидман-Орлова Г. К. и др. М., 2002. Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»: 7 класс / Пименова С. Н., Еремеева А. П., Купалова А. Ю. и др. М., 2002. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 9-е изд. М., 2003. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 6-е изд. М., 2004 Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 кл.» / Под ред М. М. Разумовской. М., 2002. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 кл.» / Под ред М. М. Разумовской. М., 2002. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 кл.» / Под ред М. М. Разумовской. М., 2004. Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе: Книга для учителя. М., 1989. Домашенкина Г. П., Иванов Т. Б. Грамматический разбор в вузе и в школе. М., 1987. Дудников А. В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе. М., 1977. Иванова А. И. Лексико-грамматические упражнения по русскому языку: Пособие для учителей. Киев, 1988. Моисеев А. И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. Пособие для учителей. М., 1980. ГЛАВА 17. Теория и методика Изучения синтаксиса §61. Цели и принципы обучения синтаксису Синтаксис как раздел языкознания изучает соединение слов в синтаксические конструкции на основе синтаксических связей. Основные единицы синтаксиса — словосочетание, предложение, текст8. Прежде всего необходимо отметить место рассматриваемого раздела в школьном курсе русского языка. Это иерархически самый высокий языковой уровень, изучением которого заканчивается курс русского языка в основной школе. Изучение синтаксиса имеет следующие цели: 1) дать учащимся представление о словосочетании и предложении 2) дать представление о видах синтаксической связи слов в словосо 3) дать представление о членах предложения и средствах их выра 4) научить характеризовать предложения по следующим парамет а) цель высказывания: повествовательное, вопросительное, побу б) эмоциональная окраска (интонация): невосклицательное, вос в) количество грамматических основ: простое, сложное; г) состав грамматической основы: двусоставное, односоставное; д) наличие второстепенных членов: распространенное, нераспро е) наличие пропущенных членов: полное, неполное; ж) наличие осложнения однородными, обособленными членами и 5) показать связь синтаксиса с пунктуацией; 6) научить правильно употреблять синтаксические конструкции в Текст является важнейшей коммуникативной синтаксической единицей, но изучается он не в разделе синтаксиса, а в ходе уроков по развитию речи и поэтому в данном разделе нами не рассматривается. Методика обучения синтаксису основывается на следующих част-нометодических принципах: грамматическом, логическом (смысловом), интонационном. Грамматический принцип реализуется в регулярном и систематическом сопоставлении. Сопоставление, или сравнение, являясь универсальным приемом в дидактике вообще, особенно полезно для осознанного восприятия материала. «Сравнение есть основа всякого понимания», — писал К. Д. Ушинский. Сопоставление используют для сравнения члена предложения и части речи, словосочетания и предложения, односоставного и двусоставного предложения, типов сказуемого, членов предложения и типов придаточных предложений и др. Логический (смысловой) принцип играет первостепенную роль при определении главного и зависимого слова в словосочетании, выделении главных и второстепенных членов предложения, главной и придаточной части в сложноподчиненных предложениях, при нахождении приложения и определяемого существительного и т. д. Правильное смысловое понимание, например, бессоюзного сложного предложения необходимо для его верного пунктуационного оформления. Здесь уместно сказать, что точно так же как в курсе морфологии параллельно изучаются и закрепляются различные виды орфограмм, в курсе синтаксиса изучаются правила пунктуации, относящиеся к каждой конкретной синтаксической теме. Так, например, умение оперировать такими логическими категориями, как «причина» и «следствие», поможет учащемуся правильно выбрать один из двух знаков препинания — двоеточие или тире. Анализ интонации и правильное интонационное оформление синтаксических конструкций (например, использование перечислительной интонации при однородных членах простого предложения, в некоторых бессоюзных сложных предложениях и т. д.) оказывается крайне важной при изучении некоторых синтаксических тем. Это относится и к рассмотрению видов простых предложений по цели высказывания и по интонации (эмоциональной окраске), и при разграничении, например, однородных и неоднородных определений, и при изучении сложносочиненных и бессоюзных сложных предложений, когда от разного понимания смысла предложения и от соответствующей интонации будет зависеть пунктуация. «Установление отношений между знаками препинания и интонацией и, наоборот, между интонацией и знаками препинания является главным направлением в организации работы учащихся над интонацией»9. Учитель постоянно должен обращать внимание учащихся на правильность интонации (помогая «услышать» наличие или 9 Власенков А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. М., 1973. С. 197. отсутствие пауз, повышение или понижение голоса) и на соблюдение логических ударений, добиваясь выразительного чтения текста. Раздел синтаксиса имеет большое теоретическое и практическое значение. Предложение — основная синтаксическая единица — является минимальной единицей коммуникации, и правильное построение и интонирование предложения является условием грамотной речи. Без понимания синтаксического строения предложения невозможно и его правильное написание: если при изучении многих орфограмм вырабатывается навык, а слово и морфема может храниться в памяти человека как «картинка», определенная последовательность букв, то постановка знаков препинания требует постоянного осознанного анализа синтаксической структуры предложения. § 62. Содержание раздела «Синтаксис» С основными единицами и понятиями синтаксиса (члены предложения, простое и сложное предложение) учащиеся знакомятся уже в начальной школе и используют эти знания в младших классах средней школы, но систематическое изучение синтаксиса осуществляется в 8 и 9 классах. В 8 классе это словосочетание, простое предложение, прямая и косвенная речь. В 9 классе — сложное предложение и его виды. Отметим при этом, что объективная трудность в усвоении синтаксиса как наиболее сложно организованного языкового яруса усугубляется ситуацией, диктуемой базисным учебным планом. На изучение простого предложения (со всеми видами осложнения) отводится в 8 классе102 часа (или три урока в неделю), а в 9 классе на изучение всех видов сложного предложения, сложных синтаксических конструкций и строения текста — 68 часов (или 2 урока в неделю), из которых 16 часов — это повторение изученного в 5-9 классах. В школьном курсе осуществляется структурно-семантический подход для описания явлений синтаксиса в линейном, систематическом изложении (от словосочетания к сложному предложению). Так, словосочетание изучается и с точки зрения его формального строения, способов связи слов в словосочетании, и с точки зрения его грамматического значения. При изучении простого предложения рассматриваются порядок слов, логическое ударение, значения и способы выражения главных и второстепенных членов, значение и строение двусоставных и односоставных простых предложений. Сложное предложение и его виды также описываются исходя не только из особенностей их устройства, но и с учетом смысловых отношений между частями. Кроме того, обращается внимание на сферу употребле- ния (стилистические условия) той или иной синтаксической конструкции. Все три комплекса предполагают параллельное, в отличие от других разделов, изучение синтаксиса (то есть синтаксис словосочетания и простого предложения является содержанием обучения в 8 классе во всех трех комплексах, а синтаксис сложного предложения — содержанием курса 9 класса) и включают одни и те же понятия, однако рассматривают некоторые из них различно. Особенностью изучения синтаксиса является и то, что в пределах комплекса 1 существуют альтернативные учебники по синтаксису, составленные различными авторскими коллективами. Во-первых, это переживший более 20 изданий учебник С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова и Л. А. Чешко (этот учебник мы будем для краткости называть «учебник С. Г. Бархударова и др.»). Во-вторых, это начавший выходить в 2002 году учебник Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной и О. М. Александровой (этот учебник мы в дальнейшем будем называть «новый учебник комплекса 1»). Эти учебники различаются в подходе к некоторым синтаксическим понятиям в пределах одного учебно-дидактического комплекса. § 63. Изучение теоретических понятий синтаксиса
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.012 с.) |