Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 19. Теория и методика работы по развитию речиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
§ 69. Цели и принципы работы по развитию речи Работа по развитию речи — важнейший компонент формирования коммуникативной компетенции учащихся, приобретение которой является главной практической целью обучения русскому языку: речь используется всеми носителями языка во всех сферах человеческой деятельности. Целенаправленная работа по развитию речи учащихся направлена на формирование коммуникативных умений и навыков: умения в устной и письменной форме высказать мысль правильно (в соответствии с нормами русского литературного языка), понятно, точно и выразительно в соответствии с ситуацией общения и целью высказывания, а также умения понимать чужой текст, осуществлять его информационную переработку, вести диалог. Работа по развитию речи построена на использовании следующих принципов. Во-первых, в работе по развитию речи особое значение приобретают такие общедидактические принципы, как систематичность, связь теории с практикой, взаимосвязанность разделов, доступность, индивидуальный подход к учащимся, прочность, наглядность. Работа по развитию речи последовательно ведется в каждом классе средней школы, причем главным аспектом этой работы является аспект практический, связанный с разными видами речевой деятельности, восприятием, изложением, трансформацией, информационной переработкой и продуцированием текстов. Эта работа ведется на доступном каждой возрастной группе материале. Так, например, в 5 классе учащиеся пишут изложения и сочинения описательного характера о бытовых случаях из их жизни, окружающих предметах, животных. В 6 классе к описаниям добавляются сочинения-рассуждения, в 7 классе — сочинения-рассуждения на дискуссионные темы, в 8 классе — сочинения-рассуждения на морально-этические темы и т. д. Создание собственных текстов — творческий процесс, что неизбежно требует индивидуального подхода к учащимся. Из общеметодических, то есть актуальных для изучения всех разделов русского языка, наиболее важны экстралингвистический, системный и функциональный принципы. Работа по развитию речи в сравнении с изучением всех остальных разделов лингвистики в наибольшей степени связана с внеязыковой действительностью, ориентирована на конкретную ситуацию общения, экстралингвистически мотивирована. Все теоретические понятия рассматриваются в сопоставлении друг с другом и в их функционировании, при этом изучение речи и текста тесно связано с обучением разделам лингвистики от фонетики до синтаксиса.
Из частнометодических, то есть актуальных именно для изучаемого раздела, принципов необходимо назвать опережающее развитие устной формы речи по сравнению с письменной и особую связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения. § 70. Содержание курса «Развитие речи» Работа по развитию речи учащихся происходит постоянно: на любом уроке, при любом ответе учитель следит за речью учащихся, оценивает ее с точки зрения правильности, уместности и выразительности. Около 20% учебного времени на уроках русского языка целенаправленно отводится работе по развитию речи, которая происходит как на специальных уроках развития речи, так и попутно при изучении других разделов курса. В целом развитию речи учащихся в комплексах 1 и 2 специально уделяется 97 часов учебного времени на протяжении всех лет обучения в основной средней школе: по 34 часа в 5 и 6 классах, 25 часов в 7 классе и по 17 часов в 8 и 9 классах. Комплекс 3 имеет усиленную по сравнению к другими комплексами речевую направленность. В нем на развитие речи выделяется значительно больше времени — 165 часов: по 51 часу в 5 и 6 классах, 36 часов в 7 классе и по 17 часов в 8 и 9 классах. В этом комплексе представлено и усиление речевой направленности в языковых разделах (систематическая работа над орфоэпически грамотной речью, создание устных и письменных текстов на лингвистические темы, усиление семантического аспекта в изучении языковых явлений), и повышение внимания к эстетической функции языка. Работа по развитию речи идет по трем основным направлениям: 1) овладение нормами литературного языка, 2) обогащение словарного запаса и грамматического строя, 3) обучение различным видам речевой деятельности. Коротко охарактеризуем эти направления работы. Практическая цель курса русского языка — овладение устной и письменной речью. Наши учащиеся изучают свой родной язык, они носители языка и, безусловно, владеют им в том смысле, что понимают его и порождают на нем тексты. В этой ситуации овладение речью предполагает следующее: учащиеся должны научиться рефлексии, самоанализу, сознательному отношению к использованию языка, овладеть теоретически и на практике нормами языка в его литературной разновидности.
В школьном курсе изучаются нормы произношения (орфоэпические) и написания (орфографические и пунктуационные), нормы грамматики, речевые нормы и нормы речевого этикета. Изучение этих норм составляет аспект развития речи, называемый культурой речи. Обогащение словарного запаса и грамматического строя служит развитию речи точной, богатой и выразительной. Обогащение словарного запаса осуществляется в плане восприятия речи и в плане ее порождения. Так, учитель добивается от учащихся понимания всех лексических единиц, встречающихся в текстах, с которыми происходит работа, формируя привычку фиксировать внимание на незнакомых словах и умение работать с толковым словарем; так формируется пассивный словарный запас. В плане порождения речи учитель добивается свободной, разнообразной и выразительной речи, точной в словооупотреблении и богатой синонимически. Известно, что самым слабым местом в лексическом запасе учащихся является абстрактная и эмоционально-оценочная лексика, а также языковая и контекстуальная синонимия; работа над этими элементами активного словарного запаса является чрезвычайно важной для формирования коммуникативной компетенции. Обогащение грамматического строя происходит в основном через овладение учащимися грамматическими синонимами (причастный оборот и придаточное предложение, союзное и бессоюзное предложение, наречные и падежные конструкции и т. д.). Важнейшим аспектом развития речи является обучение различным видам речевой деятельности — говорению и аудированию, чтению и письму. В соответствии с программами учащиеся осваивают многие теоретические понятия и вырабатывают речевые умения и навыки. К теоретическим понятиям, работающим на приобретение коммуникативной компетенции, относятся следующие: Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Сферы речевого общения. Функциональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили литературного языка: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы), их основные особенности. Ситуации речевого общения. Основные жанры функциональных разновидностей языка. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста. Основные виды информационной переработки текста. Овладение коммуникативно значимыми нормами литературного языка В методике развития речи употребляют понятия «правильная речь» — речь, соответствующая нормам литературного языка, и «хорошая речь» — речь коммуникативно целесообразная (соответствующая задачам и ситуации общения), богатая, точная и выразительная. Работа над языковыми нормами служит для формирования правильной речи и в основном осуществляется в процессе изучения разделов курса русского языка от фонетики до синтаксиса. Нарушение языковых норм приводит к недостаткам речи, квалифицируемым как ошибки. Коротко охарактеризуем специальные направления работы над коммуникативно значимыми нормами разных языковых уровней, актуальные для развития речи учащихся.
§71. Коммуникативно значимые фонетические нормы О работе над фонетическими и орфоэпическими нормами было сказано в главе 13 «Теория и методика изучения фонетики и графики». В добавление к этому надо отметить следующее. Работа над звуковой стороной речи развивает не только устную, но и письменную речь учащихся, так как пунктуация тесно связана с интонацией. Правильность звукового оформления речи проявляется в соблюдении орфоэпических и интонационных норм. Хорошая речь характеризуется еще и уместным тоном, темпом, громкостью. Работа над звуковой стороной речи проводится в двух направлениях: 1) выразительное чтение (то есть правильное и выразительное вос 2) правильное и выразительное звуковое оформление своего выска При работе над звуковой стороной речи при воспроизведении чужого текста используются следующие типы упражнений, направленных на развитие как слуховой, так и произносительной культуры: 1) определять на слух звуковой состав слова (не смешивая произно 2) оценивать звуковой состав слова с точки зрения проявления в нем 3) анализировать интонацию предложения (движение тона вверх / 4) анализировать, как от перемены места фразового ударения меня 5) членить звучащий текст на предложения, определять их характе 6) четко произносить текст, в том числе скороговорки; 7) читать текст в соответствии с указаниями на движение тона, обо 8) читать текст в соответствии со знаками препинания. с дикцией. Дефекты дикции исправляют врачи-логопеды, однако и у людей без логопедических отклонений речь часто бывает скомканной, нечеткой, чрезмерно компрессированной. Учитель должен следить за четкостью речи учащегося и при необходимости указывать на недостатки речи. Специальным приемом улучшения дикции являются скороговорки. Для выразительного оформления своего текста учащиеся должны владеть такими параметрами речи, как тон, логическое ударение, паузы, темп, громкость. Тон — одно из главных звуковых средств выразительности, с помощью которого автор передает свое отношение к тому, о чем он говорит. В зависимости от цели высказывания тон может быть спокойным или взволнованным, патетичным, лиричным или нейтральным. Работа над уместным тоном высказывания особенно важна при чтении текстов, особенно стихотворных, и осуществляется на уроках как русского языка, так и литературы.
Логическое ударение и паузы служат для выделения тех языковых единиц, которые, с точки зрения говорящего, обозначают новые поня- тия, ключевые моменты в развертывании мысли, выявляют эмоциональную сторону высказывания. Различаются паузы между частями высказывания и внутри фразы, которые имеют разную продолжительность, причем в торжественной обстановке и при выступлении перед большой аудиторией длина пауз увеличивается. Важно следить за тем, чтобы паузы не заполнялись звуками-паразитами, чаще всего не замечаемыми говорящим. Пауза может быть специальным приемом выразительности, привлечения внимания собеседников, акцентуации важной части высказывания. Выбор темпа определяется содержанием и условиями общения. Так, для разговорной речи характерен быстрый темп (120 слов в минуту и более — до 300), а, например, для устных высказываний научного стиля, в том числе научно-учебного, — более медленный. Громкость также может служить выразительным средством. Произношение высказывая со средней громкостью позволяет отдельные элементы высказывания выделять увеличением или уменьшением громкости. Громкость должна различаться в зависимости от аудитории. В разговорной речи, особенно в публичных местах, следует говорить негромко, не мешая другим людям, находящимся в помещении (или, например, в транспорте); в условиях публичного выступления, в том числе при ответе на уроке, громкость должна быть достаточной для того, чтобы каждый в аудитории мог слышать выступающего. Для устной речи характерно использование мимики и жеста. Специального внимания этим аспектам речи в курсе русского языка не уделяется, но учитель должен помочь учащемуся понять, что при разговоре следует обращаться к аудитории, смотреть на собеседника и держаться так, чтобы излишним неоправданным жестикулированием не отвлекать слушающих от восприятия смысла высказывания. Приведем примеры упражнений, используемых в учебных комплексах. ^ Скороговорки помогают овладеть правильным произношением некоторых звуков, например [р], [ш]. Прочитайте каждую скороговорку четыре-пять раз подряд, сначала в замедленном, потом в обычном, затем в ускоренном темпе, стараясь не допустить ни одной ошибки. 1. Три дроворуба на трех дворах дрова рубят. 2. На дворе трава, на траве дрова. 3. Шла Саша по шоссе. 4. Щетка у чушки, чешуя у щучки. (Задание из комплекса 1) J? Прочитайте отрьшок из «Слова о полку Игореве» в поэтическом переводе Н. Заболоцкого, следя за соблюдением логических ударений. Стоном стонет мать-земля сырая, мутно реки быстрые текут, пыль несется, поле покрывая, стяги плещут: половцы идут. С Дона, с моря с кри- коми и воем валит враг, но, полон ратных сил, русский стан сомкнулся перед боем, щит к щиту — и степь загородил.
(Задание из комплекса 2) 4? Прочитайте отрывок из романа «Евгений Онегин», обратив внимание на произношение выделенных слов. Что подскажет вам правильное произношение последнего слова? «Не спится, няня: здесь так душно! Открой окно да сядь ко мне». - «Что, Таня, что с тобой?! — «Мне скучно»... (А. Пушкин) Найдите в орфоэпическом словарике не менее 5 слов с буквенными сочета § 72. Коммуникативно значимые лексические нормы Слова служат для именования, типизирования, а иногда и оценки явлений действительности и имеют определенную стилистическую окраску. Именно с этими свойствами слов и связаны направления работы над лексикой русского языка. Во-первых, учитель добивается правильного, точного словоупотребления, то есть использования слов в свойственном им в литературном языке значении. Этой цели служит и специальная словарная работа с использованием толковых словариков и контекста употребления слова. Эта задача, кроме того, решается и попутно: учитель исправляет неправильное словоупотребление как в устной, так и в письменной речи учащихся. Во-вторых, работа ведется над осознанием стилистической окраски слов и уместности их употребления в разных стилях речи. В третьих, одной из важнейших задач является выявление системных отношений в лексике, в первую очередь их синонимических и антонимических отношений и принадлежности к определенным тематическим группам. Все лексикологические понятия рассматриваются в школьном курсе не только с точки зрения их сути и отражения в словарях, но и с точки зрения их функционирования. Для выполнения этой работы используются следующие типы упражнений: 1) указать значение слова и фразеологизма (с помощью словаря или 2) разгадать кроссворд (то есть указать слово по его значению), 3) указать синонимы к слову, определить различия в их значении, 4) указать антонимы к слову, 5) определить стилистическую нейтральность или окрашенность сло 6) определить экспрессивную окрашенность слова, 7) исправить ошибки и недочеты намеренно необразцового текста. Приведем примеры упражнений из разных учебных комплексов. ^ Какие действия человека приписываются в этом стихотворении неодушевленным предметам? Прямое или переносное значение имеют слова, называющие эти действия? Заметает пурга Белый путь. Хочет в мягких снегах Потонуть. Ветер резвый уснул На пути, - Ни проехать в лесу, Ни пройти. Разгулялась вьюга, Наклонились ели До земли. С испуга Ставни заскрипели. (С. А. Есенин) (Задание из комплекса 1) ^ Запишите предложения и словосочетания. Что помогает определить, какие гласные нужно вставить в слова? I. 1. Хорошо и путь-дорогу по обычаю начать: у родимого порога (по)с-деть и (по)молчать. (А. Яшин) 2. Пос..дела моя голова. П. Дружеская кампания, избирательная кампания; развевающийся флаг, развевающиеся страны. (Задание из комплекса 2) /? Найдите к каждому слову левого столбика синоним из правого столбика, за разбор апл..д..сменты столетник ч..мпион победитель..нализ войско..антракт себялюбие армия рукоплескание..лоэ Слова какого столбика в основном используются в книжной речи? (Задание из комплекса 3) Об обогащении лексического запаса учащихся см. в § 76. § 73. Коммуникативно значимые нормы морфемики и словообразования Слова в речи школьника и взрослого человека в основном не производятся, а воспроизводятся, поэтому к аспектам морфемики и словообразования, связанным с развитием речи, относят в первую очередь работу над стилистической маркированностью отдельных видов морфем. Так, слова с уменьшительно-ласкательными и другими оценочными суффиксами употребляются преимущественно в разговорной речи, для этого же стиля речи характерно и использование разговорного суффикса -к- {книжка, стенка). Слова с абстрактными суффиксами, наоборот, характерны для научного стиля речи. Другой задачей является обогащение речи учащихся за счет использования слов с синонимичными, антонимичными аффиксами, аффиксами с разными оттенками значений. Специальной работы требует и работа над синтаксическими дериватами {готовить — подготовка, красивый — красота, смешать — смешение и др.). Овладение этим типом деривации поможет учащимся избежать лексических повторов при создании собственных текстов. Интересной и безусловно полезной в аспекте развития речи учащихся будет работа над авторским окказиональным словом как выражением свободного и творческого обращения говорящего с языком. Учащиеся должны понять уместность словотворчества в поэтической, иногда — разговорной речи и его неуместность в текстах, например, научного стиля. Основные типы упражнений по морфемике и словообразованию, способствующих развитию речи, связаны, с одной стороны, с определением семантики и стилистической маркированности морфем, с другой — с выявлением системных отношений в морфемике и словообразовании (синонимии, антонимии, омонимии морфем и словообразовательных типов). В качестве примеров упражнений по морфемике и словообразованию, направленных на развитие речи учащихся, приведем следующие. 4? Озаглавьте текст. Спишите, заменяя слова в скобках однокоренными словами с суффиксом -оват-. Объясните, почему писатель использовал прилагательные красноватое, розоватые, а не красное ирозовые. День был мя.жий и мглистый. (Красное) солнце невысоко в..село над длинными, похожими на сн..говые поля ел..истыми обл..коми. В саду ст..яли покрытые ин..ем (розовые) дерев..я. Неясные тени на сн..гу были пропитаны тем же тепл.м светом. Было необыкновенно тихо. (А. Н. Толстой) (Задание из комплекса 1) /? Запишите пословицы. В каких стилях речи они уместны? Почему в пословицах широко используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Обозначьте их. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Поговорка — цветочек, пословица — ягодка. Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится. (Задание из комплекса 2) /? На основе данных словосочетаний образуйте имена прилагательные. Какой способ образования вами использован? Письменно покажите, как образовано каждое слово. 1) Суп из гороха, платье из шелка, пальто из плюша. 2) Слегка серый, чуть-чуть сладкий, немного кислый. У)Изба из бревен, колесо с зубьями. (Задание из комплекса 3) § 74. Коммуникативно значимые морфологические нормы Основная морфологическая задача развития речи — работа над правильным образованием и употреблением грамматических форм слов. А. Н. Гвоздев, описывая в книге «Вопросы изучения детской речи» особенности усвоения речи, отмечает, что морфологическая система языка усваивается ребенком гораздо медленнее, чем другие системы. Он также отмечает, что в первую очередь усваивается все типическое, системное, продуктивное, поэтому у существительных наиболее сложно усвоение системы окончаний, а у глагола — основ, требующих чередований, особенно нерегулярных. Основная тенденция усвоения морфологических норм в средних классах — использование и правильное образование составных форм слов, рост употребления косвенных падежей имен по сравнению с И. п. и В. п., освоение нерегулярных морфологических форм и исключений. При изучении морфологии необходимо специально уделить внимание тем морфологическим нормам, усвоение которых вызывает наибольшее затруднение у учащихся. Это 1) формы И. и Р. п мн. числа существительных (инженер-ы, но док- 2) формы степеней сравнения прилагательных и наречий (более хо 3) спрягаемые форм глагола (пылесошу, а не *пылесосю; жжет, а 4) морфологические лакуны (отсутствие форм побежу, мечт и др.), 5) отсутствие причастий будущего времени (*прочитающий), 6) склонение количественных числительных и сочетание с ними су 7) отсутствие склонения неизменяемых существительных, 8) употребление предлогов с нужной падежной формой и их разгра В морфологической работе по развитию речи используются следующие типы упражнений: 1) выбрать правильную форму их нескольких данных, 2) образовать отдельную грамматическую форму по образцу или 3) просклонять / проспрягать слово, 4) заменить одну форму на другую (например, полную на краткую, 5) составить предложения с данными формами (например, полными Приведем примеры упражнений по морфологии. ^ Запишите краткие формы имен прилагательных. Поставьте ударение и прочитайте вслух. Подчеркните беглые гласные о и е. К выделенным словам подберите антонимы. 1. Близкий — близок, близко, близка; узкий, резкий, мя.жий, редкий, ни..кип, ела..кий, ро..кий. 2. Нужный — нужен, нужно, нужна; бледный, горький, страшный, честный. (Задание из комплекса 1) /? Образуйте форму именительного падежа множественного числа от следующих существительных. Выделите окончания, обозначьте ударения. 1. Инженер — инженеры; шофер, офицер, договор. 2. Доктор — доктора; слесарь, паспорт, адрес, голос. 3. Колос — колосья; друг, перо, прут. Проверьте по орфоэпическому словарю, в каких из данных слов допускаются формы множественного числа в двух вариантах. Правильно произнесите существительные во множественном числе. (Задание из комплекса 2) /? Закончите предложения. I) Если (бы) мама позволила, то.... 2) Если (бы) все люди были внимательны друг к другу, то.... 3) Как (бы) я был счастлив, если (бы).... 4) Если (бы) мой друг не любил животных, то.... 5) Если (бы) у меня была собака, то.... (Задание из комплекса 3) § 75. Коммуникативно значимые синтаксические нормы Работа над синтаксическими нормами в аспекте развития речи ведется для предупреждения и преодоления типовых ошибок, к которым относятся: 1) неправильное управление, 2) нереализованная валентность, 3) нарушение границ предложения (например, неправомерное разде 4) нарушение порядка слов, 5) неверное употребление деепричастного оборота, 6) неправильное использование местоимений, порождающее много 7) неверное введение цитат. В этой работе используются следующие типы упражнений: 1) составить словосочетания из заданных слов (согласовать слова в 2) обратить внимание на управление глаголов в тексте; 3) найти неправильное управление синтаксических единиц; 4) исправить ошибки в намеренно необразцовом тексте. Работа над синтаксическими нормами смыкается с работой над текстом как основной единицей речи: внимание уделяется средствами связи предложений в тексте, группировке предложений в абзацы и т. д. Приведем примеры упражнений по синтаксису, имеющих отношение к развитию речи. /? Образуйте словосочетания и запишите их. Расскажите об их строении. Оплатить {расходы), уплатить (проезд), добиться (признание), заслужить (похвала), удостоиться (внимание), обсуждать (статья), обсуждение (статья), поделиться (опыт), крепк.. (кофе), благодарен (друг), отчет (работа), отзыв (книга),рецензия (статья),удосто.м (награда), досто.м (уважение). (Задание из комплекса 1) /? Придумайте и запишите предложения с данными сочетаниями слов, используя их как обстоятельства; слова в скобках поставьте в нужном падеже. Обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами, выделите запятыми. Согласно (указание главного инженера); в случае (возможная неисправность); ввиду (сильный шторм); вследствие (полученная травма); несмотря на (непредвиденные задержки в пути); при наличии (свободные места); благодаря (поддержка товарищей); вопреки (советы брата); в силу (сложившиеся накануне обстоятельства). Какие из записанных вами предложений характерны для делового стиля речи? Что придает этим предложениям стилевую окраску? (Задание из комплекса 2) 4? Прочитайте текст Л. Н. Толстого, предварительно обозначив повышение-понижение голоса, паузы. Какая мысль выражена в этом тексте? С помощью каких синтаксических средств? Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, — весна была весною даже и в городе. (Задание из комплекса 3) Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся Как уже было сказано, в методике развития речи различают понятия «правильная речь» — речь, соответствующая нормам литературного языка, и «хорошая речь» — речь коммуникативно целесообразная (соответствующая задачам и ситуации общения), богатая, точная и выразительная. Работа по обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся служит для формирования речи точной, богатой и выразительной. Нарушение этих требований к речи приводит к речевым недочетам. § 76. Обогащение словарного запаса Словарный запас человека составляет активная и пассивная лексика. Активная лексика включает слова, которые человек знает и употребляет в речи, пассивная — слова, которые человек знает, но не употребляет. Источниками пополнения лексики индивидуума являются речь окружающих, литература, СМИ, курс изучения языка, словари. По мнению разных исследователей, словарь ребенка 6-7 лет составляет от 3 до 7 тысяч слов, словарь 10-летнего ребенка (то есть переходящего из начальной школы в основную) — от 7 до 12 тысяч слов, у старшеклассника и взрослого человека — от 25 до 70 тысяч слов, причем соотношение активной и пассивной лексики различно у людей разного возраста: если у ребенка-дошкольника пассивный словарный запас минимален, то у старшеклассника и взрослого человека он значительно превосходит активный словарный запас. При этом лексика ученика среднего звена ежедневно пополняется 6-8 новыми словами, словарь старшеклассника — 7-12 новыми словами. Обогащение словарного запаса направлено на то, чтобы при порождении речи учащийся владел свободной контекстуальной заменой слов для уточнения мысли, избежания повторов, создания образности и стилистической адекватности. При восприятии же текста богатый лекси- кон позволяет адекватно воспринимать текст через понимание не только словарных значений слов, но и их коннотаций. Обогащение словаря происходит через введение в языковое сознание тематических групп слов, синонимических рядов (в том числе включающих фразеологизмы), антонимических пар, позволяющих сделать выбор необходимой единицы. Главный аспект работы по обогащению словарного запаса учащихся — работа над значением (системой значений) и употреблением слова. При этом необходимо знать, что способность к адекватному восприятию и толкованию слов абстрактной семантики формируется у ребенка постепенно; учащиеся начальной школы и 5-6 классов не способны к самостоятельному истолкованию абстрактных слов и объясняют их значение через указание на ситуацию, в которой данный признак проявляется (например: радость — это когда встретились друзья). Учитель должен уделять толкованию слов особое значение, добиваясь его адекватности и развивая языковое чутье школьников. Богатству и выразительности речи также служит и понимание лексической сочетаемости слов, возможности использования в речи различных средств выразительности (метафор, сравнений, антитезы и других тропов). В словарной работе выделяют следующие типы упражнений: 1) объяснение лексического значения (системы значений) слова в 2) составление тематических групп слов; 3) анализ лексических средств образцового или негативного (наме 4) определение функций использования лексической единицы в тек 5) правка негативного текста; 6) составление словосочетаний, предложений, текста. Приведем примеры упражнений, направленных на обогащение словарного запаса учащихся. /? Прочитайте. Какие слова об обогащении речи дает М. Горький? Запишите толкование слова лексикон. 1. Обогащайте себя знанием русского языка, читайте таких мастеров словесного искусства, каковы Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Чехов. 2. Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон*, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму. 3. Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено — тем больше придает фразе силы и убедительности. (Задание из комплекса 1; знак * над словом обозначает, что его значение дано в «Толковом словаре» в конце учебника) Прочитайте текст. Найдите в нем синонимы. Я шел во двор, чувствуя себя чемпионом, рекордсменом, победителем. У нас был большой двор. Конечно, он остался таким и сейчас, но я теперь старше — и то, что в детстве казалось мне огромным, стало большим, а то, что казалось большим, стало обыкновенным. (А. Алексин) Что достигается благодаря использованию в роли однородных членов слов-синонимов? Чем различаются синонимы большой, огромный? Придумайте предложения с синонимами большой, огромный, громадный, колоссальный, гигантский, исполинский. (Задание из комплекса 2) Прочитайте выразительно отрьшки из стихотворений. Уместны ли в разговорной речи выделенные словосочетания? Как вы думаете, с какой целью используют их поэты? Под музыку осеннего дождя Иду во тьме... (К. Фофанов) И весел звучный лес, и ветер меж берез Уж веет ласково, а белые березы Роняют тихий дождь своих алмазных слез И улыбаются сквозь слезы. (И. Бунин) Кусты в серебряных сережках Стоят, глядят по сторонам, Где русый дождь на тонких ножках Перебежал дорогу нам. (Н. Рыленков) В небе дым поблеклый, Снег на тротуаре, На трамвайных стеклах — Ледяной гербарий. (И. Кобзев) Подберите возможные для разговорной речи словосочетания с существительными музыка, лес, слезы, кусты, гербарий. (Задание из комплекса 3) § 77. Обогащение грамматического строя Наибольшему усложнению подвергается в процессе школьного обучения синтаксис. От начальной школы к старшей значительно увеличивается объем предложений (в среднем от 7 слов у ребенка 10 лет до 12-19 у старшеклассника); к моменту окончания школы число крупных предложений (более 10 слов) составляет 60% от общего числа предложений. Увеличение объема предложений происходит за счет усложнения их синтаксической структуры: простые предложения заменяются сложными, сложные бессоюзные — сложными союзными, предложение «обрастает» второстепенными членами и осложняющими конструкциями. Такое синтаксическое перестроение предложения приводит к большей морфологической вариативности: растет употребление форм косвенных падежей, непредикативных форм глагола, союзов и других показателей логических связей между частями предложения. Работа над обогащением грамматического строя речи учащихся ведется в следующих направлениях. Во-первых, изучаются смысловые, выразительные и стилистические возможности употребления грамматических форм слов: 1) переносное употребление грамматических форм (время, наклоне 2) нереферентное использование форм единственного и множест 3) использование форм со сдвигом в значении: форма множествен 4) синонимичное использование форм степеней сравнения (простая 5) вариативность некоторых форм {существенен — существен), возможности различных синтаксических конструкций, в первую очередь синонимия синтаксических конструкций (члены простого предложения и части сложного предложения и т. д.), например: Мы не пошли в лес из-за дождя. — Мы не пошли в лес, потому что пошел дождь. — Пошел дождь, и поэтому мы не пошли в лес — Мы не пошли в лес: пошел дождь. Для обогащения грамматического строя речи учащихся используются следующие типы упражнений: 1) определить переносное употребление грамматических форм и стилистическую окрашенность конструкций с ними; 2) определить смысловые различия между употребленными форма 3) использовать другое морфологическое выражение члена предло 4) определить смысловую и функциональную нагрузку синтаксиче 5) трансформировать предложение (несколько простых в сложное,
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.112 (0.015 с.) |