Глава 19. Теория и методика работы по развитию речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 19. Теория и методика работы по развитию речи

Поиск

§ 69. Цели и принципы

работы по развитию речи

Работа по развитию речи — важнейший компонент формирования коммуникативной компетенции учащихся, приобретение которой явля­ется главной практической целью обучения русскому языку: речь ис­пользуется всеми носителями языка во всех сферах человеческой дея­тельности.

Целенаправленная работа по развитию речи учащихся направлена на формирование коммуникативных умений и навыков: умения в устной и письменной форме высказать мысль правильно (в соответствии с нор­мами русского литературного языка), понятно, точно и выразительно в соответствии с ситуацией общения и целью высказывания, а также умения понимать чужой текст, осуществлять его информационную пе­реработку, вести диалог.

Работа по развитию речи построена на использовании следующих принципов.

Во-первых, в работе по развитию речи особое значение приобретают такие общедидактические принципы, как систематичность, связь тео­рии с практикой, взаимосвязанность разделов, доступность, индивиду­альный подход к учащимся, прочность, наглядность. Работа по разви­тию речи последовательно ведется в каждом классе средней школы, причем главным аспектом этой работы является аспект практический, связанный с разными видами речевой деятельности, восприятием, из­ложением, трансформацией, информационной переработкой и продуци­рованием текстов. Эта работа ведется на доступном каждой возрастной группе материале. Так, например, в 5 классе учащиеся пишут изложе­ния и сочинения описательного характера о бытовых случаях из их жизни, окружающих предметах, животных. В 6 классе к описаниям до­бавляются сочинения-рассуждения, в 7 классе — сочинения-рассуждения на дискуссионные темы, в 8 классе — сочинения-рассуждения на морально-этические темы и т. д. Создание собственных


текстов — творческий процесс, что неизбежно требует индивидуально­го подхода к учащимся.

Из общеметодических, то есть актуальных для изучения всех разде­лов русского языка, наиболее важны экстралингвистический, систем­ный и функциональный принципы. Работа по развитию речи в сравне­нии с изучением всех остальных разделов лингвистики в наибольшей степени связана с внеязыковой действительностью, ориентирована на конкретную ситуацию общения, экстралингвистически мотивирована. Все теоретические понятия рассматриваются в сопоставлении друг с другом и в их функционировании, при этом изучение речи и текста тес­но связано с обучением разделам лингвистики от фонетики до синтак­сиса.

Из частнометодических, то есть актуальных именно для изучаемого раздела, принципов необходимо назвать опережающее развитие устной формы речи по сравнению с письменной и особую связь работы по раз­витию речи с уроками литературы и внеклассного чтения.

§ 70. Содержание

курса «Развитие речи»

Работа по развитию речи учащихся происходит постоянно: на лю­бом уроке, при любом ответе учитель следит за речью учащихся, оце­нивает ее с точки зрения правильности, уместности и выразительности. Около 20% учебного времени на уроках русского языка целенаправлен­но отводится работе по развитию речи, которая происходит как на специальных уроках развития речи, так и попутно при изучении дру­гих разделов курса.

В целом развитию речи учащихся в комплексах 1 и 2 специально уделяется 97 часов учебного времени на протяжении всех лет обучения в основной средней школе: по 34 часа в 5 и 6 классах, 25 часов в 7 клас­се и по 17 часов в 8 и 9 классах.

Комплекс 3 имеет усиленную по сравнению к другими комплексами речевую направленность. В нем на развитие речи выделяется значи­тельно больше времени — 165 часов: по 51 часу в 5 и 6 классах, 36 ча­сов в 7 классе и по 17 часов в 8 и 9 классах. В этом комплексе представ­лено и усиление речевой направленности в языковых разделах (система­тическая работа над орфоэпически грамотной речью, создание устных и письменных текстов на лингвистические темы, усиление семантическо­го аспекта в изучении языковых явлений), и повышение внимания к эстетической функции языка.

Работа по развитию речи идет по трем основным направлениям: 1) овладение нормами литературного языка,


2) обогащение словарного запаса и грамматического строя,

3) обучение различным видам речевой деятельности.

Коротко охарактеризуем эти направления работы.

Практическая цель курса русского языка — овладение устной и пись­менной речью. Наши учащиеся изучают свой родной язык, они носители языка и, безусловно, владеют им в том смысле, что понимают его и по­рождают на нем тексты. В этой ситуации овладение речью предполагает следующее: учащиеся должны научиться рефлексии, самоанализу, сознательному отношению к использованию языка, овладеть теоретически и на практике нормами языка в его литератур­ной разновидности.

В школьном курсе изучаются нормы произношения (орфоэпические) и написания (орфографические и пунктуационные), нормы грамматики, речевые нормы и нормы речевого этикета. Изучение этих норм состав­ляет аспект развития речи, называемый культурой речи.

Обогащение словарного запаса и грамматического строя служит развитию речи точной, богатой и выразительной.

Обогащение словарного запаса осуществляется в плане воспри­ятия речи и в плане ее порождения. Так, учитель добивается от учащих­ся понимания всех лексических единиц, встречающихся в текстах, с которыми происходит работа, формируя привычку фиксировать внима­ние на незнакомых словах и умение работать с толковым словарем; так формируется пассивный словарный запас. В плане порождения речи учитель добивается свободной, разнообразной и выразительной речи, точной в словооупотреблении и богатой синонимически. Известно, что самым слабым местом в лексическом запасе учащихся является абст­рактная и эмоционально-оценочная лексика, а также языковая и контек­стуальная синонимия; работа над этими элементами активного словар­ного запаса является чрезвычайно важной для формирования коммуни­кативной компетенции.

Обогащение грамматического строя происходит в основном через овладение учащимися грамматическими синонимами (причастный обо­рот и придаточное предложение, союзное и бессоюзное предложение, наречные и падежные конструкции и т. д.).

Важнейшим аспектом развития речи является обучение различным видам речевой деятельности — говорению и аудированию, чтению и письму.

В соответствии с программами учащиеся осваивают многие теоре­тические понятия и вырабатывают речевые умения и навыки.

К теоретическим понятиям, работающим на приобретение комму­никативной компетенции, относятся следующие:


Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.

Сферы речевого общения. Функциональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили литературного языка: науч­ный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы), их основные особенности.

Ситуации речевого общения.

Основные жанры функциональных разновидностей языка.

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Струк­тура текста.

Основные виды информационной переработки текста.

Овладение

коммуникативно значимыми нормами

литературного языка

В методике развития речи употребляют понятия «правильная речь» — речь, соответствующая нормам литературного языка, и «хорошая речь» — речь коммуникативно целесообразная (соответствующая задачам и ситуации общения), богатая, точная и выразительная.

Работа над языковыми нормами служит для формирования пра­вильной речи и в основном осуществляется в процессе изучения раз­делов курса русского языка от фонетики до синтаксиса. Нарушение языковых норм приводит к недостаткам речи, квалифицируемым как ошибки.

Коротко охарактеризуем специальные направления работы над ком­муникативно значимыми нормами разных языковых уровней, актуаль­ные для развития речи учащихся.

§71. Коммуникативно значимые фонетические нормы

О работе над фонетическими и орфоэпическими нормами было ска­зано в главе 13 «Теория и методика изучения фонетики и графики». В добавление к этому надо отметить следующее.

Работа над звуковой стороной речи развивает не только устную, но и письменную речь учащихся, так как пунктуация тесно связана с ин­тонацией.

Правильность звукового оформления речи проявляется в соблюде­нии орфоэпических и интонационных норм. Хорошая речь характеризу­ется еще и уместным тоном, темпом, громкостью.


Работа над звуковой стороной речи проводится в двух направлени­ях:

1) выразительное чтение (то есть правильное и выразительное вос­
произведение чужого текста),

2) правильное и выразительное звуковое оформление своего выска­
зывания.

При работе над звуковой стороной речи при воспроизведении чужо­го текста используются следующие типы упражнений, направленных на развитие как слуховой, так и произносительной культуры:

1) определять на слух звуковой состав слова (не смешивая произно­
шение с написанием), определять место ударения;

2) оценивать звуковой состав слова с точки зрения проявления в нем
орфоэпических норм (в том числе с опорой на ритм и рифму);

3) анализировать интонацию предложения (движение тона вверх /
вниз);

4) анализировать, как от перемены места фразового ударения меня­
ется смысл предложения;

5) членить звучащий текст на предложения, определять их характе­
ристику с точки зрения цели высказывания и интонации;

6) четко произносить текст, в том числе скороговорки;

7) читать текст в соответствии с указаниями на движение тона, обо­
значенного стрелками;

8) читать текст в соответствии со знаками препинания.
Правильность фонетического оформления текста напрямую связано

с дикцией. Дефекты дикции исправляют врачи-логопеды, однако и у людей без логопедических отклонений речь часто бывает скомканной, нечеткой, чрезмерно компрессированной. Учитель должен следить за четкостью речи учащегося и при необходимости указывать на недос­татки речи. Специальным приемом улучшения дикции являются ско­роговорки.

Для выразительного оформления своего текста учащиеся должны владеть такими параметрами речи, как тон, логическое ударение, паузы, темп, громкость.

Тон — одно из главных звуковых средств выразительности, с помо­щью которого автор передает свое отношение к тому, о чем он говорит. В зависимости от цели высказывания тон может быть спокойным или взволнованным, патетичным, лиричным или нейтральным. Работа над уместным тоном высказывания особенно важна при чтении текстов, особенно стихотворных, и осуществляется на уроках как русского язы­ка, так и литературы.

Логическое ударение и паузы служат для выделения тех языковых единиц, которые, с точки зрения говорящего, обозначают новые поня-


тия, ключевые моменты в развертывании мысли, выявляют эмоцио­нальную сторону высказывания. Различаются паузы между частями высказывания и внутри фразы, которые имеют разную продолжитель­ность, причем в торжественной обстановке и при выступлении перед большой аудиторией длина пауз увеличивается. Важно следить за тем, чтобы паузы не заполнялись звуками-паразитами, чаще всего не заме­чаемыми говорящим. Пауза может быть специальным приемом вырази­тельности, привлечения внимания собеседников, акцентуации важной части высказывания.

Выбор темпа определяется содержанием и условиями общения. Так, для разговорной речи характерен быстрый темп (120 слов в минуту и более — до 300), а, например, для устных высказываний научного сти­ля, в том числе научно-учебного, — более медленный.

Громкость также может служить выразительным средством. Произ­ношение высказывая со средней громкостью позволяет отдельные эле­менты высказывания выделять увеличением или уменьшением громко­сти. Громкость должна различаться в зависимости от аудитории. В раз­говорной речи, особенно в публичных местах, следует говорить не­громко, не мешая другим людям, находящимся в помещении (или, на­пример, в транспорте); в условиях публичного выступления, в том чис­ле при ответе на уроке, громкость должна быть достаточной для того, чтобы каждый в аудитории мог слышать выступающего.

Для устной речи характерно использование мимики и жеста. Спе­циального внимания этим аспектам речи в курсе русского языка не уде­ляется, но учитель должен помочь учащемуся понять, что при разговоре следует обращаться к аудитории, смотреть на собеседника и держаться так, чтобы излишним неоправданным жестикулированием не отвлекать слушающих от восприятия смысла высказывания.

Приведем примеры упражнений, используемых в учебных комплек­сах.

^ Скороговорки помогают овладеть правильным произношением некоторых звуков, например [р], [ш]. Прочитайте каждую скороговорку четыре-пять раз подряд, сначала в замедленном, потом в обычном, затем в ускоренном тем­пе, стараясь не допустить ни одной ошибки.

1. Три дроворуба на трех дворах дрова рубят. 2. На дворе трава, на траве дрова. 3. Шла Саша по шоссе. 4. Щетка у чушки, чешуя у щучки.

(Задание из комплекса 1)

J? Прочитайте отрьшок из «Слова о полку Игореве» в поэтическом переводе Н. Заболоцкого, следя за соблюдением логических ударений. Стоном стонет мать-земля сырая, мутно реки быстрые текут, пыль не­сется, поле покрывая, стяги плещут: половцы идут. С Дона, с моря с кри-


коми и воем валит враг, но, полон ратных сил, русский стан сомкнулся пе­ред боем, щит к щитуи степь загородил.

(Задание из комплекса 2)

4? Прочитайте отрывок из романа «Евгений Онегин», обратив внимание на про­изношение выделенных слов. Что подскажет вам правильное произношение последнего слова?

«Не спится, няня: здесь так душно!

Открой окно да сядь ко мне». -

«Что, Таня, что с тобой?! — «Мне скучно»...

(А. Пушкин)

Найдите в орфоэпическом словарике не менее 5 слов с буквенными сочета­
ниями чн, чт. Выпишите слова с произносительными пометами. Произнеси­
те правильно, без ошибок. (Задание из комплекса 3)

§ 72. Коммуникативно значимые лексические нормы

Слова служат для именования, типизирования, а иногда и оценки яв­лений действительности и имеют определенную стилистическую окра­ску. Именно с этими свойствами слов и связаны направления работы над лексикой русского языка.

Во-первых, учитель добивается правильного, точного словоупот­ребления, то есть использования слов в свойственном им в литератур­ном языке значении. Этой цели служит и специальная словарная рабо­та с использованием толковых словариков и контекста употребления слова. Эта задача, кроме того, решается и попутно: учитель исправляет неправильное словоупотребление как в устной, так и в письменной речи учащихся.

Во-вторых, работа ведется над осознанием стилистической окраски слов и уместности их употребления в разных стилях речи.

В третьих, одной из важнейших задач является выявление систем­ных отношений в лексике, в первую очередь их синонимических и ан­тонимических отношений и принадлежности к определенным тематиче­ским группам.

Все лексикологические понятия рассматриваются в школьном курсе не только с точки зрения их сути и отражения в словарях, но и с точки зрения их функционирования.

Для выполнения этой работы используются следующие типы уп­ражнений:

1) указать значение слова и фразеологизма (с помощью словаря или
контекста или с опорой на значение ПЩ основы),

2) разгадать кроссворд (то есть указать слово по его значению),

3) указать синонимы к слову, определить различия в их значении,


4) указать антонимы к слову,

5) определить стилистическую нейтральность или окрашенность сло­
ва,

6) определить экспрессивную окрашенность слова,

7) исправить ошибки и недочеты намеренно необразцового текста.

Приведем примеры упражнений из разных учебных комплексов.

^ Какие действия человека приписываются в этом стихотворении неодушев­ленным предметам? Прямое или переносное значение имеют слова, назы­вающие эти действия?

Заметает пурга

Белый путь.

Хочет в мягких снегах

Потонуть.

Ветер резвый уснул

На пути, -

Ни проехать в лесу,

Ни пройти.

Разгулялась вьюга,

Наклонились ели

До земли. С испуга

Ставни заскрипели.

(С. А. Есенин)

(Задание из комплекса 1)

^ Запишите предложения и словосочетания. Что помогает определить, какие гласные нужно вставить в слова?

I. 1. Хорошо и путь-дорогу по обычаю начать: у родимого порога (по)с-деть и (по)молчать. (А. Яшин) 2. Пос..дела моя голова.

П. Дружеская кампания, избирательная кампания; развевающийся флаг, развевающиеся страны.

(Задание из комплекса 2)

/? Найдите к каждому слову левого столбика синоним из правого столбика, за­
пишите эти слова, проверяя написание по орфографическому словарю.
перерыв эг..изм

разбор апл..д..сменты

столетник ч..мпион

победитель..нализ

войско..антракт

себялюбие армия

рукоплескание..лоэ

Слова какого столбика в основном используются в книжной речи?

(Задание из комплекса 3)

Об обогащении лексического запаса учащихся см. в § 76.


§ 73. Коммуникативно значимые нормы морфемики и словообразования

Слова в речи школьника и взрослого человека в основном не произ­водятся, а воспроизводятся, поэтому к аспектам морфемики и словооб­разования, связанным с развитием речи, относят в первую очередь ра­боту над стилистической маркированностью отдельных видов морфем. Так, слова с уменьшительно-ласкательными и другими оценочными суффиксами употребляются преимущественно в разговорной речи, для этого же стиля речи характерно и использование разговорного суффикса -к- {книжка, стенка). Слова с абстрактными суффиксами, наоборот, характерны для научного стиля речи.

Другой задачей является обогащение речи учащихся за счет исполь­зования слов с синонимичными, антонимичными аффиксами, аффикса­ми с разными оттенками значений.

Специальной работы требует и работа над синтаксическими дерива­тами {готовитьподготовка, красивыйкрасота, смешатьсме­шение и др.). Овладение этим типом деривации поможет учащимся из­бежать лексических повторов при создании собственных текстов.

Интересной и безусловно полезной в аспекте развития речи уча­щихся будет работа над авторским окказиональным словом как выра­жением свободного и творческого обращения говорящего с языком. Учащиеся должны понять уместность словотворчества в поэтической, иногда — разговорной речи и его неуместность в текстах, например, научного стиля.

Основные типы упражнений по морфемике и словообразованию, способствующих развитию речи, связаны, с одной стороны, с опреде­лением семантики и стилистической маркированности морфем, с дру­гой — с выявлением системных отношений в морфемике и словообра­зовании (синонимии, антонимии, омонимии морфем и словообразова­тельных типов).

В качестве примеров упражнений по морфемике и словообразова­нию, направленных на развитие речи учащихся, приведем следующие.

4? Озаглавьте текст. Спишите, заменяя слова в скобках однокоренными слова­ми с суффиксом -оват-. Объясните, почему писатель использовал прилага­тельные красноватое, розоватые, а не красное ирозовые. День был мя.жий и мглистый. (Красное) солнце невысоко в..село над длин­ными, похожими на сн..говые поля ел..истыми обл..коми. В саду ст..яли по­крытые ин..ем (розовые) дерев..я. Неясные тени на сн..гу были пропитаны тем же тепл.м светом. Было необыкновенно тихо. (А. Н. Толстой)

(Задание из комплекса 1)


/? Запишите пословицы. В каких стилях речи они уместны? Почему в посло­вицах широко используются слова с уменьшительно-ласкательными суф­фиксами? Обозначьте их.

На чужой сторонушке рад своей воронушке. Поговоркацветочек, посло­вицаягодка. Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

(Задание из комплекса 2)

/? На основе данных словосочетаний образуйте имена прилагательные. Какой способ образования вами использован? Письменно покажите, как образова­но каждое слово.

1) Суп из гороха, платье из шелка, пальто из плюша. 2) Слегка серый, чуть-чуть сладкий, немного кислый. У)Изба из бревен, колесо с зубьями.

(Задание из комплекса 3)

§ 74. Коммуникативно значимые морфологические нормы

Основная морфологическая задача развития речи — работа над пра­вильным образованием и употреблением грамматических форм слов.

А. Н. Гвоздев, описывая в книге «Вопросы изучения детской речи» особенности усвоения речи, отмечает, что морфологическая система языка усваивается ребенком гораздо медленнее, чем другие системы. Он также отмечает, что в первую очередь усваивается все типическое, системное, продуктивное, поэтому у существительных наиболее сложно усвоение системы окончаний, а у глагола — основ, требующих чередо­ваний, особенно нерегулярных.

Основная тенденция усвоения морфологических норм в средних классах — использование и правильное образование составных форм слов, рост употребления косвенных падежей имен по сравнению с И. п. и В. п., освоение нерегулярных морфологических форм и исключений.

При изучении морфологии необходимо специально уделить внима­ние тем морфологическим нормам, усвоение которых вызывает наи­большее затруднение у учащихся. Это

1) формы И. и Р. п мн. числа существительных (инженер-ы, но док-
тор-а; носк-ов,
но чулок),

2) формы степеней сравнения прилагательных и наречий (более хо­
рошо,
а не *более лучше),

3) спрягаемые форм глагола (пылесошу, а не *пылесосю; жжет, а
не *жгет),

4) морфологические лакуны (отсутствие форм побежу, мечт и др.),

5) отсутствие причастий будущего времени (*прочитающий),

6) склонение количественных числительных и сочетание с ними су­
ществительных,


7) отсутствие склонения неизменяемых существительных,

8) употребление предлогов с нужной падежной формой и их разгра­
ничение со словами других частей речи.

В морфологической работе по развитию речи используются сле­дующие типы упражнений:

1) выбрать правильную форму их нескольких данных,

2) образовать отдельную грамматическую форму по образцу или
без него,

3) просклонять / проспрягать слово,

4) заменить одну форму на другую (например, полную на краткую,
положительную степень сравнения на сравнительную),

5) составить предложения с данными формами (например, полными
и краткими прилагательными).

Приведем примеры упражнений по морфологии.

^ Запишите краткие формы имен прилагательных. Поставьте ударение и про­читайте вслух. Подчеркните беглые гласные о и е. К выделенным словам подберите антонимы.

1. Близкийблизок, близко, близка; узкий, резкий, мя.жий, редкий, ни..кип, ела..кий, ро..кий. 2. Нужныйнужен, нужно, нужна; бледный, горький, страшный, честный.

(Задание из комплекса 1)

/? Образуйте форму именительного падежа множественного числа от следую­щих существительных. Выделите окончания, обозначьте ударения. 1. Инженеринженеры; шофер, офицер, договор. 2. Доктордоктора; слесарь, паспорт, адрес, голос. 3. Колосколосья; друг, перо, прут. Проверьте по орфоэпическому словарю, в каких из данных слов допускают­ся формы множественного числа в двух вариантах. Правильно произнесите существительные во множественном числе.

(Задание из комплекса 2)

/? Закончите предложения.

I) Если (бы) мама позволила, то.... 2) Если (бы) все люди были вниматель­ны друг к другу, то.... 3) Как (бы) я был счастлив, если (бы).... 4) Если (бы) мой друг не любил животных, то.... 5) Если (бы) у меня была собака, то....

(Задание из комплекса 3)

§ 75. Коммуникативно значимые синтаксические нормы

Работа над синтаксическими нормами в аспекте развития речи ве­дется для предупреждения и преодоления типовых ошибок, к которым относятся:

1) неправильное управление,


2) нереализованная валентность,

3) нарушение границ предложения (например, неправомерное разде­
ление сложноподчиненного предложения или нанизывание простых пред­
ложений),

4) нарушение порядка слов,

5) неверное употребление деепричастного оборота,

6) неправильное использование местоимений, порождающее много­
значность высказывания,

7) неверное введение цитат.

В этой работе используются следующие типы упражнений:

1) составить словосочетания из заданных слов (согласовать слова в
словосочетании, употребить нужный падеж при управлении);

2) обратить внимание на управление глаголов в тексте;

3) найти неправильное управление синтаксических единиц;

4) исправить ошибки в намеренно необразцовом тексте.

Работа над синтаксическими нормами смыкается с работой над тек­стом как основной единицей речи: внимание уделяется средствами свя­зи предложений в тексте, группировке предложений в абзацы и т. д.

Приведем примеры упражнений по синтаксису, имеющих отноше­ние к развитию речи.

/? Образуйте словосочетания и запишите их. Расскажите об их строении.

Оплатить {расходы), уплатить (проезд), добиться (признание), заслужить (похвала), удостоиться (внимание), обсуждать (статья), обсуждение (ста­тья), поделиться (опыт), крепк.. (кофе), благодарен (друг), отчет (работа), отзыв (книга),рецензия (статья),удосто.м (награда), досто.м (уважение).

(Задание из комплекса 1)

/? Придумайте и запишите предложения с данными сочетаниями слов, исполь­зуя их как обстоятельства; слова в скобках поставьте в нужном падеже. Об­стоятельства, выраженные существительными с производными предлогами, выделите запятыми.

Согласно (указание главного инженера); в случае (возможная неисправ­ность); ввиду (сильный шторм); вследствие (полученная травма); несмотря на (непредвиденные задержки в пути); при наличии (свободные места); бла­годаря (поддержка товарищей); вопреки (советы брата); в силу (сложив­шиеся накануне обстоятельства).

Какие из записанных вами предложений характерны для делового стиля ре­чи? Что придает этим предложениям стилевую окраску?

(Задание из комплекса 2)

4? Прочитайте текст Л. Н. Толстого, предварительно обозначив повышение-понижение голоса, паузы. Какая мысль выражена в этом тексте? С помощью каких синтаксических средств?


Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую про­бивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обре­зывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц,весна была весною даже и в городе.

(Задание из комплекса 3)

Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся

Как уже было сказано, в методике развития речи различают понятия «правильная речь» — речь, соответствующая нормам литературного язы­ка, и «хорошая речь» — речь коммуникативно целесообразная (соответ­ствующая задачам и ситуации общения), богатая, точная и выразительная.

Работа по обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся служит для формирования речи точной, богатой и вы­разительной. Нарушение этих требований к речи приводит к речевым недочетам.

§ 76. Обогащение

словарного запаса

Словарный запас человека составляет активная и пассивная лексика. Активная лексика включает слова, которые человек знает и употребляет в речи, пассивная — слова, которые человек знает, но не употребляет. Источниками пополнения лексики индивидуума являются речь окру­жающих, литература, СМИ, курс изучения языка, словари.

По мнению разных исследователей, словарь ребенка 6-7 лет со­ставляет от 3 до 7 тысяч слов, словарь 10-летнего ребенка (то есть пе­реходящего из начальной школы в основную) — от 7 до 12 тысяч слов, у старшеклассника и взрослого человека — от 25 до 70 тысяч слов, при­чем соотношение активной и пассивной лексики различно у людей раз­ного возраста: если у ребенка-дошкольника пассивный словарный запас минимален, то у старшеклассника и взрослого человека он значительно превосходит активный словарный запас. При этом лексика ученика сред­него звена ежедневно пополняется 6-8 новыми словами, словарь стар­шеклассника — 7-12 новыми словами.

Обогащение словарного запаса направлено на то, чтобы при порож­дении речи учащийся владел свободной контекстуальной заменой слов для уточнения мысли, избежания повторов, создания образности и сти­листической адекватности. При восприятии же текста богатый лекси-


кон позволяет адекватно воспринимать текст через понимание не толь­ко словарных значений слов, но и их коннотаций.

Обогащение словаря происходит через введение в языковое созна­ние тематических групп слов, синонимических рядов (в том числе включающих фразеологизмы), антонимических пар, позволяющих сде­лать выбор необходимой единицы.

Главный аспект работы по обогащению словарного запаса учащих­ся — работа над значением (системой значений) и употреблением сло­ва. При этом необходимо знать, что способность к адекватному воспри­ятию и толкованию слов абстрактной семантики формируется у ребенка постепенно; учащиеся начальной школы и 5-6 классов не способны к самостоятельному истолкованию абстрактных слов и объясняют их значение через указание на ситуацию, в которой данный признак прояв­ляется (например: радостьэто когда встретились друзья). Учитель должен уделять толкованию слов особое значение, добиваясь его адек­ватности и развивая языковое чутье школьников.

Богатству и выразительности речи также служит и понимание лекси­ческой сочетаемости слов, возможности использования в речи различных средств выразительности (метафор, сравнений, антитезы и других тро­пов).

В словарной работе выделяют следующие типы упражнений:

1) объяснение лексического значения (системы значений) слова в
виде изолированного логического толкования, приведенного в тексте
учебника, словаре или устном объяснении учителя, или синонимическо­
го ряда; толкованию подлежит как слово вне контекста, так и слово,
включенное в определенный контекст;

2) составление тематических групп слов;

3) анализ лексических средств образцового или негативного (наме­
ренно необразцового) текста;

4) определение функций использования лексической единицы в тек­
сте (например, синонимического ряда);

5) правка негативного текста;

6) составление словосочетаний, предложений, текста.

Приведем примеры упражнений, направленных на обогащение словарного запаса учащихся.

/? Прочитайте. Какие слова об обогащении речи дает М. Горький? Запишите толкование слова лексикон.

1. Обогащайте себя знанием русского языка, читайте таких мастеров сло­весного искусства, каковы Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Чехов. 2. На­до учиться языку, надо расширять свой лексикон*, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму. 3. Чем проще


слово, тем более оно точно, чем правильнее поставленотем больше при­дает фразе силы и убедительности.

(Задание из комплекса 1; знак * над словом обозначает, что его значение дано в «Толковом словаре» в конце учебника)

Прочитайте текст. Найдите в нем синонимы.

Я шел во двор, чувствуя себя чемпионом, рекордсменом, победителем. У нас был большой двор. Конечно, он остался таким и сейчас, но я теперь старшеи то, что в детстве казалось мне огромным, стало большим, а то, что казалось большим, стало обыкновенным. (А. Алексин) Что достигается благодаря использованию в роли однородных членов слов-синонимов?

Чем различаются синонимы большой, огромный? Придумайте предложения с синонимами большой, огромный, громадный, колоссальный, гигантский, исполинский.

(Задание из комплекса 2)

Прочитайте выразительно отрьшки из стихотворений. Уместны ли в разго­ворной речи выделенные словосочетания? Как вы думаете, с какой целью используют их поэты?

Под музыку осеннего дождя

Иду во тьме...

(К. Фофанов)

И весел звучный лес, и ветер меж берез Уж веет ласково, а белые березы Роняют тихий дождь своих алмазных слез И улыбаются сквозь слезы.

(И. Бунин)

Кусты в серебряных сережках Стоят, глядят по сторонам, Где русый дождь на тонких ножках Перебежал дорогу нам.

(Н. Рыленков)

В небе дым поблеклый, Снег на тротуаре, На трамвайных стеклах — Ледяной гербарий.

(И. Кобзев)

Подберите возможные для разговорной речи словосочетания с существи­тельными музыка, лес, слезы, кусты, гербарий.

(Задание из комплекса 3)


§ 77. Обогащение

грамматического строя

Наибольшему усложнению подвергается в процессе школьного обу­чения синтаксис. От начальной школы к старшей значительно увеличи­вается объем предложений (в среднем от 7 слов у ребенка 10 лет до 12-19 у старшеклассника); к моменту окончания школы число крупных предложений (более 10 слов) составляет 60% от общего числа предло­жений. Увеличение объема предложений происходит за счет усложне­ния их синтаксической структуры: простые предложения заменяются сложными, сложные бессоюзные — сложными союзными, предложение «обрастает» второстепенными членами и осложняющими конструкция­ми. Такое синтаксическое перестроение предложения приводит к боль­шей морфологической вариативности: растет употребление форм кос­венных падежей, непредикативных форм глагола, союзов и других по­казателей логических связей между частями предложения.

Работа над обогащением грамматического строя речи учащихся ве­дется в следующих направлениях.

Во-первых, изучаются смысловые, выразительные и стилистические возможности употребления грамматических форм слов:

1) переносное употребление грамматических форм (время, наклоне­
ние глагола в несвойственных им значениях),

2) нереферентное использование форм единственного и множест­
венного числа,

3) использование форм со сдвигом в значении: форма множествен­
ного числа от вещественных и абстрактных существительных {пески,
радости),
краткая форма со значением временного или чрезмерно про­
являющегося признака {болен, узок),

4) синонимичное использование форм степеней сравнения (простая
и составная),

5) вариативность некоторых форм {существененсуществен),
Во-вторых, изучаются смысловые, выразительные и стилистические

возможности различных синтаксических конструкций, в первую оче­редь синонимия синтаксических конструкций (члены простого предло­жения и части сложного предложения и т. д.), например: Мы не пошли в лес из-за дождя.Мы не пошли в лес, потому что пошел дождь.Пошел дождь, и поэтому мы не пошли в лесМы не пошли в лес: пошел дождь.

Для обогащения грамматического строя речи учащихся используют­ся следующие типы упражнений:

1) определить переносное употребление грамматических форм и стилистическую окрашенность конструкций с ними;


2) определить смысловые различия между употребленными форма­
ми слов;

3) использовать другое морфологическое выражение члена предло­
жения (определение, выраженное относительным прилагательным, за­
менить определением, выраженным существительным в косвенном па­
деже, и т. д.);

4) определить смысловую и функциональную нагрузку синтаксиче­
ской конструкции в тексте;

5) трансформировать предложение (несколько простых в сложное,
предложение с обособленным членом в предложение с придаточны


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.112 (0.015 с.)