Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система субъектов социально –педагогической работы↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ключевым понятием теории социально-педагогической работы, характеризующим систему мер по решению проблем общества и человека, оказанию социальной помощи и поддержки клиента является категория «социальная защита населения». Социальная защита – это система мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека. Система социальной защиты – это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения[8]. Для решения социально-педагогических задач нужны функциональные структуры, реально выполняющие различные виды социальной работы, находящиеся в непосредственной близости от человека, способные оценить ситуацию, в том числе и нестандартную, найти конкретные и срочные пути ее решения и осуществить необходимые мероприятия в направлении клиента на решения обусловленной проблемы [33]. Социально-педагогическая работа должна организовываться как открытая система в соответствии с ситуацией конкретной территории, где отдельные учреждения, организации и подразделения выступают в качестве структурных элементов, создаваемых по мере необходимости. Субъектамисоциальной исоциально-педагогической работы выступают органы, занимающиеся непосредственно проблемами населения: министерства, департаменты, учреждения, ведомства, социальные службы, комитеты, группы и отдельные специалисты. Их совокупность образует управляющую систему и соответствующую ей структуру [21]. Социальная политика в масштабе всего государства имеет три уровня: 1. Федеральный, представленный министерствами и ведомствами, действующими на всей территории Российской Федерации: Министерство социальной защиты Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры и спорта РФ, Министерство внутренних дел и др. 2. Региональный, представленный министерствами, службами, управлениями. центрами и другими учреждениями, действующими на территории субъекта федерации (На примере Республики Крым): Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения, Министерство труда и социальной политики, министерство культуры Крымский республиканский центр ЦСССДМ, Министерство внутренних дел, Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав и др. 3. Местный уровень субъектов социально-педагогической работы, действующих на территории местных муниципальных образований (на примере города Ялты): Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Ялты; управление культуры г. Ялты; Управление здравоохранения; ЯЦСССДМ, Управление по борьбе с наркотиками г. Ялты, Реабилитационный центр для детей Алые паруса, Ялтинское управление социальной защиты населения, Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Ялта и др. Институт учреждений – субъектов социально-педагогической работы является многоуровневой подсистемой и органически входит в общую систему социальной защиты населения. Основными признаками любой системы являются: • общая цель, определяющая содержание и направленность функционирования структурных элементов; • наличие определенной структуры; присутствие управляющих начал с определенной иерархией функциональной компетенции. Целью деятельности субъектов социально-педагогической работы является проведение политики государства и общественных структур в установлении упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной обеспечивать граждан жизненными благами, формировать морально-психологические отношения среди индивидов и социальных групп, развивать их экономическую самостоятельность[19]. Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Социальная помощь – это система социальных мер в виде содействия, поддержке и услуг, оказываемых отдельным лицам и группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности и адаптации в обществе [17]. В современных условиях социально-педагогическая помощь выражается в различных формах Она может быть неотложной, направляться на снятие или уменьшение отрицательных последствий такого состояния [37]. Помощь может быть продолжительной, когда оказывается комплексная поддержка, направленная на оздоровление ситуации, выявление внутренних резервов, увеличение уверенности человека в своих силах, возможностях самостоятельно преодолевать сложившиеся трудности. Она может быть прямой, направленной непосредственно к обратившемуся в учреждение (защита его прав и интересов, улучшение условий жизни, улучшение психологического состояния и т. д.) и опосредованной через работу с социальным окружением (родственниками, друзьями и т. д.). Помощь может оказываться непосредственно самой службой или опосредованно через различные государственные и общественные организации и фонды, в которых служба представляет интересы индивида. Она может быть «откликающейся» в ответ на актуальную ситуацию или обращение клиента, или «упреждающей» (на прогнозируемую неблагоприятную) ситуацию [29]. Постановления Совета Министров РСФСР, Указы Президента Российской Федерации, принятые федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» положили начало созданию нормативно-правовых основ, способствующих развитию социальной и социально-педагогической работы [28]. В ст. 7 Конституции Российской Федерации заложены правовые основы социального государства и развития системы социальных служб. В дальнейшем государственно-правовое обеспечение развивается в федеральных законах и подзаконных актах [1]. Право в виде разнообразных законодательных документов имеет общее социальное значение для становления социальной работы и играет серьезную роль в функционировании служб, учреждений и организаций субъектов социальной и социально-педагогической работы. Во-первых, в обеспечении социальных гарантий, развитии социального обслуживания от минимальной необходимости к оптимальной достаточности. Во-вторых, в воспроизводстве различных социальных услуг, необходимых для постоянного удовлетворения потребностей клиентов социальных служб. В-третьих, в регламентации технологий социального обслуживания, видов и форм предоставления социальных услуг. В-четвертых, в определении основополагающих принципов организации обратной связи и обмена информацией внутри системы социального обслуживания [21]. В отечественной практике неоднократно проводилось упорядочение действующих норм. В 1994 г. был подготовлен сборник нормативных актов «Организация социального обслуживания населения». В 1997 г. вышли «Сборник нормативных актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях» и «Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей». В них содержатся документы, имеющие отношение к сфере социального обслуживания и отражающие три уровня правовой системы: международный, федеральный и уровень субъектов Российской Федерации[30]. К первой группе относятся «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей» и др. Ко второй – Конституция Российской Федерации, Гражданский и Семейный кодексы, Федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (15 декабря 1995 г.), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (17 мая 1995 г.) и др. К третьей – нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектах Российской Федерации [11]. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 1995 г. в целях реализации Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» разработан и принят ряд нормативов, постановлений, регулирующих вопросы, работы комиссии по социальному обслуживанию населения, бесплатного социального обслуживания и т.п. (Приложение 2) В соответствии с Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» приняты постановления, касающиеся особенностей предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста (Приложение 2) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривает: правовые гарантии в области социального обслуживания семьи и детей; признание семьи и детей объектами профессионального социального обслуживания; создание правовых предпосылок для становления системы учреждений социального обслуживания семьи и детей; определение принципов, основного содержания и организационных форм деятельности по социальному обслуживанию семьи и детей; установление прав взрослых граждан и детей в сфере социального обслуживания; определение правового статуса работников учреждений социального обслуживания семьи и детей; установление правовых норм государственного и общественного контроля за качеством услуг, предоставляемых семьям и детям [25]. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» позволяет субъектам Российской Федерации самостоятельно разрабатывать и принимать необходимые законы и подзаконные акты, регулирующие социальное обслуживание и социально-педагогическую помощь различным категориям населения [22]. Для организации эффективной социально-педагогической работы следует сосредоточить внимание на полной реализации федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, регулирующих деятельность системы субъектов социально-педагогической работы на всех уровнях (Приложение 1) Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[5]. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет цели государственной политики в интересах детей: - осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; - формирование правовых основ гарантий прав ребенка; - содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; - защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей признаётся этим законом приоритетной и основана на следующих принципах: - законодательного обеспечения прав ребенка; - поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; - ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; - поддержки общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка[4]. Таким образом, наличие правового поля позволит более успешно выполнять свои функции структурам социальной работы в целях достижения ими главных задач по социальной поддержке различных слоев и категорий населения, попавших в трудную жизненную ситуацию [12]. Функции субъектов социально-педагогической работы – объективно необходимая, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности, характеризующаяся специфическим содержанием, универсальностью осуществления и особой пространственно-временной формой выражения [17]. При решении своих задач система субъектов социальной и социально-педагогической работы выполняет следующие функции: - аналитическую (изучает проблемы и нужды своего контингента); - планово-организационную (планирует и организует социальное обслуживание, социально-педагогическую помощь в социуме); - управленческую (обеспечивает контакт с государственными органами, от которых зависит решение проблем ребёнка, семьи или лица, добивается решения, проводит оценку результата того или иного мероприятия); - информационную (сообщает населению о возможностях субъектов социально-педагогической работы, новых государственно-правовых решениях по социальным вопросам) [34]. Характерной функцией органов и учреждений социально-педагогической работы являются определенные социальные действия, выполняемые составными структурными элементами системы, регулируемые определенными нормами и контролируемые социальными институтами. Определяя сущность и назначение социально-педагогической работы, необходимо выделить объекты и субъекты управления этого социального явления. Объектами социально-педагогической работы являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы, а также вся функционирующая система отношений между людьми. Важнейшим государственным органом в системе социальной защиты населения является Министерство социальной защиты России, уровень компетенции которого определяется Президентом и Правительством Российской Федерации. Функции и задачи определяются Положением о министерстве, которое утверждается Правительством Российской Федерации. Следует отметить важность и разнообразие функций Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В частности, Министерство разрабатывает положения по основам федеральной политики; анализирует и прогнозирует уровни жизни различных слоев и категорий населения; готовит рекомендации для разработки региональных программ; обеспечивает разработку социальных нормативов и т. д. В аппарате управления министерства определены важнейшие функциональные обязанности органов социальной работы: организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями; социальное обслуживание; медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов; подготовка законодательства по социальной защите; внешнеэкономическое и международное сотрудничество; социальная помощь семье и детям и др. Определенный уровень компетенции и функции определены в деятельности министра, его заместителей и работников аппарата [7]. Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. В частности, Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи обеспечивает осуществление Министерством функций по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере дополнительного образования детей, молодежной политики, воспитания детей и молодежи. Кроме этого Департамент разрабатывает и осуществляет совместно со структурными подразделениями Министерства, заинтересованными органами государственной власти, общественными объединениями и организациями систему мер по повышению воспитательного потенциала образовательного учреждения; по развитию дополнительного образования детей (в том числе выявлению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи в системе дополнительного образования); по обеспечению безопасной деятельности обучающихся, воспитанников образовательных учреждений; по формированию навыков здорового образа жизни у детей и молодежи; по организации летнего отдыха и оздоровления детей; по развитию физкультурно-спортивного воспитания; по каникулярной и другим формам занятости детей и молодежи; по нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодежи; по реализации профессиональных возможностей молодежи, развитию добровольческого движения в молодежной среде[3]. Кроме федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально- педагогической работе создана обширная система учреждений социального обслуживания семьи и детей, к которым относятся специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, учреждения для детей с ограниченными возможностями, социальные приюты и др., которые характеризуются реализацией особенных функций и решением определённых задач. Благотворительные организации и фонды социальной помощи также имеют определенные уровни компетенции. Например: социально-медицинская помощь одиноким, престарелым; правовая помощь социально нуждающимся категориям населения; поддержка общественных движений милосердия и др.
Социально-педагогическая работа – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе [34]. Кроме этого социально-педагогическая работа подразумевает реализацию мероприятий, по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека. Осуществляется она социальными педагогами в образовательных, социальных и медицинских учреждениях. Социально-педагогическая работа всегда является адресной, направленной на конкретного человека и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения особенностей его личности и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи. М.А. Галагузова отмечает, что если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является адресной, направленной на конкретную личность и решение её индивидуальных проблем. Субъектом социально-педагогической деятельности может быть, как отдельный специалист, так и группа специалистов, определенные учреждения, ведомства и службы решающие социально-педагогические проблемы отдельной личности или группы. Объектамисоциально-педагогической деятельности являются как отдельные личности, так и целые группы людей, нуждающихся в помощи социума, в его «целебном внимании», в использовании его возможностей для самореализации, но не имеющих доступа к его ресурсам и возможностям по различным причинам [24]. Целью социально-педагогической деятельности является, с одной стороны, формирование социально значимых личностных качеств у детей, подростков и взрослых, учащихся и специалистов, а с другой стороны, предоставление ресурсов, возможностей социума, обеспечивающих полноценную реализацию каждым из них своих потребностей и возможностей в конкретных условиях социума (конкретном социуме). Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие: · Создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья клиента; · формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентации, установок в жизненном самоопределении клиента; · предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие личности клиента; · создание благоприятных условий в микросоциуме, использование потенциала социума для развития способностей, реализации возможностей клиента; · реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации клиента. Содержание социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В общем виде можно выделить следующие его элементы: системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды; · установление профессионального контакта, взаимодействия с личностью, нуждающейся в помощи; · социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации; · социально-педагогическая опека и посредничество; · социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях. Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются: социально-педагогическая деятельность с семьей, с конфессиями или в конфессиях, в школе, в здравоохранении, в учреждениях интернатного типа, с детьми-сиротами, с детьми с ОВЗ, в пенитенциарных учреждениях и др. Виды социально-педагогической деятельности: психосоциальная работа; медико-социальная работа; социально-правовая работа; культурно-досуговая работа; информационно-воспитательная работа; социально-педагогическая диагностика; социально-педагогическая помощь; социально-педагогическая поддержка; социально-педагогическая профилактика; социально-педагогическое консультирование; социально-педагогическое сопровождение; социально-педагогическая коррекция; социально-педагогическая реабилитация; медико- психолого-педагогический консилиум; посредничество. Социально-педагогическая поддержка детства представляет особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Вместе с тем профессиональная деятельность социального педагога предполагает и так называемое социальное закаливание подопечных, т.е. развитие у них способности самостоятельно преодолевать трудности, планировать и осуществлять свои действия в сложной жизненной ситуации[22]. Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных[19]. Под принципом понимается исходное начало, более или менее общее для данного явления. Правило – это определенная норма, выражающая обязательный характер деятельности специалиста. Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления или результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов. Принципы социальной педагогики как практики подразделяются на группы, обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность, ее процесс и результат. Каждый из них, в свою очередь, зависит от закономерностей, из которых выстраиваются оответствующие принципы. В социальной педагогике к таким факторам относятся: объектный, субъектный, средовой и технологический. Объектный фактор – это фактор, установленный лицом, в отношении которого осуществляется социально-педагогическая работа. Она всегда носит адресный характер и во многом зависит от личности объекта, своеобразия группы. Наиболее важными принципами являются: природосообразность, индивидуальная обусловленность и гуманизм. Принцип природосообразности. Человек – природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Это означает, что при определенных условиях может иметь место соответствующая направленность и динамика развития и воспитания конкретного человека. Сущность принципа заключается в том, что отношение к человеку должно быть, как к природному существу, а точнее, социально-природному. Его (человека) следует развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. В противном случае его можно только деформировать и даже разрушить. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социально-педагогической работы общих законов развития природы, другими словами, естественных возможностей человека. Соблюдение этих требований позволит наиболее полно использовать индивидуальные природные задатки каждого клиента в процессе их направленного, целесообразного и наиболее полного развития. Основные требования: - знать законы и закономерности развития и воспитания человека и уметь строить в соответствий с ними всю социально-педагогическую работу; - изучать и знать не только возрастные и половые индивидуальные особенности, но и ближайшие и перспективные возможности человека – объекта социально-педагогической работы; - соотносить выбираемые цели социально-педагогической работы с задатками ребенка, средства их достижения – с его индивидуальными возможностями; - в работе с клиентами, имеющими особые нужды, изучать особенности индивидуального, индивидуально-коррекционного и коррекционно-компенсаторного развития, создавая для каждого наиболее оптимальные условия индивидуального самосовершенствования; - в процессе социально-педагогической работы учитывать не только природосообразность развития и воспитания человека, но и возможности самой природы в реализации целей. В основе принципа индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода). лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Человек – это особый индивидуальный мир со своим содержанием, возможностями развития, воспитания и взаимодействия со средой жизнедеятельности. Отсюда следует, что в работе с конкретным человеком необходим особый подход, способы и методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социального потенциала в развитии и воспитании. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в его интересах. Реализация требований принципа личностного, индивидуального подхода обеспечивается с учетом следующих рекомендаций: - человека (группу) нужно хорошо узнать перед началом работы с ним (с ней). Этому способствует начальная (первичная) диагностика, стремление социального педагога наиболее полно понять индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимально оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности; - предусматривать особенности начального этапа работы с человеком, когда происходит адаптация и его, и социального педагога к процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу; - учитывать состояние объекта и динамику его изменения в процессе работы с ним. Уметь проявлять гибкость в этой работе с учетом изменяющегося состояния объекта и потребностей реализационной деятельности; - стремиться создавать наиболее «комфортные» условия для человека в процессе социально-педагогической работы с ним. Принцип гуманизма. Слово «гуманизм», означает систему взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья. Этот принцип в социальной педагогике означает приоритет социального значения человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в самоопределении, интеграции в общество. Основные требования принципа: - развитие и воспитание направляется в интересах человека и должно способствовать его самосовершенствованию; - воспитание должно ставить человека в определенные условия, которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям и не допускают саморазрушения личности; - гуманизм не должен подменяться гиперопекой, вседозволенностью; - в процессе взаимодействия с ребенком надо обеспечить признание его права быть самим собой, уважать его личное достоинство. Особые требования предъявляются при взаимодействии с клиентами, нуждающимися в помощи. Сущность их заключается в том, чтобы, проявляя милосердие к человеку, ставить его в условия, способствующие его наиболее полному и целесообразному развитию, воспитанию и самореализации. Субъектный фактор – это фактор, обусловливающий своеобразие организации и осуществление социально-педагогической деятельности субъектом. Он важен при определении, кому следует поручить конкретную социально-педагогическую деятельность в зависимости от складывающейся ситуации и потребности в ее результативности. Данный фактор важен и при оценке процесса и результата этой деятельности. Главными принципами, отсюда вытекающими, являются: личностная обусловленность и взаимосвязь профессионализма и действенности социально-педагогической деятельности. Принцип личностной обусловленности.Именно личность специалиста определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Он олицетворяет авторитет, доверие к социальному педагогу, его слову и работе. Собственно, социально-педагогическая деятельность осуществляется человеком в его индивидуальном стиле. В процессе ее происходит взаимодействие культур, волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта. Одна и та же педагогическая деятельность, выполняемая одним и тем же человеком, а тем более другими людьми отличается и воспринимается по-разному. Можно копировать деятельность, перенимать опыт, но нельзя стать таким же, как ее автор. Усвоенному обязательно будет не хватать обаяния исполнителя, его эмоциональности, волевой напористости, искусства поведенческого и речевого воздействия и т.д. Принцип личностной обусловленности педагога подразумевает учет следующих рекомендаций: - объект социально-педагогической деятельности, среда, решаемые задачи требуют учета особенностей личности педагога, способного обеспечить результативность; - в работе с человеком педагогу важно уметь настраивать себя на работу с ним и на прогнозируемый результат; - в ситуации, когда педагог не обладает возможностями добиться прогнозируемого результата, необходимо либо помогать ему, либо его заменить; - в педагогической деятельности важно оценивать особенности индивидуального стиля воспитательной работы, его достоинства и недостатки, что является основой стимулирования самосовершенствования педагога; - овладение педагогическим опытом другого лица предусматривает необходимость учета и своеобразия его личности, в какой степени его можно усвоить. Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога. Важность данного принципа не требует раскрытия. Известно, что чем выше профессионализм специалиста, тем он более способен выбирать оптимальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспечивать его квалифицированную реализацию. Принцип диктует необходимость учитывать профессиональную подготовленность и накопленный опыт профессиональной деятельности социального работника. Его следует учитывать при: профессиональном отборе; организации работы с молодым специалистом; обеспечении прогнозируемого результата; повышении ответственности специалистов. Профессиональная подготовленность определяется соответствующей компетентностью, умением и внутренней потребностью социального работника реализовать ее в конкретных условиях и к определенному объекту. Основные требования принципа: - в зависимости от прогнозируемой цели социально-педагогической деятельности, условий ее осуществления, своеобразия объекта определяется субъект. На практике это требование далеко не всегда выполнимо - следует дифференцированно подходить к определению субъекта социально-педагогической деятельности - специалист, не имеющий опыта работы, нуждается в корректной помощи и поддержке в процессе его приобретения и профессиональной самореализации; - в работе со специалистами, имеющими опыт социально-педагогической деятельности, необходим индивидуальный подход, стимулирующий ответственное отношение к профессиональной деятельности. Средовой фактор — это фактор, обусловливающий влияние среды на объект и субъект социально-педагогической деятельности и ее результат. Он либо
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.127.59 (0.012 с.) |