Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды социально-педагогической помощи семье.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Схема 7. 7
Этические принципы социального патронажа. Схема 7.8
Этапы социально-педагогического патронажа по А.М. Панову
Схема 7.9
Два варианта социально-педагогической деятельности в правовом аспекте.
Схема 7.10 Приоритеты государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. Схема 7.11
Основные направления социально-педагогической поддержки.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Нынешний ритм жизни, учеба, работа, постоянный поток информации – все это вынуждает человека двигаться «в ногу со временем», что порой пагубно отражается его на здоровье. Неправильное питание, ненормированный график деятельности, недостаточный сон – все это негативно влияет на здоровье нынешних людей, особенно детей. Резкое ухудшение качества жизни большей части населения страны снизили иммунитет различных его категорий на воздействие отрицательных факторов, усилили депрессивные явления в общем настроении людей, их эмоциональном и психическом состоянии. На сегодняшний день социально-педагогическая деятельность в учреждениях здравоохранения, в массовом применении существует неформально и не получила формального закрепления в нормативных правовых документах, которые регламентируют сферу здравоохранения. Однако анализ проблем социализации у пациентов медицинских учреждений показывает необходимость официального закрепления социально-педагогической функции в профессиональную деятельность специалистов учреждений здравоохранения. То есть, социально-педагогическая деятельность в медицинских учреждениях – перспективное направление в совершенствовании медицинской сферы жизнедеятельности социума. Социально-педагогическая деятельность может осуществляться в наркодиспансерах, родильных домах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, больницах, детских домах-интернатах для детей с физическими недостатками, домах ребенка, женских консультациях, домах-интернатах (отделениях) милосердия для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах и других социально-медицинских и медицинских учреждениях. Объектом социально-педагогической деятельности могут быть наркозависимые больные, молодые роженицы в роддомах, женщины, выразившие намерение отказаться от новорождённого ребёнка, дети раннего возраста, невротические семьи, неизлечимо больные люди и другие [1]. Деятельность социального педагога в медицинских и социально-медицинских учреждениях основана на нормах Федеральных законов Российской Федерации: от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; от 10 декабря 1995 г, № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Согласно ГОСТ Р 52883-2007 «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу социальных и медико-социальных учреждений», социальный педагог указанного типа учреждений должен иметь соответствующее образование, знать правовые акты и нормативные документы, знать основы социальной политики, трудового и семейного законодательства; обладать знаниями общей и социальной педагогики, социальной, возрастной детской и педагогической психологии; знать социально-педагогические и диагностические методики. Кроме этого, социальный педагог должен проводить работу по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите клиентов, изучать психологические, педагогические и медицинские особенности и социальные навыки личности клиентов, условия их жизни, выявлять интересы, потребности, трудности клиентов, своевременно оказывать им социальную помощь м и поддержку; определять задачи, формы и методы социально-педагогической работы, осуществлять их практическую реализацию при предоставлении социально-педагогических услуг. Социальный педагог должен способствовать установлению гуманных, нравственно-здоровых отношений между клиентами учреждений указанного типа, взаимодействовать с родителями (лицами их заменяющими), учителями, специалистами социальных служб, благотворительными и другими организациями в оказании помощи детям с ограниченными возможностями, а также детям и лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, выявлять психологические проблемы детей, семей, отдельных граждан – клиентов учреждений, участвовать в разработке планов психолого-педагогической и социальной реабилитации; участвовать в работе по социализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, проводить мероприятия по профилактике социальной дезадаптации детей – клиентов учреждений указанного типа[27].
Существуют такие типы медицинских учреждений: 1. Терапевтические медицинские учреждения – занимаются лечением, осмотром и профилактикой населения старше 15 лет, в некоторых случаях новорожденных, входят в состав больницы или поликлиники. Основные формы лечения в больницах – стационар – пациент может отлучаться из учреждения, а также амбулатория - пациент все время находится в больнице. 2. Лечебно-профилактические учреждения педиатрического профиля – по своей структуре схожи с терапевтическими учреждениями, с той только разницей, что в них лечат детей до 15 лет. Особое внимание уделяется детям от 0 до 3 лет. 3. Профилактические медицинские учреждения – осуществляют свою деятельность с населением как по месту жительства, так и в различных районах страны [3]. Согласно классификации учреждений социального обслуживания (ГОСТ Р 52498-2005) есть такие социально значимые учреждения: детский дом-интернат для умственно отсталых детей, детский дом-интернат для детей с физическими недостатками, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов[2]. 4. Детский дом-интернат для умственно отсталых детей - государственное медико-социальное реабилитационное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания детей в возрасте от 4 до 18 лет с аномалиями умственного развития, нуждающихся по состоянию здоровья в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социально-трудовой адаптации. В состав дома-интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие размещение воспитанников и предоставление им всех видов социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых). 5. Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками - государственное реабилитационное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с сохранным интеллектом в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социально-трудовой адаптации с одновременным обучением их по программе общеобразовательной школы. В состав дома-интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие размещение воспитанников и предоставление им всех видов социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых). 6. Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями - государственное учреждение, осуществляющее социальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются[13]. В состав центра могут входить следующие структурные подразделения: - отделение медико-социальной реабилитации; - отделение профессиональной реабилитации; - отделение психолого-педагогической помощи; - отделение дневного пребывания; - стационарное отделение. 7. Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - государственное комплексное учреждение, осуществляющее организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг. В состав центра могут входить следующие структурные подразделения: - отделение социального обслуживания на дому (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения); - специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения); - отделение дневного пребывания (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения); - отделение срочного социального обслуживания; - социально-реабилитационное отделение (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе оциальной защиты населения); - социальная столовая (буфет). 8. Дом-интернат (отделение) милосердия для престарелых и инвалидов - государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью, создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, а также для организации питания, ухода и посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. 9. Психоневрологический интернат - государственное специализированное медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания и обслуживания граждан пожилого возраста(мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов (старше 18 лет),страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также для обеспечения соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности и оказания всего комплекса социальных услуг[34]. В состав психоневрологического интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему и размещению клиентов, предоставлению им всех видов социальных услуг, лечебно-производственные(трудовые) мастерские, а в интернатах, расположенных в сельской местности, кроме того, подсобные сельские хозяйства, необходимые для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии. У каждого человека складываются индивидуальные условия жизни, в процессе своей жизнедеятельности человек сталкивается с множеством неблагоприятных факторов и условий внешней среды. Комбинации политических, социально-экономических и иных проблем формируют такие жизненные ситуации, при которых возможны негативные последствия в здоровье индивидуума. Так, могут формироваться различные категории граждан, которые принято классифицировать как группы риска социума, то есть те, которые в большей мере, чем другие предрасположены к различным заболеваниям в зависимости от влияния на них в большей или меньшей степени тех или иных факторов. Самая распространенная и применяемая классификация групп риска по Ю.П. Лисицину: По демографическим признакам; Производственного, профессионального риска; По признакам функционального, патологического состояния; Группы риска по признаку низкого материального уровня жизни, бедности, нищеты; Группы риска лиц с девиантным поведением; Согласно ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания», клиентами социальных и медико-социальных учреждений могут быть следующие категории: 1) Дети: - дети-сироты; - дети, оставшиеся без попечения родителей; - беспризорные; - нуждающиеся в жизненном устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки, попечительства; - дети из малообеспеченных семей; - подвергшиеся по месту жительства или учебы физическому или психическому насилию; - проживающие с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями, ведущими аморальный или паразитический образ жизни, лишенными родительских прав; - дети-инвалиды; - имеющие отклонения в умственном, физическом и психическом развитии; - проживающие с родителями, временно неспособными заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, длительное время имеющими статус официально зарегистрированных безработных; - дети семей беженцев и вынужденных переселенцев; - проживающие самостоятельно дети и подростки -выпускники детских домов и школ-интернатов; - испытывающие негативное воздействие по месту жительства, учебы или работы (жестокое обращение, насилие, оскорбление, унижение, приобщение к алкоголю и наркотикам, вовлечение в противоправную деятельность); - имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении; - безнадзорные. 2) Семьи (отдельные граждане): - малообеспеченные; - имеющие на воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - неполные; - имеющие в своем составе детей с отклонениями в умственном, физическом и психическом развитии; - многодетные; - бездетные; - имеющие в своем составе инвалидов, в том числе детей-инвалидов, нетрудоспособных или длительно болеющих людей; - с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями или находящиеся в состоянии психологического стресса; - семьи и отдельные граждане, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий или приравненных к ним, беженцы и вынужденные переселенцы, с безработными родителями и т.д.); - семьи, где дети, женщины, старики подвергаются любым формам физического или психологического насилия (жестокому обращению, оскорблению, унижению, приобщению к алкоголю, наркотикам и т.д.); - семьи, где родители или дети погибли (умерли) вовремя несения воинской службы или выполнения других заданий; - семьи, где родители являются военнослужащими срочной службы; - молодые семьи и семьи с несовершеннолетними родителями; - семьи, имеющие в своем составе лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений, злоупотребляющих алкоголем или принимающих наркотики; - находящиеся в состоянии развода, предразводной и послеразводной ситуации; - семьи, имеющие в своем составе лиц, страдающихпсихическими заболеваниями; - семьи с педагогической несостоятельностью родителей, неблагоприятным психолого-педагогическим микроклиматом, жестоким обращением с детьми; - семьи, где отцы (матери) хотели бы получить любуюдоступную им работу с учетом состояния здоровья; - семьи, состоящие из одних пенсионеров; - семьи, в которых родители уклоняются от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии; - семьи, имеющие в своем составе лиц, ведущих аморальный, паразитический или криминальный образ жизни; - частично трудоспособные граждане, желающие получить доступную работу с учетом состояния здоровья; - граждане, находящиеся в состоянии психологического стресса, длительного дискомфорта; - безработные граждане (в том числе и подростки); - бездомные граждане; - проживающие в одной квартире бывшие супруги; - граждане, испытывающие сложности в отношениях с детьми, родственниками, коллегами по работе и с другими людьми; 3) Женщины: - подвергшиеся психофизическому насилию; - имеющие детей-инвалидов, воспитываемых дома; - потерявшие родных и близких; - одинокие матери с несовершеннолетними детьми; - несовершеннолетние матери; - беременные женщины (в том числе несовершеннолетние и одинокие); - кормящие матери; - из неполных семей; - находящиеся в состоянии развода, предразводной или послеразводной ситуации; - одинокие женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, длительное время являющиеся официально зарегистрированными безработными; - находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; - самостоятельно проживающие выпускницы детских домов и школ-интернатов; - находящиеся в конфликте с семьей; - матери, желающие найти временную работу с сокращенным рабочим днем, на дому или работу в других определенных условиях. 4) Граждане пожилого возраста (мужчины старше 60лет, женщины старше 55 лет), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. 5) Инвалиды различных категорий и групп инвалидности. 6) Граждане без определенного места жительства и занятий[22].
Выделяется следующие основные направления работы социального педагога в учреждениях здравоохранения, а также при работе в рамках стационара: ● Работа с семьями детей и подростков; ● Профориентация; ● Организационная работа; ● Учебно-методическая и просветительская работа с ближайшим окружением детей и подростков; ● Социально-правовое консультирование и информирование[20]. Особое внимание социальный педагог должен уделять отношениям, сложившимся в семье, которая часто имеет для ребенка патологизирующее значение, то есть задает ребенку жизненный сценарий, в котором ребенок выполняет роль «калеки». Следовательно, важнейшая задача социального педагога при работе с семьями хронически больных детей - оценка внутрисемейной ситуации, анализ особенностей семейного воспитания. В случае, если родители находятся в состоянии стресса, вызванного заболеванием ребенка, или неблагоприятным прогнозом, задача социального педагога – путем непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса, также сформировать у родителей новое понимание проблемы. Социальный педагог призван убедить родителей искать выход из сложившейся ситуации, горя и отчаяния, помочь преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, создать положительное отношение к социально-педагогической работе, которая ставит своей задачей коррекцию психологического состояния членов семьи[5].
Самыми востребованными формами социально-педагогической деятельности в учреждениях здравоохранения являются: ● Социально-педагогическая реабилитация наркозависимых больных; ● Социально-педагогическая профилактика раннего социального сиротства; ● Социально-педагогическая поддержка невротических семей; ● Социально-педагогическое сопровождение выздоравливающих больных; ● Социально-педагогическая помощь детям раннего возраста в учреждениях сферы здравоохранения и др.[27]. Учитывая картину распространения случае употребления алкоголя и наркотиков среди детей и молодёжи, государственные медицинские и образовательные учреждения применяют меры по противодействию распространению наркотических веществ, среди которых важное место занимает антинаркотическая профилактика, которая осуществляется в три этапа: первичная, вторичная и третичная. Целями первичной профилактики являются: изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам; формирование личной ответственности за свое поведение; профилактическая работа сотрудников образовательных учреждений. Вторичная профилактика зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) и наркотиков реализуется по отношению к лицам, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением названных веществ, но не обнаруживают признаков болезни. Целями ее являются сокращение продолжительности воздействия ПАВ на человека, ограничение степени вреда как тому, кто употребляет, так и микросреде. Целью третичной профилактики является осуществление мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов наркомании, что, собственно и является сутью реабилитации, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне[18]. Невзирая на высокий уровень участия психиатров-наркологов в осуществлении вторичной и особенно третичной профилактики, в дальнейшем требуется активное участие в этом процессе педагогов, школьных психологов, социальных педагогов, которое не просто не может быть исключено, но должно рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблем реабилитации. Все эти разрозненные усилия разных специалистов может объединить социальный педагог-реабилитолог наркодиспансера, который решает проблему социально-педагогической реабилитации больного и сопровождающий его на этапе возвращения в прежнюю социальную среду. Среди различных форм профессиональной деятельности в медицинских учреждениях выделяется социально-педагогическая профилактика раннего социального сиротства. Эта форма социально-педагогической деятельности может быть активно использована в работе с молодыми роженицами-отказницами в роддомах[23]. Сегодня довольно часто возникают случаи отказов матерей от ребенка в родильном доме. Переживания по поводу мнения окружающих, непринятие ребенка отцом, своего материального положения порождают у рожениц мысли об оставлении ребенка. Избежать отказа от новорождённого возможно, если во время беременности и после родов обеспечено социальное взаимодействие специалистов и молодых родителей, обеспечена социальная поддержка социального окружения, актуализирован потенциал последующей поддержки и развития ребенка. Все эти задачи социальный педагог успешно может решать на ранних стадиях принятия решения родителями об отказе ребенка. Одной из важнейших проблем социально-педагогической работы в медицинских учреждениях является формирование навыков здорового образа жизни человека. Большое значение тут имеют охрана здоровья и жизни клиентов, а также воспитание культуры межличностных отношений, охрана психического здоровья, приобщение к физической культуре, социальное воспитание людей. Одно из важнейших направлений деятельности социального педагога в медицинских учреждениях – профессиональная ориентация хронически больных детей и подростков. Задача его – сформировать у родителей правильные установки в плане будущей профессиональной деятельности детей. Социальный педагог должен разъяснить родителям, что с одной стороны у ребенка есть ограничения на определенные виды профессиональной деятельности, а с другой стороны у него есть большие возможности для самоопределения и полной самореализации. Также социальный педагог должен объяснить родителям, что они должны знать круг доступных ребенку профессий и сориентировать его именно на эти сферы деятельности. Кроме того, социальный педагог должен обеспечить ребенку возможность получения профподготовки по выбранной специальности с учетом заболевания. В создании у ребенка адекватных установок на его будущую профессиональную деятельность должны принимать участие все специалисты, которые взаимодействуют с ребенком[15]. При длительных госпитализациях крайне важна правильная организация среды вокруг больного ребенка, которая будет стимулировать активность ребенка, побуждать его к действию. Социальный педагог может привлечь внимание спонсоров, которые готовы оказать поддержку и выделить средства для обустройства детской игровой зоны и зоны для отдыха родителей, так как проводя много времени в больнице с ребенком, родители должны снимать эмоциональное напряжение. Кроме того, ещё одним направлением деятельности социального педагога в рамках медицинского учреждения является привлечение при необходимости средств для приобретения медикаментов, оплаты лечения хронически больных детей (например, дорогостоящие операции в частных клиниках или за рубежом). Для этой цели социальный педагог может вести поиск спонсоров, как частных лиц, так и различных организаций, а также может находить возможность обратиться за помощью к широкой общественности [4]. 1. Составьте информационно-просветительский буклет об особенностях функционирования и содержании услуг одного из медико-социальных учреждений. 2. Разделиться на подгруппы (2-3 чел.) и подготовить мультимедийную презентацию на тему: «Социально-педагогическая деятельность в медицинских учреждениях». 1. Для качественной подготовки к обсуждению указанных вопросов на практическом (семинарском) занятии необходимо тщательно изучить конспект лекции, при необходимости использовать рекомендуемую литературу. После этого, подготовить краткое сообщение (3-5 минут) по каждому из вопросов или составить тезисы ответов и быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы без использования текста сообщения. 2.Сущность понятий и определений, представленных в перечне, необходимо внести в словарь и выучить наизусть. 3. Для создания памятки нужно изучить и проанализировать устав (положение) учреждения социально-медицинского характера, выделить основные аспекты деятельности, важнейшие информационные данные для потенциальных клиентов учреждения. Скомпоновать информацию в логическом порядке и оформить в виде буклета. 4. Для создания презентации систематизировать знания, полученные в ходе лекции, дополнить лекцию информацией, найденной самостоятельно, в презентации представить тезисы по теме. Литература для самостоятельной подготовки темы №8: Основная: 1. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика: защита семьи и детства [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Лодкина. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 208 с.: ил., табл. 2. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст]: учебник / А. В. Мудрик. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. - 224 с. 3. Основы социальной работы [Текст]: учебник для студентов вузов / ред. П. Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2004. - 395 с.: табл. 4. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров \ Под ред. докт. пед. наук И.А.Липского, докт.пед.наук Л.Е.Сикорской. - М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.-280с Дополнительная: 1. Дивицына, Наталия Федоровна. Социальная работа с детьми группы риска [Текст]: крат. курс лекций для вузов / Н. Ф. Дивицына. - Москва: ВЛАДОС, 2008. - 351 с.: ил., табл. 2. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учебное пособие\Л.В.Карцева.-2 изд.-М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»,2012.-224 с. 3. Савинов, Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведённых родителей [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Савинов, Е.В. Кузнецова. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2005. - 216 с.: ил. 4. Шульга, Т. И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям [Текст]: опыт исследований и практической работы: учеб. пособие / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, А. В. Быков; Университет Российской Академии образования. - М: УРАО, 2003. - 396, 4 с.: ил, табл.
Схема 8.1
Типы медицинских учреждений. Схема 8.2 Социально значимые учреждения в классификации учреждений социального обслуживания.
Схема 8.3
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1985; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.176 (0.018 с.) |