Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды социально-педагогической помощи семье.

Поиск

 

Схема 7. 7

 

Этические принципы социального патронажа.

Схема 7.8

 

Этапы социально-педагогического патронажа по А.М. Панову

 

Схема 7.9

 

Два варианта социально-педагогической деятельности в правовом аспекте.

 

Схема 7.10

Приоритеты государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации.

Схема 7.11

 

Основные направления социально-педагогической поддержки.

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 
 

 

 

 
 

 

 
 

Нынешний ритм жизни, учеба, работа, постоянный поток информации – все это вынуждает человека двигаться «в ногу со временем», что порой пагубно отражается его на здоровье. Неправильное питание, ненормированный график деятельности, недостаточный сон – все это негативно влияет на здоровье нынешних людей, особенно детей.

Резкое ухудшение качества жизни большей части населения страны снизили иммунитет различных его категорий на воздействие отрицательных факторов, усилили депрессивные явления в общем настроении людей, их эмоциональном и психическом состоянии.

На сегодняшний день социально-педагогическая деятельность в учреждениях здравоохранения, в массовом применении существует неформально и не получила формального закрепления в нормативных правовых документах, которые регламентируют сферу здравоохранения.

Однако анализ проблем социализации у пациентов медицинских учреждений показывает необходимость официального закрепления социально-педагогической функции в профессиональную деятельность специалистов учреждений здравоохранения. То есть, социально-педагогическая деятельность в медицинских учреждениях – перспективное направление в совершенствовании медицинской сферы жизнедеятельности социума.

Социально-педагогическая деятельность может осуществляться в наркодиспансерах, родильных домах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, больницах, детских домах-интернатах для детей с физическими недостатками, домах ребенка, женских консультациях, домах-интернатах (отделениях) милосердия для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах и других социально-медицинских и медицинских учреждениях. Объектом социально-педагогической деятельности могут быть наркозависимые больные, молодые роженицы в роддомах, женщины, выразившие намерение отказаться от новорождённого ребёнка, дети раннего возраста, невротические семьи, неизлечимо больные люди и другие [1].

Деятельность социального педагога в медицинских и социально-медицинских учреждениях основана на нормах Федеральных законов Российской Федерации: от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; от 10 декабря 1995 г, № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Согласно ГОСТ Р 52883-2007 «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу социальных и медико-социальных учреждений», социальный педагог указанного типа учреждений должен иметь соответствующее образование, знать правовые акты и нормативные документы, знать основы социальной политики, трудового и семейного законодательства; обладать знаниями общей и социальной педагогики, социальной, возрастной детской и педагогической психологии; знать социально-педагогические и диагностические методики. Кроме этого, социальный педагог должен проводить работу по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите клиентов, изучать психологические, педагогические и медицинские особенности и социальные навыки личности клиентов, условия их жизни, выявлять интересы, потребности, трудности клиентов, своевременно оказывать им социальную помощь м и поддержку; определять задачи, формы и методы социально-педагогической работы, осуществлять их практическую реализацию при предоставлении социально-педагогических услуг. Социальный педагог должен способствовать установлению гуманных, нравственно-здоровых отношений между клиентами учреждений указанного типа, взаимодействовать с родителями (лицами их заменяющими), учителями, специалистами социальных служб, благотворительными и другими организациями в оказании помощи детям с ограниченными возможностями, а также детям и лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, выявлять психологические проблемы детей, семей, отдельных граждан – клиентов учреждений, участвовать в разработке планов психолого-педагогической и социальной реабилитации; участвовать в работе по социализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, проводить мероприятия по профилактике социальной дезадаптации детей – клиентов учреждений указанного типа[27].

 
 

 

Существуют такие типы медицинских учреждений:

1. Терапевтические медицинские учреждения – занимаются лечением, осмотром и профилактикой населения старше 15 лет, в некоторых случаях новорожденных, входят в состав больницы или поликлиники. Основные формы лечения в больницах – стационар – пациент может отлучаться из учреждения, а также амбулатория - пациент все время находится в больнице.

2. Лечебно-профилактические учреждения педиатрического профиля – по своей структуре схожи с терапевтическими учреждениями, с той только разницей, что в них лечат детей до 15 лет. Особое внимание уделяется детям от 0 до 3 лет.

3. Профилактические медицинские учреждения – осуществляют свою деятельность с населением как по месту жительства, так и в различных районах страны [3].

Согласно классификации учреждений социального обслуживания (ГОСТ Р 52498-2005) есть такие социально значимые учреждения: детский дом-интернат для умственно отсталых детей, детский дом-интернат для детей с физическими недостатками, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов[2].

4. Детский дом-интернат для умственно отсталых детей - государственное медико-социальное реабилитационное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания детей в возрасте от 4 до 18 лет с аномалиями умственного развития, нуждающихся по состоянию здоровья в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социально-трудовой адаптации.

В состав дома-интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие размещение воспитанников и предоставление им всех видов социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых).

5. Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками - государственное реабилитационное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с сохранным интеллектом в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социально-трудовой адаптации с одновременным обучением их по программе общеобразовательной школы.

В состав дома-интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие размещение воспитанников и предоставление им всех видов социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых).

6. Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями - государственное учреждение, осуществляющее социальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются[13].

В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:

- отделение медико-социальной реабилитации;

- отделение профессиональной реабилитации;

- отделение психолого-педагогической помощи;

- отделение дневного пребывания;

- стационарное отделение.

7. Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - государственное комплексное учреждение, осуществляющее организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг.

В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:

- отделение социального обслуживания на дому (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

- специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

- отделение дневного пребывания (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

- отделение срочного социального обслуживания;

- социально-реабилитационное отделение (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе оциальной защиты населения);

- социальная столовая (буфет).

8. Дом-интернат (отделение) милосердия для престарелых и инвалидов - государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью, создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, а также для организации питания, ухода и посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

9. Психоневрологический интернат - государственное специализированное медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания и обслуживания граждан пожилого возраста(мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов (старше 18 лет),страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также для обеспечения соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности и оказания всего комплекса социальных услуг[34].

В состав психоневрологического интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему и размещению клиентов, предоставлению им всех видов социальных услуг, лечебно-производственные(трудовые) мастерские, а в интернатах, расположенных в сельской местности, кроме того, подсобные сельские хозяйства, необходимые для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии.

У каждого человека складываются индивидуальные условия жизни, в процессе своей жизнедеятельности человек сталкивается с множеством неблагоприятных факторов и условий внешней среды. Комбинации политических, социально-экономических и иных проблем формируют такие жизненные ситуации, при которых возможны негативные последствия в здоровье индивидуума. Так, могут формироваться различные категории граждан, которые принято классифицировать как группы риска социума, то есть те, которые в большей мере, чем другие предрасположены к различным заболеваниям в зависимости от влияния на них в большей или меньшей степени тех или иных факторов.

Самая распространенная и применяемая классификация групп риска по Ю.П. Лисицину:

По демографическим признакам;

Производственного, профессионального риска;

По признакам функционального, патологического состояния;

Группы риска по признаку низкого материального уровня жизни, бедности, нищеты;

Группы риска лиц с девиантным поведением;

Согласно ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания», клиентами социальных и медико-социальных учреждений могут быть следующие категории:

1) Дети:

- дети-сироты;

- дети, оставшиеся без попечения родителей;

- беспризорные;

- нуждающиеся в жизненном устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки, попечительства;

- дети из малообеспеченных семей;

- подвергшиеся по месту жительства или учебы физическому или психическому насилию;

- проживающие с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями, ведущими аморальный или паразитический образ жизни, лишенными родительских прав;

- дети-инвалиды;

- имеющие отклонения в умственном, физическом и психическом развитии;

- проживающие с родителями, временно неспособными заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, длительное время имеющими статус официально зарегистрированных безработных;

- дети семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- проживающие самостоятельно дети и подростки -выпускники детских домов и школ-интернатов;

- испытывающие негативное воздействие по месту жительства, учебы или работы (жестокое обращение, насилие, оскорбление, унижение, приобщение к алкоголю и наркотикам, вовлечение в противоправную деятельность);

- имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении;

- безнадзорные.

2) Семьи (отдельные граждане):

- малообеспеченные;

- имеющие на воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- неполные;

- имеющие в своем составе детей с отклонениями в умственном, физическом и психическом развитии;

- многодетные;

- бездетные;

- имеющие в своем составе инвалидов, в том числе детей-инвалидов, нетрудоспособных или длительно болеющих людей;

- с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями или находящиеся в состоянии психологического стресса;

- семьи и отдельные граждане, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий или приравненных к ним, беженцы и вынужденные переселенцы, с безработными родителями и т.д.);

- семьи, где дети, женщины, старики подвергаются любым формам физического или психологического насилия (жестокому обращению, оскорблению, унижению, приобщению к алкоголю, наркотикам и т.д.);

- семьи, где родители или дети погибли (умерли) вовремя несения воинской службы или выполнения других заданий;

- семьи, где родители являются военнослужащими срочной службы;

- молодые семьи и семьи с несовершеннолетними родителями;

- семьи, имеющие в своем составе лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений, злоупотребляющих алкоголем или принимающих наркотики;

- находящиеся в состоянии развода, предразводной и послеразводной ситуации;

- семьи, имеющие в своем составе лиц, страдающихпсихическими заболеваниями;

- семьи с педагогической несостоятельностью родителей, неблагоприятным психолого-педагогическим микроклиматом, жестоким обращением с детьми;

- семьи, где отцы (матери) хотели бы получить любуюдоступную им работу с учетом состояния здоровья;

- семьи, состоящие из одних пенсионеров;

- семьи, в которых родители уклоняются от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии;

- семьи, имеющие в своем составе лиц, ведущих аморальный, паразитический или криминальный образ жизни;

- частично трудоспособные граждане, желающие получить доступную работу с учетом состояния здоровья;

- граждане, находящиеся в состоянии психологического стресса, длительного дискомфорта;

- безработные граждане (в том числе и подростки);

- бездомные граждане;

- проживающие в одной квартире бывшие супруги;

- граждане, испытывающие сложности в отношениях с детьми, родственниками, коллегами по работе и с другими людьми;

3) Женщины:

- подвергшиеся психофизическому насилию;

- имеющие детей-инвалидов, воспитываемых дома;

- потерявшие родных и близких;

- одинокие матери с несовершеннолетними детьми;

- несовершеннолетние матери;

- беременные женщины (в том числе несовершеннолетние и одинокие);

- кормящие матери;

- из неполных семей;

- находящиеся в состоянии развода, предразводной или послеразводной ситуации;

- одинокие женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, длительное время являющиеся официально зарегистрированными безработными;

- находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

- самостоятельно проживающие выпускницы детских домов и школ-интернатов;

- находящиеся в конфликте с семьей;

- матери, желающие найти временную работу с сокращенным рабочим днем, на дому или работу в других определенных условиях.

4) Граждане пожилого возраста (мужчины старше 60лет, женщины старше 55 лет), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

5) Инвалиды различных категорий и групп инвалидности.

6) Граждане без определенного места жительства и занятий[22].


 

Выделяется следующие основные направления работы социального педагога в учреждениях здравоохранения, а также при работе в рамках стационара:

● Работа с семьями детей и подростков;

● Профориентация;

● Организационная работа;

● Учебно-методическая и просветительская работа с ближайшим окружением детей и подростков;

● Социально-правовое консультирование и информирование[20].

Особое внимание социальный педагог должен уделять отношениям, сложившимся в семье, которая часто имеет для ребенка патологизирующее значение, то есть задает ребенку жизненный сценарий, в котором ребенок выполняет роль «калеки». Следовательно, важнейшая задача социального педагога при работе с семьями хронически больных детей - оценка внутрисемейной ситуации, анализ особенностей семейного воспитания.

В случае, если родители находятся в состоянии стресса, вызванного заболеванием ребенка, или неблагоприятным прогнозом, задача социального педагога – путем непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса, также сформировать у родителей новое понимание проблемы.

 
 

Социальный педагог призван убедить родителей искать выход из сложившейся ситуации, горя и отчаяния, помочь преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, создать положительное отношение к социально-педагогической работе, которая ставит своей задачей коррекцию психологического состояния членов семьи[5].

 

Самыми востребованными формами социально-педагогической деятельности в учреждениях здравоохранения являются:

● Социально-педагогическая реабилитация наркозависимых больных;

● Социально-педагогическая профилактика раннего социального сиротства;

● Социально-педагогическая поддержка невротических семей;

● Социально-педагогическое сопровождение выздоравливающих больных;

● Социально-педагогическая помощь детям раннего возраста в учреждениях сферы здравоохранения и др.[27].

Учитывая картину распространения случае употребления алкоголя и наркотиков среди детей и молодёжи, государственные медицинские и образовательные учреждения применяют меры по противодействию распространению наркотических веществ, среди которых важное место занимает антинаркотическая профилактика, которая осуществляется в три этапа: первичная, вторичная и третичная.

Целями первичной профилактики являются: изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам; формирование личной ответственности за свое поведение; профилактическая работа сотрудников образовательных учреждений.

Вторичная профилактика зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) и наркотиков реализуется по отношению к лицам, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением названных веществ, но не обнаруживают признаков болезни. Целями ее являются сокращение продолжительности воздействия ПАВ на человека, ограничение степени вреда как тому, кто употребляет, так и микросреде.

Целью третичной профилактики является осуществление мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов наркомании, что, собственно и является сутью реабилитации, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне[18].

Невзирая на высокий уровень участия психиатров-наркологов в осуществлении вторичной и особенно третичной профилактики, в дальнейшем требуется активное участие в этом процессе педагогов, школьных психологов, социальных педагогов, которое не просто не может быть исключено, но должно рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблем реабилитации. Все эти разрозненные усилия разных специалистов может объединить социальный педагог-реабилитолог наркодиспансера, который решает проблему социально-педагогической реабилитации больного и сопровождающий его на этапе возвращения в прежнюю социальную среду.

Среди различных форм профессиональной деятельности в медицинских учреждениях выделяется социально-педагогическая профилактика раннего социального сиротства. Эта форма социально-педагогической деятельности может быть активно использована в работе с молодыми роженицами-отказницами в роддомах[23].

Сегодня довольно часто возникают случаи отказов матерей от ребенка в родильном доме. Переживания по поводу мнения окружающих, непринятие ребенка отцом, своего материального положения порождают у рожениц мысли об оставлении ребенка. Избежать отказа от новорождённого возможно, если во время беременности и после родов обеспечено социальное взаимодействие специалистов и молодых родителей, обеспечена социальная поддержка социального окружения, актуализирован потенциал последующей поддержки и развития ребенка. Все эти задачи социальный педагог успешно может решать на ранних стадиях принятия решения родителями об отказе ребенка.

Одной из важнейших проблем социально-педагогической работы в медицинских учреждениях является формирование навыков здорового образа жизни человека. Большое значение тут имеют охрана здоровья и жизни клиентов, а также воспитание культуры межличностных отношений, охрана психического здоровья, приобщение к физической культуре, социальное воспитание людей.

Одно из важнейших направлений деятельности социального педагога в медицинских учреждениях – профессиональная ориентация хронически больных детей и подростков. Задача его – сформировать у родителей правильные установки в плане будущей профессиональной деятельности детей. Социальный педагог должен разъяснить родителям, что с одной стороны у ребенка есть ограничения на определенные виды профессиональной деятельности, а с другой стороны у него есть большие возможности для самоопределения и полной самореализации. Также социальный педагог должен объяснить родителям, что они должны знать круг доступных ребенку профессий и сориентировать его именно на эти сферы деятельности. Кроме того, социальный педагог должен обеспечить ребенку возможность получения профподготовки по выбранной специальности с учетом заболевания. В создании у ребенка адекватных установок на его будущую профессиональную деятельность должны принимать участие все специалисты, которые взаимодействуют с ребенком[15].

При длительных госпитализациях крайне важна правильная организация среды вокруг больного ребенка, которая будет стимулировать активность ребенка, побуждать его к действию. Социальный педагог может привлечь внимание спонсоров, которые готовы оказать поддержку и выделить средства для обустройства детской игровой зоны и зоны для отдыха родителей, так как проводя много времени в больнице с ребенком, родители должны снимать эмоциональное напряжение.

Кроме того, ещё одним направлением деятельности социального педагога в рамках медицинского учреждения является привлечение при необходимости средств для приобретения медикаментов, оплаты лечения хронически больных детей (например, дорогостоящие операции в частных клиниках или за рубежом). Для этой цели социальный педагог может вести поиск спонсоров, как частных лиц, так и различных организаций, а также может находить возможность обратиться за помощью к широкой общественности [4].

 
 


1. Составьте информационно-просветительский буклет об особенностях функционирования и содержании услуг одного из медико-социальных учреждений.

2. Разделиться на подгруппы (2-3 чел.) и подготовить мультимедийную презентацию на тему: «Социально-педагогическая деятельность в медицинских учреждениях».


1. Для качественной подготовки к обсуждению указанных вопросов на практическом (семинарском) занятии необходимо тщательно изучить конспект лекции, при необходимости использовать рекомендуемую литературу. После этого, подготовить краткое сообщение (3-5 минут) по каждому из вопросов или составить тезисы ответов и быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы без использования текста сообщения.

2.Сущность понятий и определений, представленных в перечне, необходимо внести в словарь и выучить наизусть.

3. Для создания памятки нужно изучить и проанализировать устав (положение) учреждения социально-медицинского характера, выделить основные аспекты деятельности, важнейшие информационные данные для потенциальных клиентов учреждения. Скомпоновать информацию в логическом порядке и оформить в виде буклета.

4. Для создания презентации систематизировать знания, полученные в ходе лекции, дополнить лекцию информацией, найденной самостоятельно, в презентации представить тезисы по теме.

Литература для самостоятельной подготовки темы №8:

Основная:

1. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика: защита семьи и детства [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Лодкина. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 208 с.: ил., табл.

2. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст]: учебник / А. В. Мудрик. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

3. Основы социальной работы [Текст]: учебник для студентов вузов / ред. П. Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2004. - 395 с.: табл.

4. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров \ Под ред. докт. пед. наук И.А.Липского, докт.пед.наук Л.Е.Сикорской. - М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.-280с

Дополнительная:

1. Дивицына, Наталия Федоровна. Социальная работа с детьми группы риска [Текст]: крат. курс лекций для вузов / Н. Ф. Дивицына. - Москва: ВЛАДОС, 2008. - 351 с.: ил., табл.

2. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учебное пособие\Л.В.Карцева.-2 изд.-М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»,2012.-224 с.

3. Савинов, Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведённых родителей [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Савинов, Е.В. Кузнецова. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2005. - 216 с.: ил.

4. Шульга, Т. И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям [Текст]: опыт исследований и практической работы: учеб. пособие / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, А. В. Быков; Университет Российской Академии образования. - М: УРАО, 2003. - 396, 4 с.: ил, табл.

 

 

 
 

 

Схема 8.1

 

 

 

 

Типы медицинских учреждений.

Схема 8.2

Социально значимые учреждения в классификации учреждений социального обслуживания.

 

 

Схема 8.3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1985; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.176 (0.018 с.)