Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация социально-педагогической реабилитации↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Работа по социально – педагогической реабилитации безнадзорных несовершеннолетних начинается с принципов ее проведения: 1.относиться к молодому человеку с уважением, принимать его таким, какой он есть 2.использовать поощрения применительно к ситуации 3. быть честным с несовершеннолетним 4.больше использовать обращения, начинающие словом “Я”, чем словом “Ты 5.делать только конкретные замечания, не использовать выражения “Ты всегда” или “Ты никогда” 6.предоставлять личности право выбора. Хотя он и нуждается в последовательности, правилах и контроле, ему еще более необходимо жизненное пространство, в котором он может научиться управлять своей жизнью 7. привлекать несовершеннолетнего к решению проблем и принятию решения 8.быть для молодых людей хорошим примером, быть о себе достаточно высокого мнения, действовать исходя из своих интересов 9.избегать назидательности “Ты должен бы…” и ненужных советов 10.принимать личность всерьез. Для проведения реабилитации безнадзорных несовершеннолетних мы разработали разные формы занятий с целью коррекции поведения в группах Играя, несовершеннолетние приобретают новые навыки и умения, раскрываются их потенциальные возможности. В игре реализуются важные жизненные потребности в познании, общении, преобразовании окружающей среды. Молодые люди с девиантным поведением учится действовать в реальной и в воображаемой ситуации, опирается как на действие, так и на внутренние мотивы. В игре он усваивает новые социальные роли, формирует морально-нравственные ценности, осознает смысл своих и чужих действий, переживаний, проблем. Игра – это способ подготовки к жизни, психолого-педагогическое средство их развития и воспитания. Игра “Магазин игрушек” Играющие делятся на две группы. 1. Выбирается “продавец” и “покупатель”, остальные - “игрушки”. Каждый придумывает себе образ игрушки или героя книги, мультфильма и замирает в характерной для этого персонажа позе. Начинается процедура приветствия. “Покупатель” стучит в дверь. “Продавец” распахивает дверь, здоровается и приглашает войти. “Покупатель” внимательно рассматривает товары, обязательно восхищается. “Продавец” рассказывает о своих “Игрушках” (не называя их) и предлагает купить. Это часть игры направлена на развитие коммуникативных навыков у детей с девиантным поведением. 2. “Покупатель” выбрал “Игрушку” и хочет ее купить. Это сцена в игре может разыгрываться по разному: а) “Продавец” “включает” выбранную “Игрушку” и та начинает двигаться, характерным для нее способом. Задача “Покупателя” - отгадать, что за “Игрушка” перед ним; б) чтобы купить “Игрушку”, “Покупатель” должен отгадать ее название, задав три непрямых вопроса. В этой части игры у воспитанников формируются навыки наблюдательности, сообразительности, интуиция, умения формулировать мысли. Игра “Включаем телевизор” Играющие становятся в круг молча (они “Телевизоры”). Один из них “включает” какой-нибудь из них. “Телевизор” начинает работать, при этом он изображает все, что ему приходит в голову. Игра позволяет самовыражаться, привлечь к себе внимание. Важно, что никто не мешает это делать. Все замерли. И так, все играющие по очереди. Игра “Цирк”. Каждый играющий придумывает себе цирковую роль – клоуна, акробата, дрессировщика, которую он должен будет сыграть. Ведущий объявляет выход каждого артиста, а молодые люди по одному или группами играют свои номера. Выигрывает тот, кому больше аплодируют. Игра помогает раскрепоститься, преодолеть социальные барьеры, поднимает самооценку, выявляет артистические способности воспитанников. Темы индивидуальных занятий, бесед и тренингов 1. Целеустремленность – главная черта характера. Развить свои силы и способности. Чтобы совесть была чиста, а поведение достойным. 2. Трудолюбие – условие всякого успеха в жизни. Лень – мать всех пороков. 3. Мужество – это умение жить по совести. Не трусить, столкнувшись с трудностями или злом. 4. Требовательность к себе и самокритика – это путь познания себя и условие самоуважения. Право требовать от других имеет тот, кто до предела требователен к себе. 5. Человеколюбие, сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь всем, кто в этом нуждается. 6. Нетерпимость ко всему плохому в себе. Недостатки – мои злейшие враги. Выводы ко второй главе: 1. В процессе формирования личности безнадзорного несовершеннолетнего имеются особенности, обусловленные маргинальностью его положения в обществе, депривации родственных связей и криминальным влиянием среды. Вследствие этого безнадзорные характеризуются повышенной агрессивностью, неустойчивостью эмоциональных состояний, склонностью противопоставлять собственные нормы и ценности общественным, низкой ценностью собственной жизни, склонностью к риску, выраженной потребностью в острых ощущениях, склонностью к совершению правонарушений, стремлением к независимости от социальных и государственных институтов (чаще всего от школы иполиции). У них так же наблюдается: неадекватность самооценки, преобладание ценностей материального характера, высокая значимость референтной группы, которой для них является группа сверстников, деформация социальных позиций, присущих их возрасту, несформированность необходимых гигиенических и трудовых навыков, не устойчивость интересов, ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, нарушения эмоционально-волевой сферы, слабоволие, или отрицательная волевая направленность. 2. Состояние безнадзорности является социально опасной ситуацией для несовершеннолетнего, так как нарушает нормальный ход процесса его социализации, и приводит к социальной дизадаптации, последствиями этого являются деформация личности и различные девиации поведения. Но как бы не были сильны эти изменения личности несовершеннолетнего, характеризующегося длительным периодом безнадзорности, они могут и должны подвергаться коррекции. Поэтому важным моментом оказания помощи таким несовершеннолетним является их социально-педагогическая реабилитация. 3. Общей целью социально-педагогической реабилитации безнадзорных несовершеннолетних является приобретение ими социального опыта, подготовка их к жизни в обществе, семье и к профессиональной деятельности. Эта цель реализуется на трех основных этапах реализации социально – педагогической реабилитации: диагностическом, коррекционно-реабилитационном и оценочном. Диагностика позволяет получить объективную информацию о каждом несовершеннолетнем, и на ее основе выбрать адекватные технологии его реабилитации. В ходе реализационного этапа выделяются следующие направления работы: консультирование; работа, направленная на восстановление утраченных адекватных социальных направленностей и формирование собственной позитивной жизненной позиции; социально-педагогическая работа с семьей; организация взаимодействия с государственными и социальными институтами, принимающими участие в дальнейшем жизнеустройстве несовершеннолетнего.
Заключение
Множественность проблем современной семьи порождает ситуацию, когда несовершеннолетняя молодежь оказываются оторванными от семейных забот, что отрицательно сказываются на процессе их социальной адаптации. Ежегодно увеличивается количество безнадзорных молодых людей. На сегодняшний день в России их около четырех миллионов. Безнадзорные — это те, которые проживают в семье, но должный контроль за их воспитанием, обучением, поведением и развитием со стороны родителей, близких родственников или лиц, их заменяющих, не осуществляется. Ребенок при этом формально находится на родительском попечении, сохраняет эмоциональную привязанность к одному или нескольким членам семьи, но большую часть времени предоставлен сам себе. Правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним не сводится только к контролю за его поведением, учебой, досугом. Это, в первую очередь, наличие внутренней духовной связи с ним, взаимопонимание и поддержка его в любой ситуации. В связи с тем, что сложившаяся система работы с безнадзорными несовершеннолетними в России не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации актуальной задачей стала разработка вариативных комплексных программ социально-педагогической реабилитации безнадзорной молодежи в условиях различных типов социальных и образовательных учреждений. Под социально-педагогической реабилитацией понимается процесс формирования личностных качеств, активной жизненной позиции, навыков самообслуживания, правил поведения в обществе, интереса к получению образования. Определение социально-педагогической реабилитации как целенаправленного процесса позволяет охарактеризовать системность и комплексность этого понятия, раскрыть его основные характеристики, а именно: целенаправленность, протяженность во времени, многоаспектность. Понимание социально-педагогической реабилитации как процесса позволяет включать сюда и аспекты профилактики и коррекции отклонений в развитии несовершеннолетнего. Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных несовершеннолетних, как показал анализ литературных источников, эффективна если: осуществляется субъектное включение личности в данный процесс, реабилитационный процесс носит вариативный характер, создается поле самореализации несовершеннолетнего как личности, осуществляется процесс адекватного его жизнеустройства. В процессе социально-педагогической реабилитации безнадзорных необходимо учитывать особенности формирования их личности, обусловленные маргинальностью их положения в обществе, депривации родственных связей и криминальным влиянием среды. Вследствие этого, безнадзорные несовершеннолетние характеризуются повышенной агрессивностью, неустойчивостью эмоциональных состояний, склонностью противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, низкой ценностью собственной жизни, склонностью к риску, выраженной потребностью в острых ощущениях, низким уровнем социального контроля, наличием делинквентных тенденций, склонностью к совершению правонарушений, а у некоторых выявлены высокая готовность к реализации делинквентного поведения и стремление к независимости от социальных и государственных институтов (чаще всего от школы и полиции). В качестве одной из задач, которая была нами поставлена - была задача:исследование психологических особенностей личности безнадзорных несовершеннолетних. На основании проведенного анализа литературы по проблеме можно выделить следующие особенности личности социально дизадаптированных несовершеннолетних, описываемые различными авторами: - неадекватность самооценки; - преобладание ценностей материального характера; - конформизм; - высокая значимость референтной группы, которой для них является группа сверстников; - противопоставление собственных норм и ценностей, нормам морали и нравственности, транслируемым социумом; - деформация социальных позиций, присущих их возрасту: отсутствие или преждевременная утрата официальных позиций (ученик, член трудового коллектива и т.п.), одновременное расширение неофициальных позиций, связанных с участием в неформальных объединениях, и, главное с повышением личностной значимости последних; - несформированность необходимых гигиенических и трудовых навыков; - не устойчивость интересов; - ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других; - нарушения эмоционально-волевой сферы, слабоволие, или отрицательная волевая направленность. Также, для решения этой задачи мы првели. С помощью психологов центра психолого – медико – социального сопровождения методику Басса – Дарки. Мы проводили ее с несовершеннолетними 14 – 16 лет мужского и женского пола. На основе сравнения средних значений агрессивности и враждебности примерно у половины испытуемых эти показатели выше среднего. Сравнивая средние значения по показателям методики Басса-Дарки, можно отметить, что имеются тенденции к достаточно выраженной физической и вербальной агрессии. Выявлена готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости, присутствует обида - проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленное чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные и вымышленные страдания. Еще одной из задач нашей работы была разработка, для проведения реабилитации безнадзорных несовершеннолетних, разных формы занятий с целью коррекции поведения в группах, которые и представлены нами в работе.
Использованная литература
1. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. М.: Знание, 1979. 48с. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та,2011. 416с. 3. Антология социальной работы: В 5 т. Т. 1: История социальной помощи в России / Сост М.В. Фирсов. М.: Сварогъ – НВФ СПТ, 1994. 288с. 4. Анталогия социальной работы в 5 т. Т. 2: Феноменология социальной патологии / Сост М.В. Фирсов. М.: Сварогъ – НВФ СПТ, 1995. 400 с. 5. Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. М, ВЛАДОС, 2013. 254 с. 6. Барсуков В.Н. Подготовка учителя начальных классов к работе с педагогически запущенными детьми:. М., ВЛАДОС2013. 16с. 7. Башкатов И.П. Психолого-педагогические особенности возникновения, развития и функционирования групп несовершеннолетних правонарушителей: М., Гайдарики 2013. 517с. 8. Беличева С.А. Социально-правовая охрана детства: проблемы социальной службы семьи и детства // Социальная работа. №1. 1992. С.129 – 137. 9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992. 400 с. 10. Бернс Р. Развитие "Я" концепции и воспитание. М.: Педагогика, 1986. 210 с. 11. Безнадзорность и преступления // Семья и школа. № 7.2002. С. 12 –18. 12. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в двух томах / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1979. Т.1. 324 с. 13. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной среды подростков-правонарушителей // Изучение мотивации детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. С. 239 - 250. 14. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф,2013. 160 с. 15. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб.пос. для студ. пед. вузов и колледжжей. М: «Академия». –2011. 231с. 16. Воронецка - Боровска А. Социально-педагогическая помощь детям инвалидам в условиях общеобразовательной школы. М., ВЛАДОС,2010. 167 с. 17. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением/ Под ред. М.И.Рожкова. М.: ВЛАДОС, 2001. 239 с. 18. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986. 127 с. 19. Зимняя И.А. Социальная работа. М., 1995. 112с. 20. Иванов Н.Г. Нравственность, безнадзорность, преступность // Государство и право. № 11. 1994. С. 26. 21. Играйте вместе с нами / Сост. Новотворцева Н.В. Ярославль,1994. 107 с. 22. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. М.-Ярославль: Аверс-Пресс, 2002. 303 с. 23. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М.: Просвещение, 1994. 223с. 24. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: Сфера, 2001. 160 с. 25. Ковальчук М.А. Профилактика девиантного поведения подростков.. Ярославль, 2002. 352 с. 26. Обухова Н.Т. Образование, преступность и государственная безопасность // Народное образование № 5. 2002. С. 7 – 11. 27. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: Сфера, 2000. 442 с. 28. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 17. М., 1985. 29. Ошеров М.С. Специализированные клубы подростков по месту жительства - эффективная форма предупреждения правонарушений / Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. М.: Прогресс, 1978. С. 88 - 96. 30. Реабилитация социально-дезадаптированных детей и подростков: краткий словарь для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних / Сост. Г.М. Иващенко, В.Н. Бушуева при участии В.И. Ширинского. М.: НИИ семьи, 1998. 72 с. 31. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Концепция социально-педагогической и психологической помощи детям с девиантным поведением Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2001. 25 с. 32. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Подросток и проблемы наркомании. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2002. 124 с. 33. Рожков М.И., Ковальчук М.А., Успенский В.Б. Проблемы социально-педагогической пропедевтики старшеклассников. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2002. 55 с. 34. Рожков М.И., Ковальчук М.А. и др. Профилактика детской безнадзорности: Учебно-методическое пособие. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2003. 86с. 35. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-ух томах. М: Просвещение, 1999.612с. 36. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: Юристъ, 1997. 424 с. 37. Смирнова Н.В. Деятельность органов НКВД – МВД в борьбе с безнадзорностью несовершеннолетних в Ленинграде и Ленинградской области в 1941 – 1949 гг СПб, 1997. 22 с 38. Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Юрид. лит., 1989. 39. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. М: ВЛАДОС, 2000. 416с. 40. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних / Г.М. Иващенко, Н.С. Кантонистова, М.М. Плоткин и др. М.: Гос. Нии семьи и воспитания 1996. 200 с. 41. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров / Под ред. Г.М. Иващенко. М.: Гос. Нии семьи и воспитания, 1999. 256 с. 42. - 48. 43. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5-ти т. Киев: Радяньска школа, 1980. Т.5. 678 с. 44. Технология социальной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. М.:ВЛАДОС, 2000. 240с. 45. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности: Избр. психол. тр. / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол. – соц. ин-т. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 1996. 512 с. 46. Федеральный Закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” с изменениями на 28.12 2013г. 47. Центр помощи детям оставшихся без попечения родителей: Содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров / Под ред Г.М. Иващенко. М.: Министерство труда и социального развития РФ, 1999. 190с. 48. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. 240 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.67.90 (0.013 с.) |