Особенности формирования личности несовершеннолетнего безнадзорного . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования личности несовершеннолетнего безнадзорного .



В Древнем Риме термин «личность» означал ритуальную маску которую снимали с лица умершего и хоронили в доме его наследников, с этой маской связывали права и привилегии, передававшиеся от отца к сыну. В дальнейшем личность идентифицировалась с должностью или положением, доминировало правовое содержание этого понятия.

Развитие собственнических отношений сделало важным атрибутом личности частную собственность; но в месте с тем это понятие приобрело нравственный оттенок: норма морали действовала в межличностных связях, а по отношению к рабам - «неличностям» господствовал произвол.

В нравственном значении понятие личность подчеркивает моменты сознательности, свободу и ответственности поведения – и это доминирует при рассмотрении проблем личности в эпоху Ренессанса. При этом главные качества личности – самосознание, рассматривается преимущественно в психологическом аспекте. Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую и ментальную и культурную природы. Социологи берут в расчет, прежде всего, социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития несколько абстрагируясь от всего остального.

Личность – прежде всего, тот или иной социальный тип, в котором выражаются наиболее существенные черты эпохи, нации, социальной группы. В месте с тем, личность обладает относительной самостоятельностью, неповторимостью по отношению к общественному целому.

Социальный и индивидуальный момент личности это диалектическое, противоречивое единство общего и индивидуального, в котором индивидуальное воплощает в себя общее, но более богато и разнородно. Личность представляет собой социальный тип, она характеризуется с точки зрения ее связи с обществом, но в то же время она своеобразна и уникальна.

По мнению С.Л. Рубинштейна: «Личность выступает как связанная во едино совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия» [39]. Среди этих условий есть и чисто социальные, и чисто биологические, и такие в которых биологическое присутствует в социальном как бы в «снятом», преобразованном виде. К числу последних относятся способности и таланты людей, с одной стороны явления социально-культурные, сформированные исторической традицией и социальной средой, с другой стороны, несомненно, основанные на природном материале.

Социальное развитие личности - важнейшая составная часть развития каждого человека. Обучение и социальная среда становятся теми условиями, в которых ребенок осущест­вляет присвоение специфически человеческих форм и способов поведения: речевого общения, трудовой, игровой, учебной дея­тельности, социокультурных, национальных, религиозных об­щинных обычаев и нравов. Человек появляется на свет готовый в принципе к усвоению социального опыта (социализации). Важ­нейшая способность, данная ребенку от рождения, - это спо­собность развивать потенциально заложенное в нем природой, т. е. реализовать возможность стать человеком в полном смысле этого слова, путем присвоения опыта предшествующих поколений и выработки у себя способностей и качеств, уже имеющихся у других людей в лице родителей, педагогов, других взрослых. В процессе взаимодействия с себе подобными и предметами окру­жающего мира, преобразованными человеческой деятельностью, дети присваивают общественные способности и общественные способы деятельности, объективированные в орудиях труда и предметах, имеющих социальное происхождение. Если же ребенок имеет специфические особенности (в на­шем случае характеризуется длительным периодом безнадзорности), то будет ли его социальное развитие протекать столь же успешно, будет ли оно подчиняться общим закономерностям социализации, или же будет иметь специ­фические особенности и трудности, преодоление которых воз­можно лишь при специальной организации его взаимодействия с социумом.

Главная цель развития личности – возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Поведение личности детерминируется не только сегодняшним положением человека, но и его прошлым жизненным опытом, а также характером усвоенных им культурных ценностей, в которых аккумулирована предшествующая история человечества. Каждый индивид как личность – это продукт не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории, а также своего собственного развития и самосознания.

Акт поведения человека является результатом выбора им определенного варианта поведения из числа возможностей, содержащихся в окружающей его социальной среде. В решении вопроса – какой именно из предлагаемых путей избрать – проявляются закономерности развития конкретной личности. На процесс такого выбора влияет не только наличие объективных возможностей, но и их оценка индивидом с точки зрения сложившейся у него системы ценностей и установок. И как отмечает Е.С. Кузьмин: «Процесс взаимодействия идет не прямо от общества к индивиду, а всякий раз через непосредственный круг общения, через приобретенный индивидом опыт» [39].

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Связь социальных условий с преступным поведением носит сложный характер, социальные условия проявляются в преступном поведении преломляясь через личность.

Взаимодействие личности безнадзорных несовершеннолетних с социальной средой представляется нам одним из важнейших параметров, позволяющих анализировать влияние состояния безнадзорности на формирование личности ребенка.

Личность безнадзорного несовершеннолетнего развивается в условиях депривации семейных связей и повышенной роли сверстников в системе социальных взаимоотношений. Таким образом, группа сверстников постепенно становиться для безнадзорного ребенка референтной, а транслируемые ей нормы и ценности принимаются им как личные.

Как отмечает Г.М. Андреева: «Референтная группа выступает средством интерпретации поведения. Она позволяет соотносить поведение индивида не только с непосредственно окружающей его социальной группой, но и с более высокими социальными структурами…» [2, с. 126].

Групповые нормы поведения большей частью не фиксируются в каком-либо определенном виде: это просто обычные реакции на стандартные ситуации, которые в данной группе достаточно общеприняты. В любой группе важно именно то, что считается само собой разумеющимся, что молчаливо и бессознательно принимается всеми. Это и опасно, потому что под такую категорию само собой разумеющихся поступков могут подпадать и мелкие кражи, и сквернословие, и хулиганские выходки в общественных местах. Групповая мораль подобного типа тесно связана с низким уровнем правового и нравственного сознания. Происходит деформация многих моральных понятий, и это становится психологическим оправданием противоправных поступков.

Характерная личностная особенность безнадзорных детей которую отмечают многие исследователи (Дулинова Л.Т., Мустаева Ф.А., Кудрявцева Г.А. и др.) — глубокая деформация нравственных и правовых ориентаций и установок. Это прослеживается в выборе перспективных и текущих жизненных целей, средств их достижения. Имеют место «ножницы», разрыв между известными, одобряемыми в принципе, ценностями общества и фактически используемыми ими в повседневном поведении в качестве руководства к действию, ориентации на требования нездоровой в социальном отношении микросреды. Понятия товарищества, долга, совести, смелости и т. п. пе­реосмысливаются этими подростками, исходя из иска­женных групповых ценностей. Эти ценности смещены в сторону психологического комфорта, сиюминутных удо­вольствий, потребительства. Аморальные и противоправ­ные поступки они стремятся всячески «облагораживать», искажать оценку личности и поведения потерпевших, у них четко фиксируется позиция одобрения аморальных поступков и правонарушений, отри­цания или смягчения собственной ответственности. В среде безнадзорных признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого запрета. Закон рассматривается как совокуп­ность неприемлемых ими запретов, а не как правила одобряемого обществом поведения. Соблюдение требо­ваний закона соотносится прежде всего со степенью вероятности наказания за допущенные нарушения.

Г.Г. Бочкаревой описаны три группы несовершеннолетних правонарушителей [13]:

- «раскаивающиеся» у которых присутствует чувство вины перед окружающими, часто дается отрицательная оценка своей личности и присутствует признание справедливости наказания;

- «бесконфликтные» оправдывающие свои действия и правонарушения в целом в зависимости от обстоятельств, характеризующиеся отсутствием чувства вины, нейтральностью, в моральном смысле, идеалов (сильный, ловкий, веселый…);

- «циники» бравирующие антисоциальным поведением, выражающие явное пренебрежение общественным мнением, стремящиеся стать «умным вором».

Социально-психологическое понятие «отчуждения» и «включения» представляются нам важными и для характеристики типа взаимодействий с социальной средой детей и подростков, относящихся к категории безнадзорных.

Исследования показывают, что для многих несовершеннолетних, вставших на путь правонарушений, характерна деформация социальных позиций, присущих их возрасту: отсутствие или преждевременная утрата официальных позиций (ученик, член трудового коллектива и т.п.), одновременное расширение неофициальных позиций, связанных с участием в неформальных объединениях, и, главное с повышением личностной значимости последних [25]. Для безнадзорных детей характерна еще и депривация семейных отношений, отрицательно сказывающаяся на формировании личностных характеристик подростка и сужающая его объективные и субъективные возможности. А ведь именно семья воздействует на все стороны развития человека, являясь действенным звеном процесса формирования личности подростка.

Г.М. Миньковский выделяет применительно к особенностям личности несовершеннолетних правонарушителей, следующие характеристики:

- отрицательная оценка подростком семьи, школы, производственного коллектива,

- положительная оценка неформального коллектива, в который он включается [80].

По мнению М.А. Алемаскина [1] несоответствие притязаний «трудных» подростков на определенное социальное положение уровню их возможностей приводит к конфликтам и аффективным переживаниям. Они начинают удовлетворять потребности в самоутверждении в форме завоевания ложного авторитета путем противоправных действий, возникает состояние социальной неадекватности индивида. Социальная неадекватность может быть результатом несоответствия уровня притязаний уровню объективных возможностей, предоставляемых ребенку обществом, а также несоответствия их индивидуальным способностям подростка. Риск возникновения социальной неадекватности у безнадзорных детей увеличивается в связи с ограничением его объективных возможностей в следствии отсутствия поддержки и помощи со стороны близких, и отсутствием реального отражения индивидуальных способностей подростка со стороны ближайшего окружения.

У безнадзорных несовершеннолетних, в следствии семейного неблагополучия, наблюдаются нарушения в психическом и физическом развитии, отсутствует правильная нравственная оценка окружающей действительности, не воспитаны необходимые гигиенические и трудовые навыки. Они, как правило, уклоняются от выполнения любого дела, требующего даже минимальной затраты сил, склонны к бродяжничеству, имеют немало вредных привычек, от которых отказываются с трудом. Интересы их неустойчивы, они не умеют доводить начатое дело до конца.

Нарушения в коммуникативной сфере формируются вследствие узости, ограниченности контактов со взрослыми, с одной стороны, и высокой интенсивность контактов со сверстниками как простых количественных характеристик – с другой. Такая безусловность в общении вроде бы должна способствовать эмоциональной стабильности и защищенности ребенка, но в развитии безнадзорных детей наблюдаются следующие издержки преимущественного общения со сверстниками: нарушается умение выстраивать равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить себя, свои действия и поступки, свои личностные качества, необходимые для общения, которое можно охарактеризовать дружеским. Не способствует успешной социализации и неблагополучие межличностных отношений ребенка вне семьи, которое проявляется в негативном, враждебном отношении взрослых (особенно и чаще всего педагогов), пренебрежительном отношении благополучных сверстников, постоянно переживаемых обидах, психологических травмах, наносимых социальным окружением.

В эмоционально-волевой сфере безнадзорных, фиксируется ослабление чув­ства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, несдержанность и даже грубость, лживость, несамокритичность [81]. Зачастую, причина их асоциального поведения не в слабоволии, а в отрицательной волевой направ­ленности.

Эмоциональную неуравновешенность, тщеславие, уп­рямство, нечувствительность к страданиям других, агрессивность также можно отнести к наиболее распрост­раненным характерологическим чертам несовершеннолет­них, имеющих продолжительный опыт безнадзорности. Речь здесь идет не о возраст­ных особенностях, которые присущи основной массе подростков вообще, а о деформациях в морально-эмо­циональной сфере.

К наиболее значимым характеристикам личности, которые в целом определяют мотивы ее поведения, относятся «ценностные ориентации».

Если самооценка определяет отношение к самому себе, то ценностные ориентации — отношение к окружающей действительности. Самооценка — это то, как оценивает себя человек по сравнению с окружаю­щими его людьми, считает ли он себя лучше или хуже окружающих, способным более или менее, чем они, до­стойным большего или меньшего. Ценностные ориента­ции выявляют способы реализации самооценки, жизнен­ные цели, соответствующие этой самооценке.

Самооценка и ценностные ориентации показывают степень вероятности совершения человеком проступка, который имеет положительную или отрицательную оценку общества.

Ценностные ориентации определяют направление, в котором человек действует, цели, которых добивается, вид деятельности, который выбирает, а также то, что явля­ется главным, и что второстепенным.

Самооценка представляет собой диалектическое един­ство самоанализа и оценки, которую человек получает от окружающих. Самооценка, как считают психологи, формируется к 14 годам. Ценностные ориента­ции к этому моменту еще не сло­жились в систему. Несмотря на это они уже влияют на поведение несовершеннолетнего, его судьбу. Изучение ценностных ориентаций дает возможность предсказать в общих чертах поведение и дальнейшее развитие личности, они могут быть подвергнуты кор­ректировке, что немаловажно для предупреждения преступлений.

У безнадзорных детей и подростков самооценка и ценностные ори­ентации специфичны. Самооценка их редко бывает адекватной, часто она завышена или же наоборот занижена, это связано с отсутствием «зеркала» коим для ребенка является семья. Отражение, которое получает безнадзорный ребенок, в оценках и действиях окружающих зачастую оказывается искаженным, что затрудняет адекватную самооценку. Среди значимых ценностей они выделяют, в основном, ценности материального характера, а также возможность развлечения, получения удовольствия.

Говоря об особенностях развития личности безнадзорного, следует подчеркнуть, что их отличает более сильный инстинкт самосохране­ния, повышенная возбудимость, привычка к ис­кусственным возбудителям (наркотикам, алкого­лю и т.п.). Некоторые из них преждевременно на­чинают половую жизнь. Вместе с тем у таких детей наблюдается хорошая физическая закалка, хотя многие страдают туберкулезом, а также бо­лезнями, сопутствующими голоду и нищете (чесот­ка и др.) Специалисты отмечают также, что безнадзорных отличает выносливость, точность восприятии, смелость, активность, со­лидарность в групповых действиях, то есть то, что необходимо для самостоятельного выживания.

Для безнадзорного несовершеннолетнего, начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни (голод, хо­лод, гигиеническая запущенность, страх и т.п.) начинают приобретать притягательную силу. С точки зрения криминалистов, дети, перестаю­щие вести так называемый нормальный образ жизни, отличаются от других и тем, что жизнен­ные цели у них смещаются в сторону психологического комфорта, компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы. У них фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отноше­ние к переживаниям других, агрессивность, гру­бость, лживость, несамокритичность и пр [25]. К этому следует добавить, что, перейдя на позицию отщепенца, несовершеннолетний безнадзорный теряет инициативу в усвоении более сложных форм социального поведения.

Таковы основные особенности личности и социальной направленности безнадзорных несовершеннолетних, описываемые в научной и методической литературе.

Кроме того использовались следующие методы и методики: наблюдение;беседа со специалистами, работающими с безнадзорными несовершеннолетними; анализ личных дел, который проводят социальные педагоги.

В ходе наблюдения детей находящихся в Центре психолого – медико – социального сопровождения (г.Ярославль) было отмечено что большинство из них, характеризующихся длительным периодом безнадзорности имеют неаккуратный внешний вид, небрежны в одежде, характеризуются эмоциональной неуравновешенностью, замкнуты, склонны к агрессии.

Результаты исследований психологов Центра, которые нам предоставили, показали, что большинство несовершеннолетних, относящихся к категории безнадзорных, среди личностных ценностей выделяют ценности преимущественно материального характера (85%), а также независимости от взрослых (79%), родственные отношения как ценность выделяют немногие (15%). У большинства выявляется неадекватное понимание свободы как безнаказанности, стремление поскорее стать самостоятельным и освободиться из под опеки взрослых (инспекторов КДН и педагогов школ).

Изучение личных дел социальными педагогами учреждения дало возможность проанализировать семейно-бытовую сферу несовершеннолетних. Таблица 1

Анализ семейно-бытовой сферы воспитанников Центра.

 

Год Полная семья Неполная семья Злоупотр. алкоголем Имеют судимость Относит. матер. об.
  26% 57% 27% 38% 15%

 

Таблица 2

 

 

Анализ семейно-бытовой сферы задержанных ЦВИНП.

 

Год Полная семья Неполная семья Злоупотр. алкоголем Имеют судимость Относит. матер. об.
  19% 61% 22% 41% 13%

Полученные цифры говорят о том что большинство несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасной ситуации безнадзорности, имеют неблагополучную семью, практически все семьи можно отнести к группе риска вследствие различных причин: материальных трудностей, антисоциального поведения родителей, недостатка времени у родителей, интолерантности семейных взаимоотношений. Эти данные подтверждают наше предположение о том, что одной из основных причин безнадзорности является семейное неблагополучие.

На следующем этапе. мы с помощью психологов учреждения (Центр психолого – медико – социального сопровождения), провели опросник Басса-Дарки. Работа проводилась как индивидуально, так и по группам.

Полученные данные по указанной методике обрабатывались в соответствии с ключом. По каждому показателю методики подсчитывалась сумма баллов. Итоговым баллом по показателю враждебности является сумма по 5 и 6 шкале. Итоговым баллом по показателю агрессивности является сумма баллов по 1, 3 и 7 шкалам.

 

Таблица 3.

Результаты опроса детей по Бассу – Дарки (средние значения).

 

    Шкала   ЦВИНП (15)   Центр (14 чел.)   Всего (29 чел.)
Физическая агрессия 7,47 7,75 7,61
Косвенная агрессия 7,61 7,59 7,6
Раздражение 4,82 5,52 5,17
Негативизм 4,64 4,97 4,80
Обида 5,01 4,8 4,9
Подозрительность 5,32 5,31 5,32
Вербальная агрессия 7,83 8,81 8,32
Чувство вины 4,45 4,36 4,41
Агрессивность 22,91 24,15 23,53
Враждебность 10,36 10,38 10,37

 

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующий вывод. Целью нашей работы было исследование психологических особенностей личности безнадзорных несовершеннолетних.

На основании проведенного анализа литературы по проблеме можно выделить следующие особенности личности социально дизадаптированных несовершеннолетних, описываемые различными авторами:

- неадекватность самооценки;

- преобладание ценностей материального характера;

- конформизм;

- высокая значимость референтной группы, которой для них является группа сверстников;

- противопоставление собственных норм и ценностей, нормам морали и нравственности, транслируемым социумом;

- деформация социальных позиций, присущих их возрасту: отсутствие или преждевременная утрата официальных позиций (ученик, член трудового коллектива и т.п.), одновременное расширение неофициальных позиций, связанных с участием в неформальных объединениях, и, главное с повышением личностной значимости последних;

- несформированность необходимых гигиенических и трудовых навыков;

- не устойчивость интересов;

- ослабление чув­ства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других;

- нарушения эмоционально-волевой сферы, слабоволие, или отрицательная волевая направ­ленность.

Методику Басса – Дарки мы проводили с несовершеннолетними 14 – 16 лет мужского и женского пола. На основе сравнения средних значений агрессивности и враждебности примерно у половины испытуемых эти показатели выше среднего.

Сравнивая средние значения по показателям методики Басса-Дарки, можно отметить, что имеются тенденции к достаточно выраженной физической и вербальной агрессии. Выявлена готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости, присутствует обида - проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленное чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные и вымышленные страдания.

Подводя итог проведенному анализу, отметим, что состояние безнадзорности является социально опасной ситуацией для несовершеннолетнего, так как нарушает нормальный ход процесса его социализации, и приводит к социальной дизадаптации, последствиями этого являются деформация личности и различные девиации поведения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.64.226 (0.04 с.)