Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конфликты в социально-педагогическом процессеСодержание книги Поиск на нашем сайте
Социально-педагогический процесс — целенаправленная деятельность (взаимодействие) по социализации личности. Он включает все аспекты воспитания, образования и обучения человека. Основными противоречиями и источниками конфликтов в этом процессе были и остаются проблемы, чему учить и как учить. Эти вечные вопросы во все времена пытались решить, и в определенной степени решали, лучшие умы человечества. Но с каждой новой эпохой, с каждым новым поколением вопросы требовали иных способов решений. В данной главе мы рассмотрим конфликты, наиболее характерные для системы образования, уделив особое внимание противоречиям, возникающим в процессе взаимодействия учитель — ученик.
Основные линии противоречий в социально-педагогическом процессе
Основной целью социально-педагогического процесса является воспитание (образование, обучение и. т. д.) личности с определенными социокультурными качествами (например, всесторонне развитой личности). Главным заказчиком в этом процессе является общество, а исполнителем — вся система образования и воспитания. Поэтому на макроуровне противоречия и конфликты в социально-педагогическом процессе возникают между системой образования и обществом (рис. 3). На среднем уровне линии противоречий проходят: • между администрацией (разного уровня руководством в системе образования) с одной стороны и учителями (преподавателями) с другой; • между администрацией и родителями; • между администрацией учебных заведений и учащимися.
Рис. 3. Схема линий противоречий в системе образования. На нижнем уровне противоречия проходят по линиям «учитель — ученик» и «родитель — ученик». Все вышеперечисленные конфликты можно условно отнести к вертикальным конфликтам.
Рис. 4. Схема линий противоречий в системе образования
Кроме вертикальных конфликтов на каждом уровне социально-педагогического процесса имеют место и горизонтальные конфликты. Например, на уровне «Общество» могут возникать противоречия и конфликты по поводу проводимой в обществе политики в области образования, воспитания, между основной частью граждан (гражданским обществом), с одной стороны, и высшими руководящими структурами (государством) — с другой. На уровне «Администрация» возможны как вертикальные конфликты (между различными уровнями управленческих подсистем в системе образования), так и горизонтальные (между администрацией различных учебных заведений.) На уровне «Учитель» и «Родители» возникают горизонтальные конфликты: «учитель — родитель», «учитель — учитель», «родитель — родитель». На уровне «Ученик» возникают горизонтальные конфликты типа «ученик — ученик». Обозначенные линии противоречий (рис. 3,4) в наибольшей степени соответствуют основным видам взаимодействия в системе общего среднего образования. В системе вузовского образования, в отличие от школьного, родители уже не играют столь существенную роль в педагогическом процессе, а студенты являются вполне самостоятельными субъектами процесса обучения. Поэтому в системе вузовского образования можно выделить три основные группы конфликтов (три уровня взаимодействия)1:
Рис. 5. Схема линий противоречий в вузовском образовании.
1. Конфликты типа «общество — вуз»; 2. Конфликты типа «ректорат — вузовский коллектив»; 3. Конфликты типа: «студент — преподаватель», «преподаватель — Промежуточными (более частными) вариантами конфликтного взаимодействия «ректорат — вузовский коллектив» могут быть конфликты типа «ректорат — деканат», «ректорат — кафедра», «кафедра — деканат», «деканат — коллектив факультета» и др.
Причины возникновения конфликтов в социально-педагогическом процессе
Вечные проблемы педагогического процесса — чему учить и как учить являются глобальными проблемами для всей мировой системы образования. Особенно они обострились в преддверии XXI в. В настоящее время вся мировая система образования переживает кризис. Сущность кризиса заключается в том, что сложившаяся в XVIII—XX вв. система образования и воспитания уже не в состоянии эффективно выполнять функции социализации новых поколений. Наблюдается отставание уровня общественного интеллекта от стремительно развивающейся энергетической мощи общества. Технократический тип цивилизованного развития превратился в непосредственную угрозу существования человечества. Одним из вариантов выхода из глобального кризиса является создание принципиально новой системы образования и воспитания, переход от информационного общества к образовательному. Кризис системы образования в России, в силу того, что само российское общество уже несколько лет находится в условиях общего перманентного кризиса, приобрел, по сути, драматический характер. Россия постепенно сдает завоеванные позиции среди наиболее развитых и образованных наций. Рассмотрим наиболее характерные для российской системы образования проблемы и причины возникновения различного рода конфликтов. На уровне взаимодействия «общество-образование» можно выделить следующие противоречия: 1. Отсутствие целостной и последовательной концепции новой образовательной политики (стратегии развития системы образования). В процессе демократизации российское образование сумело избавиться от навязанной ему в период тоталитаризма идеологической установки на формирование «коммунистического типа личности». Но вместе с утопическими идеями и целями образование утратило и основные ценностные ориентиры. А невостребованность обществом людей с высоким уровнем интеллекта (ученых, преподавателей, врачей и. т. д.) привела к девальвации идей серьезного образования. Среднее образование также стало не обязательным и не является одним из критериев в оценке человеческих и профессиональных качеств личности. Переход к 9-летнему бесплатному образованию и отказ от принципа «обязательности», закрепленные в Законе Российской Федерации об образовании, ориентирует россиян на понижение образовательного ценза. 2. Недостаточность финансового и материально-технического 3. Скудность выделяемых средств ведет к таким негативным по • социально-трудовые конфликты, забастовки, митинги, пикетирование государственных учреждений, голодовки и другие формы протеста. Так в середине 90-х гг. в стране состоялись почти тысяча забастовок и около пяти тысяч коллективных трудовых споров. Из них 70% пришлось на сферу образования; • закрытие учебных заведений из-за нехватки средств на их содержание (отопление, электричество, ремонт и т. д.) • сокращение государственных дотаций на школьные обеды, учебники, оборудование и другие нужды; • крайняя неудовлетворенность работников образования материальным вознаграждением своего труда. Низкий уровень зарплаты вынуждает работников образования искать дополнительные заработки, что, безусловно, негативно сказывается на педагогическом процессе. Но главная трагедия нашего общества и образования заключается в том, что миллионы детей и подростков оказались оторванными от целенаправленного педагогического процесса. Многие родители, доведенные до отчаяния безработицей, нищетой и другими бедами, бросают своих детей на произвол судьбы. По разным оценкам в России насчитывается от двух до четырех миллионов беспризорных и безнадзорных детей. Они оказались ненужными ни родителям, ни системе образования, ни обществу, ни государству. Пытаясь выжить и самоутвердиться в нашем жестоком обществе, они организуются в банды и совершают различного рода преступления. В газете «Московский комсомолец» (от 3 октября 1998 г.) была опубликована статья «Казни пока молодой», в которой рассказывалось о банде малолетних (от 13 до 17 лет) преступников. На «совести» малолеток были два убийства, одно покушение на убийство, и другие менее тяжкие преступления. Вполне закономерным является тот факт, что на момент совершения преступлений ни один из 11 человек банды нигде не учился и не работал. И таких примеров можно привести сотни. Подрастает целое поколение отверженных обществом людей, которые вынуждены создавать свой преступный мир, свое альтернативное общество и жестоко мстить российскому обществу и государству за свои искалеченные судьбы. Вертикальные и горизонтальные конфликты на линиях взаимодействия «администрация — учитель», «учитель — учитель» и «администрация — администрация» по сути представляют типичные организационные конфликты. Основные причины их возникновения будут рассмотрены в главе «Конфликты в организации», поэтому в этой главе мы остановимся лишь на некоторых особенностях, характерных для педагогических организаций. Для учительских коллективов средней школы наиболее характерными являются следующие причины конфликтов: • нетактичное отношение друг к другу; • неудобное расписание занятий; • непродуманные нововведения в школе; • перекладывание чужих обязанностей на учителей; • неравномерное распределение педагогической нагрузки; • административные и финансовые злоупотребления. Наибольшее число конфликтов в учительской среде вызывает проблема учебной нагрузки. 87% учителей считают ее главной причиной внутришкольных конфликтов, при этом их не устраивает, примерно в одинаковой мере, как избыток, так и недостаток учебной нагрузки, (см. табл. 3). Причинами роста напряженности и конфликтов в учительской среде является также незащищенность учителя от несправедливых обвинений со стороны других участников социально-педагогического процесса: администрации школы, работников вышестоящих органов образования, родителей школьников, школьников. По данным исследования, четыре из пяти опрошенных учителей однозначно заявили о своей полной незащищенности. При этом учителя, проявляющие глубокий интерес к своему делу, чаще вступают в конфликты с представителями администрации и другими коллегами, которые формально относятся к своим обязанностям, а последние чаще конфликтуют со школьниками и их родителями и, соответственно, со своими более «добросовестными» коллегами. Напряженную обстановку и конфликты в школьных коллективах также создают необоснованные, по мнению значительной части учителей (65,3%), льготы и привилегии, которыми пользуются определенные категории сотрудников. Например: представители школьной администрации; «любимчики» директора или завуча; те, кто настойчивее требует; учителя, имеющие звание; тот, кто лучше работает, члены школьных профкомов и др.
Таблица 3 Степень распространенности различных причин конфликтов в учительской среде1
Если обобщить все перечисленные причины конфликтов, имеющих место в учительской среде, то их можно свести к двум основаниям: 1. Проблемы общения, например, отсутствие такта, вспыльчивость, 2. Устаревшая административная система управления школьными заведениями, построенная по принципу «начальник-подчиненный», в которой почти не остается места для нормального человеческого общения. На линии взаимодействия «учитель — родитель» главным объектом возникновения конфликтов является ученик. Учителя, как правило, обвиняют родителей в самоустранении от процесса обучения и воспитания детей, а родители, в свою очередь, обвиняют учителей в предвзятом отношении к их ребенку и/или в некомпетентности. Конфликты типа «ученик — родители» в основном сводятся к следующим причинам: • плохая учеба детей: мало занимаются уроками дома, много гуляют или смотрят телевизор, прогуливают уроки в школе и т. д.; • взаимное непонимание детей и родителей; • грубость, несдержанность в отношениях; • борьба ребенка за самостоятельность, расцениваемая родителями, как непослушание; • невыполнение детьми просьб и поручений родителей; • неблагоприятная социально-психологическая обстановка в семье (пьянство, конфликты между родителями). Конфликты типа «учитель — ученик» возникают (по мнению самих учителей) по следующим причинам: • нарушение дисциплины на уроке; • плохое выполнение домашних заданий; • нездоровые отношения между учениками. С точки зрения учеников причинами конфликтов с учителями являются: • оскорбления со стороны учителя, грубость, несдержанность; • неинтересное ведение урока учителем; неподготовленное домашнее задание; • пропуск уроков. Причиной многих конфликтов также является неуважительное отношение учителей к своим ученикам, нежелание или неспособность увидеть в ученике союзника и партнера по совместной деятельности. Межличностные и групповые конфликты среди учащихся школ являются обычным делом. Процесс социализации (адаптация, самоидентификация и т. д.) предполагает различного рода конфликты и не только в школьной среде. Проблема заключается в том, что сама структура построения современной массовой школы по принципу соподчинения и противопоставления («учитель-ученик», «старший-младший», «сильный-слабый», «успевающий неуспевающий» и т. д.) стимулирует детскую конфликтность. Кроме того, ученики «несут» с собой в школу в трансформированном виде все социальные противоречия нашего общества. «Накладываясь» на неокрепшую детскую психику, эти противоречия (наряду с другими причинами) порождают грубость, жестокость, хамство, озлобленность в групповых и межличностных отношениях школьников. Поэтому истоки многих тяжких преступлений, в том числе и причины дедовщины в Российской Армии, надо искать в школьной системе образования и воспитания.
Причины возникновения конфликтов в системе высшего образования
Рассмотрим причины возникновения конфликтов по всем основным линиям взаимодействия в системе высшего образования (см. рис. 5). Главные причины конфликтов по линии взаимодействия «вуз — общество» обусловлены недостаточностью и нерегулярностью государственного финансирования вузовского образования. Следствием этого являются следующие негативные тенденции: • деградация материально-технической базы вузов; • падение престижа социального статуса преподавателя; • снижение мотивации преподавательской деятельности; • отток профессорско-преподавательского состава в коммерческие структуры (в последние годы из вузов ушли 15% профессоров и 10% доцентов); • «утечка» умов из среды академических и вузовских ученых за рубеж. Перечисленные причины негативно сказываются на морально-психологическом климате в вузовской среде, способствуют возникновению различного рода конфликтов и снижают уровень подготовки специалистов высшей квалификации. Другая группа конфликтов по линии взаимодействия «вуз — общество» непосредственно связана с процессом обучения и его результатами. Здесь можно выделить следующие противоречия: • отставание интеллектуального и творческого уровня выпускаемых вузами специалистов от потребностей современного постиндустриального общества; • недостаточная гибкость вузовского образования в вопросах под • невостребованность специалистов с высоким уровнем образования и интеллекта, ориентированных на академическую (фундаментальную) науку, искусство, литературу, т. е. работников высокоинтеллектуального творческого труда, которые в развитых странах находятся под защитой (правовой, экономической, социальной) государства и общества. Конфликты по линии взаимодействия «ректорат — вузовский коллектив» в основном сводятся к двум причинам: стилю руководства учебным заведением и социально-психологическому климату в вузовском коллективе. Существует три стиля управления: авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный, или директивный стиль предполагает высокую централизацию власти, единоначалие в принятии решений и жесткий контроль за деятельностью подчиненных. Демократический, или коллегиальный стиль основан на коллективном обсуждении важнейших производственных проблем и коллективной ответственности. Такой стиль управления стимулирует инициативу со стороны подчиненных и способствует установлению благоприятного психологического климата в коллективе. Либеральный, или попустительский стиль предполагает минимальное участие руководителя в управлении коллективом. При таком стиле управления подчиненные как бы предоставлены сами себе, их работа редко контролируется. Современный руководитель должен в совершенстве владеть различными методами управления, так как в разных ситуациях наиболее эффективным и приемлемым может оказаться тот или иной стиль руководства. Например, в экстремальных ситуациях вполне оправдан авторитарный стиль, предполагающий быстрое принятие решений и безоговорочное исполнение распоряжений. В нормальных условиях работы организации более эффективным и приемлемым является демократический стиль руководства. Стиль руководства во многом обусловлен структурой организации, количественным и качественным составом ее членов и спецификой производства. Чем выше творческий и интеллектуальный потенциал организации, тем в большей степени для управления подходит демократический и, в определенной степени, либеральный стиль. По данным социологических исследований, лишь треть преподавателей, из числа опрошенных, отметили позитивную роль руководства вузов во всех сферах вузовской жизни, в том числе и в разрешении конфликтов. Оценки студентов более негативны: стиль работы ректората одобрил только каждый четвертый опрошенный, а не одобрил каждый третий. Стиль управления на уровне факультета одобрил лишь каждый десятый студент, а не одобрил — каждый второй. На уровне кафедр также доминируют причины конфликтов, связанные со стилем руководства. Плохую организацию труда отметили 20% респондентов, несправедливое распределение нагрузки — 18%, недовольство проводимой на кафедре кадровой политикой — 15%. Конфликты типа «преподаватель — преподаватель» в основном связаны с социально-профессиональной иерархией и индивидуально-психологическими особенностями профессорско-преподавательского коллектива. По мнению преподавателей-респондентов, причины конфликтов в вузовских коллективах имеют следующие основания: • различия в ценностных ориентациях (15%); • различия в уровне профессионализма (15%); • нетерпимость, бестактность в общении друг с другом (8%); • разногласия между старшими и младшими поколениями преподавателей на кафедре (5%). Необходимо особо подчеркнуть, что до 70% преподавателей считают своих коллег некомпетентными людьми, и в то же время самооценка самих опрошенных довольно высока. Взаимодействие по линии «преподаватель — студент» является одним из основных во всем социально-педагогическом процессе. Именно здесь происходит непосредственная «передача» всего многообразия знаний, информации, установок, ценностных ориентации и т. д., аккумулированных в системе высшего образования. Специфика конфликтов типа «преподаватель — студент» и «студент — преподаватель» (в отличие от конфликтов типа «учитель — ученик») заключается в том, что студент в значительно большей степени является самостоятельным субъектом педагогического процесса. По сути, он выступает «заказчиком» типа образования и способен осознанно оценивать «предлагаемый ему товар». Другая особенность во взаимодействии «преподаватель — студент» (характерная, прежде всего, для российского высшего образования) заключается в том, что преподаватель, обладая высоким профессиональным статусом в вузовской среде, в повседневной жизни низведен до самого низкого уровня. Нередки случаи, когда студенты из более благополучных социальных слоев смотрят на преподавателей как па неудачников. И эта особенность также стимулирует конфликтность. Во взаимодействиях студентов и преподавателей наиболее характерными являются следующие причины конфликтов: • различия в ценностных ориентациях; • бестактность в общении; • различия во взаимных ожиданиях; • уровень профессионализма преподавателя и успеваемость студентов. Различия в ценностных ориентациях обусловлены прежде всего периодом нестабильности в идейно-нравственной сфере российского общества. Средства массовой информации и ряд политических деятелей усиленно пропагандируют беспредельный либерализм. В обществе целенаправленно культивируются: индивидуализм, эгоцентризм, пошлость, вседозволенность, культ силы, жестокость и т. д. Идеалы демократии извращены и опошлены. С другой стороны, экономический кризис и обнищание большинства россиян стимулируют возрождение социалистических и коммунистических идеалов. В таких условиях конфликты в ценностных ориентациях (и не только в них) в педагогическом процессе вполне закономерны. Формы общения преподавателей и студентов во многом зависят от социокультурных и индивидуально-психологических качеств взаимодействующих субъектов, а также от установившихся в вузовском коллективе традиций, норм и правил общения. Различия во взаимных ожиданиях преподавателей и студентов охватывают широкий круг проблем от ценностных ориентации до качества получаемых знаний и эффективности их усвоения. Значительная часть конфликтов типа «студент — преподаватель» возникает из-за низкого профессионального уровня преподавателей. Такого мнения придерживаются 33% опрошенных студентов. Многих студентов не устраивает догматизм и отрыв общественно-политических наук от реальной жизни. Свое негативное отношение к программам учебного курса по социально-экономическим дисциплинам высказал каждый третий студент. В свою очередь, низкую эффективность учебного процесса и конфликтность в общении преподаватели объясняют следующими причинами: • иждивенческое отношение к учебе, лень, нежелание учиться (такого мнения придерживаются каждый третий преподаватель-респондент); • слабая базовая подготовка по гуманитарным наукам, отсутствие у студентов самостоятельного мышления, низкий уровень общей образованности и политической культуры, непонимание ими значимости общественно-политических дисциплин (13% опрошенных); • отсутствие интереса к учебе и к будущей профессии (69%); • завышенная самооценка (30%). Причины конфликтов типа «студент — студент», по оценкам самих студентов, имеют следующие основания: • неадекватность оценок и самооценок (28%); • различия в ценностных ориентациях (23%); • разлад человека с самим собой (13%); • бестактность в общении, зависть к успехам другого (9%). В последние годы в среде преподавателей и студентов значительно возросло количество внутриличностных конфликтов. Материальные трудности, низкий социальный престиж и отсутствие каких-либо перспектив на ближайшее будущее вынуждают и преподавателей и студентов искать источники дополнительного заработка, совмещать порой несовместимые сферы деятельности, унижаться ради «куска хлеба». Внутриличностные конфликты стимулируют возникновение различного рода иных конфликтов и оказывают негативное влияние на педагогический процесс.
Способы урегулирования конфликтов, используемые участниками педагогического процесса, и их отношение к конфликтам
Социологические исследования показали, что в конфликтной ситуации 40% учителей-респондентов применяют тактику защиты, 11% — нападения и внешнего безразличия, а каждый третий опрошенный не смог определить свою позицию. 42% учителей ответили, что сами являются инициаторами разрешения конфликтной ситуации, 19% — прибегли к третьему лицу, а 34% — затруднились ответить. Приведенные данные говорят, что одна треть школьных педагогов не владеет методами разрешения конфликтов, поэтому многие конфликты остаются не урегулированными. В разрешении конфликтов типа «учитель — ученик» явно преобладают репрессивные методы. 66,7% учителей-респондентов пресекают конфликты с учащимися путем наложения на них различных санкций (самостоятельно, с помощью родителей, через администрацию); 50% — разрешают конфликты методом проведения индивидуальной работы с учащимися; 19,4% — в урегулировании конфликтов учитывают индивидуальные и возрастные особенности учащихся; 11,1% — стараются не замечать возникшей конфликтной ситуации. В разрешении конфликтов типа «родители — ученик» также доминируют репрессивные методы (физические наказания, ограничения личной свободы ребенка, различного рода запреты и т. д.). Другая крайность — это полное попустительство и/или безразличие родителей к судьбе ребенка-ученика. В конфликте «учитель — ученик» нередко родители, защищая своего ребенка, вступают в конфликт с учителем. Но значительно чаще учитель и родители объединяются для совместных действий против ученика. Последствия такого «воспитания» бывают весьма печальными. В результате ребенку с его проблемами просто некуда податься и он «замыкается в себе», либо ищет защиты и убежища «во дворе». В отдельных случаях отвергнутый всеми ребенок может пойти на самоубийство. По данным статистики, подавляющее число детских попыток лишить себя жизни происходит на фоне конфликтов в семье и школе. Социологические исследования показывают, что в вузах сотрудники и студенты недостаточно осведомлены о методах конструктивного решения конфликтов. 18% преподавателей-респондентов в поисках выхода из конфликта со студентами обращались в деканат, 24% — перешли работать на другой факультет. Не верят в возможность конструктивного разрешения конфликта с преподавателем и 65% студентов. Не прибавляет оптимизма и само отношение респондентов к конфликту как к способу взаимодействия. 18% преподавателей стоят на позициях бесконфликтного развития коллективов, 44% — не могут или не хотят оценить роль и значение конфликтов в развитии коллектива, и только 37% — начинают понимать роль конфликтов в развитии вуза. В студенческой среде роль и значение конфликта в развитии студенческой группы не смогли определить 84% опрошенных. Таким образом, вырисовывается отнюдь нерадужная картина о состоянии конфликтологической культуры в российской системе образования.
Состояние и перспектива конфликтологии образования
Общество и система образования все острее осознают потребность в создании соответствующих конфликтологических центров для подготовки и переподготовки специалистов-конфликтологов. Поданным социологических исследований 62% педагогов, оказавшись в сложной педагогической ситуации, обратились бы за консультацией к специалистам (конфликтологам, психологам), если бы они работали в школе. Каждый третий учитель считает, что для создания благоприятного морально-психологического климата необходима специальная служба в школе. Около половины опрошенных высказали готовность пройти специальный курс поэтико-психологическим проблемам взаимоотношений в коллективе. Таким образом, постепенно формируется устойчивое общественное мнение о необходимости становления и развития конфликтологии образования как одного из научно-практических направлений общей конфликтологии. Проблемы конфликтологии образования можно условно разделить на две части. Первая связана с состоянием конфликтологии образования как научной и учебной дисциплины, вторая — с перспективами ее развития. Проблемы развития конфликтологии образования заключаются в следующем: 1. Слабая теоретическая и методическая база. Несмотря на то, что в последние годы появилось немало зарубежных и отечественных изданий по конфликтологии, количество опубликованных учебников, учебных пособий и методологических разработок, адаптированных к отечественной конфликтологии образования, недостаточно. 2. Проблема количества и качества подготовки преподавателей- 3. Не для всех студентов и старших школьников конфликтология 4. Наличие в учебных заведениях конфликтологических центров и школ является скорее исключением, чем правилом. Педагогам просто некуда обратиться со своими проблемами. Перспектива развития конфликтологии образования зависит от решения выше перечисленных проблем. Но это только программа минимум. Программа максимум — это выход на качественно новый уровень обучения. Одним из вариантов такого «выхода» могут стать инновационные технологии (игры, тренинги, интерактивные методы обучения, различные психологические упражнения). Но проблема заключается еще и в том, что инновационные технологии сложно адаптировать к вузовским и школьным аудиториям в рамках существующей системы расписания занятий. Поэтому каждая новая «находка» в этом направлении представляет собой безусловную ценность в развитии конфликтологии образования.
Варианты предупреждения и урегулирования конфликтов в социально-педагогическом процессе
Одной из главных преград в реформировании системы образования и причиной ее повышенной конфликтности является существующая авторитарная структура управления педагогическим процессом. Эта структура была создана по образу и подобию авторитарного государства и десятилетия исправно выполняла его социальный заказ — готовила авторитарную личность. Архаичность такого управления в современном педагогическом процессе вполне очевидна. Необходимо избавиться от синдрома авторитаризма на всех уровнях взаимодействия в системе образования и установить демократические принципы управления, основанные на принципе партнерства, диалоге, компромиссах и консенсусе. Следующая задача конфликтологии образования состоит в разработке системы обучения преподавателей методам урегулирования и управления конфликтов. Педагогический процесс невозможен без различного рода конфликтов. Более того, в определенном случае конфликт является необходимым условием для решения назревших проблем. Он может быть использован и как инструмент для вскрытия латентных противоречий, которые мешают нормальному развитию организации или взаимоотношениям людей. Поэтому необходимо изменить отношение к конфликту как отрицательному явлению. Конфликт может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Проблема состоит в том, чтобы определить реальные причины конфликта и найти наиболее оптимальные пути его разрешения. Существует также проблема, связанная с культурой общения. Результаты социологических исследований говорят о том, что подавляющее число конфликтов являются следствием нетактичного поведения участников педагогического процесса. При этом 54% педагогов считают, что решение проблем зависит от личной и профессиональной культуры каждого. Мы привыкли оперировать такими понятиями, как «должность», «статус», «функция», «роль», забывая, что общаемся с человеком, личностью, индивидом. Во взаимоотношениях друг с другом мы видим, прежде всего, ученика, студента, учителя и т. д., а надо увидеть человека со всеми его проблемами и особенностями. Мудрые говорят, что из двух спорящих виноват тот, кто умней. Это не означает, что надо избегать конфликтов. Неразрешенный своевременно конфликт, так же как и вовремя не излеченная болезнь, через определенный период времени может дать серьезные осложнения, поэтому надо своевременно вскрывать назревшие противоречия, ставить правильный диагноз «болезни» и находить способы «выздоровления». Инициатива в урегулировании конфликта должна принадлежать педагогу, как более профессионально подготовленному. Особенно велика роль учителя в тех случаях, когда в ходе педагогического процесса образуется конфликтный треугольник «учитель — ученик — родитель» (рис. 6). В таком случае возможно возникновение следующих вариантов конфликта: • учитель в союзе с родителями действуют против ученика; • родители с учеником — против учителя; • учитель с учеником — против родителей; • все — против всех и каждый за себя. Если конфликт не удается урегулировать своевременно, то в него могут быть вовлечены новые участники, например, администрация учебного заведения, которая может занять либо позицию арбитра в конфликте, либо встать на защиту одной из сторон, и тогда число возможных вариантов развития конфликта значительно увеличится (рис. 7).
Учитель Учитель Администрация школы
Родитель Ученик Родитель Ученик Рис. 6. Рис. 7.
При любом варианте развития конфликта задача педагога состоит в том, чтобы превратить противодействие сторон во взаимодействие, деструктивный конфликт — в конструктивный. Для этого необходимо проделать ряд последовательных операций. 1. Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга. Конфликтующие люди (особенно дети), как правило, недружелюбно настроены по отношению к оппоненту. Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать ситуацию и реальное отношение
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1020; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.161.43 (0.02 с.) |