Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа курса «конфликтология»1↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Тема 1. Возникновение и развитие социологии конфликта
Социальная структура общества и тенденции социальной мобильности. Цели и задачи спецкурса «Конфликтология». Специфика социологических и социально-психологических методов исследования социальных конфликтов. Предмет, функции и структура конфликтологии. История возникновения и основные направления в развитии социальной конфликтологии (Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Булдинг). Марксистский подход к теории конфликта. Становление и развитие российской конфликтологии.
Тема 2. Конфликт как социальный феномен общественной жизни
Определение понятия конфликт. Социальные противоречия и социальные конфликты. Структура социального конфликта. Классификация (типологизация) социальных конфликтов. Источники, причины возникновения и цели социального конфликта. Механизм функционирования и динамика развития социального конфликта (зарождение, развитие, разрешение). Конфликт как свойство социальных систем. Функции социального конфликта в общественном развитии.
Тема 3. Основные способы разрешения социальных конфликтов
Диагностика конфликта. Определение предмета, целей и границ конфликта. Выявление позиций сторон и конфликтной установки. Роль символов победы и поражения в разрешении конфликта. Нахождение адекватных способов разрешения социальных конфликтов. Способы разрешения конфликта. Изменение конфликтной ситуации. Замена одного объекта другим. Изменение позиций сторон. Локализация и фрагментация конфликта. Посредничество, переговоры. Урегулирование, компромисс, разрешение конфликта. Силовые способы подавления (урегулирования) конфликта. Управление социальным конфликтом.
Тема 4. Внутриличностный конфликт
Потребности, интересы, ценности и мотивы поведения личности. Внутренние и внешние противоречия личности и их взаимосвязь. Основные типы поведения людей в конфликтных ситуациях. Структура человеческой психики: фрустрация, стрессы, конфликты, кризисы. Причины и источники внутриличностных конфликтов и формы их проявления. Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов. Психологическая защита. Развитие стрессоустойчивости. Последствия внутриличностных конфликтов. Роль конфликта в формировании и развитии личности.
Тема 5. Межличностные конфликты
Взаимодействие и взаимозависимость людей. Проблемы формирования. Теория ролей. Социально-психологическая рефлексия. Структурная и социально-психологическая типология межличностного восприятия. Трансакционный анализ. Межличностная перцепция. Идентификация. Децентрация. Эмпатия. Механизмы межличностной манипуляции. Причины и мотивы возникновения межличностных конфликтов и их типологизация. Социально-психологическое противостояние индивидов. Способы разрешения межличностных конфликтов.
Тема 6.Супружеские конфликты
Семья и брак в историческом развитии. Взаимоотношение супругов в зависимости от различных типов семьи (патриархальный, авторитарный, демократический). Социальные функции семьи в обществе. Тенденции развития семейно-брачных отношений в России. Социально-психологические и ролевые различия супругов. Потребности, интересы, ценности и цели в супружеской жизни. Любовь, расчет и супружество. Природа супружеских конфликтов и их классификация. Формы проявления супружеских конфликтов. Возможные пути предотвращения и разрешения супружеских конфликтов.
Тема 7. Семейные конфликты
Семья как основной институт воспроизводства и социализации человеческого рода. Функции семьи в воспитании и образовании детей. Кризис современной семьи и пути его преодоления. Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми: конфликт поколений или сложности взаимного восприятия. Трансакционный анализ во взаимоотношениях «родители-дети». Психологический климат в семье. Семейные конфликты: причины возникновения, динамика развития, классификация, функции и последствия. Отношения «родитель-ребенок» в неблагополучных и неполных семьях. Девиантное поведение и насилие в семье. Основные способы урегулирования семейных конфликтов.
Тема 8. Групповые конфликты
Малая социальная группа как первичный элемент сплочения индивидов. Мотивы и цели объединения людей. Функции и роль малой социальной группы в человеческих взаимоотношениях. Групповая динамика. Взаимодействие и взаимозависимость. Внутригрупповые структуры. Ролевая структура группы. Иерархия доминирования. Проблемы лидерства в группе. Субъектура группы. Групповые нормы, ценности и способы поведения. Причины возникновения групповых конфликтов и их классификация. Основные способы разрешения групповых конфликтов. Функции внутригруппового конфликта. Последствия конфликта в группе.
Тема 9. Конфликт в социально-педагогическом процессе
Конфликтные факторы в отечественном образовании. Политические, экономические, ценностные, мотивационные, профессиональные, социально-психологические и другие факторы конфликтности в образовании. Генезис, природа, типология и динамика конфликтов в педагогическом процессе. Конфликты в педагогическом коллективе: причины возникновения, структура и классификация. Функции и последствия педагогических конфликтов. Основные факторы возникновения конфликтов в социально-педагогическом процессе. Проблемы взаимного восприятия в диаде «учитель-ученик». Обучающие, воспитывающие и информационные функции образования, их взаимосвязь и противоречия в педагогическом процессе. Девиантное поведение и насилие в образовательных учреждениях. Проблемы взаимоотношения в диаде «учитель-родитель». Технологии локализации, нейтрализации, урегулирования и разрешения социально-педагогических конфликтов. Роль педагога в урегулировании конфликтов и формировании у учащихся навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Проблемы гуманизации отношений между учителем, учащимися, администрацией, родителями на основе диалога, консенсуса и компромисса. Конфликтологическая служба в социально-педагогическом процессе: проблемы и перспективы управления конфликтом.
Тема 10. Конфликты в организации
Организация — основная ячейка в структуре современного общества. Цели и способы объединения людей в организации. Организационно-технологическая, социально-экономическая, административно-управленческая, внеформальная, социально-психологическая и социально-культурная подсистемы трудовой организации. Трудовой коллектив как формальная (формализованная) общность людей. Виды конфликтов в организации. Объективные и субъективные причины их возникновения. Основные способы предупреждения, разрешения и управления социальными конфликтами в организации. Функции и последствия конфликта в организации.
Тема 11. Социально-трудовые конфликты
Возникновение и развитие социологии труда, индустриальной социологии и менеджмента (Ф. У. Тейлор, А. Маслоу, Э. Мейо, П. Ф. Дракер, К. Маркс и др.). Основные механизмы функционирования капитала. Противоречия между трудом и капиталом. Проблемы социально-трудовых отношений в обществе. Причины возникновения и сущность социально-трудовых конфликтов и их квалификация. Действующие силы конфликта. Внешние и внутренние факторы конфликта. Динамика развития социально-трудового конфликта. Забастовка и формы ее проявления в конфликте. Особенности проявления социально-трудовых конфликтов в условиях перехода к рынку. Основные способы регулирования и разрешения социально-трудовых конфликтов на предприятиях. Роль социально-трудовых конфликтов в развитии общества.
Тема 12. Межэтнические конфликты
Национально-этнические процессы в современном обществе. Основные факторы этнической самоидентификации. Политические, экономические, социальные, социально-психологические, исторические и территориальные факторы межэтнических противоречий. Культурологический аспект межэтнических проблем. Противоречия ценностей и норм в полиэтническом государстве. Этнополитическое самоопределение социальных общностей. Этнические конфликты и их классификация. Психология и мораль в этническом конфликте. Основные способы формирования «образа врага» в межэтнических отношениях. Война как одна из форм этнического конфликта. Основные способы разрешения межэтнического конфликта.
Тема 13. Политические конфликты
Общество и государство — грани согласия и противоречий. Политический режим и социально-политические противоречия в обществе. Социальная дифференциация и противоречия интересов. Экономическое и социальное неравенство как факторы социальной напряженности в обществе. Причины возникновения и типология политических конфликтов. Горизонтальные и вертикальные политические конфликты. Статусно-ролевые и режимные конфликты. Способы проявления политических конфликтов. Проблемы достижения социально-политического согласия в обществе. Урегулирование и разрешение политических конфликтов. Управление конфликтами в обществе.
Тема 14. Насилие в конфликтах
Природа человеческой агрессивности. Биогенетические, психологические, экологические и социальные подходов объяснении агрессивности человека. Насилие как одно из свойств человеческой природы. Насилие как средство доминирования и господства. Насилие как реакция человека на ненормальные условия жизни. Насилие как борьба за существование. Эмоционально-психологические компоненты насилия. Последствия насилия. Механизмы ограничения человеческой агрессивности. Нравственные ограничения; насилие и мораль. Идеи ненасилия (Л. Н. Толстой, М. Ганди, Дж. Шарп).
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Литература (ко всему курсу)
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. — М., 1992. Бородкин Ф, М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. — Новосибирск, 1984,1989. Карнеги Д. Путь к согласию. — М., 1991. Конфликт в трудовом коллективе. Методическая разработка. — М., 1991. Конфликт и пути его разрешения. — Куйбышев, 1990. Тернер Дж. Структура социологической теории. — М., 1985. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1986. Шаленко В. Н. Конфликт в трудовом коллективе. — М., 1992.
Тема 1 Введение: конфликт как социальный феномен общественной жизни (4 ч.)
1. Конфликт как социальный феномен общественной жизни. 2. Определение понятия «социальный конфликт». 3. Структура социального конфликта. 4. Источники и причины возникновения социальных конфликтов. Литература Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. — Новосибирск, 1984,1989. Дмитриев А. В., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликта. — М., 1993. Преториус Р. Теория конфликта. // Политические исследования. — М., 1991. — № 5.
Тема 2 Динамика развития социального конфликта (4 ч.)
1. Зарождение конфликта. Инцидент. 2. Конфликт в развитии. 3. Завершение конфликта. Функции конфликта. Литература Громова О. Н. Конфликтология: учебное пособие для студентов специальностей: «экономика и управление машиностроением». — М., 1993. Дмитриев А. В., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликта. — М., 1993. Краснов Б. Н. Конфликты в обществе. // Социально-политический журнал, 1992. - № 6-7.
Тема 3 Основные способы разрешения социальных конфликтов (4ч.)
1. Диагностика конфликта. 2. Способы разрешения конфликта. 3. Управление социальным конфликтом. Литература Андреев В. Н. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — Казань, 1992. Барановский Н. Предупреждение конфликтных ситуаций. // Социологическая законность, 1978. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. — Новосибирск, 1991. Данакин Н. С., Дятченко Л. Я. Технология сотрудничества и противоборства. — Белгород, 1993.
Тема 4 Личность в конфликте (2 ч.)
1. Внутренние и внешние противоречия личности и их взаимосвязь. 2. Причины и источники внутриличностных конфликтов и фор 3. Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов. Литература Донченко Е. А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. — Киев, 1989. Личность. Внутренний мир и самореализация. — СПб., 1996. Шугуров М. В. Социальный конфликт и самоосуществление личности. — Саратов, 1994.
Тема 5 Межличностные конфликты (4 ч.)
1. Взаимодействие и взаимосвязь людей. 2. Структурная типология межличностного восприятия. 3. Способы урегулирования межличностных конфликтов. Литература Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб., 1992. Ершов А. А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. — Л., 1976. Максуэлл Мольц. Я — это Я, или как стать счастливым. — СПб., 1992.
Тема 6 Супружеские конфликты (2 ч.)
1. Социально-психологические и ролевые различия супругов. 2. Причины и источники супружеских конфликтов. 3. Способы разрешения супружеских конфликтов. Литература Гурко Т. А. Трансформация института современной семьи. // Социологические исследования, 1995. — № 10. Сысоенко В. А. Супружеские конфликты. — М., 1989. Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты. — Брест, 1992.
Тема 7 Семейные конфликты (2 ч.)
1. Роль семьи в образовании и воспитании детей. 2. Причины возникновения, типология и структура семейных конфликтов. 3. Функции и последствия конфликта в семье. 4. Основные способы разрешения семейных конфликтов. Литература Антонов А. И. Жизненность семьи. — М., 1990. Антонов А. Н., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления. — М., 1990. Дружинин В. Н. Психология семьи. — М., 1996. Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты. — Брест, 1992.
Тема 8 Групповые конфликты (2 ч.)
1. Групповая динамика: взаимодействие и взаимозависимость. 2. Субкультура группы: групповые нормы, ценности и стереотипы поведения. 3. Причины возникновения групповых конфликтов и их классификация. 4. Основные способы разрешения групповых конфликтов. 5. Последствия и функции внутригруппового конфликта. Литература Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М„ 1990. Кэмпбелл Д. Т. Реалистическая теория группового конфликта. — Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М., 1997. Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. — М., 1958. Робер М. А., Титман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988.
Тема 9 Конфликты в организации (2 ч.)
1. Структура и функции современной организации. 2. Классификация организационных конфликтов. 3. Предупреждение, разрешение и управление конфликтами в организации. Литература Александрова Е. В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. — М., 1993. Дорин А. В. Экономическая социология. — Минск, 1997. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 1998. Пригожий А. И. Современная социология организации.
Тема 10 Социально-трудовые конфликты (2 ч.)
1. Социально-трудовые конфликты взаимоотношения в общности: факторы конфликтности и согласия. 2. Правовое обеспечение конфликтного взаимодействия в обществе. 3. Способы урегулирования социально-трудовых конфликтов. Литература Андреенкова Н. В., Воронченкова Г. А. Развитие трудовых конфликтов в России в период перехода к рыночной экономике. // Социологические исследования, 1993. № 8. Громова О. Н. Конфликтология: учебное пособие для студентов специальностей: «экономика и управление машиностроением». — М., 1993. Зайцев А. К. Социальный конфликт на предприятии. — Калуга, 1993.
Тема 11 Конфликт в социально-педагогическом процессе (2 ч.)
1. Конфликтогенные факторы в отечественном образовании. 2. Причины возникновения, типология, структура и функции педагогических конфликтов. 3. Технологии урегулирования, разрешения и управления педагогическим конфликтом. Литература Белкин А. С., Жаворонков В. Д., Зимина И. С. Конфликтология: наука о гармонии. — Екатеринбург, 1995. Воронин Г. Л. Конфликты в школе. // Социологические исследования, 1994. — №3. Сиволапов А. В. К новой модели обучения: социокультурный подход. // Социологические исследования, 1994. — № 3. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 12, — Российское образование: перед лицом кризиса. — М., 1997.
Тема 12 Межэтнические конфликты (2 ч.)
1. Понятие «этнос» в социологическом измерении. 2. Источники возникновения межэтнических конфликтов. 3. Война как одна из форм межэтнического конфликта. 4. Основные способы урегулирования межэтнических конфликтов. Литература Авксентьев В. А. Этнические конфликты: история и типология. // Социологические исследования, 1996. — № 12. Джунусов М. С. Национализм в различных измерениях. — Алма-Ата, 1990. Мацнев А. А. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования. // Социально-политический журнал, 1996. — № 4. Михайлов В. А. Принцип «воронки», или механизм развертывания межэтнического конфликта. // Социологические исследования, 1993. — № 5.
Тема 13 Политические конфликты (2 ч.)
1. Понятие и типология политического конфликта. 2. Политический режим и социально-политические противоречия 3. Проблемы достижения социального согласия в обществе. Литература Анискевич А. С. Политический конфликт. — Владивосток, 1994. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М., 1995. Овчинников В. С. Политические конфликты в международных отношениях и пути их разрешения. — М., 1990. Социально-политические конфликты в сфере межнациональных отношений и пути их разрешения. — М., 1990.
Тема 14 Насилие в конфликтах (2 ч.)
1. Природа человеческой агрессивности. 2. Насилие как средство доминирования и господства. Насилие 3. Механизмы ограничения применения насилия в конфликтах. Литература Залысин И. Ю. Насилие как средство власти. / В кн. В контексте конфликтологии. — М., 1997. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). — М., 1994. Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. — М., 1995. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование технологии разрешения. № 8. Насилие: тенденции и альтернативы. — М., 1995.
СЛОВАРЬ
Абсолютные конфликты — конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников. Авторитет — общепризнанное значение, влияние, которым пользуется человек, группа, институт или организация; способность обеспечить послушание без насилия. Агрессия — индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба или уничтожение другого человека, группы людей и больших социальных общностей. Актор — активно действующий субъект. Вертикальные политические конфликты — конфронтация проходит по линии «власть — общество». Существует два вида вертикальных политических конфликтов: а) статусно-ролевые, в основе которых лежит борьба за повышение личностного и группового статуса и роли в политической структуре; б) режимные конфликты, целью которых является свержение или радикальное изменение существующего политического строя. Власть — способность и возможность оказывать определяющее воздействие на людей с помощью каких-либо средств (авторитета, силы или угрозы применения силы и др.) Внеформальная организация — спонтанно возникающая система связей, отношений, деятельности, направленная на решение организационных задач формальной организации способами, отличными от предписанных. Восприятие межличностное — восприятие, понимание и оценка человека человеком, включает следующие механизмы: 1) идентификацию; 2) социально-психологическую рефлексию; 3) эмпатию; 4) стереотипизацию. Враждебность — фиксированная психологическая установка, готовность к конфликтному поведению. Генезис конфликта — момент зарождения, возникновения и последующий процесс развития конфликта. Горизонтальные политические конфликты — борьба за власть и властные полномочия в рамках существующего режима, например, между исполнительной и законодательной ветвями власти. Десоциализация — «вытеснение» индивида или социальной группы из собственной культуры. Децентрация — механизм преодоления эгоцентризма личности, в основе которого лежит способность субъекта к принятию роли другого человека. Дискуссия — обсуждение спорного вопроса. Диагностика конфликта, — исследование конфликта с целью определения его основных характеристик. Доминирование — иерархия социальных отношений, предполагающая борьбу за приоритетные позиции. Забастовка — коллективное прекращение работы или отказ от участия в регламентированной трудовой деятельности, организованные работниками с целью защиты своих экономических, социально-политических и иных интересов. Индивидуальный порог толерантности — определенный предел роста психологического напряжения, после которого индивид вступает в конфликт или впадает в фрустрацию. Идентификация — процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образцом. Институционализированный конфликт — конфликт, в котором оговорены нормы и правила ведения борьбы и существуют четкие механизмы его завершения. Интерес (от лат. interest — имеет значение, важно) — реальная причина социальных действий. Инцидент — формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон в конфликте. Катарсис — освобождение от агрессивных импульсов, путем направления их на различного рода эрзац-объекты (куклы-противники, участие в спортивной борьбе и др.). Компромисс — метод урегулирования социальных конфликтов, основанный на взаимных уступках сторон. Конкуренция — один из видов социального конфликта (особый вид борьбы), целью которого является получение прибыли, доступа к дефицитным благам и другой выгоды. Консенсус — метод урегулирования социальных конфликтов, ориентированный на совместное решение проблемы. Конгруэнтность — адекватная эмоциональная реакция личности на конфликтную ситуацию. Конфликт социальный — столкновение взаимоисключающих потребностей, интересов, ценностей. Конфликт политических культур — столкновение различных политических ценностей, норм, обычаев, традиций, способов политического поведения и целей политического развития (политических образов жизни). Конфронтация — противостояние (военное, политическое, социально-психологическое и др.) между социальными субъектами (индивидами, группами, партиями, идейными течениями, институтами, этносами, странами). Кризис социально-политический — резкое обострение социально-политических противоречий, в результате которого нарушается стабильность и нормальное развитие общества. Лидер — член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных участников в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер). Лидерство — способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера. Личность — человек, обладающий устойчивой системой социально значимых черт, обусловленных существующей системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Ложный конфликт — субъект (субъекты) воспринимают ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для конфронтации нет. Маргиналы — неадаптивные, неприспособившиеся к социальным условиям люди. Межличностные конфликты — столкновение личностей в процессе их взаимоотношений, причиной которого является несовместимые (взаимоисключающие) потребности, интересы, ценности, цели или личные антипатии. Межролевой конфликт — ситуация противоречия между требованиями разных социальных ролей, исполняемых личностью. Мотивация — влечение или потребность, побуждающие нас действовать с определенной целью. Насилие — в узком смысле насилие ассоциируется с нанесением человеку физических и моральных травм; в широком смысле под насилием понимаются любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп. Неверно приписанный конфликт — конфликт, в котором истинны и «виновник» (субъект) конфликта находится «за кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие непосредственного отношения к конфликту. Ненависть — стойкое отрицательное чувство человека, направленное на явление, противоречащее его потребностям, интересам, ценностям. Неосознанный внутриличностный конфликт — внутриличностный конфликт, в основе которого лежат любые не полностью разрешенные в прошлом конфликтогенные ситуации, о которых мы уже забыли, но они существуют в нас на бессознательном уровне и воспроизводятся непроизвольно в аналогичных прошлым обстоятельствах. Несовместимость межличностная — взаимное неприятие (антипатия) партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на совпадении (противостоянии) ценностных ориентации, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик индивидов. Неформальная организация — спонтанно возникающая общность людей, на основе личного выбора. Нормы групповые — правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения. Неудовлетворенность — негативное восприятие (оценка) тех или иных факторов, событий, складывающихся обстоятельств, тенденций развития и т. д. Объект конфликта — конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта (то, из-за чего возник конфликт). Окружающая среда в конфликте состоит из физической среды {географических, климатических, экологических и других факторов) и социальной среды (определенных социальных условий, в которых развивается конфликт). Поведение конфликтное — действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Политическая культура — ценностно-нормативная система знаний, представлений, ориентации в мире политики о законах и правилах функционирования политической системы, способах политической жизни. Политический конфликт — столкновение политических субъектов по поводу власти и властных отношений. Посредничество — процесс, содействующий межличностным, межгрупповым и межгосударственным переговорам. Потенциальный конфликт — реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна или обе стороны в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную. Потребности — нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человека, группы общества; внутренний побудитель активности. Предконфликтная ситуация — рост социальной напряженности в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Представление — образ ранее воспринятого предмета или явления, или созданный продуктивным воображением. Проекция — осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных мыслей и побуждений на других. Противоборство — действие, направленное друг против друга. Прямое насилие — непосредственное воздействие субъекта на объект с целью нанесения ему ущерба и/или ограничения действий. Разрешение конфликта — снятие противоречий, вызвавших конфликт, и установление нормальных отношений между противоборствующими \сторонами. Ранг — звание, чин, разряд, категория. В социальной конфликтологии определяется по принципу «высший» — «низший» и предполагает заведомо более или менее выгодную позицию, занимаемую одним из субъектов конфликта по отношению к противоборствующей стороне. Регрессия (в психике человека) — негативный защитный механизм (бегство от ситуации). Регрессия не решает проблему, ситуация остается и вся энергия конфликта, не нашедшая выхода вовне, направляется на разрушение самой личности. Режимный (радикальный) политический конфликт — борьба за смену (сохранение) политической системы. Ресоциализация — вынужденная (насильственная) интеграция индивида или социальной группы в другую культуру. Риск — ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неудачи. Ригидность (в психологии) (от лат. — жесткий, твердый) — трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся ситуации, отсутствие гибкости в поведении. Сила в социальном конфликте — возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию противника (оппонента). Символы победы и поражения в конфликте — достижение определенных целей (в конфликте, в результате которых победа одной и поражение другой стороны становится общепризнанным фактором, например, захват столицы противника). Случайный конфликт — конфликт, возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств. Смещенный конфликт — конфликт, возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Смута — неясно выраженное недовольство существующим положением вещей. Соперничество — борьба за признание личных достижений со стороны общества, коллектива, группы. Социализация — процесс усвоения индивидом (группой) образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Социальная напряженность — психологическое состояние людей, причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий. Наиболее характерными формами проявления социальной напряженности являются групповые эмоции. Социально-трудовой конфликт — столкновение субъектов, действующих в среде трудовых отношений, вызванное противоположностью интересов. Социально-политический конфликт — конфликт между большими социальными группами, затрагивающий политические отношения, и (или) для решения которого необходимы политические методы урегулирования. Социальное партнерство — один из методов регулирования трудовых отношений и конфликтов путем достижения взаимоприемлемых соглашений между работниками (профсоюзами) и предпринимателями (союзом предпринимателей) через взаимные уступки и конфликты. Спор — разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем. Стагнация — потеря способности к развитию. Статус социальный — общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Статусно-ролевая политика — борьба за повышение личного и группового статуса и роли в политической структуре общества (за место в иерархии политической власти). Стачка — стихийная забастовка как разрядка социально-психологической напряженности. Поводом для стачки может стать тот или иной конфликтный инцидент. Стереотип — относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (человека, группы, явления и т. д.). Стереотипизация — восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы. Стресс — состояние психического (эмоционального) напряжения, возникающее у человека в сложных (экстремальных) ситуациях. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее воздействие, так и отрицательное. Во втором случае часто употребляется понятие «дистресс». Структура конфликта — совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему. Структурное насилие — создание определенных условий (структуры), ущемляющих потребности и интересы людей (например, эксплуатация человека человеком в обществе). Толерантность — терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т. д. Трудовой коллектив — формальная общность людей, объединенных совместной трудовой деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий и т. д.). Урегулирование конфликта — снятие остроты противоборства сторон, которое не устраняет причин конфликта. Установка — готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации; определенная направленность проявлений психики и поведения субъекта; готовность к восприятию будущих событий. Установка конфликтная — предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом. Она включает цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон. Установка социальная — предрасположенность, готовность действовать определенным образом в определенных ситуациях. Фрустрация — психическое состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникшими на пути к достижению цели; переживание неудачи. Эволюция конфликта — процесс постепенного, непрерывного развития конфликта от простых к более сложным формам. Экстернал — человек, склонный приписывать всему происходящему в его жизни внешние причины (судьба, случай, окружающая среда). Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека (сопереживание).
Учебное издание Козырев Геннадий Иванович
ВВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТОЛОГИЮ
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
Зав. редакцией В. А. Салахетдинова Редактор Т. И. Терентьева Зав. художественной редакцией И. А. Пшеничников Компьютерная верстка А. Т. Дудов Корректор Л. С. Верещагина
Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000. Гигиеническое заключение № 77.99.2.953.П.13882.8.00 от 23.08.2000 г. Сдано в набор 25.01.99. Подписано в печать 11.05.99. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 11,0. Доп. тираж 50 000 экз. (1-й завод 1-10000 экз.). Зак. № 556.
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».
1 Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. // Социологические исследования, 1994. - № 5. - С. 144. 1 См.: Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! — Новосибирск, 1984. — С. 13. 1 См.: Александрова Е. В. Социально-труд
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.231.197 (0.013 с.) |