Этапы социально-педагогической деятельности в профессиональном училище. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы социально-педагогической деятельности в профессиональном училище.



Схема 5.4

Показатели оценки эффективности социально-педагогической работы с семьей.

Схема 5.5

 

Методы, используемые социальным педагогом для сбора информации.

Схема 5.6

Нормативно-правовое обеспечение деятельности социального педагога в учреждениях профессионального образования.

 

СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ.

 
 

Учреждения социальной защиты – это учреждения которые предоставляют комплекс мероприятий, систему мер направленных на предотвращение, смягчение и ликвидацию последствий социально-рисковых ситуаций посредством обеспечения достойного уровня, и качества жизни[1].

Функции учреждений социальной защиты.

1. Социальное страхование – система материального обеспечения трудящихся в случае потери трудоспособности, болезни, по возрасту и т.д., обеспечивает защиту социальных и профессиональных рисков различного типа. Компоненты – пенсии по возрасту, пособия по безработице, временной нетрудоспособности.

2. Социальное обеспечение – система социально-экономических мер по материальному обеспечению нетрудоспособных, по всестороннему обеспечению детства, материнства и отцовства. Компоненты –социальные пенсии (по инвалидности, по случаю потери кормильца и др.); пособия (по беременности и родам, семьям, имеющим детей, и др.); компенсационные выплаты (неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и др.), стипендии и т.д.

3. Социальная защита – защита социальных прав как неотъемлемой части прав человека. Социальные гарантии по оплате, условиям труда (минимальный размер оплаты труда) и занятости. Предусматривает специальные меры юридического, практического и политического характера.

4. Социальная поддержка — временные меры адресной поддержки в кризисной ситуации (услуги, пособия). Формы осуществления:

- пособия в денежной форме; помощь в натуральной форме; льготы- выгоды (скидки) при получении услуг; субсидии — целевое предоставление средств для оплаты услуг; компенсации, возмещение расходов на получение услуг или других благ[13].


Социальное обслуживание (услуги, сервис) – это механизм реализации названных функций[20].

- стационарные;

- полустационарные;

- нестационарные;

- комплексные;

- учреждения (отделения) социального обслуживания на дому;

- учреждения (отделения) срочного социального обслуживания;

- учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи[33].

· Стационарное учреждение (или стационарное отделение учреждения) – это учреждение (или отделение учреждения), которое осуществляет социальное обслуживание граждан (взрослых и детей) в стационарных условиях, т.е. в условиях постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания их в учреждении (отделении учреждения), путем предоставления социальных услуг всем гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе, и обеспечивает создание соответствующих условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга и образования по специальным образовательным программам.

· Полустационарное учреждение (или отделение учреждения) – это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в течение определенного времени суток, т.е. в условиях дневного или ночного их пребывания в учреждении (или отделении учреждения).

· Нестационарное учреждение (или нестационарное отделение учреждения) – это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам без их проживания в указанном учреждении (или отделении учреждения).

· Комплексное учреждение – это учреждение, которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях и на дому.

· Учреждение (или отделение) социального обслуживания на дому – это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам по месту их проживания.

· Учреждение (или отделение) срочного социального обслуживания – это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

· Учреждение (или отделение) срочной социально-консультационной помощи – это учреждение (или отделение учреждения), оказывающее гражданам социально-консультационную помощь, направленную на их адаптацию в обществе, создание благоприятных отношений в семье, обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства[8. C. 56.].

Категории клиентов учреждений социальной защиты:

· граждане пожилого возраста одинокие и одиноко проживающие;

· инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

· инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды;

· граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

· безработные;

· вынужденные беженцы и переселенцы;

· дети — сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают;

· дети с девиантным поведением;

· малообеспеченные семьи;

· многодетные семьи;

· одинокие матери;

· граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом;

· лица без определенного места жительства[22].


В учреждениях социальной защиты различных типовсоциально-педагогическая работа разнообразна и может характеризоваться следующими направлениями

– предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т. д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

– социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

– социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

– предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта;

– организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытового, социально-меди­цинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

– консультативная помощьпо вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педа­гогической помощи, социально-правовой защиты;

– реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации[28].


Методы работы социального педагога – способы взаимодействия специалиста и подопечного с целью решения конкретной социально проблемы[1].

Каждый метод выступает как инструмент, с помощью которого педагог воздействует на сознание, чувства, поведение подопечного, его отношения с окружающей средой, организует разнообразную социальную деятельность. В теории и практике социально-педагогической деятельности употребляется и такое понятие, как «прием работы социального педагога» — составная часть, деталь метода социально-­педагогической работы. Приемы обычно обеспечивают конкретное использование методов в определенных условиях. Методы могут рассматриваться как определенное сочетание, совокупность различных приемов [4. с. 154c.].

Прием – устойчивый, зафиксированный в общей или профессиональной культуре социального педагога способ действия в определенных условиях, единичное, одноактное действие. Метод включает систему разнообразных приемов и использование различных средств (воспитание, обучение, консультирование, психолого-педагогическая помощь и поддержка, оздоровление, информирование и др.). Например, метод убеждения реализуется при помощи таких приемов, как внушение, разъяснение, анализ ситуации, беседа.

Выбор форм, методов и приемов социально-педагогической работы зависит от задач и содержания социально-педагогической деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей подопечного, его микросоциального окружения, уровня образования, адаптационных способностей, а также от профессиональной компетенции и мастерства социального педагога.
Классификация методов работы социального педагога — выстроенная по определенному признаку система.

Классификация общих методов социально-педагогической деятельности может иметь следующую структуру:

- методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работа с литературой и т. д.);

- методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта подопёчного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж и т.д.);

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы и т.д.);

- методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов деятельности воспитанников, социально-педагогический мониторинг, самоанализ и т. д.)[28].

При классификации на основе функций социально-педагогической деятельности можно выделить следующие группы методов:

- социально-педагогической помощи и поддержки;

- психолого-педагогической коррекции; социальной адаптации; профилактики; реабилитации; исследовательские методы.

С учетом основных направлений профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие методы:
- диагностика социальных ценностей личности (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, мониторинг, биографический метод и др.);

- профессиональное взаимодействие с подопечным(убеждение, внушение, информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта, включение в социально-полезную, трудовую деятельность, создание условий для реализации творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев и традиций и др.);

- организация социально-педагогического процесса (организация профессионального взаимодействия со специалистами различных служб, индивидуальная, групповая, коллективная работа с подопечными и др.);

- социально-экономические (денежная помощь; установление льгот, единовременных пособий, компенсаций; патронаж, бытовое обслуживание и др.);

-организационно-управленческие (регламентирование, нормирование, инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения)[13].

 


Формы социальной защиты населения могут быть классифицированы по различным основаниям:

- в зависимости от субъекта-адресата социальной защиты – общие (направлены на все население), специальные или категориальные (направлены на отдельные категории граждан) и исключительные (предоставляются в особых случаях, на основании специальных нормативных актов (поддержка лиц, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф природного и техногенного характера и т.д.);

-в зависимости от наличия промежуточного звена в системе предоставления помощи или обеспечения – прямая (непосредственно предоставляется гражданам в виде выплаты пенсий, пособий, социального обслуживания и т.д.) и опосредованная (например, предоставление льгот) социальная защита.

-в зависимости от степени участия гражданина в деятельности по повышению своего жизненного уровня социальная защита может быть активной (трудоустройство при посредничестве службы занятости, участие в общественных работах, формирование накопительной части пенсии, дополнительные формы страхования и др.) или пассивной (получение пенсий, пособий, социальное обслуживание и т.д.);

-в зависимости от особенностей получателя социальная защита может быть индивидуальной (когда меры направлены на поддержку конкретного человека) и коллективной (адресатом является коллектив или группа граждан);

-в зависимости от оснований предоставления различают договорные (предоставляются по договору) и внедоговорные (предоставляются в силу закона) формы [6. C.239.].

Социальную помощь в учреждениях социального обслуживания предоставляют в виде услуг: социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых. Социально-педагогические услуги включают: социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическую диагностику, педагогическую коррекцию, организацию досуга, организацию получения или содействие в получении образования инвалидами, социально-трудовой реабилитацию, обучение основам домоводства, обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации, содействие в организации труда подростков-инвалидов и многое другое.

При оценке качества услуги используют следующие критерии:

а) полнота предоставления услуги в соответствии с требованиями документов и ее своевременность;

б) результативность (эффективность) предоставления услуги:

- материальная (степень решения материальных или финансовых проблем клиента), оцениваемая непосредственным контролем результатов выполнения услуги;

- нематериальная (степень улучшения психоэмоционального, физического состояния клиента, решения его правовых, бытовых и других проблем в результате взаимодействия с исполнителем услуги), оцениваемая косвенным методом, в том числе путем проведения социальных опросов, при этом должен быть обеспечен приоритет клиента в оценке качества услуги.

1.Социально-педагогическое консультирование должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи клиентам в правильном понимании и решении стоящих перед ними социально-педагогических проблем (родительско-детских отношений, воспитания и развития детей и подростков, формирования супружеских и семейных отношений, включая сексуальные, предупреждения и преодоления педагогических ошибок, межличностных отношений в семье и т. д.).

2.Социально-педагогическая диагностика и обследование личности должны быть проведены с использованием современных приборов, аппаратуры, тестов и давать на основании всестороннего изучения личности (взрослого или ребенка) объективную оценку ее состояния для оказания в соответствии с установленным диагнозом эффективной педагогической помощи клиенту, попавшему в кризисную или конфликтную ситуацию, установления форм и степени социальной дезадаптации детей, определения интеллектуального развития ребенка, изучения его склонностей, степени готовности к школе и т. д.

3. Педагогическая коррекция должна обеспечивать оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи родителям (в форме бесед, разъяснений, рекомендаций и т.п.) в преодолении и исправлении допущенных ими педагогических ошибок или конфликтных ситуаций в семье, травмирующих детей, а также в исправлении неадекватных родительских установок и форм поведения родителей при воспитании детей.

4. Организация досуга в учреждениях социального обслуживания должна быть направлена на удовлетворение социокультурных и духовных запросов клиентов (как взрослых, так и детей). Она должна способствовать расширению общего и культурного кругозора, сферы общения,повышению творческой активности клиентов, привлечению их к участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой работе (а детей - и к занятию спортом), к проведению других культурно-досуговых мероприятий.

5. Качество услуг, связанных с организацией получения или содействием в получении образования инвалидами (в том числе детьми-инвалидами на дому) в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями, определяется тем, в какой степени созданные в учреждениях или на дому условия для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими школьного образования по специальным программам, а также для получения образования взрослыми инвалидами по специальным программам и сами программы способствуют успешному и результативному проведению воспитательной работы и обучению.

Условия должны быть созданы с учетом характера инвалидности, физического состояния инвалидов и обеспечивать необходимые для них удобства в процессе воспитания и обучения. Программы должны быть составлены с учетом способности того или иного инвалида к восприятию и усвоению навыков воспитания или учебного материала.

6. Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, должны обеспечивать создание в стационарных учреждениях таких условий, которые позволят вовлечь клиентов в различные формы жизнедеятельности с учетом состояния их здоровья, а также обеспечивать активное участие клиентов в мероприятиях по обучению доступным профессиональным навыкам, способствующим восстановлению их личностного и социального статуса.

7. Обучение основам домоводства выпускников интернатных учреждений, проживающих самостоятельно, должно быть наглядным и эффективным, в результате его клиенты должны в полном объеме освоить такие бытовые процедуры, как приготовление пищи, мелкий ремонтодежды, уход за квартирой и т.п.

8. Обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации (в том числе для творческой и физкультурно-спортивной реабилитации) должно развить у инвалидов практические навыки умения самостоятельно пользоваться этими средствами.

Профессиональная реабилитация инвалидов должна способствовать максимально возможному восстановлению их профессиональных навыков и овладению новыми профессиями.

Профессиональное консультирование должно способствовать быстрейшей профессиональной реабилитации инвалидов.

9. Содействие в организации труда подростков-инвалидов и членов их семей на дому должно обеспечивать оказание всесторонней педагогической помощи клиентам в повышении квалификации и качества их труда, а также помощи в своевременном и полном снабжении их сырьем и выгодном сбыте продукции.

10. Определять форму обучения несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и оказывать им практическую помощь в организации обучения следует с учетом степени их социально-педагогической дезадаптации, уровня знаний, физического и психического состояния.

Организация профориентации, профобучения, трудоустройства таких подростков должна помочь им в выборе профессии, обучении этой профессии, получении соответствующей квалификации и устройстве на работу по выбранной профессии.

11. Обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности должно обеспечивать формирование ребенка (подростка) как личность самостоятельную, способную обслужить себя в бытовых условиях, культурную и вежливую, предусмотрительную и благожелательную в отношении к окружающим, внутренне дисциплинированную.

12. Обучение родителей детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, основам реабилитации должно быть проведено с учетом индивидуальных особенностей детей, характера их индивидуальности, степени ограничения возможностей, физического или психического состояния детей, а также степени подготовленности родителей к этим процедурам.

Качество обучения должно быть оценено по степени восстановления физических или умственных возможностей детей и их адаптации к окружающей обстановке.

13. Социально-педагогический патронаж семей должен быть проведен с учетом их отнесения к определенной группе (многодетные, малообеспеченные и др.),физического и психического состояния членов семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми. Качество патронажа оценивают по степени его влияния на обеспечение нормального семейного воспитания членов семьи и создания в семье нормальной социально-педагогической обстановки[33].

 
 

1. В электронном варианте подготовить кластер по теме «Методы и формы работы социального педагога в учреждениях социальной защиты».

2. Изучить и законспектировать – льготы предоставляемые каждой категории клиентов учреждений социальной защиты.

Литература для самостоятельной подготовки темы №6:

Основная:

1. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика: защита семьи и детства [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Лодкина. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 208 с.: ил., табл.

2. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст]: учебник / А. В. Мудрик. - 6-е изд., перераб. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

3. Основы социальной работы [Текст]: учебник для студентов вузов / ред. П. Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2004. - 395 с.: табл.

4. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров \ Под ред. докт. пед. наук И.А.Липского, докт.пед.наук Л.Е.Сикорской. - М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.-280с

Дополнительная:

1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) \\Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/179146/

2. Национальный стандарт РФ «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 52498-2005», утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005г. N° 535-ст «Об утверждении национального стандарта РФ»\\Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46768/index.php

3. Национальный стандарт РФ «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей. ГОСТ Р 52881-2007», утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007г. N° 559-ст «Об утверждении национального стандарта РФ»\\Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46768/index.php

4. Дивицына, Наталия Федоровна. Социальная работа с детьми группы риска [Текст]: крат. курс лекций для вузов / Н. Ф. Дивицына. - Москва: ВЛАДОС, 2008. - 351 с.: ил., табл.

 

 
 

 


Схема 6.1

 

Функции учреждений социальной защиты.

 

Схема 6.2

 

Типология учреждений социальной защиты.

Схема 6.3

Категории клиентов.

 

Схема 6.4

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.064 с.)