Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы социально-педагогической деятельности в профессиональном училище.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Схема 5.4 Показатели оценки эффективности социально-педагогической работы с семьей. Схема 5.5
Методы, используемые социальным педагогом для сбора информации. Схема 5.6 Нормативно-правовое обеспечение деятельности социального педагога в учреждениях профессионального образования.
СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ. Учреждения социальной защиты – это учреждения которые предоставляют комплекс мероприятий, систему мер направленных на предотвращение, смягчение и ликвидацию последствий социально-рисковых ситуаций посредством обеспечения достойного уровня, и качества жизни[1]. Функции учреждений социальной защиты. 1. Социальное страхование – система материального обеспечения трудящихся в случае потери трудоспособности, болезни, по возрасту и т.д., обеспечивает защиту социальных и профессиональных рисков различного типа. Компоненты – пенсии по возрасту, пособия по безработице, временной нетрудоспособности. 2. Социальное обеспечение – система социально-экономических мер по материальному обеспечению нетрудоспособных, по всестороннему обеспечению детства, материнства и отцовства. Компоненты –социальные пенсии (по инвалидности, по случаю потери кормильца и др.); пособия (по беременности и родам, семьям, имеющим детей, и др.); компенсационные выплаты (неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и др.), стипендии и т.д. 3. Социальная защита – защита социальных прав как неотъемлемой части прав человека. Социальные гарантии по оплате, условиям труда (минимальный размер оплаты труда) и занятости. Предусматривает специальные меры юридического, практического и политического характера. 4. Социальная поддержка — временные меры адресной поддержки в кризисной ситуации (услуги, пособия). Формы осуществления: - пособия в денежной форме; помощь в натуральной форме; льготы- выгоды (скидки) при получении услуг; субсидии — целевое предоставление средств для оплаты услуг; компенсации, возмещение расходов на получение услуг или других благ[13]. - стационарные; - полустационарные; - нестационарные; - комплексные; - учреждения (отделения) социального обслуживания на дому; - учреждения (отделения) срочного социального обслуживания; - учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи[33]. · Стационарное учреждение (или стационарное отделение учреждения) – это учреждение (или отделение учреждения), которое осуществляет социальное обслуживание граждан (взрослых и детей) в стационарных условиях, т.е. в условиях постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания их в учреждении (отделении учреждения), путем предоставления социальных услуг всем гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе, и обеспечивает создание соответствующих условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга и образования по специальным образовательным программам. · Полустационарное учреждение (или отделение учреждения) – это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в течение определенного времени суток, т.е. в условиях дневного или ночного их пребывания в учреждении (или отделении учреждения). · Нестационарное учреждение (или нестационарное отделение учреждения) – это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам без их проживания в указанном учреждении (или отделении учреждения). · Комплексное учреждение – это учреждение, которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях и на дому. · Учреждение (или отделение) социального обслуживания на дому – это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам по месту их проживания. · Учреждение (или отделение) срочного социального обслуживания – это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке. · Учреждение (или отделение) срочной социально-консультационной помощи – это учреждение (или отделение учреждения), оказывающее гражданам социально-консультационную помощь, направленную на их адаптацию в обществе, создание благоприятных отношений в семье, обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства[8. C. 56.]. Категории клиентов учреждений социальной защиты: · граждане пожилого возраста одинокие и одиноко проживающие; · инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих; · инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды; · граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах; · безработные; · вынужденные беженцы и переселенцы; · дети — сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают; · дети с девиантным поведением; · малообеспеченные семьи; · многодетные семьи; · одинокие матери; · граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом; · лица без определенного места жительства[22]. В учреждениях социальной защиты различных типовсоциально-педагогическая работа разнообразна и может характеризоваться следующими направлениями – предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т. д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе; – социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании; – социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга; – предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта; – организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; – консультативная помощьпо вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты; – реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации[28]. Методы работы социального педагога – способы взаимодействия специалиста и подопечного с целью решения конкретной социально проблемы[1]. Каждый метод выступает как инструмент, с помощью которого педагог воздействует на сознание, чувства, поведение подопечного, его отношения с окружающей средой, организует разнообразную социальную деятельность. В теории и практике социально-педагогической деятельности употребляется и такое понятие, как «прием работы социального педагога» — составная часть, деталь метода социально-педагогической работы. Приемы обычно обеспечивают конкретное использование методов в определенных условиях. Методы могут рассматриваться как определенное сочетание, совокупность различных приемов [4. с. 154c.]. Прием – устойчивый, зафиксированный в общей или профессиональной культуре социального педагога способ действия в определенных условиях, единичное, одноактное действие. Метод включает систему разнообразных приемов и использование различных средств (воспитание, обучение, консультирование, психолого-педагогическая помощь и поддержка, оздоровление, информирование и др.). Например, метод убеждения реализуется при помощи таких приемов, как внушение, разъяснение, анализ ситуации, беседа. Выбор форм, методов и приемов социально-педагогической работы зависит от задач и содержания социально-педагогической деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей подопечного, его микросоциального окружения, уровня образования, адаптационных способностей, а также от профессиональной компетенции и мастерства социального педагога. Классификация общих методов социально-педагогической деятельности может иметь следующую структуру: - методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работа с литературой и т. д.); - методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта подопёчного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж и т.д.); - методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы и т.д.); - методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов деятельности воспитанников, социально-педагогический мониторинг, самоанализ и т. д.)[28]. При классификации на основе функций социально-педагогической деятельности можно выделить следующие группы методов: - социально-педагогической помощи и поддержки; - психолого-педагогической коррекции; социальной адаптации; профилактики; реабилитации; исследовательские методы. С учетом основных направлений профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие методы: - профессиональное взаимодействие с подопечным(убеждение, внушение, информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта, включение в социально-полезную, трудовую деятельность, создание условий для реализации творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев и традиций и др.); - организация социально-педагогического процесса (организация профессионального взаимодействия со специалистами различных служб, индивидуальная, групповая, коллективная работа с подопечными и др.); - социально-экономические (денежная помощь; установление льгот, единовременных пособий, компенсаций; патронаж, бытовое обслуживание и др.); -организационно-управленческие (регламентирование, нормирование, инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения)[13].
Формы социальной защиты населения могут быть классифицированы по различным основаниям: - в зависимости от субъекта-адресата социальной защиты – общие (направлены на все население), специальные или категориальные (направлены на отдельные категории граждан) и исключительные (предоставляются в особых случаях, на основании специальных нормативных актов (поддержка лиц, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф природного и техногенного характера и т.д.); -в зависимости от наличия промежуточного звена в системе предоставления помощи или обеспечения – прямая (непосредственно предоставляется гражданам в виде выплаты пенсий, пособий, социального обслуживания и т.д.) и опосредованная (например, предоставление льгот) социальная защита. -в зависимости от степени участия гражданина в деятельности по повышению своего жизненного уровня социальная защита может быть активной (трудоустройство при посредничестве службы занятости, участие в общественных работах, формирование накопительной части пенсии, дополнительные формы страхования и др.) или пассивной (получение пенсий, пособий, социальное обслуживание и т.д.); -в зависимости от особенностей получателя социальная защита может быть индивидуальной (когда меры направлены на поддержку конкретного человека) и коллективной (адресатом является коллектив или группа граждан); -в зависимости от оснований предоставления различают договорные (предоставляются по договору) и внедоговорные (предоставляются в силу закона) формы [6. C.239.]. Социальную помощь в учреждениях социального обслуживания предоставляют в виде услуг: социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых. Социально-педагогические услуги включают: социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическую диагностику, педагогическую коррекцию, организацию досуга, организацию получения или содействие в получении образования инвалидами, социально-трудовой реабилитацию, обучение основам домоводства, обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации, содействие в организации труда подростков-инвалидов и многое другое. При оценке качества услуги используют следующие критерии: а) полнота предоставления услуги в соответствии с требованиями документов и ее своевременность; б) результативность (эффективность) предоставления услуги: - материальная (степень решения материальных или финансовых проблем клиента), оцениваемая непосредственным контролем результатов выполнения услуги; - нематериальная (степень улучшения психоэмоционального, физического состояния клиента, решения его правовых, бытовых и других проблем в результате взаимодействия с исполнителем услуги), оцениваемая косвенным методом, в том числе путем проведения социальных опросов, при этом должен быть обеспечен приоритет клиента в оценке качества услуги. 1.Социально-педагогическое консультирование должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи клиентам в правильном понимании и решении стоящих перед ними социально-педагогических проблем (родительско-детских отношений, воспитания и развития детей и подростков, формирования супружеских и семейных отношений, включая сексуальные, предупреждения и преодоления педагогических ошибок, межличностных отношений в семье и т. д.). 2.Социально-педагогическая диагностика и обследование личности должны быть проведены с использованием современных приборов, аппаратуры, тестов и давать на основании всестороннего изучения личности (взрослого или ребенка) объективную оценку ее состояния для оказания в соответствии с установленным диагнозом эффективной педагогической помощи клиенту, попавшему в кризисную или конфликтную ситуацию, установления форм и степени социальной дезадаптации детей, определения интеллектуального развития ребенка, изучения его склонностей, степени готовности к школе и т. д. 3. Педагогическая коррекция должна обеспечивать оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи родителям (в форме бесед, разъяснений, рекомендаций и т.п.) в преодолении и исправлении допущенных ими педагогических ошибок или конфликтных ситуаций в семье, травмирующих детей, а также в исправлении неадекватных родительских установок и форм поведения родителей при воспитании детей. 4. Организация досуга в учреждениях социального обслуживания должна быть направлена на удовлетворение социокультурных и духовных запросов клиентов (как взрослых, так и детей). Она должна способствовать расширению общего и культурного кругозора, сферы общения,повышению творческой активности клиентов, привлечению их к участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой работе (а детей - и к занятию спортом), к проведению других культурно-досуговых мероприятий. 5. Качество услуг, связанных с организацией получения или содействием в получении образования инвалидами (в том числе детьми-инвалидами на дому) в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями, определяется тем, в какой степени созданные в учреждениях или на дому условия для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими школьного образования по специальным программам, а также для получения образования взрослыми инвалидами по специальным программам и сами программы способствуют успешному и результативному проведению воспитательной работы и обучению. Условия должны быть созданы с учетом характера инвалидности, физического состояния инвалидов и обеспечивать необходимые для них удобства в процессе воспитания и обучения. Программы должны быть составлены с учетом способности того или иного инвалида к восприятию и усвоению навыков воспитания или учебного материала. 6. Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, должны обеспечивать создание в стационарных учреждениях таких условий, которые позволят вовлечь клиентов в различные формы жизнедеятельности с учетом состояния их здоровья, а также обеспечивать активное участие клиентов в мероприятиях по обучению доступным профессиональным навыкам, способствующим восстановлению их личностного и социального статуса. 7. Обучение основам домоводства выпускников интернатных учреждений, проживающих самостоятельно, должно быть наглядным и эффективным, в результате его клиенты должны в полном объеме освоить такие бытовые процедуры, как приготовление пищи, мелкий ремонтодежды, уход за квартирой и т.п. 8. Обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации (в том числе для творческой и физкультурно-спортивной реабилитации) должно развить у инвалидов практические навыки умения самостоятельно пользоваться этими средствами. Профессиональная реабилитация инвалидов должна способствовать максимально возможному восстановлению их профессиональных навыков и овладению новыми профессиями. Профессиональное консультирование должно способствовать быстрейшей профессиональной реабилитации инвалидов. 9. Содействие в организации труда подростков-инвалидов и членов их семей на дому должно обеспечивать оказание всесторонней педагогической помощи клиентам в повышении квалификации и качества их труда, а также помощи в своевременном и полном снабжении их сырьем и выгодном сбыте продукции. 10. Определять форму обучения несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и оказывать им практическую помощь в организации обучения следует с учетом степени их социально-педагогической дезадаптации, уровня знаний, физического и психического состояния. Организация профориентации, профобучения, трудоустройства таких подростков должна помочь им в выборе профессии, обучении этой профессии, получении соответствующей квалификации и устройстве на работу по выбранной профессии. 11. Обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности должно обеспечивать формирование ребенка (подростка) как личность самостоятельную, способную обслужить себя в бытовых условиях, культурную и вежливую, предусмотрительную и благожелательную в отношении к окружающим, внутренне дисциплинированную. 12. Обучение родителей детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, основам реабилитации должно быть проведено с учетом индивидуальных особенностей детей, характера их индивидуальности, степени ограничения возможностей, физического или психического состояния детей, а также степени подготовленности родителей к этим процедурам. Качество обучения должно быть оценено по степени восстановления физических или умственных возможностей детей и их адаптации к окружающей обстановке. 13. Социально-педагогический патронаж семей должен быть проведен с учетом их отнесения к определенной группе (многодетные, малообеспеченные и др.),физического и психического состояния членов семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми. Качество патронажа оценивают по степени его влияния на обеспечение нормального семейного воспитания членов семьи и создания в семье нормальной социально-педагогической обстановки[33]. 1. В электронном варианте подготовить кластер по теме «Методы и формы работы социального педагога в учреждениях социальной защиты». 2. Изучить и законспектировать – льготы предоставляемые каждой категории клиентов учреждений социальной защиты. Литература для самостоятельной подготовки темы №6: Основная: 1. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика: защита семьи и детства [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Лодкина. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 208 с.: ил., табл. 2. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст]: учебник / А. В. Мудрик. - 6-е изд., перераб. - М.: Академия, 2007. - 224 с. 3. Основы социальной работы [Текст]: учебник для студентов вузов / ред. П. Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2004. - 395 с.: табл. 4. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров \ Под ред. докт. пед. наук И.А.Липского, докт.пед.наук Л.Е.Сикорской. - М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.-280с Дополнительная: 1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) \\Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/179146/ 2. Национальный стандарт РФ «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 52498-2005», утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005г. N° 535-ст «Об утверждении национального стандарта РФ»\\Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46768/index.php 3. Национальный стандарт РФ «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей. ГОСТ Р 52881-2007», утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007г. N° 559-ст «Об утверждении национального стандарта РФ»\\Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46768/index.php 4. Дивицына, Наталия Федоровна. Социальная работа с детьми группы риска [Текст]: крат. курс лекций для вузов / Н. Ф. Дивицына. - Москва: ВЛАДОС, 2008. - 351 с.: ил., табл.
Схема 6.1
Функции учреждений социальной защиты.
Схема 6.2
Типология учреждений социальной защиты. Схема 6.3 Категории клиентов.
Схема 6.4
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.96 (0.009 с.) |