![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и структура педагогической деятельности, ее компоненты.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Модуль 1, Модуль 2 1. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи и функции. Педагогика в системе наук о человеке. Структура педагогической науки. Педагогика как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем. · наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. Объект педагогики – воспитание в широком смысле. Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях. Основными функциями педагогики являются: • познавательная — изучение опыта, практики; • научно-содержательная — овладение теорией, объяснение педагогических явлений; • диагностическая — изучение причин явлений, процессов; • прогностическая — экстраполяция идей на другие явления, перспективы их развития; • проективно-конструктивная — разработка методик, определяющих будущую педагогическую деятельность; • преобразовательная — внедрение достижений передового опыта в практику; • интегрирующая — междисциплинарная и внутрипредметная; • организационно-методическая — методика преподавания педагогики как ориентир в перестройке преподавания других дисциплин; • культурологическая — формирование педагогической культуры преподавателя. Задачи: 1. Определение и изучение закономерностей в областях воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами. 2. Изучение и обобщение педагогического опыта. (теоретическое обоснование и научную интерпретацию передового педагогического опыта) 3. Прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем. 4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания. 5. Внедрение результатов педагогических исследований в практику образования.
Структура педагогической науки:
Сущность и структура педагогической деятельности, ее компоненты. Педагогическая деятельность в целом и непосредственно профессия учителя, педагога является одной из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. Педагог, по своей сути, — это связующее звено между поколениями, носитель человеческого, общественного, исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом преемственность поколений во многом обусловлены педагогической деятельностью.
Сущность педагогической деятельности заключается в следующем: · производстве знаний, то есть проведении исследований, поиске нового, осуществлении разработок, проведении экспертизы и т. п.; · передаче знаний при проведении учебного процесса на всех уровнях; · распространении знаний путем разработки и издания учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, научных статей; · воспитании учащихся, формировании и развитии их личности. Структура педагогической деятельности (КОМПОНЕНТЫ): Конструктивный компонент – отбор учебного материала, планирование
Организаторский компонент – создание коллектива, организация совместной деятельности
Коммуникативный компонент – установление педагогических целесообразных отношений педагога с воспитанниками.
Требования современных стандартов к профессиональной компетентности педагога. Профессионализм и мастерство учителя. Основные компетенции современного учителя: ü Уметь учиться вместе с учениками (саморазвиваться) ü Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся (помогать обучающемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций). ü Уметь мотивировать обучающихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции; ü Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов. ü Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею. ü Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу обучающихся и руководить ею. ü Использовать систему оценивания, позволяющую обучающимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их. ü Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий.
Профессионализм учителя - это качественная характеристика, включающая совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, его личностных и профессионально - важных качеств, культуры и мастерства учителя, готовность к постоянному самосовершенствованию. Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться. (А.С. Макаренко.) Это наивысший уровень педагогической деятельности, проявляется он в учительском творчестве и постоянном совершенствовании воспитания, обучения, развития учеников. Педагогом-мастером можно назвать такого учителя, который в полной мере осознает, что ответственен перед обществом, добивается в своей практике высоких результатов, оптимально используя профессиональные средства. Его отличает индивидуальный стиль деятельности, благодаря чему максимально полно реализуется его творческий потенциал.
Подходы к воспитанию: Личностный подход— это важнейший принцип психолого-педагогической науки, предусматривающий создание активной образовательно-воспитательной среды и учет своеобразия индивидуальности личности в развитии и саморазвитии. Именно этот принцип определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом деятельности, а следовательно, означает становление субъект-субъектных отношений. Теоретиком личностного подхода был признан известный психолог С.Л.Рубинштейн. Другой известный психолог К.К.Платонов считал, что личностный подход — это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления. Деятельностный подходозначает организацию и управление целенаправленной учебно – воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника. Деятельностный подход в воспитании в совокупности компонентов исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Культурологический подход(О.С. Газман, А.В.Иванов, Н.Б. Крылова). В основе этого подхода лежат идеи философии постмодернизма и гуманистической психологии, в частности К. Роджерса. Сторонников культурологического подхода отличает отказ от воспитания как специально организованного педагогического процесса. Они считают, что ребенок, осмысливая мир культуры, картину мира, адаптируется к действиям и поведению окружающих и "опытным путем", "между делом" осваивает культурные нормы и ценности. Главное — взаимодействие, взаимоотношения, личностное общение взрослых и детей, а воспитание — это "побочный эффект" всех самостоятельных исканий ребенка. Ценностный подход, определяющий воспитание как освоение студентами системы положительных ценностей. Ценностный подход, который связан с реализацией ценностей, ценностного отношения субъекта к объекту (ценность возникает в объектно-субъектном отношении), а «полюсами» ценностного отношения являются ценность и оценка. Раскрытие будущим учителям смысла значений, то есть ценностей реализует такую функцию ценностей, как предвосхищение будущих состояний индивидуального нравственного развития. Ценностный подход помогает рассматривать проблемы образования и воспитания с позиций основных задач гуманизации педагогического процесса Гуманистический подходв воспитании, прежде всего, отражает систему взглядов, согласно которым человек - воспитываемая личность - представляет собой высшую ценность, имеет право на существование, счастье, достойную жизнь. Поэтому для гуманной педагогики права и свободы ребенка, его свободное и творческое развитие и саморазвитие являются приоритетными. Гуманистический подход в воспитании ориентирован на то, что взаимодействие «воспитатель - воспитанник» базируется на взаимном уважении, справедливости и любви. Гуманизм должен стать универсальной человеческой ценностью, без опоры на которую трудно себе представить, как можно воспитать человека справедливого, свободного, открытого внешнему миру. Уровни социализации В социологии выделяются два уровня социализации: · уровень первичной социализации (Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д.) · уровень вторичной социализации (Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты — это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.)
Объект социально-педагогической деятельности – человек как член социума в единстве его индивидуальных и общественных характеристик. Предметсоциально-педагогической деятельности – педагогические аспекты его социального становления и развития приобретения социального статуса, социального функционирования, поддержание достигнутых и восстановление утраченных социальных характеристик. Социально-педагогическая деятельность – это обеспечение образовательно-воспитательными средствами, передача индивиду и освоение им социального опыта человечества, обретение или восстановление социальной ориентации, социального функционирования. В социально-педагогическую деятельность входят процессы образования, обучения и воспитания, интериоризации и экстериоризации социокультурных программ и общественного наследия. Социально-педагогическая деятельность – общественно необходимый вид деятельности для обеспечения преемственности, постоянного совершенствования общества. Основа социально-педагогической деятельности – общение человека с человеком, которое носит событийно-диалогический характер. Это встреча людей с различными мировоззрениями, системами воспитания, менталитета, поведения и т.д. Социальная работа носит совместный характер, это взаимодействие. Социальный работник, как и педагог, должен развить у себя способность вчувствования во внутренний мир человека, то есть эмпатию, должен обрести интуитивное познание на основе сопереживания.
19. Девиации как социально-педагогическая проблема. Технологии социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения в образовательной организации. Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение. Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением социальных норм и правил поведения. Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущие уголовной ответственности. Криминальное поведение – это противоправные поступки, которые влекут за собой уголовную ответственность. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних: 1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся: 2. Психологические факторы, например, акцентуации характера (крайний вариант психической нормы), вызывающие неадекватные реакции подростка. 3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного, общественного воспитания. 4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство: расслоение общества на богатых и бедных, которое ведет к социальной напряженности; 5. личностный фактор, который проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, а также личной способностью к саморегулированию своего поведения.
В настоящее время науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного и делинквентного поведения — профилактическая и реабилитационная. Профилактика— это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Под профилактикой в социальной педагогике понимаются прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на: — предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска; — сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.
20. Семья как социальный институт воспитания. Виды семей и типы семейного неблагополучия. Формы работы с семьей в образовательной организации. Семья — социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Социальные функции семьи 1. репродуктивная (биологическое продолжение рода) 2. воспитательная (подготовка молодого поколения к жизни в обществе) 3. хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи) 4. духовно-эмоциональная (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе)
Во всех социально-психологических концепциях личности семья традиционно рассматривается как важнейший институт социализации. Именно в ней «дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка образа Я». Виды семей: ü Реальная семья – конкретная семья как социальная группа, объект исследования. ü Типичная семья – наиболее распространенный в данном обществе вариант модели семьи. ü Идеальная – нормативная модель семьи, которая принимается обществом, отражена в культурных представлениях, религии. ü Элементарная – состоящая из 3-х членов (муж, жена, ребенок). ü Полная и неполная семья характеризуется наличием или отсутствием детей. Типы семейного неблагополучия: · Конфликтная — семья с преобладанием конфронтационного стиля отношений, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение; · Аморальная— характеризуемая забвением всяких моральных и этических норм; конфликтную и аморальную семью объединяет то обстоятельство, что положение в них детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного; · Педагогически несостоятельная— с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания; такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с миром; · Асоциальная — в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения. Модуль 3 Модуль 1, Модуль 2 1. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи и функции. Педагогика в системе наук о человеке. Структура педагогической науки. Педагогика как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем. · наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. Объект педагогики – воспитание в широком смысле. Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях. Основными функциями педагогики являются: • познавательная — изучение опыта, практики; • научно-содержательная — овладение теорией, объяснение педагогических явлений; • диагностическая — изучение причин явлений, процессов; • прогностическая — экстраполяция идей на другие явления, перспективы их развития; • проективно-конструктивная — разработка методик, определяющих будущую педагогическую деятельность; • преобразовательная — внедрение достижений передового опыта в практику; • интегрирующая — междисциплинарная и внутрипредметная; • организационно-методическая — методика преподавания педагогики как ориентир в перестройке преподавания других дисциплин; • культурологическая — формирование педагогической культуры преподавателя. Задачи: 1. Определение и изучение закономерностей в областях воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами. 2. Изучение и обобщение педагогического опыта. (теоретическое обоснование и научную интерпретацию передового педагогического опыта) 3. Прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем. 4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания. 5. Внедрение результатов педагогических исследований в практику образования.
Структура педагогической науки:
Сущность и структура педагогической деятельности, ее компоненты. Педагогическая деятельность в целом и непосредственно профессия учителя, педагога является одной из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. Педагог, по своей сути, — это связующее звено между поколениями, носитель человеческого, общественного, исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом преемственность поколений во многом обусловлены педагогической деятельностью.
Сущность педагогической деятельности заключается в следующем: · производстве знаний, то есть проведении исследований, поиске нового, осуществлении разработок, проведении экспертизы и т. п.; · передаче знаний при проведении учебного процесса на всех уровнях; · распространении знаний путем разработки и издания учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, научных статей; · воспитании учащихся, формировании и развитии их личности. Структура педагогической деятельности (КОМПОНЕНТЫ): Конструктивный компонент – отбор учебного материала, планирование
Организаторский компонент – создание коллектива, организация совместной деятельности
Коммуникативный компонент – установление педагогических целесообразных отношений педагога с воспитанниками.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.019 с.) |