Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологии и методики социально-педагогической деятельности: специфика, соотношение, классификацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «методика работы социального педагога» имеет два толкования: · отрасль социально-педагогических знаний; · совокупность форм, средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности. 1. Методика работы социального педагога - отрасль социально-педагогических знаний, изучающая адекватные способы решения социальных проблем индивида, социально-педагогических и воспитательных задач, стоящих перед личностью, семьей, социумом, обществом. Основные задачи методики работы социального педагога заключаются в следующем: · разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов организации социально-педагогической работы с различными категориями подопечных, различными социальными группами; · разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов обучения, которые помогут социальным педагогам овладеть искусством помощи людям, нуждающимся в ней; · разработка механизмов изучения, анализа, внедрения передового отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической работы в практику профессиональной деятельности социальных педагогов. Методика работы социального педагога как самостоятельная научная дисциплина носит теоретико-прикладной характер и осуществляется с использованием различных отраслей человеческого знания. Методику социально-педагогической работы можно рассматривать как прикладную систему научных знаний. Теория социально-педагогической работы обосновывает общепедагогические и психологические требования к организации профессионального социально-педагогического процесса. Практика социально-педагогической работы — это проведение реальными людьми в конкретных условиях целенаправленной системы социально-правовой защиты, социальной помощи людям, нуждающимся в ней. На практике осуществляются цели и задачи, принципы и содержание, методы и формы, приемы и средства социально-педагогической работы. Содержание методики работы социального педагога как отрасли знания включает два основных компонента: · диагностический — обобщение и осмысление конкретного социально-педагогического опыта; апробация новаций, т.е. определение факта новаторства и условий его распространения; описание и накопление ценной методической информации; · конструктивный — определение пути реализации теоретических идей в массовой социально-педагогической практике, т.е. подготовка рекомендаций для социальных педагогов с учетом региональных особенностей, реализация адекватных форм и методов социально-педагогической работы; определение перспектив и технологий овладения профессиональным мастерством. Таким образом, назначение методики работы социального педагога можно охарактеризовать тремя признаками: · определение цели социально-педагогической работы; · определение способов решения проблемы клиента; · определение характера взаимоотношений социального педагога и подопечных. Методика работы социального педагога имеет дело с классами типичных ситуаций (например, ситуации профилактики девиантного поведения, социальной адаптации выпускников детского дома, трудоустройства молодежи). Для каждого класса она нарабатывает определенный комплекс социально-педагогических средств, вариантов решения проблемы и выявляет условия их эффективного применения. Социальный педагог-практик выбирает то, что, по его мнению, приемлемо для конкретной ситуации, конкретных условий. 2. Методика работы социального педагога - совокупность форм, средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности, поддержки индивида в трудной жизненной ситуации. Система последовательных взаимосвязанных действий социального педагога и подопечного, обеспечивающих эффективное решение проблемы. Форма социально-педагогической работы — это способ организации процесса, отражающий внутреннюю связь его различных элементов и характеризующий взаимоотношения социального педагога и его подопечных. Понятие «форма организации социально-педагогической работы» может употребляться в широком и узком смысле. В широком понимании формы социально-педагогической работы характеризуют организацию социально-педагогической деятельности в целом, т.е. в различных институтах воспитания, учреждениях социальной сферы; с различными проблемными группами подопечных: о работе в городской, сельской, военной среде. При такой классификации организационных форм имеются в виду не отдельные, разовые акции, а весь процесс социально-педагогической работы. В узком смысле классификация организационных форм социально-педагогической работы зависит от того, как организована эта работа: участвует ли в ней большинство населения в социуме, небольшая группа заинтересованных лиц или отдельные подопечные: · индивидуальная социально-педагогическая работа; · групповая социально-педагогическая работа (с постоянным или меняющимся составом подопечных); · социально-педагогическая работа в микросоциуме. Классификация методов работы социального педагога — выстроенная по определенному признаку система, с помощью которой у них выявляют общее и особенное, теоретическую и практическую составляющие, что способствует осознанному выбору и наиболее эффективному их применению. Классификация общих методов социально-педагогической деятельности может иметь следующую структуру: · методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, беседа, диспут и т.д.); · методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта подопечного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж и т.д.); · методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы и т.д.); · методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов деятельности подопечных, социально-педагогический мониторинг, самоанализ и т.д.). При классификации на основе функций социально-педагогической деятельности можно выделить следующие группы методов: · социально-педагогической помощи и поддержки; · психолого-педагогической коррекции; · социальной адаптации; · профилактики; · реабилитации; · исследовательские методы. С учетом основных направлений профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие методы: · диагностика социальных ценностей личности (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, мониторинг, биографический метод и др.); · профессиональное взаимодействие с подопечным (убеждение, внушение, информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта и др.); · организация социально-педагогического процесса (организация профессионального взаимодействия со специалистами различных служб, индивидуальная, групповая, коллективная работа с подопечными и др.); · социально-экономические (денежная помощь, компенсаций; патронаж, бытовое обслуживание и др.); · организационно-управленческие (инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения). Классификация по характеру социальных ролей, которые выполняет социальный педагог (например, методы посреднической деятельности, правозащитной деятельности, волонтерской работы, консультативной деятельности и т.д.). В реальных условиях социально-педагогической деятельности методы работы социального педагога выступают в сложном единстве. На каком-то определенном этапе социально-педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними невозможно достичь намеченной цели.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.91.59 (0.006 с.) |