Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии и методики социально-педагогической деятельности: специфика, соотношение, классификации

Поиск

Понятие «методика работы социального педагога» имеет два толкования:

· отрасль социально-педагогических знаний;

· совокупность форм, средств, методов, приемов социаль­но-педагогической деятельности.

1. Методика работы социального педагога - отрасль соци­ально-педагогических знаний, изучающая адекватные способы реше­ния социальных проблем индивида, социально-педагогических и воспитательных задач, стоящих перед личностью, семьей, со­циумом, обществом.

Основные задачи методики работы социального педагога зак­лючаются в следующем:

· разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов организации социально-педагогичес­кой работы с различными категориями подопечных, различными социальными группами;

· разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов обучения, которые помогут социаль­ным педагогам овладеть искусством помощи людям, нуждающим­ся в ней;

· разработка механизмов изучения, анализа, внедрения передового отечественного и зарубежного опыта социально-пе­дагогической работы в практику профессиональной деятельнос­ти социальных педагогов.

Методика работы социального педагога как самостоятель­ная научная дисциплина носит теоретико-прикладной характер и осуществляется с использованием различных отраслей чело­веческого знания. Методику социаль­но-педагогической работы можно рассматривать как прикладную систему научных знаний.

Теория социально-педагогической работы обосновывает об­щепедагогические и психологические требования к организации профессионального социально-педагогического процесса.

Практика социально-педагогической работы — это проведе­ние реальными людьми в конкретных условиях целенаправленной системы социально-правовой защиты, социальной помощи людям, нуждающимся в ней. На практике осуществля­ются цели и задачи, принципы и содержание, методы и формы, приемы и средства социально-педагогической работы. Содержание методики работы социального педагога как от­расли знания включает два основных компонента:

· диагностический — обобщение и осмысление конкрет­ного социально-педагогического опыта; апробация новаций, т.е. определение факта новаторства и условий его распространения; описание и накопление ценной методической информации;

· конструктивный — определение пути реализации тео­ретических идей в массовой социально-педагогической практи­ке, т.е. подготовка рекомендаций для социальных педагогов с уче­том региональных особенностей, реализация адекватных форм и методов социально-педагогической работы; определение перспек­тив и технологий овладения профессиональным мастерством.

Таким образом, назначение методики работы социального педагога можно охарактеризовать тремя признаками:

· определение цели социально-педагогической работы;

· определение способов решения проблемы клиента;

· определение характера взаимоотношений социального педагога и подопечных.

Методика работы социального педагога имеет дело с класса­ми типичных ситуаций (например, ситуации профилактики девиантного поведения, социальной адаптации выпускников детс­кого дома, трудоустройства молодежи). Для каждого класса она нарабатывает определенный комплекс социально-педагогических средств, вариантов решения проблемы и выявляет условия их эф­фективного применения. Социальный педагог-практик выбира­ет то, что, по его мнению, приемлемо для конкретной ситуации, конкретных условий.

2. Методика работы социального педагога - совокупность форм, средств, методов, приемов социаль­но-педагогической деятельности, поддержки индивида в трудной жизненной ситуации. Система последовательных взаимосвязан­ных действий социального педагога и подопечного, обеспечива­ющих эффективное решение проблемы.

Форма социально-педагогической работы это способ организации процесса, от­ражающий внутреннюю связь его различных элементов и характеризующий взаимоотношения социального педагога и его подо­печных.

Понятие «форма организации социально-педагогической ра­боты» может употребляться в широком и узком смысле.

В широ­ком понимании формы социально-педагогической работы харак­теризуют организацию социально-педагогической деятельности в целом, т.е. в различных институтах воспитания, учреж­дениях социальной сферы; с различными проблемными группа­ми подопечных: о работе в городской, сельской, военной среде. При такой классификации организационных форм имеются в виду не отдельные, разовые акции, а весь процесс социально-педаго­гической работы.

В узком смысле классификация организационных форм со­циально-педагогической работы зависит от того, как организована эта работа: участвует ли в ней большинство населения в социуме, небольшая группа заинтересованных лиц или отдельные подопеч­ные:

· индивидуальная социально-педагогическая работа;

· групповая социально-педагогическая работа (с постоян­ным или меняющимся составом подопечных);

· социально-педагогическая работа в микросоциуме.

Классификация методов работы социального педагога — выстроенная по определенному признаку система, с помо­щью которой у них выявляют общее и особенное, теоретичес­кую и практическую составляющие, что способствует осоз­нанному выбору и наиболее эффективному их применению.

Классификация общих методов социально-педагогической деятельности может иметь следующую структуру:

· методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, беседа, диспут и т.д.);

· методы организации деятельности и формирования пози­тивного социального опыта подопечного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж и т.д.);

· методы стимулирования и мотивации деятельности и по­ведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, на­казание, игровые методы и т.д.);

· методы контроля эффективности социально-педагоги­ческого процесса (диагностика, анализ результатов деятельности подопечных, социально-педагогический мониторинг, самоана­лиз и т.д.).

При классификации на основе функций социально-педагоги­ческой деятельности можно выделить следующие группы методов:

· социально-педагогической помощи и поддержки;

· психолого-педагогической коррекции;

· социальной адаптации;

· профилактики;

· реабилитации;

· исследовательские методы.

С учетом основных направлений профессиональной деятель­ности социального педагога можно выделить следующие методы:

· диагностика социальных ценностей личности (наблюде­ние, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, мо­ниторинг, биографический метод и др.);

· профессиональное взаимодействие с подопечным (убежде­ние, внушение, информирование, консультирование, гуманиза­ция условий учебы, труда и быта и др.);

· организация социально-педагогического процесса (органи­зация профессионального взаимодействия со специалистами раз­личных служб, индивидуальная, групповая, коллективная работа с подопечными и др.);

· социально-экономические (денежная помощь, компенсаций; патронаж, бытовое обслуживание и др.);

· организационно-управленческие (инструктирование, подбор и расстановка кадров, ме­тод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения).

Классификация по характеру социальных ролей, которые выполняет социальный педагог (например, методы посреднической деятельности, пра­возащитной деятельности, волонтерской работы, консультатив­ной деятельности и т.д.).

В реальных условиях социально-педагогической деятельно­сти методы работы социального педагога выступают в сложном единстве. На каком-то определенном этапе социально-педагоги­ческого процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, но без соответствующего под­крепления другими методами, без взаимодействия с ними невоз­можно достичь намеченной цели.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.91.59 (0.006 с.)