Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема28. Социально-педагогическое взаимодействие в условиях системы социальных службСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Инфраструктура – это составные части общего устройства экономической или политической жизни, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность экономической или политической системы в целом (например, транспорт, связь, торговля, материально-техническое снабжение, охрана окружающей среды и др.). Социальная инфраструктура – совокупность органов и учреждений, материальная и нормативно-законодательная база, обеспечивающие удовлетворение социальных потребностей граждан и защиту их социальных прав. Это совокупность таких отраслей, как наука, образование, торговля, здравоохранение, общественное питание, социальная защита населения, жилищно-коммунальное хозяйство и др. В свою очередь, каждая отрасль также имеет свою, характерную для нее, отраслевую инфраструктуру. По отношению к социальной деятельности социальная инфраструктура является внешней системой, которая обусловливает эффективность функционирования всего социального комплекса. Социальная инфраструктура включает в себя следующие уровни: - высший управленческий уровень (Правительство РФ и соответствующие министерства – например, Министерство образования РФ, Министерство труда и социального развития, министерство здравоохранения и др.; а также комитеты, службы и комиссии – например, комитет по делам молодежи; комитет по физической культуре, спорту и туризму; комиссии по вопросам женщин, по вопросам семьи и др.); - уровень региональных и муниципальных органов и учреждений (органы и учреждения на местах, которые руководят решением тех или иных социальных вопросов, осуществляют конкретные акты социальной политики – выполняют управленческие функции; а также функциональные учреждения – школы, больницы, институты, библиотеки, центры социального обслуживания различных категорий населения и т.д.); - неправительственные организации и учреждения благотворительной и социальной направленности (ассоциации лиц со сходными проблемами, фонды и т.д.). Социально-педагогическую сферу можно рассматривать как одну из частей, составляющих социальную инфраструктуру. Социально-педагогическая инфраструктура – совокупность учреждений, организаций и служб, деятельность которых направлена на оказание профессиональной социально-педагогической помощи людям (независимо от возраста) в целях защиты их гражданских прав и свобод, охраны жизни и здоровья, создания условий для успешной жизнедеятельности, обучения, воспитания, развития личности и адаптации в социуме. Особенностью социально-педагогической инфраструктуры является то, что она имеет ярко выраженный межведомственный характер. Компоненты (учреждения, службы, организации и др.), составляющие социально-педагогическую инфраструктуру той или иной территории, могут принадлежать как одной отрасли (например, образованию или социальной защите населения), так и разным отраслям, но представлять собой составные части единой региональной социально-педагогической инфраструктуры. При этом следует иметь в виду, что социально-педагогическая инфраструктура представляет собой сбалансированную и развивающуюся систему, целенаправленно сформированную на основе социального заказа и территориальных возможностей. Главной задачей социально-педагогической инфраструктуры является оказание в комплексе социально-педагогических услуг в целях более полного удовлетворения общественных и личных запросов граждан на развитие, психолого-педагогическую, медицинскую, социальную адаптацию и реабилитацию, защиту прав несовершеннолетних. Основными характеристиками социально-педагогической инфраструктуры являются: 1) ее нацеленность на защиту прав человека (на достойную жизнь, здоровье, образование и развитие), на его социальную, психолого-педагогическую поддержку, на помощь людям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах; 2) взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодействие элементов инфраструктуры, ее целостность; 3) наличие государственного, муниципального, межотраслевого или общественного органа, координирующего совместную деятельность компонентов социально-педагогической инфраструктуры. В социально-педагогической инфраструктуре, как правило, представлены независимо от ведомственной подчиненности следующие группы учреждений: учреждения общего и профессионального образования разных ступеней и уровней подготовки в них; коррекционные образовательные учреждения (группы) для детей с отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей; клубные учреждения для детей и подростков; реабилитационные учреждения по восстановлению утраченных или ослабленных свойств и качеств личности; службы комплексной помощи семье и детям (например, опеки и попечительства, центры помощи семье и детям, приюты и др.); органы координации деятельности компонентов социально-педагогической инфраструктуры. Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей, контактов клиента и его семьи с различными специалистами – социальными работниками, психологами, врачами, юристами, представителями органов власти и общественности. Для этого необходимы налаженные связи с различными социальными службами и учреждениями микрорайона, района, города и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. При этом социальный педагог самостоятельно определяет задачи, формы и методы своей работы, способы решения личных и социальных проблем клиента, меры социальной защиты и помощи, меры реализации прав и свобод граждан. Для того чтобы наладить эти связи, социальному педагогу необходимо иметь представление о существующей на данной территории социальной и социально-педагогической инфраструктуре и на основании этого организовывать взаимодействие с различными социальными службами. Взаимодействие – объединение усилий взаимодействующих сторон для решения того или иного вопроса, организации совместных действий. В зависимости от степени активности субъектов социально-педагогической деятельности могут существовать различные виды взаимодействия. В практической деятельности выделяют следующие виды взаимодействия социального педагога с различными социальными службами: сотрудничество, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация, конфликт. Наиболее оптимальным видом взаимодействия социального педагога с различными социальными службами является сотрудничество, так как оно предполагает активность взаимодействующих сторон, осознание ими общих целей и действий. Сотрудничество должно осуществляться в соответствии со следующими принципами: полная самостоятельность партнеров; доверие друг к другу; взаимное уважение и учет специфических интересов друг друга; добровольность и четкое распределение ролей; объединение усилий и согласованность действий партнеров; постоянный учет и использование результатов усилий друг друга. В системе взаимодействия необходимо выделять уровни, на каждом из которых выстраиваются своя система отношений и тип взаимосвязи (прямой или косвенный; формальный или неформальный; преднамеренный или непреднамеренный и т.п.): 1 уровень – структуры муниципальных органов власти (Управление образования, управление здравоохранения, Комитет по социальной защите населения, Комитет по культуре и спорту, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и т.д.); 2 уровень – учреждения муниципальных органов власти (детские образовательные учреждения (дошкольные и школьные), Дом ребенка, детский дом; приют; Центр психолого-педагогической и социальной реабилитации детей и подростков; Центр по работе с семьей; Кризисный центр; наркологический и психоневрологический диспансер и т.д.); 3 уровень – специалисты этих учреждений (учителя, воспитатели, социальные педагоги, врачи, инспектора, социальные работники и т.д.); 4 уровень – представители общественных структур, жители микрорайона, члены контактных групп; 5 уровень – непосредственные «клиенты» социального педагога – личность, семья, группа. Грамотно выстроенная система взаимодействия реализует на практике системный подход, позволяющий технологизировать деятельность. Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте характеристику понятий «социальная инфрастуктура», «социально-педагогическая инфраструктура». Какую роль играет развитость инфраструктуры для становления социально-педагогической деятельности? 2. Какую роль в социально-педагогической деятельности выполняет сеть взаимодействий?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1033; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.011 с.) |