Тема28. Социально-педагогическое взаимодействие в условиях системы социальных служб 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема28. Социально-педагогическое взаимодействие в условиях системы социальных служб



Инфраструктура – это составные части общего устройства экономической или политической жизни, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность экономической или политической системы в целом (например, транспорт, связь, торговля, материально-техническое снабжение, охрана окружающей среды и др.).

Социальная инфраструктура – совокупность органов и учреждений, материальная и нормативно-законодательная база, обеспечивающие удовлетворение социальных потребностей граждан и защиту их социальных прав. Это совокупность таких отраслей, как наука, образование, торговля, здравоохранение, общественное питание, социальная защита населения, жилищно-коммунальное хозяйство и др. В свою очередь, каждая отрасль также имеет свою, характерную для нее, отраслевую инфраструктуру.

По отношению к социальной деятельности социальная инфраструктура является внешней системой, которая обусловливает эффективность функционирования всего социального комплекса. Социальная инфраструктура включает в себя следующие уровни:

- высший управленческий уровень (Правительство РФ и соответствующие министерства – например, Министерство образования РФ, Министерство труда и социального развития, министерство здравоохранения и др.; а также комитеты, службы и комиссии – например, комитет по делам молодежи; комитет по физической культуре, спорту и туризму; комиссии по вопросам женщин, по вопросам семьи и др.);

- уровень региональных и муниципальных органов и учреждений (органы и учреждения на местах, которые руководят решением тех или иных социальных вопросов, осуществляют конкретные акты социальной политики – выполняют управленческие функции; а также функциональные учреждения – школы, больницы, институты, библиотеки, центры социального обслуживания различных категорий населения и т.д.);

- неправительственные организации и учреждения благотворительной и социальной направленности (ассоциации лиц со сходными проблемами, фонды и т.д.).

Социально-педагогическую сферу можно рассматривать как одну из частей, составляющих социальную инфраструктуру. Социально-педагогическая инфраструктура – совокупность учреждений, организаций и служб, деятельность которых направлена на оказание профессиональной социально-педагогической помощи людям (независимо от возраста) в целях защиты их гражданских прав и свобод, охраны жизни и здоровья, создания условий для успешной жизнедеятельности, обучения, воспитания, развития личности и адаптации в социуме.

Особенностью социально-педагогической инфраструктуры является то, что она имеет ярко выраженный межведомственный характер. Компоненты (учреждения, службы, организации и др.), составляющие социально-педагогическую инфраструктуру той или иной территории, могут принадлежать как одной отрасли (например, образованию или социальной защите населения), так и разным отраслям, но представлять собой составные части единой региональной социально-педагогической инфраструктуры. При этом следует иметь в виду, что социально-педагогическая инфраструктура представляет собой сбалансированную и развивающуюся систему, целенаправленно сформированную на основе социального заказа и территориальных возможностей. Главной задачей социально-педагогической инфраструктуры является оказание в комплексе социально-педагогических услуг в целях более полного удовлетворения общественных и личных запросов граждан на развитие, психолого-педагогическую, медицинскую, социальную адаптацию и реабилитацию, защиту прав несовершеннолетних. Основными характеристиками социально-педагогической инфраструктуры являются: 1) ее нацеленность на защиту прав человека (на достойную жизнь, здоровье, образование и развитие), на его социальную, психолого-педагогическую поддержку, на помощь людям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах; 2) взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодействие элементов инфраструктуры, ее целостность; 3) наличие государственного, муниципального, межотраслевого или общественного органа, координирующего совместную деятельность компонентов социально-педагогической инфраструктуры.

В социально-педагогической инфраструктуре, как правило, представлены независимо от ведомственной подчиненности следующие группы учреждений: учреждения общего и профессионального образования разных ступеней и уровней подготовки в них; коррекционные образовательные учреждения (группы) для детей с отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей; клубные учреждения для детей и подростков; реабилитационные учреждения по восстановлению утраченных или ослабленных свойств и качеств личности; службы комплексной помощи семье и детям (например, опеки и попечительства, центры помощи семье и детям, приюты и др.); органы координации деятельности компонентов социально-педагогической инфраструктуры.

Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей, контактов клиента и его семьи с различными специалистами – социальными работниками, психологами, врачами, юристами, представителями органов власти и общественности. Для этого необходимы налаженные связи с различными социальными службами и учреждениями микрорайона, района, города и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. При этом социальный педагог самостоятельно определяет задачи, формы и методы своей работы, способы решения личных и социальных проблем клиента, меры социальной защиты и помощи, меры реализации прав и свобод граждан. Для того чтобы наладить эти связи, социальному педагогу необходимо иметь представление о существующей на данной территории социальной и социально-педагогической инфраструктуре и на основании этого организовывать взаимодействие с различными социальными службами.

Взаимодействие – объединение усилий взаимодействующих сторон для решения того или иного вопроса, организации совместных действий. В зависимости от степени активности субъектов социально-педагогической деятельности могут существовать различные виды взаимодействия. В практической деятельности выделяют следующие виды взаимодействия социального педагога с различными социальными службами: сотрудничество, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация, конфликт. Наиболее оптимальным видом взаимодействия социального педагога с различными социальными службами является сотрудничество, так как оно предполагает активность взаимодействующих сторон, осознание ими общих целей и действий. Сотрудничество должно осуществляться в соответствии со следующими принципами: полная самостоятельность партнеров; доверие друг к другу; взаимное уважение и учет специфических интересов друг друга; добровольность и четкое распределение ролей; объединение усилий и согласованность действий партнеров; постоянный учет и использование результатов усилий друг друга.

В системе взаимодействия необходимо выделять уровни, на каждом из которых выстраиваются своя система отношений и тип взаимосвязи (прямой или косвенный; формальный или неформальный; преднамеренный или непреднамеренный и т.п.):

1 уровень – структуры муниципальных органов власти (Управление образования, управление здравоохранения, Комитет по социальной защите населения, Комитет по культуре и спорту, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и т.д.);

2 уровень – учреждения муниципальных органов власти (детские образовательные учреждения (дошкольные и школьные), Дом ребенка, детский дом; приют; Центр психолого-педагогической и социальной реабилитации детей и подростков; Центр по работе с семьей; Кризисный центр; наркологический и психоневрологический диспансер и т.д.);

3 уровень – специалисты этих учреждений (учителя, воспитатели, социальные педагоги, врачи, инспектора, социальные работники и т.д.);

4 уровень – представители общественных структур, жители микрорайона, члены контактных групп;

5 уровень – непосредственные «клиенты» социального педагога – личность, семья, группа.

Грамотно выстроенная система взаимодействия реализует на практике системный подход, позволяющий технологизировать деятельность.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте характеристику понятий «социальная инфрастуктура», «социально-педагогическая инфраструктура». Какую роль играет развитость инфраструктуры для становления социально-педагогической деятельности?

2. Какую роль в социально-педагогической деятельности выполняет сеть взаимодействий?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.72.221 (0.007 с.)