Тема 26. Технология реализации социальным педагогом диагностической функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 26. Технология реализации социальным педагогом диагностической функции.



Диагностика – это наука распознавания единичного в многообразном, выделение этих единичных явлений в определенный класс. Социальная диагностика - это комплексный процесс научного выявления и изучения многоплановых причинно – следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его состояние. Обобщенный результат этого исследования составляет социальный диагноз. Психологическая диагностика – это психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально – психологических и индивидуально – психофизических особенностей человека. Педагогическая диагностика направлена на результаты формирования личности и поиск причин этих результатов.

Предметом диагностики является – изучение механизмов и факторов, обусловливающих процессы изменений. Объектами диагностики могут выступать личность, семья и микросоциум.

Выделяют 4 этапа социально – педагогической диагностики:

1 этап. Подготовительный. На данном этапе необходимо определить проблему, поставить цель и задачи, определить предмет и объект диагностики, выдвинуть гипотезу и подобрать методы.

2 этап. Исследовательский. Осуществляется сбор фактических данных с помощью различных методов.

3 этап. Обработка данных диагностики. Проводится количественный и качественный анализ данных исследования.

4 этап. Интерпретация данных и формулировка выводов. Устанавливается правильность или ошибочность гипотезы.

Аспекты диагностики:

1. Сравнение. Является отправной точкой диагностики. Наблюдая за поведением человека, сравнивается его поведение с прежним поведением, с поведением других индивидов или с нормой.

2. Анализ. Устанавливаются причины отличий в поведении.

3. Прогнозирование. Данные, полученные в результате сравнения и анализа, используются для предугадывания дальнейшего поведения.

4. Интерпретация. Процесс, в ходе которого информация сводится в единое целое.

5. Доведение результатов диагностики до сведения диагностируемых.

6. Контроль за воздействием на диагнотстируемых различных диагностических методик.

Принципы диагностики:

1. Объективности.

2. Причинной обусловленности.

3. Комплексного подхода.

4. Научной обоснованности и подтверждаемости выводов.

Методы исследования – это способы получения фактов о процессах, явлениях и событиях.

В.Г. Ананьев выделил 4 группы методов исследования:

1. Организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, комплексный).

2. Эмпирические (наблюдение, экспериментальные, психодиагностические, анализ процессов и продуктов деятельности, биографические).

3. Методы обработки данных (количественный и качественный).

4. Интерпретационные (генетический, структурный).

Работа социального педагога по изучению отдельно взятого класса ведется в 3 этапа.

1. Подготовительный этап. Можно воспользоваться методом анализа статистических данных. Цель: составить паспорт социальной инфраструктуры микрорайона. Выявить его воспитательные возможности. Технология составления паспорта социальной инфраструктуры: карта-схема, площадь микрорайона, площадь зеленых насаждений, водного массива, экологическая обстановка, удаленность от центра, транспортное сообщение, количество улиц, домов (частного сектора, коммерческого жилья, общежитий, благоустроенных, неблагоустроенных, частично благоустроенных), образовательные учреждения (ДОУ, СОШ, профтехучилища, лицеи, гимназии, техникумы, колледжи, университеты, институты, академии), культурно – просветительные учреждения (театры, музеи, кинотеатры, дома культуры, библиотеки, музеи, картинные галереи и т.п.), внешкольные учреждения (дома детского творчества, клубы по месту жительства и т.п.), спортивные сооружения (стадионы, спортивные площадки, спортзалы, бассейны, спортивные комплексы, хоккейные коробки, ледовые дворцы, катки и т.п.), количество объектов сферы быта (прачечные, магазины, парикмахерские, ларьки, мастерские по ремонту…, аптеки и т.п.), учреждения общественного питания (столовые, рюмочные, кафе, рестораны, бары, пивные), количество предприятий производственной сферы (заводы, фабрики), общественные организации, органы профилактики правопорядка, данные состояния правопорядка, состав населения (количество жителей, женщин, мужчин, несовершеннолетних, учащихся, работающих, пенсионеров, ветеранов, семей (полных, неполных, многодетных, малообеспеченных, неблагополучных).

2. Изучение семей учащихся. Используются методы: наблюдение, посещение семей, метод независимых характеристик, опрос, беседы и др. Целесообразно разделение смей на благополучные (педагогически грамотные, позитивно ориентированные на воспитание детей) и неблагополучные (конфликтные, педагогически несостоятельные, аморальные). Распределение родителей на группы (условно) дает социальному педагогу возможность в дальнейшем проводить дифференцированную работу с ними. Для учащихся можно провести анкеты «Интересы и досуг», «Изучение внешней среды». Цель: выявить, как учащиеся проводят свое свободное время, чем интересуются, Для определения психологического микроклимата в семье можно использовать опросник Фидлера.

3. Изучение трудновоспитуемости. Социальным педагогом изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, влияние микросреды. Определяются причины трудновоспитуемости, воспитательные возможности среды, способы перевоспитания, включение ребенка в процесс ресоциализации.

Работа социального педагога по изучению трудновоспитуемости:

1. Проведение анкеты «Выявление трудных детей в классе».

2. Классификация выявленных трудновоспитуемых детей на типы.

3. Составление краткой характеристики ребенка.

4. Определение ведущих качеств личности и ее недостатков.

5. Изучение уровня школьной мотивации, полезных интересов, средовой адаптации, влияния внешней среды.

6. Изучение условий жизни ребенка, воспитательных возможностей семьи, эмоциональных отношений в ней и семейных проблем.

7. Определение причин трудновоспитуемости и мер по ее преодолению.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие виды диагностик использует в своей работе социальный педагог?

2. Как строится работа социального педагога на основе диагностики?

 

Тема 27. Технология социального планирования и управления.

Социальное управление – целенаправленное воздействие на общество для упорядочения и развития его определенной качественной специфики. Разновидностью социального управления является управление социальной работой.

Сущность социального управления проявляется в следующих механизмах: 1) поддержание, сохранение параметров, которые свойственны управляемому объекту, управляемой системе социальной защиты, помощи; поэтому в процессе социального управления часто используются стратегия и тактика сохранения того, что достигнуто на какой-то будущий период времени – долгосрочный, краткосрочный; 2) развитие, совершенствование параметров объекта, системы; это достигается процессом постановки целей, задач «в рост», а также практическими действиями по их выполнению. В результате объект, система переходят в другое, желательное состояние со своими улучшенными параметрами; 3) ухудшение параметров объекта, системы или даже сведение их «к нулю»; используется при необходимости расформирования объекта, системы.

Цель управления – достижение желаемого, возможного и необходимого состояния системы. Оно направлено на поддержание равновесия и развития управляемого объекта. Определение целей управления – главный и начальный этап управления.

Объекты социального управления: индивид, группа, организация, социальные процессы. Методы социального управления: прямое управление в форме задания, приказа; управление через мотивы и потребности (стимулирование); управление через систему ценностей (воспитание, образование и т.п.); управление через окружающую среду (например, изменение условий деятельности) и др.

Этапы технологии управления: прогнозы, планирование, анализ; решение; указание; реализация указаний; контроль; анализ и синтез.

По своей сути социально-педагогическая деятельность представляет собой социальное управление процессами развития личности, группы, общности, а также сама выступает в качестве управляемого элемента в структуре социального учреждения.

Одна из важнейших функций социального управления – планирование. Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения.

Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период. Цель планирования работы социального педагога – выработка единства действий с администрацией, педагогическим коллективом, а также коллективом учащихся, родителей, общественными структурами; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, этапов деятельности.

Основные принципы планирования: научность, скоординированность (согласованность), оптимальность, перспективность, коллегиальность, конкретность.

Схема разработки плана (М.В. Шакурова): ознакомление с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме; изучение литературы по общим основам планирования; изучение научных рекомендаций по конкретному планируемому вопросу; анализ недостатков плана работы за прошлый год; изучение рекомендаций НОТ; подготовка проекта плана; коллективное обсуждение отдельных аспектов плана, рассмотрение проекта плана на методическом объединении и утверждение его на заседании совета учреждения.

В деятельности социального педагога используются различные формы планов: перспективный (на год или полугодие), календарный (на четверть, месяц, неделю), план проведения конкретных акций (мероприятий по решению проблемы, форм работы с клиентом и т.п.).

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте, в чем сущность технологии социального управления?

2. Докажите необходимость планирования работы социального педагога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1036; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.012 с.)