Тема 9 . Семья и другие микрофакторы социализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9 . Семья и другие микрофакторы социализации



Семья – это основной институт социализации личности, где закладываются и формируются базовые ценности, нормы поведения, отношений к себе, людям

Основные тенденции в развитии современной семьи:

-равноправие мужчин и женщин в браке;

-свобода заключения и расторжения брака;

-увеличение числа нуклеарных семей;

-малодетность;

-рост числа неблагополучных семей;

Классификация проблем семьи:

1. Фоновые проблемы:

-низкий уровень жизни

-социальная и правовая незащищенность

-сокращение социальной инфраструктуры детства

2. Институциональные проблемы:

-неудовлетворительное качество семейной социализации

-малодетность

-дистанцированность семьи от школы и других социальных институтов

3. Внутрисемейные проблемы:

-нарушение межпоколенных связей

-отсутствие благоприятной семейной атмосферы;

-жестокое обращение с детьми

Специфика семейного воспитания:

-первичность;

-глубоко эмоциональный интимный характер семейного воспитания;

-постоянство и длительность воспитательного воздействия;

-наличие объективных возможностей для включения детей в различные виды отношений, деятельности;

Социализация ребенка в семье определяется следующими факторами:

1. Социально-культурный фактор (личностные характеристики родителей: социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, религиозные, этнические особенности семьи, психологический микроклимат);

2. Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей.

3. Технико-гигиенический фактор (место и условия проживания –город, село; обеспеченность жильем);

4. Демографический фактор (структура и состав семьи – полная, неполная; малодетная, многодетная; однопоколенная, многопоколенная).

Таким образом, воспитательный потенциал семьи и эффективность семейной социализации зависит от взаимодействия ряда факторов.

Социально-педагогическая деятельность с семьей

Деятельность социального педагога с семьей осуществляется по следующим направлениям:

-образовательная помощь (в обучении и воспитании), направлена на формирование педагогической культуры родителей и оказание помощи в конкретных ситуациях;

-психологическая помощь включает два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию;

-посредническая помощь – информационная, координационная, организационная;

Формы работы с семьей:

1. Краткосрочные (кризисинтервентная и проблемно - ориентированная модели);

2. Долгосрочные (патронаж).

Функции семьи в процессе социализации

Функция В обществе Внутри семьи
1. Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества, обеспечивает непрерывность смены поколений. Удовлетворение потребности в детях.
2. Воспитательная Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества. Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
3. Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия, т.е. активно содействует сохранению их психического здоровья. Получение индивидами психологической защиты и эмоциональной поддержки и семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви, в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке.
4. Первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также формирование ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и младшего поколений. Выполнение моральных норм членами семьи, в особенности с теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
5. Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен на услугу).

 

Микросоциум – действующая на определенной территории общность, включающая семью, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные, воспитательные и контркультурные организации, а также различные неформальные группы жителей.

Соседство представляет собой близко территориально проживающую группу людей. Эту общность характеризуют межличностные связи, определенное отношение к месту своего проживания, порой общие цели и совместная деятельность.

Группа сверстников – это объединение не обязательно одногодков. В нее могут входить люди, хотя и отличающиеся по возрасту на несколько лет, но объединенные системой отношений, определенными общими ценностями или ситуативными интересами и отделяющие себя от других сверстников какими-либо признаками обособления, т.е. обладающие МЫ-чувством.

Организация – это объединение людей, созданное для решения определенных задач и реализации определенных функций. Выделяют: воспитательные организации (школы, ВУЗы, детские сады и т.п.); общественные, государственные и частные организации различных типов, в которые входит или с которыми взаимодействует человек на протяжении своей жизни (от детских поликлиник до предприятий, учреждений и любительских обществ); религиозные организации, которые являются микрофактором социализации не всех, а лишь последователей той или иной конфессии; добровольные организации; контркультурные организации (криминального и тоталитарного типов). Признаки организации: наличие фиксированного членства; социальная структура; структура власти и система управления и координации; иерархия ролевых позиций и статусов; разделение функциональных обязанностей; каналы вертикальной и горизонтальной коммуникации; нормативная регуляция поведения; система социального контроля.

Воспитательные организации – специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения. Социальное воспитание представляет собой взращивание человека в ходе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте проблемы современной семьи и покажите их влияние на социализацию личности.

2. Определите приоритетные задачи социально-педагогической деятельности с семьей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.006 с.)