Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Принципы социальной педагогикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Принцип (от лат.principium – основа) воспитания – основание системы воспитания, центральное понятие, представляющее собой обобщение и распространение определенных положений на все явления педагогической действительности. Принципы социального воспитания, отражая уровень развития общества, выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству определенного типа личности, определяют стратегию, цели, содержание и методы воспитания. 1.Принцип природосообразности. Идея о необходимости природосособразного воспитания зародилась в античности. Демокрит считал, что природа и обучение сходны между собой, так как учение дает человеку новый облик, но, делая это, только выявляет природу, вновь проявляя черты, которые природа заложила изначально. В педагогике данный принцип был разработан и обоснован Я.А. Коменским. В отечественной педагогике данный принцип разрабатывал К.Д. Ушинский: «Придавая большое значение воспитанию… мы ясно осознаем, что пределы воспитания уже даны в условиях душевной и телесной природы человека». Современная трактовка принципа природосообразности предполагает, что социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, развивать у него ответственность за самого себя, за дальнейшую эволюцию ноосферы. Принцип природосообразности предполагает, что содержание, формы и методы социального воспитания учитывают необходимость определенной половой и возрастной дифференциации, как в образовании, так и в организации социального опыта и индивидуальной помощи. Необходимо формировать установку на сохранение здоровья, навыки выживаемости в экстремальных ситуациях. Важно культивировать определенные этические установки по отношению к природе, а также природоохранное мышление и поведение. Таким образом, принцип природосообразности в социальной педагогике предполагает: -учет возрастных, половых, индивидуальных особенностей; -учет индивидуальных особенностей детей, имеющих отклонения в развитии, поведении; -опору на положительное в человеке; -учет взаимодействия природных и социальных факторов. 2.Принцип культуросообразности. Идея культуросообразности довольно отчетливо, но не сформулировано, впервые появляется в трудах Д.Локка. Он выступил против теории «врожденных идей» и считал, что ребенок формируется под влиянием условий жизни среды, в которой он находится. В ХIХ веке данный принцип сформулировал А.Дистервег, который утверждал, что «в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить… всю современную культуру в широком смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика». К.Д.Ушинский: принцип народности. В современных условиях принцип культуросообразности социального воспитания приобретает актуальность и наполняется новым содержанием. Возникает вопрос – на что ориентироваться? На народную российскую, или на западную культуру или на религиозные или этнические ценности и идеи. Ситуация противоречива – с одной стороны, наблюдается процесс роста нацроцесс роста нацознания, увеличение значения отдельных регионов. С другой – тенденции интеграции и глобализации. Принцип культуросообразности предполагает, что социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами конкретных национальных и региональных культур, не противоречащих общечеловеческим. Перед социальным воспитанием стоят задачи приобщения человека к различным пластам культуры: бытовой, физической, производственной, духовной, политической, религиозной, сексуальной и др. Кроме позитивных идей в обществе могут формироваться и ценности антикультуры: антипод духовного прогресса, человеконенавистничество, антимораль. Поэтому задача социального воспитания – научить взрослеющего человека ориентироваться в культурной ситуации в обществе, опираться на позитивные ценности. 3. Принцип гуманизма. Гуманизм – это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, развитие и проявление его способностей. Современная трактовка принципа гуманизма определяется следующими исходными положениями (Т.Ф. Яркина): 1.Социальное спасение личности в широком смысле – преодоление всех феодоление всех фнеравенства на планете и разработка механизма предупреждения появления новых острых социальных проблем (идеальный аспект). 2.Обучение каждого человека правильной организации жизнедеятельности и жизнетворчеству (практический аспект). Это предполагает: - выработку основных умений жить и контактировать с людьми в социуме; - формирование адаптивных способностей и качеств характера; - стимулирование потребности помогать не только себе, но и другим людям; - овладение искусством жизни и ценить жизнь как высшую ценность; - развитие умений саморегуляции, формирования саногенного мышления. Современные исследователи разделяют понятия милосердие и гуманизм. Б.З. Вульфов: «Милосердие многолико – в одних формах его требует инвалид с детства или обиженный социально. Главное показать, что, не смотря ни на что, он нужен людям, дать ему возможность самоутвердиться как полноценному социальному субъекту». А.В. Суворов милосердие по отношению к инвалиду понимает как жалость. Гуманизм же – это сочувствие ему как человеку, попавшему в сложную ситуацию. Милосердие – это односторонняя опека инвалида, превращающая его в объект обслуживания. Инвалид лишается всех прав, кроме права на благодарность. Гуманизм – это совместное решение проблем, признание равенства и личностной полноценности. Инвалид превращается в главного решателя своих проблем. По мнению М.А. Галагузовой принцип гуманизма в социальной педагогике предполагает: - признание ценности ребенка как личности, его естественных прав; - достойное отношение общества ко всем детям независимо от их физического, материального, социального положения; - создание условий для развития личности, интеграции всех детей (с ограниченными возможностями, отклоняющимся поведением и др.) в общество. Вопросы для самоконтроля 1. Проиллюстрируйте на примере реализацию принципов социальной педагогики. 2. В чем особенности принципа культуросообразности и его значение для социальной педагогики? 3. Как Вы считаете, в социальном воспитании реализуется идеальный или практический аспект принципа гуманизма?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.224 (0.008 с.) |