![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Принципы социальной педагогикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Принцип (от лат.principium – основа) воспитания – основание системы воспитания, центральное понятие, представляющее собой обобщение и распространение определенных положений на все явления педагогической действительности. Принципы социального воспитания, отражая уровень развития общества, выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству определенного типа личности, определяют стратегию, цели, содержание и методы воспитания. 1.Принцип природосообразности. Идея о необходимости природосособразного воспитания зародилась в античности. Демокрит считал, что природа и обучение сходны между собой, так как учение дает человеку новый облик, но, делая это, только выявляет природу, вновь проявляя черты, которые природа заложила изначально. В педагогике данный принцип был разработан и обоснован Я.А. Коменским. В отечественной педагогике данный принцип разрабатывал К.Д. Ушинский: «Придавая большое значение воспитанию… мы ясно осознаем, что пределы воспитания уже даны в условиях душевной и телесной природы человека». Современная трактовка принципа природосообразности предполагает, что социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, развивать у него ответственность за самого себя, за дальнейшую эволюцию ноосферы. Принцип природосообразности предполагает, что содержание, формы и методы социального воспитания учитывают необходимость определенной половой и возрастной дифференциации, как в образовании, так и в организации социального опыта и индивидуальной помощи. Необходимо формировать установку на сохранение здоровья, навыки выживаемости в экстремальных ситуациях. Важно культивировать определенные этические установки по отношению к природе, а также природоохранное мышление и поведение.
Таким образом, принцип природосообразности в социальной педагогике предполагает: -учет возрастных, половых, индивидуальных особенностей; -учет индивидуальных особенностей детей, имеющих отклонения в развитии, поведении; -опору на положительное в человеке; -учет взаимодействия природных и социальных факторов. 2.Принцип культуросообразности. Идея культуросообразности довольно отчетливо, но не сформулировано, впервые появляется в трудах Д.Локка. Он выступил против теории «врожденных идей» и считал, что ребенок формируется под влиянием условий жизни среды, в которой он находится. В ХIХ веке данный принцип сформулировал А.Дистервег, который утверждал, что «в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить… всю современную культуру в широком смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика». К.Д.Ушинский: принцип народности. В современных условиях принцип культуросообразности социального воспитания приобретает актуальность и наполняется новым содержанием. Возникает вопрос – на что ориентироваться? На народную российскую, или на западную культуру или на религиозные или этнические ценности и идеи. Ситуация противоречива – с одной стороны, наблюдается процесс роста нацроцесс роста нацознания, увеличение значения отдельных регионов. С другой – тенденции интеграции и глобализации. Принцип культуросообразности предполагает, что социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами конкретных национальных и региональных культур, не противоречащих общечеловеческим. Перед социальным воспитанием стоят задачи приобщения человека к различным пластам культуры: бытовой, физической, производственной, духовной, политической, религиозной, сексуальной и др. Кроме позитивных идей в обществе могут формироваться и ценности антикультуры: антипод духовного прогресса, человеконенавистничество, антимораль. Поэтому задача социального воспитания – научить взрослеющего человека ориентироваться в культурной ситуации в обществе, опираться на позитивные ценности. 3. Принцип гуманизма.
Гуманизм – это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, развитие и проявление его способностей. Современная трактовка принципа гуманизма определяется следующими исходными положениями (Т.Ф. Яркина): 1.Социальное спасение личности в широком смысле – преодоление всех феодоление всех фнеравенства на планете и разработка механизма предупреждения появления новых острых социальных проблем (идеальный аспект). 2.Обучение каждого человека правильной организации жизнедеятельности и жизнетворчеству (практический аспект). Это предполагает: - выработку основных умений жить и контактировать с людьми в социуме; - формирование адаптивных способностей и качеств характера; - стимулирование потребности помогать не только себе, но и другим людям; - овладение искусством жизни и ценить жизнь как высшую ценность; - развитие умений саморегуляции, формирования саногенного мышления. Современные исследователи разделяют понятия милосердие и гуманизм. Б.З. Вульфов: «Милосердие многолико – в одних формах его требует инвалид с детства или обиженный социально. Главное показать, что, не смотря ни на что, он нужен людям, дать ему возможность самоутвердиться как полноценному социальному субъекту». А.В. Суворов милосердие по отношению к инвалиду понимает как жалость. Гуманизм же – это сочувствие ему как человеку, попавшему в сложную ситуацию. Милосердие – это односторонняя опека инвалида, превращающая его в объект обслуживания. Инвалид лишается всех прав, кроме права на благодарность. Гуманизм – это совместное решение проблем, признание равенства и личностной полноценности. Инвалид превращается в главного решателя своих проблем. По мнению М.А. Галагузовой принцип гуманизма в социальной педагогике предполагает: - признание ценности ребенка как личности, его естественных прав; - достойное отношение общества ко всем детям независимо от их физического, материального, социального положения; - создание условий для развития личности, интеграции всех детей (с ограниченными возможностями, отклоняющимся поведением и др.) в общество. Вопросы для самоконтроля 1. Проиллюстрируйте на примере реализацию принципов социальной педагогики. 2. В чем особенности принципа культуросообразности и его значение для социальной педагогики? 3. Как Вы считаете, в социальном воспитании реализуется идеальный или практический аспект принципа гуманизма?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.25.158 (0.01 с.) |