Тема 3. Принципы социальной педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Принципы социальной педагогики



Принцип (от лат.principium – основа) воспитания – основание системы воспитания, центральное понятие, представляющее собой обобщение и распространение определенных положений на все явления педагогической действительности.

Принципы социального воспитания, отражая уровень развития общества, выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству определенного типа личности, определяют стратегию, цели, содержание и методы воспитания.

1.Принцип природосообразности.

Идея о необходимости природосособразного воспитания зародилась в античности. Демокрит считал, что природа и обучение сходны между собой, так как учение дает человеку новый облик, но, делая это, только выявляет природу, вновь проявляя черты, которые природа заложила изначально. В педагогике данный принцип был разработан и обоснован Я.А. Коменским.
Ж.Ж. Руссо считал, что детей надо воспитывать естественно, сообразно с внутренней природой ребенка, с учетом возрастных особенностей. Согласно А. Дистервегу, природосообразность воспитания – это следование за процессом естественного развития человека на каждом возрастном этапе, учет его индивидуальных особенностей.

В отечественной педагогике данный принцип разрабатывал К.Д. Ушинский: «Придавая большое значение воспитанию… мы ясно осознаем, что пределы воспитания уже даны в условиях душевной и телесной природы человека».

Современная трактовка принципа природосообразности предполагает, что социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, развивать у него ответственность за самого себя, за дальнейшую эволюцию ноосферы.

Принцип природосообразности предполагает, что содержание, формы и методы социального воспитания учитывают необходимость определенной половой и возрастной дифференциации, как в образовании, так и в организации социального опыта и индивидуальной помощи. Необходимо формировать установку на сохранение здоровья, навыки выживаемости в экстремальных ситуациях.

Важно культивировать определенные этические установки по отношению к природе, а также природоохранное мышление и поведение.

Таким образом, принцип природосообразности в социальной педагогике предполагает:

-учет возрастных, половых, индивидуальных особенностей;

-учет индивидуальных особенностей детей, имеющих отклонения в развитии, поведении;

-опору на положительное в человеке;

-учет взаимодействия природных и социальных факторов.

2.Принцип культуросообразности.

Идея культуросообразности довольно отчетливо, но не сформулировано, впервые появляется в трудах Д.Локка. Он выступил против теории «врожденных идей» и считал, что ребенок формируется под влиянием условий жизни среды, в которой он находится.

В ХIХ веке данный принцип сформулировал А.Дистервег, который утверждал, что «в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить… всю современную культуру в широком смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика».

К.Д.Ушинский: принцип народности.

В современных условиях принцип культуросообразности социального воспитания приобретает актуальность и наполняется новым содержанием. Возникает вопрос – на что ориентироваться? На народную российскую, или на западную культуру или на религиозные или этнические ценности и идеи.

Ситуация противоречива – с одной стороны, наблюдается процесс роста нацроцесс роста нацознания, увеличение значения отдельных регионов. С другой – тенденции интеграции и глобализации.

Принцип культуросообразности предполагает, что социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами конкретных национальных и региональных культур, не противоречащих общечеловеческим.

Перед социальным воспитанием стоят задачи приобщения человека к различным пластам культуры: бытовой, физической, производственной, духовной, политической, религиозной, сексуальной и др.

Кроме позитивных идей в обществе могут формироваться и ценности антикультуры: антипод духовного прогресса, человеконенавистничество, антимораль.

Поэтому задача социального воспитания – научить взрослеющего человека ориентироваться в культурной ситуации в обществе, опираться на позитивные ценности.

3. Принцип гуманизма.

Гуманизм – это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, развитие и проявление его способностей.

Современная трактовка принципа гуманизма определяется следующими исходными положениями (Т.Ф. Яркина):

1.Социальное спасение личности в широком смысле – преодоление всех феодоление всех фнеравенства на планете и разработка механизма предупреждения появления новых острых социальных проблем (идеальный аспект).

2.Обучение каждого человека правильной организации жизнедеятельности и жизнетворчеству (практический аспект). Это предполагает:

- выработку основных умений жить и контактировать с людьми в социуме;

- формирование адаптивных способностей и качеств характера;

- стимулирование потребности помогать не только себе, но и другим людям;

- овладение искусством жизни и ценить жизнь как высшую ценность;

- развитие умений саморегуляции, формирования саногенного мышления.

Современные исследователи разделяют понятия милосердие и гуманизм. Б.З. Вульфов: «Милосердие многолико – в одних формах его требует инвалид с детства или обиженный социально. Главное показать, что, не смотря ни на что, он нужен людям, дать ему возможность самоутвердиться как полноценному социальному субъекту». А.В. Суворов милосердие по отношению к инвалиду понимает как жалость. Гуманизм же – это сочувствие ему как человеку, попавшему в сложную ситуацию. Милосердие – это односторонняя опека инвалида, превращающая его в объект обслуживания. Инвалид лишается всех прав, кроме права на благодарность. Гуманизм – это совместное решение проблем, признание равенства и личностной полноценности. Инвалид превращается в главного решателя своих проблем.

По мнению М.А. Галагузовой принцип гуманизма в социальной педагогике предполагает:

- признание ценности ребенка как личности, его естественных прав;

- достойное отношение общества ко всем детям независимо от их физического, материального, социального положения;

- создание условий для развития личности, интеграции всех детей (с ограниченными возможностями, отклоняющимся поведением и др.) в общество.

Вопросы для самоконтроля

1. Проиллюстрируйте на примере реализацию принципов социальной педагогики.

2. В чем особенности принципа культуросообразности и его значение для социальной педагогики?

3. Как Вы считаете, в социальном воспитании реализуется идеальный или практический аспект принципа гуманизма?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.006 с.)