Тема 5 . Макрофакторы социализации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5 . Макрофакторы социализации.



Страна – феномен культурно-географический. Это – территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Страна может обладать государственным суверенитетом (полным или ограниченным), а может находиться под властью другой страны.

Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое или косвенное влияние на жителей и их жизнедеятельность.

Как полагал М. Монтень – люди в зависимости от климата могут быть более или менее воинственны, уверены, склонны к послушанию или не послушанию, к наукам и искусствам.

В.О. Ключевский, характеризуя природно-климатические условия России, показывал их влияние на формирование характера ее жителей. «Природа смеется над самыми осторожными расчетами великоросса – отсюда наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусское – авось. Невозможность рассчитать наперед, заранее сообразить план действий заметно отразились на складе ума – приучили его больше обсуждать пройденный пут, больше оглядываться назад – думать задним умом.

Природа отпускает мало времени для земледельческого труда, поэтому характерно чрезмерное кратковременное напряжение сил, привычка работать лихорадочно и споро, а потом отдыхать».

Геоклиматические условия страны влияют на состояние здоровья людей, распространение некоторых болезней.

Геофизические условия принуждают человека к преодолению объективно существующих трудностей, либо облегчают труд, а также хозяйственное развитие страны.

Величина территории страны может влиять на преобладание экстенсивного или интенсивного типа хозяйствования; распространение сепаратистских настроений. Территория страны может формироваться веками – постепенно присоединяя новые территории или достаточно быстро (Югославия, Израиль). Распад страны порождает целый комплекс проблем социально-экономических, правовых, психологических.

На социализацию жителей той или иной страны влияет ее этнический состав (поли- или мононациональный).

Таким образом, природно-географические, геополитические условия первоначально определяют исторические развитие страны, являются своеобразными рамками процесса социализации. Как объективные условия страны влияют на социализацию, во многом определяется тем, как ее используют, учитывают.

Этнокультурные условия.

Под этносом понимается исторически сложившаяся в определенной стране устойчивая совокупность людей, обладающих общим менталитетом, национальным самосознанием, стабильными особенностями культуры, а также сознанием единства и отличия от других подобных образований.

Каждый этнос имеет специфические черты, сформировавшиеся в течении веков под влиянием климатических, исторических, социально-экономических процессов.

В связи с этим этнические особенности как фактор социализации, с одной стороны – нельзя игнорировать, с другой – не следует абсолютизировать.
Д.С. Лихачев: «Национальные черты нельзя преувеличивать, делая их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других».

Можно выделить два основных аспекта влияния этнокультурных условий на социализацию:

1. Витальные особенности – способы физического развития, вскармливания ребенка, ухода за ним. Наиболее явные отличия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах. Например, в Уганде, где мать постоянно носит ребенка с собой и дает грудь по первому требованию (для европейской культуры это не характерно) наблюдается опережающее развитие ребенка в первые полтора года по сравнению с европейскими детьми.

2. Ментальные особенности.

Менталитет – это глубинный духовный склад, присущий этносу как большой группе людей, сформировавшийся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях.

Менталитет этноса определяет свойственные его представителям способы видения и восприятия мира на когнитивном, аффективном и прагматическом уровнях.

Каким образом человек воспринимает, усваивает и воспроизводит менталитет своего этноса?

В первую очередь следует сказать о роли национального языка. Язык народа отражает его историю, жизнедеятельность, культуру. Ребенок знакомится с родным языком через частушки, прибаутки, сказки.

Следующим условием усвоения менталитета является то, что в нем присутствуют имплицитные (подразумеваемые, но не сформулированные) концепции личности и воспитания. Формируются представления о том, каким должен быть человек, его предназначение, положительные и отрицательные черты, цель и методы воспитания, способы поощрения и наказания.

И, наконец, восприятие менталитета идет благодаря тому, что в процессе усвоения родного языка и под влиянием ближайшего окружения, реализующего имплицитные концепции воспитания, у человека формируется национальное самосознание. Это проявляется в национальной идентификации, то есть осознании своей принадлежности к определенной этнической группе и в формировании представления о типичных чертах своей этнической общности, о свойствах ее как «целого».

Следует различать этнические (осознание особенностей своего этноса) и межэтнические (представления о другом этносе) установки. Посредством социального воспитания необходимо формировать позитивные, неагрессивные межэтнические установки, толерантные межэтнические отношения.

Влияние ментальных особенностей этноса проявляется в различных аспектах социализации:

- семейная социализация – отношение к браку, детям, взаимоотношения между мужчиной и женщиной в браке, родителями и детьми; (Например, в Японии брак – это не столько путь к личному счастью, сколько социальный акт, необходимый для утверждения в обществе)

- половая социализация – различные эталоны мужественности и женственности, черты характера, особенности поведения, эмоциональных реакций;

- в сфере межличностных взаимоотношений – стиль общения, специфическое восприятие друг друга, пространственная дистанция (так, пунктуальность, высоко ценимая в Германии, сравнительно мало значима в Испании) и др.

Таким образом, этнос является важным фактором социализации человека. Менталитет этноса оказывает влияние на различные сферы жизни – формирует отношение к трудовой деятельности, определяет специфические формы досуга, каноны семейного счастья, идеалы прекрасного и т.д. В целом менталитет определяет оригинальность культуры того или иного этноса.

Общество

Общество – понятие политико-социологическое, характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, профессиональные, возрастные и иные группы.

В каждом обществе складываются специфические условия социализации, они зависят от особенностей половозрастной, социальной, этнической, идеологической структур общества, от уровня его социально-экономического и культурного развития, от социально-психологического микроклимата.

1. Половая структура общества.

- количественно половая структура общества характеризуется соотношением числа мужчин и женщин. В целом в мире оно примерно равное, равенство достигается за счет большего количества мужчин в младших возрастных группах;

- качественно половая структура характеризуется с точки зрения социального статуса полов – положения в обществе, уровня образования. Качественные характеристики половой структуры общества влияют на социализацию, определяя усвоение соответствующих полоролевых экспектаций и самоэкспектаций, формирование набора стереотипов полоролевого поведения.

2. Возрастная структура общества.

Дети, подростки, взрослые, старики образуют своеобразные общества сверстников, играющие автономную роль в процессе их социализации. Показательно отношение к детям и старшему поколению («Молодым везде у нас дорога, старикам всегда у нас почет»).

С точки зрения межпоколенных отношений М. Мид выделяет общества трех типов:

1) В обществе постфигуративного типа люди, старшие по возрасту служат образцом, источником опыта, традиции предков передаются последующим поколениям.

2) В обществе кофигуративного типа моделью для людей является поведение их современников, то есть акцент переносится с прошлого на настоящее.

3) В обществе префигуративного типа не только младшие учатся у старших, сверстников, но и старшие учатся у младших. Этот тип отношений характерен для нестабильных обществ – старшее поколение переживает кризис социальной идентичности, а младшее поколение оказывается более адаптированным.

Следует иметь в виду, что в одном обществе могут присутствовать все типы межпоколенных взаимоотношений, но значимость каждого из них различна.

3. Социальная структура общества представляет собой более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп, имеющих специфические интересы, мотивации экономического и социального поведения, стиль жизни.

А.В. Мудрик выделяет в современном обществе следующие социальные страты: приспособившаяся к новым условиям старая и новая номенклатура, работники частного сектора, работники бюджетных организаций, студенчество, пенсионеры и др.

Для развития социальной структуры характерны две тенденции:

- формирование среднего класса, для которого характерна ценность труда как сферы самореализации, отношение к собственности как к ценности;

- люмпенизация общества – увеличивается число людей, для которых отчуждение от труда и собственности из источника неполноценности превращается в источник самоуважения.

Чем более однородно в социальном отношении общество, тем оно стабильнее, меньше причин для социальных конфликтов, противоречий. Чем общество дифференцированнее, тем более разнообразны и не всегда равноценны условия социализации различных слоев населения, начиная с детства.

4. Этническая структура современного российского общества сложна и разнообразна, насчитывает около 130 национальностей.

В настоящее время на территории России можно выделить несколько групп этносов:

1) Собственно русские – потомки древнерусской народности.

2) Представители титульных наций стран ближнего зарубежья (бывшие республики СССР) – узбеки, армяне и др.

3) Этносы, проживавшие на территориях, которые в разное время и разными способами (добровольно или насильственно) вошли в состав империи и стали наряду с русскими титульными народами общей для них страны – татары, якуты, башкиры и др.

4) Народы, выходцы их которых некогда осели в России. Одни это сделали на правах подданных (поляки), другие (немцы, чехи) были приглашены на жительство и т.д.

В настоящее время происходит снижение гомогенности русского и других народов.

Деформация общегражданского сознания заставляет людей искать более стабильные ориентиры, позволяющие преодолеть неуверенность в завтрашнем дне. В этой ситуации национальная принадлежность выступает как компенсаторный механизм, этнические идеи приобретают приоритетное значение по сравнению с общечеловеческими идеями.

Таким образом, общество представляет собой сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов. Все эти характеристики в совокупности оказывают существенное влияние на социализацию социальной, возрастной, этнической группы и отдельного человека.

Государство – понятие политико-юридическое. Оно характеризует совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правовой аппарат, административные и финансовые органы, суд и т.д.), осуществляющих управление обществом.

Государство можно рассматривать как фактор социализации в трех аспектах:

1) оно является таковым постольку, поскольку политика, идеология, экономика и социальная практика, для него характерные, создают определенные условия жизни его граждан, их развития и самореализации.

Дети и взрослые более или менее успешно функционируют в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как декларируемые государством, так и в еще большей мере, реализуемые в социальной практике.

Как известно, они полностью никогда не совпадают, а в определенный период могут быть противоположны.

2) Государство осуществляет относительно направленную социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам.

Так, осуществляя функцию обороны и защиты своих граждан, государство разрабатывает военную доктрину. В соответствии с ней вооруженные силы формируются либо как добровольно-контрактные, либо на основе всеобщей воинской повинности, либо сочетая их.

В сфере социально-экономической политики государство устанавливает определенные минимальные и максимальные возрастные границы трудовой деятельности, принимает законы, регламентирует использование трудовых ресурсов в тех или иных отраслях промышленности, минимально необходимые условия и уровень оплаты труда в зависимости от пола, возраста (более короткий рабочий день подросткам, беременным женщинам).

В сфере национально-культурной политики государство создает правовые, организационные, материальные условия для равноправного участия всего населения во всех сферах жизни, или вводит определенные ограничения, или привилегии для отдельных этнических групп.

3) Государство осуществляет более или менее эффективную целенаправленную социализацию подрастающего поколения, создавая для этого систему воспитательных и образовательных учреждений.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что позволяет отнести страну к макрофакторам социализации?

2. Проанализируйте известные Вам этнические стереотипы и их влияние на социализацию?

3. Охарактеризуйте проблемы социализации в современном обществе в связи с изменением его структуры?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1939; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.03 с.)