ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Возникновение и развитие социально-педагогической теории и практики



История социальной педагогики – отрасль социальной педагогики, изучающая процесс формирования социально-педагогических взглядов, становления социальной педагогики как науки.

Периодизация развития социальной педагогики:

I этап – начиная с периода античности IV век до н.э. до второй половины XIX века. Развитие социально-педагогических взглядов, первые концепции социального воспитания.

II этап – с конца XIX – 30-е гг. XX века. Становление социальной педагогики как науки – определение предмета социальной педагогики, обоснование основных понятий.

III этап – с 80-х гг. ХХ века – начало ХХI века. Современный этап в развитии социальной педагогики – уточнение проблематики социальной педагогики, формирование новых направлений исследования.

Термин «социальная педагогика» был предложен А. Дистервегом во второй половине ХIХ века для обозначения педагогической деятельности с обездоленными и беспризорными детьми.

Однако социально-педагогические взгляды возникли гораздо раньше. Элементы социального воспитания присутствовали еще в первобытном обществе. Изначально элементы воспитания проявлялись в совместном труде детей и взрослых. В процессе труда дети не только овладевали практическими умениями, но и усваивали нормы общения, поведения, приобщались к традициям предков.

Применялись ритуальные запреты – табу, устрашение и одобрение. Сказания и легенды создавали образ идеального героя, которому нужно подражать.

Воспитание было равным для всех, имело целью подготовку детей и подростков к жизни, добыванию средств к существованию. Воспитателями молодежи выступали старейшие члены родовой общины.

В позднеродовой общине (8-5 тыс. лет до нашей эры) происходит переход от групповой формы брака к парному браку. Семья начинает играть существенную роль в воспитании детей. Но община контролировала семейное воспитание, используя институт инициации.

Таким образом, воспитание постепенно становилось самостоятельной целенаправленной деятельностью, сочетало общинное и семейное воспитание.

Позже возникают элементы организованного обучения и воспитания (4-3 тыс. лет до н.э.) школы писцов, ремесленников (Междуречье, Египет).

В эпоху античности появились первые концепции социального воспитания. Воспитание рассматривалось как важный элемент общественной жизни – «первое с чего должен начать законодатель».

Главным фактором воспитания было государство, семейное воспитание следовало исключить (Платон), либо ограничить (Аристотель). Господствовал субъектно-объектный подход – человек – частица государства, человек для государства. Цель воспитания – подготовить серьезных законопослушных граждан.

Обоснован принцип историзма социального воспитания: определенному политическому строю (олигархии, деспотии) соответствует свое воспитание. (Аристотель).

В период Средневековья основой социального воспитания была идея религиозности. И. Златоуст главным фактором воспитания считал христианскую семью, целью – духовное развитие, подготовку к жизни вечной, воспитание христианских добродетелей.

В «Поучении» В. Мономаха (1053-1125гг.) отражен комплексный подход к социальному воспитанию: воспитание христианина, образованного человека, воина – объединение христианских и социальных добродетелей. Считал важными качествами трудолюбие, самостоятельность, активность, милосердие.

Я.А. Коменский (1592-1670) представил целостную систему социального воспитания – сочетание семейного и общественного. Охарактеризовал социально-педагогические функции школы: просвещение, здравница, палестра, ораторская школа, мастерская, кузница добродетели, колыбель гражданской жизни, маленькая церковь. Обосновал принцип природосообразности: выделил природу внутреннюю (природное дарование) и природу внешнюю (природная, социальная сфера), показал взаимодействие этих источников развития человека.

В период Нового времени – Д. Локк (1632-1704 гг.) отстаивал преимущества семейного воспитания, считал значимым влияние среды (стихийное воздействие) на человека и полагал, что оно может быть гораздо сильнее целенаправленного воспитания.

Ж. Ж. Руссо (1712-1778 гг.) считал природу ребенка совершенной, поэтому цель воспитания – сохранение целостности человека, а не изменение его личности, адаптация к социальным условиям. Поэтому отдавал предпочтение «человеку - естественному», а не «человеку-гражданину». Человек получает воспитание из трех источников: от природы, от вещей, от обстоятельств (среды), от людей (воспитания). Отдавал предпочтение семейному воспитанию.

И. Г. Песталоцци (1746-1827 гг.) работал в приютах для бедных и беспризорных детей. Цель воспитания видел в воспитании человечности, подготовке к реальной жизни («бедняк должен быть воспитан для бедной жизни») и профессиональной деятельности. Главное средство социального воспитания – труд. Считал семью важным фактором воспитания.

 

Развитие социальной педагогики в Х1Х-ХХ веках.

А. Дистервег сформулировал принцип культуросообразности: «В воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком смысле слова, в особенности, культуру страны, являющейся родиной ученика».

К. Д. Ушинский (1824-1871 гг.). Цель воспитания – воспитание совершенного человека, гуманного, образованного, трудолюбивого, религиозного, патриота. Все факторы социального воспитания подразделял на преднамеренные (школа) и непреднамеренные (природа, семья, общество, народные религии).

Выделил характеристики семейного воспитания – первичность, постоянство и длительность, особая эмоциональная атмосфера, значимость семьи на протяжении всей жизни человека.

Школа должна ориентироваться на потребности народа, должна стать семейным делом народа.

Принцип народности – «воспитание, созданное самим народом, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях. Каждый народ имеет свой собственный идеал человека и требует воспроизведения этого идеала в воспитании»

Пауль Наторп (1854-1924 гг.) – основоположник социальной педагогики как науки.

В 1893 г. выходит его труд «Социальная педагогика», в котором определен предмет социальной педагогики как науки, изучающей «интеграцию воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа». Высказывал мысль, что «человек становится человеком только благодаря человеческой общности». Считал, что «в природе не существует несоциального воспитания, так как ребенок и взрослый могут воспитываться только напрямую другими людьми и через общение с ними».

Выделил воспитание семейное, школьное и факторы социального воспитания – семья, школа, общность, армия, религия.

Г. Кершенштейнер выдвинул концепцию «гражданского воспитания», согласно которой «трудовая» школа должна готовить детей к предстоящей профессиональной деятельности, соответствующей происхождению.

В. Лай предложил «педагогику действия», основанной на формуле «воздействие – реакция», в соответствии с которой, воспитание рассматривается как череда внешних воздействий на учащихся и их ответных реакций в виде занятий рисованием, лепкой, моделированием, черчением, музыкой и т.д.

Дж. Дьюи явился основоположником «прагматической педагогики», согласно которой интеллектуальное развитие ребенок или взрослый должен получать в зависимости от своих интеллектуальных импульсов и склонностей.

В 20-30 годы ХХ века в Западной Европе были распространены идеи «общинного воспитания» и «общинных школ», первые проекты которых появились в Великобритании и США. Такие школы практиковали системы неформального обучения. Вместо классов в них были открыты площадки или залы без перегородок для занятий, введено гибкое расписание без уроков и звонков, обстановка на занятиях приближалась к семейным условиям.

Первая Вальдорфская школа была открыта в 1919 году Р. Штейнером. Деятельность школы строилась на принципе самоуправления. Педагогические принципы: отказ от заранее запланированных целей воспитания, ориентация на уровень развития социальный опыт и потребности отдельного учащегося, использование разнообразной практической деятельности, акцент на развитие эмоционального восприятия, воспитание в духе сотрудничества и классовой гармонии.

 

Теория и практика социального воспитания в России в 20-30 гг. ХХ века.

В.В. Зеньковский – его социальная педагогика основывалась на том, что человека не понять, если не изучить окружающую его среду. Большое значение имеет влияние семьи, школы, народных традиций, религии. Среда – главный фактор социализации.

В статье «Социальное воспитание, его задачи и пути» отмечает, что «личность ребенка может нормально развиваться лишь в социальных условиях. Социальная среда не должна подавлять личности, но личность не должна забывать о социальной среде; лишь одновременное развитие индивидуальной силы и социальных навыков способствует нормальному развитию личности».

Основная задача социального воспитания заключается в развитии социальной активности, в развитии «вкуса» к социальной деятельности.

Социальная педагогика в 20-30 гг. ХХ века развивалась в следующих направлениях:

· обоснование терминов «социальная педагогика», «социальное воспитание», среда

· формирование методических основ взаимодействия школы и среды

Исследователи (С.Т Шацкий, Н.Н Иорданский, В.Н Шульгин и др.) высказывали мысль о необходимости разработки «новой педагогики» – социальной педагогики, учитывающей не только организованное воспитание, но все воздействия на личность».

С. Т. Шацкий считал, что школа является одним из факторов социального воспитания, поэтому школа должна изучать среду, ее влияние, сотрудничать со средой, используя ее положительный потенциал.

Н. Н. Иорданский в статье «Основы и практика социального воспитания» (1923 г.) рассматривал различные подходы к пониманию сущности социального воспитания, которое рассматривалось как:

- общественное воспитание

- воспитание общественности

- вся система воспитания в обществе

- воспитание в коллективе

Считал, что «ребенок является конгломератом влияния среды».

Характеризовал особенности городской и сельской среды. Предлагал целостную систему социального воспитания: семья, дошкольное учреждение, школа, клубы, детские организации, учреждения для детей с отклонениями в поведении, развитии, из социально-неблагоприятных семей.

В. Н. Шульгин характеризуя среду, основывался на классовом подходе – социальные установки ребенка отражают интересы социальной группы, к которой он принадлежит. «Нет абстрактного ребенка вообще, а есть ребенок из пролетарской, крестьянской, мелкобуржуазной среды».

В конце 30-х гг. ХХ в. социальная педагогика получила статус «буржуазной науки» и в последующие годы стала невостребованной.

 

Развитие социальной педагогики на современном этапе (вторая половина ХХ-ХХ1 вв.)

Методологические аспекты развития социальной педагогики: А.В Мудрик – теоретические основы социальной педагогики, характеристика факторов социализации, Б.З. Вульфов определил сущностные характеристики социальной педагогики; М.А. Галагузова охарактеризовала сущность социально-педагогической деятельности с различными категориями детей; Т.Ф. Яркина – реализация принципа гуманизма в социальной педагогике.

Прикладные аспекты: В.Г.Бочарова – содержание социально-педаго-гической деятельности в социуме; М.П. Гурьянова – деятельность социального педагога в сельском социуме, концепция «открытой школы»; Т.В Лодкина – специфика деятельности семейного социального педагога и др.

Вопросы для самоконтроля

1.Какие вопросы, изучаемые социальной педагогикой, было раскрыты в истории социальной педагогики?

2.Какие подходы к пониманию сущности социального воспитания существовали в истории?

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.007 с.)