Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Школа как открытая социальная система

Поиск

Принцип открытости рассматривается как особый способ функционирования и организации жизнедеятельности индивида, социальной группы, социального института в активном взаимодействии с социальной, культурной, этнической, семейной и природной средой.

Принцип открытости предполагает рассмотрение социума как интегративного образовательно-воспитательного пространства, важный фактор развития личности. Большое значение в системе школьного обучения и воспитания придается историко-культурным, трудовым, нравственно-этическим, природным ценностям, которыми располагает окружающая среда.

Взаимодействие школы и среды имеет четко обозначенную цель – личностное развитие ребенка, создание оптимальных условий для его позитивной социализации, гуманизация среды его обитания и жизнедеятельности.

Выбор направлений и форм сотрудничества определяется спецификой и возможностями конкретного социума. Достаточно вариативен и набор моделей открытых школ – это: модель «Школа – детский сад – клуб»; «Школа – территориальный социально-педагогический центр» и другие.

Наиболее адекватно, по мнению М. П. Гурьяновой, принцип открытости может быть реализован в сельской школе, поскольку для сельского социума характерен открытый неформальный характер отношений, достаточно сильны традиции общинной жизни, социальный контроль.

Качественные характеристики открытой школы (М.П. Гурьянова.)

1. Полифункциональность – помимо образовательной, воспитательной, социализирующей присутствуют социально-педагогическоая, профилактическая, охранно-защитная, социокультурная функции.

2. Многопрофильность вызвана необходимостью работы с детьми и взрослыми. Организуя различные виды социально-педагогической деятельности (трудовая, досуговая, экологическая, краеведческая, историко-культурная, спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая) – школа превращается в образовательный, культурный, социально-педагогический центр.

3. Открытая школа имеет широкие социальные связи, которые ориентированы на личностное развитие ребенка, укрепление его физического, психологического, нравственного здоровья, социально-педагогическая помощь семье, другим категориям граждан.

4. Открытая школа вместе с семьей, социумом формирует здоровый микроклимат, организует в микросоциуме полезную деятельность по возрождению народных традиций в воспитании.

5. Содержание образовательного процесса связано с социальной, культурной, производственной средой, дает знания, необходимые жителю села, города, региона, закрепляет трудовые, историко-культурные традиции региона.

6. Работа открытой школы предполагает управление педагогическим потенциалом среды, опирается на воспитательный потенциал семьи, позитивные силы социума.

Модель школы как открытого социального института эффективна, если она учитывает условия конкретного социума (сельские общины) – социально-экономические, культурно-исторические традиции, национально-регио-нальные особенности.

Таким образом, открытая школа имеет ряд преимуществ по сравнению с обычной школой.

1. Она включает представителей различных поколений, разных возрастных групп. Укрепляется духовная связь между поколениями, родителями и детьми.

2. Включает детей в реальную жизнь, помогая адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

3. Решает проблему организации дошкольного образования, культурного досуга детей, организации детского и молодежного движения.

4. Интегрирует детей в современное общество.

Социально-педагогическая служба школы

Деятельность социально-педагогической службы строится:

1. С участием всех субъектов воспитания (родители, педагоги, специалисты разных учреждений)

2. В различных сферах среди личности (класс, школа, семья, неформальная группа во дворе)

3. На всех возрастных этапах (дошкольник, школьник, выпускник)

Социально-педагогическая деятельность должна строиться на следующих принципах:

1. Превращения школы из преимущественно просветительного учреждения в школу духовного развития, школы обучения в школу воспитания.

2. Построения человекоориентированной школы на основе гуманно-личностного подхода

3. Социального равенства детей в получении образования.

4. Педагогизации окружающей среды, создания единого воспитательного пространства.

5. Адаптирующей педагогики, обеспечивающей совместимость школы и семьи, ориентированной на их сближение и взаимодействие.

Структура социальной педагогической службы:

1. Территориальная социальная служба, которую осуществляет социальный педагог.

2. Внутришкольная служба (классные руководители, воспитатели ГПД)

3. Психологическая служба (психолог, логопед)

4. Медицинская служба (врач, специалист по лечебной физкультуре)

Задачи подразделений:

1. Социальные педагоги территориальной службы организуют социально значимую деятельность по месту жительства среди детей, подростков и взрослых, создают условия для разумного проведения досуга, выявляют и защищают интересы детей, оказывает помощь семьям в развитии их воспитательных возможностей, предупреждают и разрешают трудности и конфликты, оказывают поддержку детям, нуждающимся в опеке и попечительстве.

За каждым социальным педагогом закреплены дом или подъезд и часть прилегающей территории микрорайона.

Под руководством социального педагога создаются равновозрастные объединения детей, подростков и их родителей объединенные общими интересами и делами.

Для успешной работы социальному педагогу необходимо сформировать доверительные неформальные отношения с детьми и взрослыми.

2. Внутришкольная служба. Функционал классного руководителя включает обязанности, относящиеся к сфере социальной заботы о детях: забота о здоровье детей, профилактика асоциального поведения, связь с родителями (консультации), индивидуальная работа с трудными детьми.

При необходимости получают информацию от социального педагога для создания полной картины поведения и условиях жизни учащихся во второй половине дня, сведения о положении детей в семье.

Классный руководитель: должен знать структуру распределения учащихся своего класса по месту жительства, кто с кем общается в школе и вне школы, где учащиеся собираются, чем занимаются в свободное время, какие клубы, кружки посещают, кто лидер. Таким образом, деятельность классного руководителя осуществляется главным образом в школе – в пределах образовательного процесса;

Социально-педагогические функции администрации: (директор, заместитель директора по воспитательной работе, социальной работе)

- Отвечает за реализацию закона «Об образовании» – максимальное число детей должны получить общее образование.

- Определяет основные направления и содержание процесса обучения, воспитания, внешкольной работы, работы с семьей.

- Координирует деятельность всех подразделений и специалистов школы.

3. Специалисты психологической службы

- Проводят диагностику интересов и способностей детей;

- Осуществляют психологическое просвещение, индивидуальную коррекционную работу;

- Участвуют в планировании и анализе общешкольных мероприятий, родительских собраний.

- Решают проблемы создания благоприятного психологического микроклимата в коллективе (класса, школы, учителей), конфликтные ситуации (учитель-учащийся), коммуникативные тренинги;

4. Медицинская служба

- Мониторинг состояния здоровья детей (ознакомление администрации, детей, родителей)

- Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований (помещение, свет, воздух), нагрузки учащихся (допускаемые нормами), питание детей

- Формирование навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.

К открытым социальным системам можно также отнести Вальдорфскую школу, Общинную школу и «Школу без стен».

В качестве теоретико–методологической основы Вальдорфская школа опиралась на разработанные Р. Штейнером антропософические принципы. Человек по Штейнеру не конкретно историческое существо и не совокупность общественных отношений, а внеисторическое, вневременное, постоянное явление, единство духа, души и тела. Главная цель воспитания – всестороннее развитие индивидуальности человека. Школу Штейнер рассматривал кок часть свободной духовной жизни, которая должна быть автономной, свободной от государственного давления. Управляет такой школой общественный совет, в который входят родители, учащиеся, учителя и все те, кто способствует развитию школы (см. тему 1). В настоящее время общая подготовка учителей для этого типа школ ведется на семинарах, созданных «Союзом свободных Вальдорфских школ». В России Вальдорфские школы стали открываться с 1988 года.

Общинная школа является образовательным, культурным и досуговым центром общины (см. тему 1). Педагоги стараются создать атмосферу радости и сотрудничества. Перед поступлением ребенка в школу, родителей знакомят с воспитательной программой, действующей в школе, У каждого ученика есть свой советчик – взрослый воспитатель. На территории школы работает множество организаций, призванных помочь семьям. Школу могут посещать все желающие жители общины.

В начале 70 годов в США появились первые «школы без стен», а в Германии в 80 годах начался эксперимент «Город как школа – Берлин». Основной замысел обеих программ заключается в том, что большую часть времени учащиеся проводят вне школьных стен, изучая родной язык в редакциях газет, математику – в компьютерных центрах, историю – музеях, физику и химию – в лабораториях предприятий, общественные науки – в политических клубах и т.д. Их обучают и воспитывают профессиональные учителя и социальные педагоги, выступающие в роли наставников на месте практического обучения. Использование методики практического обучения приводит к росту социальной активности, успешному устройству молодых людей на работу. Повышается их любознательность, шире становится круг интересов, они легче справляются с трудностями и вырабатывают новое отношение к получению знаний.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте позитивные возможности «открытой школы» в социализации личности.

2. Как Вы считаете, почему модель «открытой школы» наиболее эффективно может быть реализована на селе?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.166.157 (0.008 с.)