Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 18. Формирование социального опыта в воспитательных организацияхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальный опыт – это самобытный синтез различного рода умений и навыков, знаний и способов деятельности, стереотипов поведения, запечатленных впечатлений и переживаний. Возможности воспитания в приобретении социального опыта ограничиваются тем, что может дать ему воспитательная организация: ее быт, различные сферы жизнедеятельности, содержание, формы и стиль взаимодействия между ее членами. Быт воспитательной организации (В.Орг.) – это уклад повседневной жизни входящих в нее людей. Быт В.Орг. определяется архитектурно - планировочными особенностями помещений и организацией предметно – пространственной среды, ее благоустроенностью и технической оборудованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций. Предметно – пространственная среда помещений влияет на быт организации в связи с тремя обстоятельствами. Во-первых, играет роль наличие или отсутствие разделения на три вида территорий. Первичные территории – помещения, которые длительное время находятся в пользовании первичных коллективов. Вторичные – те помещения, которыми первичные коллективы пользуются временно или периодически. Специфические территории – помещения, необходимые для функционирования всей организации. Во-вторых, существенно то, насколько пространственная среда учитывает возрастные и иные особенности членов организации. В-третьих, важно какова мера благоустроенности и технической оснащенности помещений. Режим предусматривает определенную продолжительность и чередование занятий, сна и отдыха, регулярность приема пищи, выполнение правил личной гигиены. Он определяется типом организации, условиями ее жизни, составом членов и воспитательной системой организации. Режим должен быть точным, общим и определенным. Этикет – это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений. Традиция – это формы и установления жизни, идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся в В.Орг. в течение длительного времени и передаваемые от поколения к поколению. Самообслуживание – это систематическая работа членов организации по поддержанию и улучшению бытовых условий своей жизни. Одежда определяет настроение членов В.Орг. и удобство их участия в жизни организации. Жизнедеятельность – понятие, используемое в человековедении для характеристики социального способа существования человека, реализации им своей активности в индивидуальном, групповом и социальном бытии. На всех возрастных этапах жизнедеятельность человека складывается из ряда сфер: -познания (активность направлена на познание окружающего мира) -общения (активность направлена на взаимодействие с людьми) -Деятельности (активность направлена на сохранение и преобразование условий жизни) -игры (реализуется гедонистическая активность) -спорта (реализуется функционально – органическая активность) В зависимости от типа В.Орг. та или иная из выделенных сфер может быть основой их жизнедеятельности, ее компонентом или фоном. Стили руководства В.Орг. бывают: 1. Автократический: руководитель осуществляет единоличное управление коллективом. 2. Авторитарный: руководимым позволяется учавствовать в обсуждении проблем жизнедеятельности коллектива, однако решения принимает руководитель. 3. Демократический: руководитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность, но окончательное решение формируется руководителем, или должно быть им одобрено. 4. Эгалитарный: руководитель и члены коллектива в равной мере принимают участие в организации жизнедеятельности. 5. Игнорирующий: Руководитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность коллектива. 6. Непоследовательный: руководитель пытается реализовать то один, то другой из описанных выше стилей. Управление – это сознательное использование руководителями отношений власти, для получения результатов, реализующих задачи и цели социального воспитания. Управление включает в себя следующие стадии: Сбор информации об объекте, прогнозирование, проектирование, планирование, организацию, регулирование и анализ процессов, происходящих в В.Орг. Самоуправление – это решение вопросов В.Орг. или первичных коллективов их членами в рамках полномочий, делегированных руководителями. Самоорганизация - это сомопроизвольно протекающие в человеческих общностях процессы регулирования, в основе которых лежат обычаи, традиции, особенности лидерства, нормы отношений и другие социально – психологические феномены. Взаимодействие – это организация совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющая им реализовать какую-либо общую работу. В социальном воспитании имеет место взаимодействие индивидуальных, групповых и социальных субъектов. В структуру взаимодействия входят следующие элементы: субъекты взаимодействия, цели и задачи взаимодействия, нормы и ценности, средства взаимодействия, ситуация взаимодействия. Групповое взаимодействие организуется для того, чтобы решить задачи, стоящие перед коллективом в той или иной сфере жизнедеятельности. Организация группового взаимодействия предполагает включение членов коллектива или отдельных микрогрупп в процессы выдвижения целей, планирования необходимой для этого работы, реализации намеченного, проведения анализа проделанной работы. Обучение взаимодействию – это формирование и развитие у человека интеллектуальной, психической, и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоении им способов практической реализации этой готовности. Обучение взаимодействию может идти несколькими путями: - во-первых, в процессе организации взаимодействия в быту и жизнедеятельности; - во-вторых, в ходе специально создаваемых ситуаций в жизни организации и первичных коллективов; - в-третьих, с помощью игр, тренингов, органично включенных в жизнь коллектива. Обучение взаимодействию в В.Орг. должно быть направлено на Развитие у детей базы для речевого общения, формирование у детей социально ценных установок и развитие коммуникативных умений.
Вопросы для самоконтроля: 1. Покажите как быт воспитательной организации влияет на социальный опыт ее членов. 2. Покажите потенциал каждой сферы жизнедеятельности для развития членов воспитательной организации. 3.Проанализируйте взаимосвязь стиля руководства и соотношения управления с самоуправлением и самоорганизацией.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1014; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.189.236 (0.007 с.) |