Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Мезофакторы социализации.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тип поселения (сельское поселение, город) Для сельских поселений характерны преимущественно абсолютное или относительно небольшое количество жителей, малая плотность населения и стабильность его состава; малая степень разнообразия видов трудовой деятельности; недостаточность социально-культурной инфраструктуры. В целом современные деревни и села сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм его достаточно размерен, нетороплив, сохраняет элементы природосообразности. Время далеко не всегда рассматривается сельскими жителями как ценность. Особенности сельского образа жизни связаны и с особенностями сельскохозяйственного труда: подчиненность труда ритму и циклам природы; более тяжелые, чем в городе, условия труда; малые возможности для профессиональной мобильности жителей; большая слитность труда и быта. Сельские поселения являются весьма эффективным фактором социализации, поскольку в них достаточно силен социальный контроль жизнедеятельности человека со стороны его окружения. Это связано с тем, что в жизненном укладе селян сохранились элементы традиционной соседской общины, в первую очередь тесные родственные и соседские связи. Жизнь селян в большей мере «публична», то есть, доступна для соседей, а «приватность», то есть, обособленность и интимность, вызывает осуждение и даже агрессию. Для села характерна «открытость» общения, здесь отсутствует анонимность. Относительная близость в отношениях, отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и потенциально возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Свободное время приято проводить в клубе или в другом месте, где собираются обычно все жители – «и стар и млад» (чем меньше деревня, тем теснее и всеохватнее общение младших со старшими). Набор занятий в свободное время довольно ограничен. Сельская семья играет в жизни и социализации своих членов большую роль, чем городская, поскольку в ней обычно сосредоточены и труд, и отдых, и наиболее значимые связи человека. Так, сельские ребята идентифицируют себя со своими родителями значительно в большей степени, чем городские. Интенсивность межличностных контактов на селе определяется в первую очередь самим фактором совместного проживания в одной деревне, в одном конце села. Особую роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на село. Во-первых, СМК демонстрирует образцы городского образа жизни, стандарты моды и другие элементы и черты жизни в городе. Во-вторых, влияние города идет в результате миграционных процессов. Все это влияет на социально-психологическую атмосферу села, сказывается на формировании жизненных стандартов и устремлений сельских детей, подростков, а также и взрослых, на их кругозор, ценности. Происходит переакцентировка ценностей между реальными, доступными для реализации в условиях села, и ценностями, свойственными городу. В настоящее время отмечается рост числа неблагополучных семей, асоциальных групп. Город – тип поселения, для которого характерны концентрация большого количества людей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой деятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сфере); дифференцированные социально-профессиональная и, нередко, этническая структуры населения; достаточно высокая пространственная, профессиональная и социальная мобильность населения. Однако, все эти характеристики существенно различаются в зависимости от размера города, его географического положения и характера занятости населения. (Например, Норильск, Череповец – промышленные центры; Сочи – курорт; город-порт – Находка, Новороссийск). Роль города как мезофактора социализации человека определяется многими обстоятельствами, но в первую очередь его размером. Условия социализации существенно различаются в малых, средних и крупных городах. Так, в малых городах (которые почти всегда имеют давнюю историю) социально-психологическая обстановка социализации во многом сходна с условиями сельских поселений. А, соответственно, и нормы жизни в этом случае тоже имеют много общего. Отличие же малого города от села состоит в том, что в нем население занято иными видами труда, а подсобные хозяйства лишь дополняют основной вид деятельности, вследствие чего население ориентируется на иные профили; в них может иметься несколько учебных и культурных учреждений. Городской образ жизни, под влиянием которого происходит социализация жителей средних и крупных городов, имеет следующие основные характеристики: преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении и, в то же время, высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях; снижение значимости территориальных общностей, неразвитость соседских связей; увеличение экономического значения семьи и, одновременно, увеличение ее субъективной значимости для человека; многообразие культурных стереотипов, ценностных ориентаций и стилей жизни; неустойчивость социального статуса горожанина, повышение его социальной мобильности; ослабление влияния традиций в регулировании поведения человека, слабый социальный контроль вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности, значительная роль самоконтроля поведения. Современный средний и крупный город является объективно средоточием материальной культуры (промышленность, транспорт, связь, архитектура, памятники материальной культуры), а также духовной культуры (учреждения культуры, учебные заведения). Таким образом, особенностью города как фактора социализации является наличие у его жителей потенциальных возможностей выбора во всех сферах жизнедеятельности. Это объективно создает условия для развития человека, для реализации субъективных устремлений. Средства массовой коммуникации СМК – технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм) на количественно большие рассредоточенные аудитории. Рассматривая средства массовой коммуникации как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного СМК – читатели одной газеты, слушатели определенной радиостанции, зрители тех или иных телеканалов. Функции СМК в процессе социализации: -информационная (предоставление разнообразной информации); -просветительская (СМК представляют собой систему неформального образования); -развивающая; -нормативная (СМК влияют на усвоение людьми широкого спектра социальных норм и на формирование ценностных ориентаций личности); -рекреативная (СМК во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное); -релаксационная (снятие эмоциональной напряженности); Субкультура Субкультура – совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума). Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения (хиппи, «фанаты»), преступные группы и организации, любители определенных занятий (охотники, рыбаки). Субкультура – это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия взаимоотношений, а также статусная структура; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения, жаргон, фольклор. Каждый из этих признаков, обладая относительно устойчивой структурой, содержательно изменчив, что связано с меняющимися социокультурными реалиями. Выраженность тех или иных признаков и мера оформленности субкультуры в целом различны, что во многом связано с возрастом и мерой экстремальности условий жизни ее носителей (юношеские субкультуры намного «выпуклее», чем взрослые; у моряков и сексуальных меньшинств условия жизни значительно экстремальнее, чем у учителей и инженеров). Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния. Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. В антисоциальных субкультурах нормы прямо противостоят общественным. В асоциальных, в зависимости от условий жизни и ценностных ориентаций их носителей, присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные, а также нормы, специфические для конкретной культуры. В каждой субкультуре существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае – положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влиянием. Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущим ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяет ее только положение в ней человека, но во многом и его жизнь, и судьбу в целом. Носителей той или иной субкультуры обычно отличает набор предпочитаемых ими источников информации и их иерархической значимости: каналы межличностной коммуникации, газеты, журналы, передачи радио, телевидения, рассчитанные на носителей данной субкультуры; преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов. В каждой субкультуре можно обнаружить более или менее ярко выраженные общие для ее носителей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, которые определяются их возрастными и социокультурными особенностями, условиями их жизни и имеющимися у них возможностями, а также модой. Одним из наиболее очевидных признаков той или иной субкультуры является жаргон. Жаргон – своеобразный диалект, отличающий носителей определенной субкультуры. В каждой субкультуре рождается и бытует свой фольклор-комплекс словесных, музыкальных, игровых видов творчества. Субкультуры выполняют ряд функций по отношению к обществу и человеку. Они представляют собой специфический способ дифференциации развития национальных культур, их трансляции на те или иные общности, а также маркирования социальной и возрастной стратификации общества. Просоциальные и, отчасти, асоциальные субкультуры способствуют стабилизации общества и личности, а антисоциальные и часть асоциальных – их дезорганизации. Одни субкультуры выступают как контркультуры (уголовно-лагерная, хиппи), а другие порождают инновационные явления и способствуют их вхождению в культуру общества. Вопросы для самоконтроля 1. Покажите позитивные и негативные влияния мезофакторов на социализацию личности. 2. Как Вы считаете, субкультуру следует рассматривать как контркультуру или составляющую культуры?
Тема 7. Социальное воспитание: история, сущность, содержание. Социальное воспитание – целенаправленный процесс формирования социально-значимых качеств. Осуществляется как в учреждениях, специально созданных (школа), так и в учреждениях, для которых воспитание не является основной функцией (трудовой коллектив, общественная организация). Процесс социального воспитания можно представить в виде схемы: - включение человека в систему жизнедеятельности воспитательной (или иной) организации, приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта, их интериоризация, то есть их усвоение, осмысление; - экстериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики в определенное поведение. Задача социального воспитания – создание условий для эффективной социализации. Социальное воспитание имеет конкретно-исторический характер – его цели, содержание, формы определяются объективными факторами (социально-экономическая, политическая, идеологическая ситуация в обществе). В тоталитарном обществе главная задача – воспитать законопослушного гражданина, для которого интересы государства, коллектива выше его личных интересов. В демократическом обществе – воспитание свободного, самостоятельного, ответственного, активного человека. Социальное воспитание в стабильном обществе направлено на формирование комплекса качеств, воспроизводящихся в ряде поколений. В нестабильном обществе задачей социального воспитания становится развитие у человека двух противоположно направленных свойств – гибкости и устойчивости. Человек должен уметь адаптироваться к меняющимся экономическим, социальным, психологическим условиям, познавать, перерабатывать и избирательно усваивать новую информацию. В то же время, человеку необходимо иметь внутренний стержень, устойчивое ядро личности. Иначе человек не сможет успешно адаптироваться и сохранять свою целостность. В истории социальной педагогики существовали различные подходы к пониманию сущности социального воспитания (общественное воспитание, воспитание социальных качеств и др.) Объективно, социальное воспитание следует рассматривать как многофакторный процесс, включающий и общественное, семейное, религиозное воспитание. Цели и содержание социального воспитания конструируются в зависимости от особенностей взаимодействия в той или иной организации, группе. В социальном воспитании процесс взаимодействия происходит в различных цепочках, связывающих между собой тех или иных субъектов: социальный педагог – ребенок, социальный педагог – микрогруппа - ребенок, микрогруппа – ребенок и др. Выделяют функционально-ролевое и эмоционально-межличностное взаимодействие. Первое возникает в сферах познания, деятельности, игры. Второе – в первую очередь в сфере общения. Взаимодействие обоих видов предполагает использование различных средств: речь, жесты, тактильные средства, методики. Содержательной основой обоих видов взаимодействия являются ценности интеллектуальные, социальные, экспрессивные, которые признаны обществом или организацией, в которой осуществляется взаимодействие. Вопросы для самоконтроля: 1. Как вы считаете, можно ли согласиться с П. Наторпом, что не существует несоциального воспитания? 2. Приведите пример взаимодействия субъектов социального воспитания?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.217 (0.011 с.) |