Тема 6. Мезофакторы социализации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Мезофакторы социализации.



Тип поселения (сельское поселение, город)

Для сельских поселений характерны преимущественно абсолютное или относительно небольшое количество жителей, малая плотность населения и стабильность его состава; малая степень разнообразия видов трудовой деятельности; недостаточность социально-культурной инфраструктуры.

В целом современные деревни и села сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм его достаточно размерен, нетороплив, сохраняет элементы природосообразности. Время далеко не всегда рассматривается сельскими жителями как ценность.

Особенности сельского образа жизни связаны и с особенностями сельскохозяйственного труда: подчиненность труда ритму и циклам природы; более тяжелые, чем в городе, условия труда; малые возможности для профессиональной мобильности жителей; большая слитность труда и быта.

Сельские поселения являются весьма эффективным фактором социализации, поскольку в них достаточно силен социальный контроль жизнедеятельности человека со стороны его окружения. Это связано с тем, что в жизненном укладе селян сохранились элементы традиционной соседской общины, в первую очередь тесные родственные и соседские связи.

Жизнь селян в большей мере «публична», то есть, доступна для соседей, а «приватность», то есть, обособленность и интимность, вызывает осуждение и даже агрессию.

Для села характерна «открытость» общения, здесь отсутствует анонимность. Относительная близость в отношениях, отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и потенциально возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Свободное время приято проводить в клубе или в другом месте, где собираются обычно все жители – «и стар и млад» (чем меньше деревня, тем теснее и всеохватнее общение младших со старшими). Набор занятий в свободное время довольно ограничен.

Сельская семья играет в жизни и социализации своих членов большую роль, чем городская, поскольку в ней обычно сосредоточены и труд, и отдых, и наиболее значимые связи человека. Так, сельские ребята идентифицируют себя со своими родителями значительно в большей степени, чем городские.

Интенсивность межличностных контактов на селе определяется в первую очередь самим фактором совместного проживания в одной деревне, в одном конце села.

Особую роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на село. Во-первых, СМК демонстрирует образцы городского образа жизни, стандарты моды и другие элементы и черты жизни в городе. Во-вторых, влияние города идет в результате миграционных процессов.

Все это влияет на социально-психологическую атмосферу села, сказывается на формировании жизненных стандартов и устремлений сельских детей, подростков, а также и взрослых, на их кругозор, ценности. Происходит переакцентировка ценностей между реальными, доступными для реализации в условиях села, и ценностями, свойственными городу. В настоящее время отмечается рост числа неблагополучных семей, асоциальных групп.

Город – тип поселения, для которого характерны концентрация большого количества людей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой деятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сфере); дифференцированные социально-профессиональная и, нередко, этническая структуры населения; достаточно высокая пространственная, профессиональная и социальная мобильность населения.

Однако, все эти характеристики существенно различаются в зависимости от размера города, его географического положения и характера занятости населения. (Например, Норильск, Череповец – промышленные центры; Сочи – курорт; город-порт – Находка, Новороссийск).

Роль города как мезофактора социализации человека определяется многими обстоятельствами, но в первую очередь его размером. Условия социализации существенно различаются в малых, средних и крупных городах.

Так, в малых городах (которые почти всегда имеют давнюю историю) социально-психологическая обстановка социализации во многом сходна с условиями сельских поселений. А, соответственно, и нормы жизни в этом случае тоже имеют много общего.

Отличие же малого города от села состоит в том, что в нем население занято иными видами труда, а подсобные хозяйства лишь дополняют основной вид деятельности, вследствие чего население ориентируется на иные профили; в них может иметься несколько учебных и культурных учреждений.

Городской образ жизни, под влиянием которого происходит социализация жителей средних и крупных городов, имеет следующие основные характеристики: преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении и, в то же время, высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях; снижение значимости территориальных общностей, неразвитость соседских связей; увеличение экономического значения семьи и, одновременно, увеличение ее субъективной значимости для человека; многообразие культурных стереотипов, ценностных ориентаций и стилей жизни; неустойчивость социального статуса горожанина, повышение его социальной мобильности; ослабление влияния традиций в регулировании поведения человека, слабый социальный контроль вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности, значительная роль самоконтроля поведения.

Современный средний и крупный город является объективно средоточием материальной культуры (промышленность, транспорт, связь, архитектура, памятники материальной культуры), а также духовной культуры (учреждения культуры, учебные заведения).

Таким образом, особенностью города как фактора социализации является наличие у его жителей потенциальных возможностей выбора во всех сферах жизнедеятельности. Это объективно создает условия для развития человека, для реализации субъективных устремлений.

Средства массовой коммуникации

СМК – технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм) на количественно большие рассредоточенные аудитории.

Рассматривая средства массовой коммуникации как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного СМК – читатели одной газеты, слушатели определенной радиостанции, зрители тех или иных телеканалов.

Функции СМК в процессе социализации:

-информационная (предоставление разнообразной информации);

-просветительская (СМК представляют собой систему неформального образования);

-развивающая;

-нормативная (СМК влияют на усвоение людьми широкого спектра социальных норм и на формирование ценностных ориентаций личности);

-рекреативная (СМК во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное);

-релаксационная (снятие эмоциональной напряженности);

Субкультура

Субкультура – совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения (хиппи, «фанаты»), преступные группы и организации, любители определенных занятий (охотники, рыбаки).

Субкультура – это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия взаимоотношений, а также статусная структура; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения, жаргон, фольклор.

Каждый из этих признаков, обладая относительно устойчивой структурой, содержательно изменчив, что связано с меняющимися социокультурными реалиями. Выраженность тех или иных признаков и мера оформленности субкультуры в целом различны, что во многом связано с возрастом и мерой экстремальности условий жизни ее носителей (юношеские субкультуры намного «выпуклее», чем взрослые; у моряков и сексуальных меньшинств условия жизни значительно экстремальнее, чем у учителей и инженеров).

Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния. Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. В антисоциальных субкультурах нормы прямо противостоят общественным. В асоциальных, в зависимости от условий жизни и ценностных ориентаций их носителей, присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные, а также нормы, специфические для конкретной культуры.

В каждой субкультуре существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае – положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влиянием.

Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущим ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяет ее только положение в ней человека, но во многом и его жизнь, и судьбу в целом.

Носителей той или иной субкультуры обычно отличает набор предпочитаемых ими источников информации и их иерархической значимости: каналы межличностной коммуникации, газеты, журналы, передачи радио, телевидения, рассчитанные на носителей данной субкультуры; преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов.

В каждой субкультуре можно обнаружить более или менее ярко выраженные общие для ее носителей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, которые определяются их возрастными и социокультурными особенностями, условиями их жизни и имеющимися у них возможностями, а также модой.

Одним из наиболее очевидных признаков той или иной субкультуры является жаргон. Жаргон – своеобразный диалект, отличающий носителей определенной субкультуры.

В каждой субкультуре рождается и бытует свой фольклор-комплекс словесных, музыкальных, игровых видов творчества.

Субкультуры выполняют ряд функций по отношению к обществу и человеку. Они представляют собой специфический способ дифференциации развития национальных культур, их трансляции на те или иные общности, а также маркирования социальной и возрастной стратификации общества. Просоциальные и, отчасти, асоциальные субкультуры способствуют стабилизации общества и личности, а антисоциальные и часть асоциальных – их дезорганизации. Одни субкультуры выступают как контркультуры (уголовно-лагерная, хиппи), а другие порождают инновационные явления и способствуют их вхождению в культуру общества.

Вопросы для самоконтроля

1. Покажите позитивные и негативные влияния мезофакторов на социализацию личности.

2. Как Вы считаете, субкультуру следует рассматривать как контркультуру или составляющую культуры?

 

 

Тема 7. Социальное воспитание: история, сущность, содержание.

Социальное воспитание – целенаправленный процесс формирования социально-значимых качеств. Осуществляется как в учреждениях, специально созданных (школа), так и в учреждениях, для которых воспитание не является основной функцией (трудовой коллектив, общественная организация).

Процесс социального воспитания можно представить в виде схемы:

- включение человека в систему жизнедеятельности воспитательной (или иной) организации, приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта, их интериоризация, то есть их усвоение, осмысление;

- экстериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики в определенное поведение.

Задача социального воспитания – создание условий для эффективной социализации.

Социальное воспитание имеет конкретно-исторический характер – его цели, содержание, формы определяются объективными факторами (социально-экономическая, политическая, идеологическая ситуация в обществе).

В тоталитарном обществе главная задача – воспитать законопослушного гражданина, для которого интересы государства, коллектива выше его личных интересов.

В демократическом обществе – воспитание свободного, самостоятельного, ответственного, активного человека.

Социальное воспитание в стабильном обществе направлено на формирование комплекса качеств, воспроизводящихся в ряде поколений.

В нестабильном обществе задачей социального воспитания становится развитие у человека двух противоположно направленных свойств – гибкости и устойчивости.

Человек должен уметь адаптироваться к меняющимся экономическим, социальным, психологическим условиям, познавать, перерабатывать и избирательно усваивать новую информацию.

В то же время, человеку необходимо иметь внутренний стержень, устойчивое ядро личности. Иначе человек не сможет успешно адаптироваться и сохранять свою целостность.

В истории социальной педагогики существовали различные подходы к пониманию сущности социального воспитания (общественное воспитание, воспитание социальных качеств и др.)

Объективно, социальное воспитание следует рассматривать как многофакторный процесс, включающий и общественное, семейное, религиозное воспитание.

Цели и содержание социального воспитания конструируются в зависимости от особенностей взаимодействия в той или иной организации, группе.

В социальном воспитании процесс взаимодействия происходит в различных цепочках, связывающих между собой тех или иных субъектов: социальный педагог – ребенок, социальный педагог – микрогруппа - ребенок, микрогруппа – ребенок и др.

Выделяют функционально-ролевое и эмоционально-межличностное взаимодействие. Первое возникает в сферах познания, деятельности, игры. Второе – в первую очередь в сфере общения.

Взаимодействие обоих видов предполагает использование различных средств: речь, жесты, тактильные средства, методики.

Содержательной основой обоих видов взаимодействия являются ценности интеллектуальные, социальные, экспрессивные, которые признаны обществом или организацией, в которой осуществляется взаимодействие.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как вы считаете, можно ли согласиться с П. Наторпом, что не существует несоциального воспитания?

2. Приведите пример взаимодействия субъектов социального воспитания?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.135.174 (0.033 с.)