Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Человек как жертва социализации

Поиск

Отдельные отрасли знания занимаются проблемами тех или иных типов людей – жертв неблагоприятных условий социализации. Дефектология довольно давно занята проблемами людей, лишенных речи, зрения, слуха, или имеющих тяжелые недостатки в их развитии, а также имеющих различные формы недоразвитости мозга и задержки психического развития. Криминология – исследует причины противоправного поведения и способы борьбы с ним. Кроме того, в ее рамках существует специальный раздел – юридическая виктимология, которая изучает особенности людей, ставших жертвами тех или иных видов преступлений. В психологии с 40х годов разрабатывается проблема изучения, диагностики и коррекции негативных последствий, возникающих в результате воздействия на человека комплекса стрессогенных факторов, источником которых являются различные травмирующие события, выходящие за рамки обычного человеческого опыта (аварии, катастрофы, военные действия). Результатом воздействия этих факторов может стать синдром посттравматических стрессовых нарушений, превращающий человека в жертву. В американской психологии разрабатывается проблематика, которую условно можно определить как генетическую виктимологию, в основе которой лежит представление о том, что код жертвы передается человеку по наследству.

Социально-педагогическая виктимология (от лат. Viktime – жертва и греч. Logos – слово, учение) – составная часть социальной педагогики, изучающая различные категории людей – жертв неблагоприятных условий социализации.

Конкретизируя предложенное определение, социально-педагогическую виктомологию можно определить как отрасль знания, в которой: 1) на междисциплинарном уровне изучается развитие людей с физическими, психологическими, социологическими и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус (социально-экономический, правовой, социально-психологический) в условиях конкретного общества предопределяет или создает предпосылки для неравенства, для дефицита возможностей, для «жизненного старта» и (или) физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации; 2) разрабатываются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий специализации.

Социально-педагогическая виктимология решает ряд задач:

1. Выявляет причины появления тех или иных типов жертв, то есть анализирует, с чем связано их появление в конкретном обществе, какие тенденции социально-экономического, социально-культурного развития общества ведут к их появлению.

2. Изучает, каким образом те или иные типы жертв осознаются таковыми в обыденном и общественном сознании, как это происходит, как это отражается в религии, искусстве.

3. Характеризует существующие в обществе типы жертв и их количество, тенденции в их развитии; социальные установки и стереотипы различных этнических, религиозных, социокультурных и половозрастных групп, определяющие характер их восприятия тех или иных типов жертв, отношения к ним и поведение, реализуемое во взаимодействии с ними; особенности восприятия человеком себя жертвой.

4. Разрабатывает методы диагностики виктимности человека, его предрасположенности стать потенциальной жертвой того или иного типа; содержание форм и методов профилактики, реабилитации, адаптации, воспитания тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации.

Социализация человека в любом обществе протекает в различных условиях, более или менее благоприятных. Как правило, имеются факторы объективного характера, опасности, сталкиваясь с которыми человек может стать жертвой социализации. Виктимогенность – наличие в тех или иных обстоятельствах негативных влияний. Виктимизация – процесс превращения человека в жертву социализации. Виктимность – предрасположенность человека стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации.

А.В. Мудрик выделяет следующие типы жертв: реальные, потенциальные, латентные.

1. Реальными жертвами являются люди с психо-соматическими отклонениями, инвалиды, также к их числу относятся люди, находящиеся на попечении государства или общественных организаций: сироты, престарелые, заключенные.

2. К потенциальным жертвам относят людей с пограничными психическими состояниями, акцентуациями характера, мигрантов (из страны в страну, региона в регион, села в город), детей из семей с низким экономическим, образовательным уровнем неблагоприятных условий, метисов (дети от смешанных браков), представителей инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса (русские в Туркмении, Прибалтике).

3. К латентным жертвам относят высокоодаренных людей, высокоодаренность которых носит скрытый характер.

Факторы виктимизации.

Объективные факторы виктимизации, предопределяющие или способствующие тому, что те или иные группы или конкретные люди становятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, многочисленны и многоуровневы. К ним относятся:

1. Природно-климатические условия той или иной страны, региона, местности, поселения. Суровые или неустойчивые климатические условия могут оказывать нежелательное, и даже пагубное влияние на физическое развитие, здоровье и психику человека.

Экологические особенности местности могут привести к образованию геопатогенных зон, в которых у некоторых групп жителей развиваются специфические заболевания и (или) которые отрицательно влияют на психику, приводя к появлению депрессивных и более тяжелых психических состояний у ряда людей. Пагубно влияют неблагоприятные условия, связанные с экологическим загрязнением – повышенным уровнем радиации, высоким уровнем шума, загазованностью и т.п.

2. Общество и государство. В любом обществе присутствуют такие типы жертв, как инвалиды и сироты, но условия их социализации и жизни могут весьма различаться в зависимости от уровня экономического развития и социальной политики государства; инвестицией в сферу социальной защиты и общественного призрения, системы социальной реабилитации, профессиональной подготовки и трудоустройства, законодательства, определяющего права сирот и инвалидов и обязанности по отношению к ним общественных и государственных институтов (органов управления, общественных фондов, производственных и коммерческих предприятий). Соответственно и статус, и субъективное состояние сирот и инвалидов зависят от названных обстоятельств.

В истории различных обществ бывают катастрофы, в результате которых происходит виктимизация больших групп населения: войны, стихийные бедствия (землетрясения, наводнения); депортации целых народов или социальных групп (крымские татары в СССР, немцы в Восточной Пруссии). Эти катастрофы делают своими жертвами как тех, кто непосредственно были ими затронуты, так и оказывают влияние на виктимизацию нескольких поколений их потомков и на общество в целом (репрессированные).

3. Факторами виктимизации человека и целых групп населения могут стать специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов, в которых они живут. Большое значение имеют такие характеристики поселения и микросоциума, как экономические условия жизни населения, производственная и рекреативная инфраструктуры, социально-профессиональная и демографическая структура населения, его культурный уровень, социально-психологический климат. От этих параметров зависит наличие типов жертв неблагоприятных условий социализации в конкретном поселении и микросоциуме, количественный и демографический состав каждого типа, они же определяют категории жителей – потенциальных жертв.

4. Объективным фактором виктимизации человека может стать группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском возрасте, если она имеет асоциальный, а тем более антисоциальный характер. Но и на других возрастных этапах возможную виктимизирующую роль группы сверстников не следует недооценивать.

5. Наконец, фактором виктимизации человека любого возраста, но особенно младших возрастных групп, может стать семья. В семье может формироваться определенный тип жертвы, благодаря тем механизмам социализации, которые для нее характерны – идентификация, импритинг и др.

На каждом возрастном этапе существуют опасности, столкновение с которыми может привести к тому, что человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Субъективные факторы виктимизации – индивидуальные особенности человека как на индивидном, так и на личностном уровнях. От этого зависит и субъективное восприятие себя человеком жертвой.

На индивидном уровне виктимизации человека в тех или иных обстоятельствах зависит от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющему поведению.

На личностном уровне виктимизация зависит от многих личностных характеристик. К таковым, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и т.д. От наличия и развитости у человека этих характеристик во многом зависит то, в состоянии ли он и в какой мере противостоять и сопротивляться различным опасностям, с которыми он сталкивается, а также прямому негативному влиянию окружающих.

Так, человек неустойчивый, со слабо развитой рефлексией может стать жертвой индуцирования – прямого внушения. Примером этого является опыт вовлечения в тоталитарные секты.

Особо следует назвать такую личностную характеристику, как экстернальность – интернальность, то есть склонность человека приписывать причины, происходящего с ним внешним обстоятельством или принимать ответственность за события своей жизни на себя самого.

Немаловажно и то, каким образом личность предрасположена реагировать на невозможность реализации наиболее значимых для нее потребностей, на крушение идеалов и ценностей. От этого зависит ее способность преобразовывать свой внутренний мир, переосмысливать свое существование, обрести благодаря переоценке ценностей смысл существования в изменившихся условиях.

Субъективное восприятие человеком себя жертвой самым непосредственным образом связано и во многом определяется его личностными особенностями.

Названные категории жертв далеко не всегда представляются в «чистом виде», часто первичные дефекты, отклонения от нормы или какие-то объективные жизненные обстоятельства (неблагополучная семья) вызывают вторичные изменения в развитии человека, формируют неадекватные или ущербные отношения к миру и к себе. Нередко происходит наложение одного признака или обстоятельства на другое (например, мигрант первого поколения часто становится алкоголиком).

Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу жертв, имеют постоянный характер (сиротство, инвалидность); другие проявляются на определенном возрастном этапе (алкоголизм, наркомания); одни не устранимы (инвалидность), другие могут быть предотвращены или изменены (различные социальные отклонения – противоправное поведение и т.д.).

Следует учитывать, что понятие «жертва неблагоприятных условий социализации» не идентично в разных культурах, государствах и обществах.

Человек с одними и теми же характеристиками в одной культуре рассматривается как жертва обстоятельств, в другой – нет.

Жертвы социализации по-разному отражаются в праве. Так, инвалидность квалифицируется в юридических актах многих государств как объект государственной охраны и заботы, а неравенство в жизненном старте – лишь в ряде наиболее развитых государств.

По-разному воспринимаются жертвы в религиозном и общественном сознании (сирота – человек, почти повсюду заслуживающий сочувствия; бедный, – во-первых, имеет существенно различные признаки а, во-вторых, вызывает различное отношение как в обществе в целом, так и в отдельных социальных слоях населения).

Таким образом, восприятие окружающими человека как жертвы определяется обычно в сопоставлении с каноном человека и социальными нормами, существующими в конкретных этносах, регионах, социально-профессиональных и половозрастных группах, в ближайшем социальном окружении.

Вопросы для самоконтроля

1. На примере конкретных типов жертв проследите причины их появления, проблемы и возможности оказания им помощи.

2. Как представлена проблема человека – жертвы в науке?

3. Охарактеризуйте влияние национально – культурных, религиозных, правовых аспектов на конституирование различных категорий жертв.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.186.26 (0.007 с.)