Тема 11. Методология и методы социально-педагогического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Методология и методы социально-педагогического исследования



Социально-педагогическое исследование – целенаправленное познание, в ходе которого вырабатываются теоретические систематизированные знания о сущности социальной педагогики (работы), их содержании, методах и формах деятельности специалистов.

Характеристики научного исследования:

-целенаправленность, четкое выделение предмета познания;

-систематичность;

-строгая доказательность, последовательность мысли;

-поиск нового, открытие неизвестного.

Виды социально-педагогических исследований:

1. Теоретическое – изучаются теоретические проблемы, степень их разработанности. В результате вырабатываются научные концепции, теории.

2. Эмпирическое – изучается реальная действительность, практический опыт. В результате формулируются рекомендации, разрабатываются программы.

Принципы научного исследования: объективности, научности, концептуального единства, системности.

Основные идеи социально-педагогического исследования:

-Идея социальной обусловленности целей, содержания и методов социального воспитания.

-Идея целостности процесса социального воспитания, формирующего человека как в организованной, так и в стихийной среде.

-Идея единства, преемственности и перспективности целей, содержания, методов социального воспитания.

-Идея единства социализации и индивидуализации предполагает ориентацию не только на успешное вхождение человека в общество, достижение успешной социализации, но и сохранение индивидуальности.

Проблематика социально-педагогического исследования:

Теоретические проблемы: соотношение философских, педагогических, психологических подходов при определении теоретических основ социальной педагогики; критерии успешности социального воспитания, социализации.

Практические (прикладные) проблемы: школа, семья в системе социального воспитания; традиции социального воспитания; содержание социально-педагогической деятельности.

Логика социально-педагогического исследования:

Постановочный этап – определение проблемы, формулирование темы, выдвижение объекта и предмета, определение цели и задач, выбор методов исследования.

Исследовательский – составление программы исследования, поиск и обработка информации, решение исследовательских задач.

Оформительско-внедренческий – оформление работы в соответствии с необходимыми требованиями, внедрение результатов исследования в практику.

Характеристика методов исследования.

Частные эмпирические методы – метод изучения литературы, наблюдение, опросные методы (анкетирование, интервью, беседа);

Частные теоретические методы – синтез, анализ, абстрагирование, моделирование.

Комплексные методы исследования: социально-педагогическое обследование (комплексная диагностическая процедура с применением ряда методов – анкетирование, наблюдение используется при изучении сложных объектов (семьи, группы, микрорайона); метод изучения передового опыта (социально-педагогической деятельности); эксперимент.

Вопросы для самоконтроля

1. Как Вы считаете, какие из проблем социальной педагогики являются наиболее актуальными, требующими научной разработки?

4. На примере Вашего дипломного исследования проиллюстрируйте использованные методы.

Тема 12. Специфика профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях различных типов.

Содержание, характер деятельности социального педагога определяется спецификой учреждения, его задачами, направленностью.

Учреждения социального обслуживания (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи) оказывают социальные услуги детям и семье: выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, наиболее нуждающихся в социальной поддержке; оказание материальной поддержки; осуществление социальной реабилитации; патронаж семей; надомное обслуживание; профилактика бедности; профилактическая работа с безнадзорными детьми, организация их досуга; консультирование по интересующим клиентов вопросам; информирование населения, изучение и прогнозирование социальных нужд.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры, социальные приюты) осуществляют круглосуточный прием несовершеннолетних, обеспечивают временное проживание; оказывают помощь в восстановлении социального, правового статуса; оказывают социальную, психологическую, педагогическую и иную помощь несовершеннолетним и их родителям; организуют обучение, содействуют профессиональной ориентации.

Образовательные учреждения (общего, начального профессионального образования) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь учащимся, имеющим отклонения в развитии и поведении; выявляют несовершеннолетних, семьи, находящихся в социально-опасном положении; способствуют формированию законопослушного поведения, здорового образа жизни; содействуют развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии; участвуют в разрешении потенциальных и реальных конфликтов.

Образовательные учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты) обеспечивают охрану и защиту прав детей, представляют интересы детей в различных учреждениях; осуществляют патронаж выпускников.

В учреждениях системы здравоохранения социальный педагог организует заботу о больных; осуществляет помощь в снятии стрессов; содействует оздоровлению; оказывает медико-социальные и социально-педагогические услуги.

В структуре учреждений культуры действуют службы социально – педагогической анимации и досуга, деятельность которых строится по следующим направлениям: участие в развитии социально-культурной среды; объединение и координация деятельности внешкольных, культурно-просветительных и других учреждений для решения комплексных задач по организации свободного времени данной территории, выяснения, обеспечения их культурных запросов; организация различных форм семейного отдыха, занятий физкультурой и спортом; возрождение народных традиций и культуры; обустройство среды жизнедеятельности жителей в соответствии с их социально-культурными запросами и потребностями.

Деятельность социального педагога в учреждениях пенитенциарной системы осуществляется поэтапно: 1 этап – изучается документация заключенного при поступлении; планируется социально-педагогическая работа с ним, определяются ее формы и методы; налаживаются контакты с родителями и ближайшими родственниками, оцениваются особенности их влияния, разрабатываются рекомендации по организации свиданий и возможного отпуска. 2 этап – реализуется составленная программа; оказывается помощь в адаптации; предпринимаются меры в случае возникновения конфликтов с другими воспитанниками; анализируется процесс исправления; поддерживаются отношения с семьей; поиск дополнительных контактов вне стен колонии; контролируется социально-бытовое положение заключенного. 3 этап – по отбытии наказания оценивается результат работы; организация социально-педагогического сопровождения подопечного вне колонии; оказывается поддержка в трудоустройстве.

Деятельность социального педагога осуществляется в соответствии с Положением о деятельности учреждения, его функционалом в данном учреждении.

Вопросы для самоконтроля

1. Определите приоритетные направления деятельности социального педагога в различных учреждениях.

2. Какие функции социального педагога преимущественно реализуются в образовательном учреждении и социальном приюте?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.006 с.)