Методы исследования логопедической ритмики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы исследования логопедической ритмики



Круг вопросов, которые изучает логопедическая ритмика, до­вольно широк. Поэтому логопедическая ритмика как наука исполь­зует педагогические методы, методы смежных наук: социологии, психологии, физиологии и др.

Методы анализа и обобщения литературных данных. С их по­мощью начинается любое исследование по логопедической ритмике. Исследователь знакомится с библиографией и отбирает те литера­турные источники, которые ему необходимо проанализировать, систематизирует их по проблемам, внутри каждой проблемы делит материал по определенным разделам. Анализ и обобщение лите­ратурных данных применяются и в теоретическом и в эксперимен­тальном исследованиях. В теоретическом исследовании этот метод может быть единственным, так как именно с его помощью можно проследить, например, как формировался, складывался тот или иной коррекционныи метод, та или иная реабилитационная методика

2' 19


работы с людьми, имеющими речевые и двигательные нарушения. В экспериментальных исследованиях этот метод помогает устано­вить, что уже исследовано по данной проблеме, в какой мере исследованное освещено в литературе, какие вопросы еще требуют экспериментальной проверки. Например, по изучению психомотор­ного состояния заикающихся дошкольников и школьников, разви­тия моторики в норме и при патологии.

Многие данные, важные для логопедической ритмики, можно почерпнуть из различных документов, составляемых работниками дошкольных и школьных учреждений, логопедами в разного типа специальных учреждениях. Например, календарный план работы на неделю, планы-конспекты музыкальных и логопедических занятий, планы-сценарии детских утренников, дневники воспитателя, лого­педа, методиста; протоколы педагогических совещаний, протоколы анализа просмотренных логопедических, музыкально-ритмических занятий, журналы учета состояния здоровья, физического развития взрослых и детей, речевые карты, дневники наблюдений, журналы динамики коррекционного воздействия и др. Данные, выявленные в результате анализа подобных документов, могут быть исполь­зованы как гипотеза исследования.

Для получения фактов по психомоторному, речевому развитию и состоянию у подростков и взрослых можно использовать анкеты, опросники, беседу. В анкетах и опросных листах ответы должны быть в письменной форме. Их используют в начале исследования. Более подробные материалы могут быть собраны во время беседы по заранее разработанному плану. Планируя беседу, исследователь учитывает возрастные, индивидуальные психологические особен­ности испытуемого, характер и степень нарушения моторики, речи, его отношение к дефекту и многое другое.

Методы педагогического обследования. Прежде всего они включают педагогическое наблюдение в логоритмическом исследовании. Оно организуется специально, имеет сформулирован­ную задачу, предмет наблюдения, а также систему фиксации на­блюдаемых факторов. При этом исследователь не вмешивается в ход педагогического процесса. Наметив рабочую гипотезу, иссле­дователь накапливает факты, которые подтвердят или опровергнут выдвинутую гипотезу. Педагогическое наблюдение ценно тем, что позволяет изучать объекты в естественных условиях. Следует только широко использовать методы точной регистрации наблюдаемого: фотосъемку, киносъемку, магнитофонную запись, стенографирова­ние и др. Методом хронометрирования определяется время, затра­чиваемое на выполнение движения, на подвижную игру, танец, на часть занятия или на занятие в целом. Результаты наблюдений заносятся в журнал, протокол, дневник.

Большой интерес представляет самонаблюдение по заданию исследователя. К самонаблюдению обращаются, например, при так называемом суггестивном представлении, когда необходимо вклю­чить зрительные, тактильные, кинестетические ощущения: при артикуляторных упражнениях перед зеркалом, пении, выполнении


 



движения в статике и в динамике без сопровождения речью и в сопровождении речи и т. д.

В исследованиях по логопедической ритмике целесообразно комбинировать открытое и скрытое наблюдение.

Открытое наблюдение представляет больше возможностей охватить все стороны интересующего явления, но вместе с тем и больше подвержено отрицательному действию эффекта присутствия исследователя: проходит ли музыкально-ритмическое занятие, пение, логопедическая ритмика и т. д., присутствие постороннего сковывает занимающихся, особенно подростков и взрослых, лиц с выраженными нарушениями в двигательной и речевой сферах. Скрытое наблюдение снимает с последних чувство подконтрольности и часто дает дополнительные сведения.

К разновидностям наблюдений относится непрерывное и дис­кретное прослеживание акта поведения или всего процесса овла­дения двигательным навыком. Наблюдение непрерывно, если оно отражает начало, развитие и завершение явления, например под­вижной игры. Непрерывное наблюдение поэтому возможно в отно­сительно короткие отрезки времени. Например, изучается методика проведения игры-драматизации, приемы хорового пения и т. д. При изучении строя логоритмического занятия законченный период наблюдения вмещается в 45—50 минут. Однако непрерывное наблю­дение невозможно, когда его предметом становится более продолжи­тельный процесс. В этом случае обращаются к дискретному (пре­рывистому) наблюдению. Исследователь как бы «подстерегает» обстановку или, создавая ее специально, наблюдает «кадр» изучае­мого процесса. Дискретное наблюдение неизбежно при ознакомле­нии занимающихся с различного рода движениями: общеукрепляю­щими или развивающими отдельные группы мышц; при ознакомле­нии с логоритмической терминологией; при овладении движениями в сочетании с речью и др.

Своеобразно наблюдение-поиск. Оно ведется либо широкой полосой захвата более или менее взаимосвязанных педагогических явлений, либо переключением наблюдателя от одного объекта к другому. Например, изучаются занятия по логоритмике с заикаю­щимися разного возраста и в разного типа учреждениях (в речевой группе, речевом стационаре, речевом санатории, речевой школе, в поликлинике и т.п.), изучается построение логоритмического занятия с детьми одного возраста, но страдающих разными рече­выми расстройствами (дислалией, дизартрией, алалией). В данном случае должны выявиться и общие закономерности построения занятия, определяемые возрастными психологическими особен­ностями детей, и специфические отличия, вытекающие из разного речевого дефекта, например дизартрии и заикания.

Принципиально важно осуществление отсроченного наблюдения за результатами коррекционной работы. В данном случае речь идет не столько о разновидности наблюдения как метода, сколько о его временной связи с изучаемым объектом. Исследователю необходимо всегда проводить отсроченное наблюдение, чтобы объек-


тивнее оценить эффективность реабилитационной методики и ее раздела — логопедической ритмики.

Факты в логоритмических исследованиях можно собрать и путем социологических методов: интервью и анкет; анализа взаимодей­ствия, рейтинга, самооценки, парного сравнения.

Интервью и анкета составляются только после предварительного периода исследования (формулировки проблемы, рабочей гипотезы, составления плана исследования). Интервью, как правило, пред­шествует анкете.

В процессе опроса рекомендуется выяснить то, что интересует исследователя, косвенно, т. е. через ряд частных вопросов, избегая слов с двойным значением и слишком длинных формулировок. Запись интервью необходимо делать в ходе его или сразу по окончании.

Анкета адресуется одновременно большому числу исследуемых лиц, но недостатков у анкетирования больше, так как неизвестна ситуация, в которой корреспондент будет отвечать на вопросы, нельзя установить с ним непосредственный контакт, неизвестно, какую часть анкеты возвратит заполненной.

С помощью анализа взаимодействия изучаются внешние про­явления двигательного потенциала исследуемых лиц с речевой патологией, их поведение, способы и возможности коммуникации, проявления согласия и несогласия, отношения к коллективу и индивидам.

Наблюдая людей с речевой патологией в разных видах дея­тельности (в том числе двигательной и речевой), исследователь изучает степень активности, содержание и цель взаимодействия в коллективе, средства взаимодействия; предел деятельности уча­стников, их физический и социально-психологический барьер, симпатии и антипатии; продолжительность ситуации; отклонения от обычного поведения в данной ситуации.

Рейтинг — метод оценивания, косвенного наблюдения — состо­ит в изучении явления через разностороннюю его оценку челове­ком, непосредственно его наблюдавшим иногда на протяжении многих лет. Так, сведения методом рейтинга можно получить о пациенте от лечащего врача, воспитателя, родителей и др. Не­достаток метода в том, что выводы делаются на основании субъек­тивных мнений, но ведь и наблюдение самого исследователя тоже не лишено субъективности. Данные наблюдения в условиях рей­тинга можно выразить в численных величинах путем различных оценочных шкал, что дает возможность широко применять матема­тический аппарат при обсчете результатов и анализе данных.

Метод самооценки может дать объективные данные о реальном поведении человека с речевой патологией и двигательными рас­стройствами о собственном двигательном потенциале; выявить степень нарушения общей и речевой моторики, влияние расстройств на поведение, на взаимоотношения с окружающими и др.

В логопедической ритмике используются и экспериментальные методы исследования: естественный и лабораторный эксперимент.


При естественном эксперименте занятия проводятся без отступле­ний от обычных занятий логопедической ритмикой. Лабораторный эксперимент заключается в создании искусственной обстановки и устранении побочных влияний. Эксперименты могут проводиться с целью выявления определенных фактов или их зависимостей (абсо­лютный эксперимент) или с целью сравнения каких-то показателей (сравнительный эксперимент). В сравнительных экспериментах участвуют две или несколько однородных групп (по полу, возрасту, речевому расстройству, двигательному статусу и т.д.). Занятия в них отличаются каким-либо одним фактором, например введением упражнений, укрепляющих отдельные группы мышц. Эксперимент обычно проводится в несколько этапов. Для большей достоверности результатов эксперимента применяются схемы так называемого перекрестного эксперимента. Например, в первом эксперименте одна группа занимается по первой методике, другая — по второй. Во втором эксперименте методики в группах меняются.

Разновидностью экспериментального исследования является тест — test — в переводе с английского языка означает любую пробу, любое испытание.

В логопедической ритмике тесты используются для сравнения результатов выполнения двигательных, двигательно-речевых зада­ний за установленное время (или без ограничения времени) людьми с речевой патологией. Примерами тестирования в логопедической ритмике могут служить метрическая шкала для исследования массовой оценки моторики и моторной одаренности у детей и взрослых Н. И. Озерецкого1, задания на выявление возрастных особенностей моторики детей М. В. Серебровской2, методика «тест-конфликта» для выяснения личностных особенностей нормально говорящих и заикающихся детей дошкольного возрачгга Г. А. Вол­ковой, А. Ю. Панасюка3 и др.

Как и все другие методики исследовательской и практической работы, тест имеет определенные достоинства и недостатки. До­стоинством теста является то, что все сформулированные в нем задания, будучи предварительно глубоко обдуманы и эксперимен­тально проверены, раскрывают в своей совокупности в максимально короткие сроки и в компактной форме интересующие исследователя признаки. В этом смысле тест превосходит любой другой способ проверки тех же признаков и свойств. Другим еще более важным достоинством теста является его объективность.

Тесты еще не заняли заметного места в дефектологических исследованиях, в частности в логоритмическом изучении лиц с речевой патологией, и было бы преждевременным как-то ограни­чивать сферу их применения. Прежде всего тесты, на наш взгляд,

1 Озерецкий Н. И. Скала исследования моторной одаренности по методу проф. Н. И. Озерецкого. М., 1930.

Серебровская М. В. Возрастные особенности моторики детей и подро­стков.— В сб.: Физическое воспитание детей и подростков. М., 1935, с. 5—37.

3 Волкова Г. А., ПанасюкА. Ю. Исследование личностных характери­стик детей дошкольного возраста «тест-конфликтом».— Дефектология, 1979, № 6, с. 73—78.

2.5


полезны в исследовании двигательного потенциала людей с речевы­ми нарушениями; состояния их психических функций, в частности внимания; в исследовании личностных особенностей; в выяснении эффективности различных методик. Например, план для выяснения эффективности различных методик может быть следующим. Две группы лиц с одним и тем же речевым нарушением утверждаются — одна в качестве контрольной, другая — экспериментальной. Обе группы проводятся по тестам, выясняющим состояние их двигатель­ной сферы. Затем одна группа занимается по новой методике, а с другой группой занятия проводятся обычно. После коррекционного курса вновь проводится тест, и результаты в обеих группах сравни­ваются. Обработка полученных материалов позволит прежде всего сравнить группы количественно. Дальше можно выяснить, в каких именно разделах методики имеются заметные различия между группами.

Можно применять тесты и для решения относительно ограни­ченных логоритмических задач, например при выяснении состояния общей моторики, или произвольной моторики рук и пальцев, или мимических движений и т. п. Наконец, тесты могут использоваться для анализа индивидуальной характеристики усвоения двигатель­ного и речевого материала. Например, у некоторых лиц с речевой патологией выявляется отставание в формировании с коррекцион-ной целью двигательных умений или навыков. Полезно провести тестирование. Анализируя выполнение ими отдельных заданий, логопед, логоритмист определяют возможные причины этого неус­воения. В итоге можно составить такой план индивидуальной ра­боты, который основывался бы на реальном положении, сложив­шемся в каждом случае.

Количественный учет двигательных возможностей людей с ре­чевыми нарушениями с помощью тестов даст возможность иссле­дователю сравнить двигательный потенциал лиц, страдающих раз­личными речевыми расстройствами, выявить возможные связи между нарушениями общей и речевой моторики; определить оста­точный двигательный резерв; наметить пути логоритмической кор­рекции. Применение статистических методов при обработке коли­чественных данных повышает объективность результатов иссле­дования.

Вопросы и задание

1. Как можно определить логопедическую ритмику?

2. Каковы основные понятия логопедической ритмики?

3. Из каких фаз складывается онтогенез моторной функции?

4. Каковы уровни построения и этапы выполнения произволь­
ного движения?

5. С какими науками биологического и гуманитарного циклов
связана логопедическая ритмика?

6. Назовите методы исследования логоритмики. Приведите
пример исследования двигательных возможностей лиц с речевой
патологией с помощью какого-либо метода.


ГЛАВА ВТОРАЯ СИСТЕМА ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1012; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.018 с.)