Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы исследования логопедической ритмики↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Круг вопросов, которые изучает логопедическая ритмика, довольно широк. Поэтому логопедическая ритмика как наука использует педагогические методы, методы смежных наук: социологии, психологии, физиологии и др. Методы анализа и обобщения литературных данных. С их помощью начинается любое исследование по логопедической ритмике. Исследователь знакомится с библиографией и отбирает те литературные источники, которые ему необходимо проанализировать, систематизирует их по проблемам, внутри каждой проблемы делит материал по определенным разделам. Анализ и обобщение литературных данных применяются и в теоретическом и в экспериментальном исследованиях. В теоретическом исследовании этот метод может быть единственным, так как именно с его помощью можно проследить, например, как формировался, складывался тот или иной коррекционныи метод, та или иная реабилитационная методика 2' 19 работы с людьми, имеющими речевые и двигательные нарушения. В экспериментальных исследованиях этот метод помогает установить, что уже исследовано по данной проблеме, в какой мере исследованное освещено в литературе, какие вопросы еще требуют экспериментальной проверки. Например, по изучению психомоторного состояния заикающихся дошкольников и школьников, развития моторики в норме и при патологии. Многие данные, важные для логопедической ритмики, можно почерпнуть из различных документов, составляемых работниками дошкольных и школьных учреждений, логопедами в разного типа специальных учреждениях. Например, календарный план работы на неделю, планы-конспекты музыкальных и логопедических занятий, планы-сценарии детских утренников, дневники воспитателя, логопеда, методиста; протоколы педагогических совещаний, протоколы анализа просмотренных логопедических, музыкально-ритмических занятий, журналы учета состояния здоровья, физического развития взрослых и детей, речевые карты, дневники наблюдений, журналы динамики коррекционного воздействия и др. Данные, выявленные в результате анализа подобных документов, могут быть использованы как гипотеза исследования. Для получения фактов по психомоторному, речевому развитию и состоянию у подростков и взрослых можно использовать анкеты, опросники, беседу. В анкетах и опросных листах ответы должны быть в письменной форме. Их используют в начале исследования. Более подробные материалы могут быть собраны во время беседы по заранее разработанному плану. Планируя беседу, исследователь учитывает возрастные, индивидуальные психологические особенности испытуемого, характер и степень нарушения моторики, речи, его отношение к дефекту и многое другое. Методы педагогического обследования. Прежде всего они включают педагогическое наблюдение в логоритмическом исследовании. Оно организуется специально, имеет сформулированную задачу, предмет наблюдения, а также систему фиксации наблюдаемых факторов. При этом исследователь не вмешивается в ход педагогического процесса. Наметив рабочую гипотезу, исследователь накапливает факты, которые подтвердят или опровергнут выдвинутую гипотезу. Педагогическое наблюдение ценно тем, что позволяет изучать объекты в естественных условиях. Следует только широко использовать методы точной регистрации наблюдаемого: фотосъемку, киносъемку, магнитофонную запись, стенографирование и др. Методом хронометрирования определяется время, затрачиваемое на выполнение движения, на подвижную игру, танец, на часть занятия или на занятие в целом. Результаты наблюдений заносятся в журнал, протокол, дневник. Большой интерес представляет самонаблюдение по заданию исследователя. К самонаблюдению обращаются, например, при так называемом суггестивном представлении, когда необходимо включить зрительные, тактильные, кинестетические ощущения: при артикуляторных упражнениях перед зеркалом, пении, выполнении
движения в статике и в динамике без сопровождения речью и в сопровождении речи и т. д. В исследованиях по логопедической ритмике целесообразно комбинировать открытое и скрытое наблюдение. Открытое наблюдение представляет больше возможностей охватить все стороны интересующего явления, но вместе с тем и больше подвержено отрицательному действию эффекта присутствия исследователя: проходит ли музыкально-ритмическое занятие, пение, логопедическая ритмика и т. д., присутствие постороннего сковывает занимающихся, особенно подростков и взрослых, лиц с выраженными нарушениями в двигательной и речевой сферах. Скрытое наблюдение снимает с последних чувство подконтрольности и часто дает дополнительные сведения. К разновидностям наблюдений относится непрерывное и дискретное прослеживание акта поведения или всего процесса овладения двигательным навыком. Наблюдение непрерывно, если оно отражает начало, развитие и завершение явления, например подвижной игры. Непрерывное наблюдение поэтому возможно в относительно короткие отрезки времени. Например, изучается методика проведения игры-драматизации, приемы хорового пения и т. д. При изучении строя логоритмического занятия законченный период наблюдения вмещается в 45—50 минут. Однако непрерывное наблюдение невозможно, когда его предметом становится более продолжительный процесс. В этом случае обращаются к дискретному (прерывистому) наблюдению. Исследователь как бы «подстерегает» обстановку или, создавая ее специально, наблюдает «кадр» изучаемого процесса. Дискретное наблюдение неизбежно при ознакомлении занимающихся с различного рода движениями: общеукрепляющими или развивающими отдельные группы мышц; при ознакомлении с логоритмической терминологией; при овладении движениями в сочетании с речью и др. Своеобразно наблюдение-поиск. Оно ведется либо широкой полосой захвата более или менее взаимосвязанных педагогических явлений, либо переключением наблюдателя от одного объекта к другому. Например, изучаются занятия по логоритмике с заикающимися разного возраста и в разного типа учреждениях (в речевой группе, речевом стационаре, речевом санатории, речевой школе, в поликлинике и т.п.), изучается построение логоритмического занятия с детьми одного возраста, но страдающих разными речевыми расстройствами (дислалией, дизартрией, алалией). В данном случае должны выявиться и общие закономерности построения занятия, определяемые возрастными психологическими особенностями детей, и специфические отличия, вытекающие из разного речевого дефекта, например дизартрии и заикания. Принципиально важно осуществление отсроченного наблюдения за результатами коррекционной работы. В данном случае речь идет не столько о разновидности наблюдения как метода, сколько о его временной связи с изучаемым объектом. Исследователю необходимо всегда проводить отсроченное наблюдение, чтобы объек- тивнее оценить эффективность реабилитационной методики и ее раздела — логопедической ритмики. Факты в логоритмических исследованиях можно собрать и путем социологических методов: интервью и анкет; анализа взаимодействия, рейтинга, самооценки, парного сравнения. Интервью и анкета составляются только после предварительного периода исследования (формулировки проблемы, рабочей гипотезы, составления плана исследования). Интервью, как правило, предшествует анкете. В процессе опроса рекомендуется выяснить то, что интересует исследователя, косвенно, т. е. через ряд частных вопросов, избегая слов с двойным значением и слишком длинных формулировок. Запись интервью необходимо делать в ходе его или сразу по окончании. Анкета адресуется одновременно большому числу исследуемых лиц, но недостатков у анкетирования больше, так как неизвестна ситуация, в которой корреспондент будет отвечать на вопросы, нельзя установить с ним непосредственный контакт, неизвестно, какую часть анкеты возвратит заполненной. С помощью анализа взаимодействия изучаются внешние проявления двигательного потенциала исследуемых лиц с речевой патологией, их поведение, способы и возможности коммуникации, проявления согласия и несогласия, отношения к коллективу и индивидам. Наблюдая людей с речевой патологией в разных видах деятельности (в том числе двигательной и речевой), исследователь изучает степень активности, содержание и цель взаимодействия в коллективе, средства взаимодействия; предел деятельности участников, их физический и социально-психологический барьер, симпатии и антипатии; продолжительность ситуации; отклонения от обычного поведения в данной ситуации. Рейтинг — метод оценивания, косвенного наблюдения — состоит в изучении явления через разностороннюю его оценку человеком, непосредственно его наблюдавшим иногда на протяжении многих лет. Так, сведения методом рейтинга можно получить о пациенте от лечащего врача, воспитателя, родителей и др. Недостаток метода в том, что выводы делаются на основании субъективных мнений, но ведь и наблюдение самого исследователя тоже не лишено субъективности. Данные наблюдения в условиях рейтинга можно выразить в численных величинах путем различных оценочных шкал, что дает возможность широко применять математический аппарат при обсчете результатов и анализе данных. Метод самооценки может дать объективные данные о реальном поведении человека с речевой патологией и двигательными расстройствами о собственном двигательном потенциале; выявить степень нарушения общей и речевой моторики, влияние расстройств на поведение, на взаимоотношения с окружающими и др. В логопедической ритмике используются и экспериментальные методы исследования: естественный и лабораторный эксперимент. При естественном эксперименте занятия проводятся без отступлений от обычных занятий логопедической ритмикой. Лабораторный эксперимент заключается в создании искусственной обстановки и устранении побочных влияний. Эксперименты могут проводиться с целью выявления определенных фактов или их зависимостей (абсолютный эксперимент) или с целью сравнения каких-то показателей (сравнительный эксперимент). В сравнительных экспериментах участвуют две или несколько однородных групп (по полу, возрасту, речевому расстройству, двигательному статусу и т.д.). Занятия в них отличаются каким-либо одним фактором, например введением упражнений, укрепляющих отдельные группы мышц. Эксперимент обычно проводится в несколько этапов. Для большей достоверности результатов эксперимента применяются схемы так называемого перекрестного эксперимента. Например, в первом эксперименте одна группа занимается по первой методике, другая — по второй. Во втором эксперименте методики в группах меняются. Разновидностью экспериментального исследования является тест — test — в переводе с английского языка означает любую пробу, любое испытание. В логопедической ритмике тесты используются для сравнения результатов выполнения двигательных, двигательно-речевых заданий за установленное время (или без ограничения времени) людьми с речевой патологией. Примерами тестирования в логопедической ритмике могут служить метрическая шкала для исследования массовой оценки моторики и моторной одаренности у детей и взрослых Н. И. Озерецкого1, задания на выявление возрастных особенностей моторики детей М. В. Серебровской2, методика «тест-конфликта» для выяснения личностных особенностей нормально говорящих и заикающихся детей дошкольного возрачгга Г. А. Волковой, А. Ю. Панасюка3 и др. Как и все другие методики исследовательской и практической работы, тест имеет определенные достоинства и недостатки. Достоинством теста является то, что все сформулированные в нем задания, будучи предварительно глубоко обдуманы и экспериментально проверены, раскрывают в своей совокупности в максимально короткие сроки и в компактной форме интересующие исследователя признаки. В этом смысле тест превосходит любой другой способ проверки тех же признаков и свойств. Другим еще более важным достоинством теста является его объективность. Тесты еще не заняли заметного места в дефектологических исследованиях, в частности в логоритмическом изучении лиц с речевой патологией, и было бы преждевременным как-то ограничивать сферу их применения. Прежде всего тесты, на наш взгляд, 1 Озерецкий Н. И. Скала исследования моторной одаренности по методу проф. Н. И. Озерецкого. М., 1930. Серебровская М. В. Возрастные особенности моторики детей и подростков.— В сб.: Физическое воспитание детей и подростков. М., 1935, с. 5—37. 3 Волкова Г. А., ПанасюкА. Ю. Исследование личностных характеристик детей дошкольного возраста «тест-конфликтом».— Дефектология, 1979, № 6, с. 73—78. 2.5 полезны в исследовании двигательного потенциала людей с речевыми нарушениями; состояния их психических функций, в частности внимания; в исследовании личностных особенностей; в выяснении эффективности различных методик. Например, план для выяснения эффективности различных методик может быть следующим. Две группы лиц с одним и тем же речевым нарушением утверждаются — одна в качестве контрольной, другая — экспериментальной. Обе группы проводятся по тестам, выясняющим состояние их двигательной сферы. Затем одна группа занимается по новой методике, а с другой группой занятия проводятся обычно. После коррекционного курса вновь проводится тест, и результаты в обеих группах сравниваются. Обработка полученных материалов позволит прежде всего сравнить группы количественно. Дальше можно выяснить, в каких именно разделах методики имеются заметные различия между группами. Можно применять тесты и для решения относительно ограниченных логоритмических задач, например при выяснении состояния общей моторики, или произвольной моторики рук и пальцев, или мимических движений и т. п. Наконец, тесты могут использоваться для анализа индивидуальной характеристики усвоения двигательного и речевого материала. Например, у некоторых лиц с речевой патологией выявляется отставание в формировании с коррекцион-ной целью двигательных умений или навыков. Полезно провести тестирование. Анализируя выполнение ими отдельных заданий, логопед, логоритмист определяют возможные причины этого неусвоения. В итоге можно составить такой план индивидуальной работы, который основывался бы на реальном положении, сложившемся в каждом случае. Количественный учет двигательных возможностей людей с речевыми нарушениями с помощью тестов даст возможность исследователю сравнить двигательный потенциал лиц, страдающих различными речевыми расстройствами, выявить возможные связи между нарушениями общей и речевой моторики; определить остаточный двигательный резерв; наметить пути логоритмической коррекции. Применение статистических методов при обработке количественных данных повышает объективность результатов исследования. Вопросы и задание 1. Как можно определить логопедическую ритмику? 2. Каковы основные понятия логопедической ритмики? 3. Из каких фаз складывается онтогенез моторной функции? 4. Каковы уровни построения и этапы выполнения произволь 5. С какими науками биологического и гуманитарного циклов 6. Назовите методы исследования логоритмики. Приведите ГЛАВА ВТОРАЯ СИСТЕМА ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1066; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.70 (0.009 с.) |