Раздельное выполнение речевых упражнений и действий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздельное выполнение речевых упражнений и действий.



Дети держат флажок горизонтально в правой руке и переступают через него то правой, то левой ногой. Один ребенок говорит, другой выполняет:

Ножку выше поднимай, И другой не отставай,

Через палочку шагай. Но флажок не опускай.

Педагог произносит текст, а дети выполняют различные прыжки:
Ножки вместе, ножки врозь, Ножки здесь и ножки там.

Ножки прямо, ножки вкось. Что за шум и что за гам!

Дети садятся на корточки, прижимая головы книзу, обхватив руками колени. Затем постепенно выпрямляются, становятся на носки и тянутся сколько возможно вверх, поднимая руки. Текст говорит педагог:

Сначала буду маленький, Потом я вырасту большой,

К коленочкам прижмусь, До лампы дотянусь2.

Для организации поведения детей и взрослых при выполнении заданий, особенно сложных построений, серий движений, использу­ются счетные упражнения. В начале коррекционного курса их включают в организационный момент: дежурный, предварительно

1 Музыка и движение / Сост. С. И. Белкина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина.
М., 1981.

2 Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников. 2-е изд. М., 1958.


посчитав пришедших, говорит, сколько детей (взрослых) пришло на занятие. Затем занимающиеся рассчитываются по порядку на первый и второй, первый, второй и третий и т. д. в зависимости от цели упражнения.

Счет помогает детям правильно встать парами (первый и вто­рой), построиться в две колонны, в две шеренги, встать по трое, четверо и т. д.

Счетные упражнения включаются также в зарядку, например, дежурный дает задание: на «раз» — поднять руки вверх («сноп»), на «два» — руки в стороны («елка»), на «три»— присесть («пе­нек»). Причем можно говорить цифры или слова, обозначающие разные движения.

Счетные упражнения проводятся и в стихотворной форме как сигнал для выполнения очередного упражнения. Например: «Раз — дрова, два — дрова, раскололся ствол едва! Бух — дрова, бах — дрова, вот уже полена два» — упражнение, имитирующее рубку дров. Или: «...Пляска кончается, кружки собираются. Мальчики — к Алеше, девочки — к Катюше. Раз, два, три!»

«Раз и два». Все стоят лицом к педагогу и потряхивают бубнами над головой под счет «раз и два, раз и два!». Потом делают поворот направо, останавливаются и снова потряхивают бубном под счет «раз и два» Поворот вправо, и все оказываются спиной к педагогу, затем следующие два поворота вправо, возвращаются в исходное положение В каждом положении занимающиеся встряхивают бубном над головой и считают' «Раз и два! Раз и два!» При повторении игры поворот делается налево.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗМЕРА ИЛИ МЕТРА

Музыкальный метр представляет собой систему соотношений акцентов и неакцентированных долей различных рангов, эта система определяется количеством метрических уровней и конкретным ри­сунком различных в метрическом отношении временных долей. Смена метра приводит к передвижению акцента. Занимающимся необходимо дать первоначальное понятие об акценте как ударном моменте в звучании. Они должны научиться прислушиваться и различать отдельные ударные моменты на фоне звучания равной силы, а затем давать на них ответную реакцию условным движением.

Сначала проводится специальная работа над неожиданным акцентом, затем над метрическим (равномерно повторяющимся) и переходным. После первоначального усвоения этих понятий занятия проводятся так же, как и занятия на внимание.

Акцент выделяется аккордом в любом регистре рояля или уда­ром в барабан. Занимающиеся, стоя или сидя на месте, дают условную двигательную реакцию (хлопком, движением ноги, пере­дачей предмета, ловлей мяча и т.п.). Затем педагог показывает различные построения, связанные с акцентом как условным сигна­лом к перестройке. Неожиданный акцент играет роль сигнала к действию, к переходу на другое действие, к прекращению или поочередному исполнению задания по группам. Упражнения на неожиданный акцент подготавливают занимающихся к работе над акцентом: метрическим и переходным.


Упражнения на восприятие неожиданного акцента.

На полу рисуются круги по количеству участвующих в упражнении. Под музыку марша каждый ходит вокруг своего круга. На акцент прыгает в свой круг двумя ногами и ждет следующего сигнала, на который он выпрыгивает из круга и снова идет вокруг него.

Занимающиеся стоят в две шеренги у противоположных стен зала. У одних обручи, которые они тихо качают. На неожиданный акцент в музыке или хлопок в ладоши дети перекатывают обручи в другую шеренгу, которая ловит их и качает до следующего акцента.

Упражнения на восприятие метрического акцента.

При выполнении заданий на метрический акцент требуется точное совпадение движения с акцентом, чередующимся через определенные промежутки времени. Дошкольники и младшие школь­ники воспринимают повторяющийся акцент и передают его движе­ниями рук, ног и всем корпусом, не определяя его путем счета. Толь­ко в результате занятий передача акцента обозначается словом.

Дети стоят в шеренге на некотором расстоянии друг от друга. В руках у каждого

скакалка. На счет «раз> в четырехдольном такте (—) все закидывают скакалку, как удочку, на 2—3—4 подтягивают ее к себе.

Дети стоят в кругу лицом друг к другу. При акценте на счет четырехдольного

такта (—) делают прыжок обеими ногами к центру, на 2—3—4 отступают назад.

Дети сидят на стульях, поставленных в линию один за другим, ноги кладут на

перекладину впереди стоящего стула, имитируют движение, подражая гребцам.

2 В музыке дается размер —, в котором на счет «раз» — сильный акцент, и дети, как

бы опуская весла, делают движения руками.

Старшие школьники, подростки и взрослые сознательно с по­мощью счета определяют и фиксируют акцент движения. Например, педагог подчеркивает первый удар ударом в бубен, а остальные дает тихо. Занимающиеся говорят «раз» на первый удар и считают тихие удары до следующего сильного удара. Затем им под силу и более сложные задания, такие, как движения руками в такт музыке (дирижирование), задания от занятия к занятию усложняются. Например, нужно пройти под музыку, сочетая шаг с движениями рук. Это позволяет целостно воспринимать метрический акцент всем телом, т. е. приучает занимающихся управлять своим телом, делать его послушным при любом двигательном задании под музыку.

При отработке акцента на шаге нужно соблюдать определенный

размер музыкального произведения. Сначала размер будет -£> -р а затем более трудный размер —-, Трудность его исполнения заключается в том, что акцентированный шаг чередуется, падая попеременно то на правую, то на левую ногу. Потом можно перейти к свободной форме выражения акцента в различных группировках, а также в упражнениях с предметами (палкой, флагом, обручем, мячом). Включение предметов дает реальную установку акценти­рованному движению, способствуя большей точности в исполнении. Движение вперед на ударную часть такта и движение назад на

Зак 966. Г А Волкова 65


безударные звуки помогает усвоению передачи акцента в движении. В старшем возрасте придается большое значение точности исполне­ния упражнений. Задания с поочередным включением в движение требуют внимания от всех участников. Все должны следить за ходом исполнения задания, чтобы не пропустить своего вступления, так как от каждого участника зависит качество работы всего коллек­тива.

Приведем примерные упражнения.

Все стоят парами лицом друг к другу по кругу или в колонне. На счет «раз> в четырехдольном размере берут правой рукой своего партнера за правую руку и на счет 2—3—4 меняются местами. В следующем такте берутся левыми руками и меняются местами.

Все стоят в две шеренги на расстоянии 3—4 шагов и смотрят друг другу в затылок. Стоящая впереди шеренга держит в руках мячи. На акцент в трехдоль­ном и четырехдольном размере дети перекидывают мячи через голову стоящим сзади и сейчас же поворачиваются к ним лицом. Поймавшие мяч тоже делают поворот и на акцент в следующем такте в свою очередь перекидывают мячи через голову.

Все стоят по кругу. У каждого в руках маленький мяч. При акценте на счет

4 «раз» в четырехдольном размере (—) мяч высоко подбрасывается вверх, на 2—3—4

нужно повернуться на месте кругом и поймать мяч. не дав ему упасть на пол.

234 Все дирижируют под музыку на любой счет (—, —, —), стоя в кругу спиной

к центру. С прекращением музыки на один, два такта дирижирование продолжается, заданный темп сохраняется. Музыка возобновляется. Педагог проверяет, совпали ли движения рук с началом музыки, не было ли отклонений в темпе.

Упражнения на восприятие переходного акцента.

Характерная особенность переходного акцента заключается в том, что он, в отличие от метрического, не всегда падает на счет «раз», а последовательно переходит в каждом следующем такте на «два», «три», «четыре», т. е., например, при четырехдольном

размере (—) акцент в первом такте на «раз», во втором — на «два»,

в третьем — на «три», в четвертом — на «четыре» и в пятом — снова на «раз».

Переходный акцент можно сравнить с логическим ударением в речи, поэтому он приобретает важное значение в ритмических упражнениях с речью. Например:

Ты сегодня опоздал на ритмику (1, 2, 3, 4).

Ты сегодня опоздал на ритмику (1, 2, 3, 4).

Ты сегодня опоздал на ритмику (1, 2, 3, 4).

Ты сегодня опоздал на ритмику (1, 2, 3, 4).

Педагог выписывает на доске или вывешивает плакаты с циф­рами. Например: 1, 2, 3; 1, 2, 3; 1, 2, 3. И объясняет, что выделен­ные цифры означают акцент музыкального произведения. Во время проигрывания все должны внимательно слушать и согласовывать выделенную цифру с акцентом и отреагировать хлопком или голосом. Затем в занятия включаются различные движения (маршировка, дирижирование). Так, на акцент делается шаг впе­ред, на затихание музыки — назад и т. д. Эти упражнения прово-


дятся как индивидуально, так и группами. Необходимо, чтобы каждый занимающийся умел чувствовать цепь переходного акцента. Когда будут усвоены все стадии переходного акцента, можно внести в занятия изменение: поочередное вступление на каждый последующий акцент. Все внимательно следят за выполнением задания, чтобы не пропустить свое вступление. Подобные упражне­ния помогают лучше усвоить логические ударения в речи.

Все сидят на стульях, полукругом. Дается переходный акцент в четырехдольном

4 размере (-д-). На «раз» в первом такте все поднимают правую руку, на 2—3—4—

опускают. В следующем такте руку поднимают при акценте на «два» и на 3—4—1 опускают. В третьем такте руку ^однимают при акценте на «три». В четвертом такте — на «четыре» и на «раз». В пятом такте встают с поднятой рукой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.146.172 (0.023 с.)