МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ



Музыка является средством эстетического, нравственногс умственного воспитания человека. Она способствует формировани» и развитию его двигательных навыков, ритмических способностей^

На значение музыки в эстетическом воспитании детей уже раннего возраста указывал В. М. Бехтерев. Дети задолго до раз| вития экспрессивной речи реагируют на музыку, звуки песни, возрастом на ребенка действует то или иное изменение высоть тонов или мелодии звуков, ибо ребенок на одни мелодии реагиру« сосредоточением и успокоением, а на другие — плачем. Еще поздне начинает влиять на ребенка тембр или музыкальная окраска, как в это время он различает тон речи. Но недостаточно руковод^ ствоваться одним сосредоточением ребенка на музыкальные пьесь Следует учитывать саму реакцию ребенка, вызываемую музыкой у одних маленьких детей музыка вызывает плач и раздражений у других — радостную эмоцию и успокоение.

У детей необходимо развивать слух, тщательно подбирая прослушивания музыкальные произведения, детские и народнь песни. В. М. Бехтерев утверждал, что от детальной разработ» вопроса о музыкальном воспитании с раннего детского возраста значительной мере зависит эстетическое, а следовательно и ственное развитие человеческой личности.

Музыка учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасно замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действоват

У подростков и взрослых эстетическое кредо сформировано той или иной степени. Специально направленные музыкальнь произведения укрепляют положительные нравственные чувств человека. Музыка помогает самому взрослому (подростку, школ* нику) выявить то положительное в своей личности, что в дал! нейшем способствует при содействии логопеда, психотерапев! преодолению речевого и неречевого расстройств. Беседы о музь» прослушивание музыкальных произведений,, обсуждения той иной темы и ее воплощения в разных видах искусства (в музыи живописи, балете, поэзии и т. п.) помогает специалисту содерж| тельно строить коррекционное занятие. С одной стороны, матери*


подобных обсуждений становится образовательной основой занятия, с другой — тренируется сам процесс речи, общения. Музыка или занятия по поводу музыки оказывают положительное влияние на весь психический облик человека, поскольку довольно часто именно с помощью музыки человек познает решение ранее трудных для него проблем, именно с помощью музыки актуализируются творческие начала личности, а иногда просто разрешаются трудные и конф­ликтные жизненные ситуации. В коррекционной работе со взрослыми и особенно с подростками создание правильных (требовательных и одновременно щадящих) отношений с окружающими является од­ним из важных факторов эффективности логотерапевтического воздействия.

Музыка способствует формированию морального облика ребен­ка. Музыкальные произведения, песни о Родине, о В. И. Ленине, о Москве пробуждают чувство любви к нашей стране. Хороводы, песни разных народов вызывают интерес к ним, воспитывают интер­национальные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии. В коллективных песнях, танцах, играх, когда дети охвачены общими переживаниями, укрепляются чувства дружелюбия, общности, сопереживания.

Музыка является средством активизации умственных способно­стей детей, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюда­тельности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбирать­ся в структуре произведения. Беседа по поводу прослушанной музыки учит делать первые обобщения и сравнения.

О влиянии музыки на детей, о ее значении в эстетическом, чмственном, физическом воспитании писали М. Я. Басов, Н. Г. Алек­сандрова, Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, Е. И. Зоткина и др.

Музыкально-ритмическое воздействие на -школьников, подрост­ков и взрослых проявляется в дальнейшем совершенствовании личности человека, его функциональных систем. Речевая и двига­тельная системы человека к указанным возрастам в целом сформи­рованы, но их функционирование может совершаться на основе патологических условных рефлексов. Логопедическая ритмика помогает разрушить «почву», на которой возникло речевое рас­стройство, и содействует нормализации рече- и общедвигательной функций.

Музыка тесно связана с движением. Музыка и движение — основные средства формирования двигательных навыков, ритми­ческой тренировки. Художественный образ, развиваясь во времени, передается с помощью сочетания и чередования средств музыкаль­ной выразительности. Движение также располагается во времени: изменяется его характер, направление, развертывается рисунок построения. Контрастность и повторность в музыке вызывают по аналогии контрастный характер движения и его повторность. Дви­жение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение,

4 Зак 966 Г А Волкова 49


которое, в свою очередь, придает движению особую выразитель­ность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение.

Психолог М. Я. Басов указывал, что изучение личности ребенка было бы неполно, если бы оно не распространялось на такую специальную форму двигательной деятельности, когда движение в известном смысле реализуется музыкальным процессом. Оно про­игрывало бы от такого упущения не только в отношении изучения движений, как таковых, но и в отношении изучения процессов регуляции, которые при этих условиях обнаруживаются очень ярко и с таких сторон, какие во всех других формах двигательной деятель­ности не выступают так отчетливо. Наиболее эффективны ритми­ческиемузыкальные и двигательные упражнения.

Школьники, подростки и взрослые усваивают общие закономер­ности ритма осознанно. В отличие от дошкольников они вместе с педагогом анализируют ритмический рисунок музыки и его возмож­ное двигательное воплощение. При осознанном восприятии музыки и двигательном ее выражении не исключается влияние музыки и движения на эмоционально-волевую сферу человека, поскольку чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмо­циональную природу. На эмоции человека оказывают влияние содержание музыкального произведения, его мелодия и гармония. Естественно, что мелодия и гармония музыкального произведения, пробуждая эмоции, создают основу для их двигательного ритми­чного выражения. Чем сложнее и объемнее музыкальное произве­дение, тем больше движений, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный аппараты. Выполняя движения под музыку, взрослые (подростки, школьники) мысленно представляют тот или иной образ, воспроизводят его по-своему, в новых, необычных связях, комбинируя элементы танца, характерные движения персонажа. Так рождается и проявляется творческое воображение. Музыкально-ритмические движения тре­буют своевременной, осознанной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умения быстро и точно его тормозить. Таким образом, передача в дви­жении ритма сменяющихся разнохарактерных тем — основной метод ритмической тренировки взрослых (подростков, школь­ников).

Со взрослыми изучаются такие характеристики музыкального ритма, как темп, характер, форма, динамическая насыщенность музыкального отрывка, затем — своеобразие фразировки, детали ритмического рисунка, размер тактов. На занятиях даются примеры темпа музыкального произведения: быстрый, умеренный и совсем медленный и их обозначения (на итальянском языке): largo — очень медленно, широко, протяжно; adagio — медленно, мягко, спокойно; lento — медленно; andante — довольно медленно, не спеша; moderato — умеренно; allegretto — довольно оживленно; vivace — очень скоро, живо; presto — очень скоро, торопливо. Воспитывается (особенно у школьников) устойчивость в темпе,


поскольку это умение довольно трудно усваивается — после прекра­щения музыки у занимающихся наблюдается тенденция к ускорению движения. Необходимо также воспитывать переключение с одного темпа на другой, работать над движениями, постепенно ускоряющи­мися или замедляющимися. Затем усваиваются динамические оттенки музыки и соответствующая терминология: forte — громко, сильно; mezzo-forte — средней громкости; piano — тихо, слабо; fortissimo — очень громко и т. д.

От динамических колебаний музыкального звучания зависят различные степени напряжения или расслабления движения, разный объем движений, постепенное или внезапное ускорение или замед­ление движения; музыка подсказывает и подчеркивает энергичный бодрый характер марша или гимнастического упражнения, легкость и изящество танцевального движения, спокойствие и плавность жеста в упражнении, протекающем под медленную и плавную музыку. Полезно одно и то же упражнение провести под музыку разного темпа и характера.

В музыкальной форме имеются часть, период, предложение, фраза. При построении движения одна и та же часть музыки должна быть связана с одним и тем же рисунком движения или с движениями, тесно объединенными каким-то общим признаком. Если часть музыки представляет собой одну, вполне законченную музыкальную мысль, понятие части совпадает с понятием периода. Более крупные подразделения внутри периода называются предло­жениями, более мелкие — фразами. Фразы, связанные между собой, представляют логическое продолжение одна другой. Выделение этих кусков при построении движения на основе структуры музы­кальной темы называется фразировкой. Деление музыкальной речи на крупные и мелкие куски определяет и расчлененность движения, построенного на основе музыкального ритма. Форма и фразировка музыкальных произведений дают богатые возможности для работы над расчленением и распределением действия и движения. Начало и конец музыкального произведения должны соответствовать на­чалу и концу движения. На занятиях надо научить пациента уме­нию расчленять свои действия на куски, фразы, устанавливать пространственную и временную протяженность этих кусков, их соотношение. Для этого вначале даются для прослушивания му­зыкальные примеры, не имеющие расчленения внутри себя. Зада­ча — точно связать начало и конец своего действия с началом и концом музыкального примера, уложиться во времени, ограничен­ном течением музыкальной мысли. Затем даются примеры с ясно выраженными расчленениями внутри периода. В движении требу­ется отразить расчленение внутри музыкальной мысли таким обра­зом, чтобы каждому предложению или фразе отвечало какое-то одно движение, совпадающее с началом и концом данного музы­кального отрезка.

Работа над музыкальной формой и фразировкой дает возмож­ность планировать движения в пространстве, устанавливая связь между временным распределением частей и фраз музыки и про-

4« 51


странственным распределением передвижения отдельных лиц или групп.

Акценты расчленяют музыкальную речь на ряд равных по вели­чине отрезков — метров. Метрическое деление музыкальной речи не всегда совпадает с ее внутренним, логическим, смысловым расчле­нением. Строгий рисунок метрической периодичности в музыке по­зволяет произвести точный расчет движения, добиться полной согласованности коллективного действия, поставить задачу на одновременное исполнение нескольких разнородных движений. Метрические ударения делят музыкальную речь на такты, которые бывают разного размера. Чтобы определить размер такта, нужно установить основную единицу движения, т. е. длительность, наибо­лее характерную для данного музыкального движения, и затем отсчитать число таких единиц от одного акцентированного момента до следующего. Так, если мы примем четверть за основную единицу

2 движения и отсчитаем две такие единицы, то размер будет —.

Если таких единиц будет 3, то размер (такт) будет в -|- и т. д.
Размеры бывают простые и сложные. Простые имеют только одну
ударную или сильную долю такта — -—, —, —. Сложные состоят
из объединенных двух или нескольких тактов:------- это объедине-

2 4

ние двух тактов в —.

Указанные выше сведения даются на занятиях с занимающи­мися старшего возраста. После их усвоения работа на тему метр начинается с определения размера музыкального произведения. Сначала выясняется единица музыкального движения, отмечается начало такта шагом или хлопком, отсчитываются доли такта, опре­деляется размер. Затем занимающиеся учатся вступать в действие, начиная свое движение на такт позднее своего соседа; определяют размер знакомых мелодий; выполняют в соответствии с размером движения.

На последующих занятиях педагог объясняет, что звуки в му­зыкальном произведении разные: одни более длинные, другие — более короткие, и они находятся между собой в кратных отноше­ниях (2; 4; 8). Различные сочетания и группировки коротких и длинных звуков, составляющие мелодию, носят название ритми­ческого рисунка мелодии.

Ритмический рисунок музыкальных произведений способствует выполнению движений разного объема и разной продолжительности. Его можно передать хлопками, шагами, бегом, поворотами туло­вища, взмахами рук и другими движениями. По мере усвоения ритмического рисунка музыки он передается гимнастическими, танцевальными и, наконец, свободными движениями. Мелкий ритми­ческий рисунок музыки при переводе на движение укрупняется, так как само движение устанавливает свой собственный ритми­ческий рисунок, совпадающий лишь в основных чертах с ритми­ческим рисунком музыки.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.235.155 (0.01 с.)