ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

НАГЛЯДНЫЕ, СЛОВЕСНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ



Основой всех методов и приемов обучения в логопедической ритмике является избираемый педагогом способ регулирования двигательной и речевой нагрузки, ее сочетание с отдыхом и другими видами занятий в коррекционно-воспитательном процессе (логопе­дическими, психотерапевтическими, воспитательными и т. п.).

Двигательная нагрузка выражается в количестве и насыщен­ности заданий, интенсивное выполнение которых положительно действует на физическое состояние лиц с речевыми нарушениями. Задания, сопровождаемые речью, воздействуют на динамику психи­ческих функций, проявляющихся в умственной деятельности чело­века, концентрации внимания и восприятия во время объяснения и показа заданий, осмысливании двигательной и речевой задачи, точности ответной реакции на них и т. п. Правильное соотношение времени, затрачиваемого на расходование психических и физических сил занимающихся и следующего за этим отдыха, должно соблю­даться при проведении логоритмических занятий.

Логопедическая ритмика как специальная педагогическая дис­циплина руководствуется принципами советской дидактики и опира-


ется на марксистско-ленинскую теорию познания. Процесс учения рассматривается дидактикой как организованная познавательная деятельность. В этом процессе познания непременными компонента­ми являются чувственное восприятие, абстрактное мышление и практика.

В связи с этим в коррекционном обучении и воспитании на ло-горитмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методыобеспечивают яркость чувственного восприя­тия и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени усвое­ния двигательного материала, общего развития детей и взрослых, их физического состояния, возрастных и типологических особенностей.

Так, при обучении движению используются различные приемы наглядности:

а) наглядно-зрительные приемы: показ педагогом образца дви­
жения или его отдельных двигательных элементов; подражание
образцам окружающей жизни; использование зрительных ориенти­
ров при преодолении пространства; использование наглядных по­
собий — кинофильмов, телепередач, картин и т. п.;

б) тактильно-мышечная наглядность обеспечивается путем
включения различных пособий в двигательную деятельность. Напри­
мер, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их пере­
шагнуть, надо высоко поднять ногу. Инструкция «не задеть воротца»
связывается в сознании с костно-мышечным ощущением при со­
вершении ошибки. И если воротца задеваются, то ребенок (взрос­
лый) сам определяет неправильность своего движения. Тактильно-
мышечная наглядность выражается также в непосредственной
помощи педагога уточняющего положение отдельных частей тела
занимающихся выпрямлением осанки путем прикосновения руки;

в) с помощью наглядно-слуховых приемов осуществляется зву­
ковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью явля­
ется инструментальная музыка и песня. Для регуляции движений
могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме дву-
четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и т. п.

Словесные методыобращены к сознанию занимающихся, они помогают осмысливанию поставленной задачи и сознательному вы­полнению двигательных упражнений.

Приемы, относящиеся к словесным методам, следующие:

а) краткое одновременное описание и объяснение новых дви­
жений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления
занимающегося;

б) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или
уточняющее его отдельные элементы;

в) указание, необходимое при воспроизведении показанного
педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражне­
ний занимающимися;


г) беседа, предваряющая введение новых упражнений и под­
вижных игр, при обучении, когда требуется разъяснение двигатель­
ных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. д.;

д) вопросы занимающимся до выполнения задания для осозна­
ния последовательного выполнения действий или проверки имею­
щихся представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточне­
ния правил, игровых действий и т. п.;

е) команды, распоряжения и сигналы, которые требуют от пе­
дагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигна­
лов можно использовать считалки, игровые зачины, которыми так
богато русское народное творчество;

ж) образный сюжетный рассказ применяется в целях развития
выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой
образ. Сюжетный рассказ в полторы-две минуты вызывает у зани­
мающихся воссоздающее воображение, как бы зрительное восприя­
тие всей ситуации, стимулирующее к эмоциональному воспроиз­
ведению;

з) словесная инструкция; ее использование обусловлено тем,
что с помощью системы словесных воздействий происходит оживле­
ние следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбина­
циях, возникает возможность с помощью чисто словесных указаний
и объяснений образовать новые временные связи, сформировать
новые знания и умения.

Формирование двигательных навыков у детей зависит от степени осознанности ребенком содержания и структуры упражнения.

Практические методы связаны с практической деятельностью, они обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разно­видностями практического метода являются игровой и соревно­вательный.

Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный. Он может использоваться на логоритмических заняти­ях и с детьми школьного возраста. Игровой метод учитывает эле­менты наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую ини­циативу.

Соревновательный метод используется в целях совер­шенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. При правильном руко­водстве соревнование может быть успешно использовано как воспи­тательное средство, содействующее совершенствованию двигатель­ных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности.

Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наг­лядностью и словом. Педагог демонстрирует выполнение упражне­ний; исполняет отдельные роли в подвижных играх, роль водящего; показывает, кто лучше, кто правильнее выполняет задание; регла-


ментирует весь процесс обучения на логоритмических занятиях в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия.

Занятие проводится фронтально, но в целях совершенствования знакомых движений педагог распределяет занимающихся на не­большие группы, предлагая действовать самостоятельно; стиму­лирует к творческому поиску, предлагая задания: изменить упраж­нение в связи с изменившимся характером музыки, подвижную игру провести с измененными правилами, составить варианты игр, придумать новые.

Вопросы и задания

1. Какие средства логопедической ритмики и с какой целью
используются в работе с детьми?

2. Каково значение ритма в коррекции речевых нарушений?

3. Назовите педагогические и коррекционные задачи обучения
пению.

4. Приведите примеры обучения различным певческим навыкам.

5. Каково значение подвижных игр в коррекции речи и движе­
ний у детей?

6. Проанализируйте музыкальное произведение в грамзаписи
(предложенное преподавателем) и определите характер и вид дви­
жений (игра, пляски).

7. На примере народной песни составьте композицию движения
для хоровода.

8. Каковы методы обучения в логопедической ритмике?


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.014 с.)