ЗАВИСИМОСТЬ ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗАИКАЮЩИХСЯ ОТ ЭТАПА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЗАВИСИМОСТЬ ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗАИКАЮЩИХСЯ ОТ ЭТАПА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ



Воспитание правильной бессудорожной речи у заикающихся осуществляется постепенно: от облегченных ее форм до самостоя­тельной, эмоциональной речи в значимых для заикающихся жизнен­ных ситуациях. Естественно, что в комплексном воздействии на заикающихся логопедическая ритмика зависит от задач логопеди­ческой коррекции. Рассмотрим это положение на примере логопе­дической работы с заикающимися дошкольниками в условиях речевой группы детского сада1.

Задачи периода ограничения речи(молчания и шепотного обще­ния) определяются следующим образом: воспитание общей произ­вольной моторики и мышц лица; речевого дыхания; слухового внимания и слуховой памяти; зрительного внимания и зрительной памяти; произвольного поведения путем развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, внимания; работа над паузацией во фразе, произнесенной шепотом; активизация и по­полнение словаря по темам «Осень», «Овощи», «Фрукты» и их вариантам.

На логоритмических занятиях в связи с задачами логопеди­ческого воздействия проводятся безречевые упражнения и игры. Дается материал для развития мимики лица, орального праксиса, слухового и зрительного внимания, для развития ориентировки в пространстве, подражательности, общей и тонкой произвольной моторики и т. п. Проводятся этюды на данные педагогом темы, в которых двое заикающихся молча движениями, мимикой, панто­мимикой показывают развитие сюжета темы. Этюды разыгрываются под музыкальный аккомпанемент и без него. На занятиях в этот период полезно слушание инструментальной- и вокальной музыки в записи, в исполнении мастеров искусств. Тематика музыкальных произведений должна отражать темы логопедических занятий. Например, если логопедическое занятие проводится на тему «Осень» или отражает варианты этой темы («Овощи и фрукты», «Богатый урожай», «Лес осенью», «Лесные звери в осеннем лесу», «В лес по ягоды пошли», «Убираем урожай» и т.д.), то логоритмическое занятие включает слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года. Осень», мелодекламации по произведениям М. Пришвина, В. Бианки в исполнении педагога, отработку движений, имитиру-

1 См: Волкова Г. А. Игровая деятельность в коррекции заикания у детей дошкольного возраста М., 1983.


ющих едущий поезд, машину; упражнения на регуляцию мышечного тонуса в ситуации погрузки ящиков с овощами на машины в поле и разгрузки машин в овощном магазине и т. п. Педагог, который вводит детей в тему занятия, рассказывает о следующем занятии так, что оно проходит по единому сюжету, а логоритмические средства, сменяя друг друга, раскрывают его сюжет.

Как логопедическое, так и логоритмическое занятия носят обу­чающий характер. Дети учатся слушать педагога, выполнять его указания, но сами гфи этом молчат. Педагог говорит с детьми шепотом.

На этапе воспитания сопряженной и отраженной речизадачи логопедической коррекции иные: воспитание просодии, речевого дыхания: удлинение выдоха, коррекция моторных отклонений, нарушений звукопроизношения; продолжение обучения общению с партнером в игровых ситуациях и вне их; воспитание произволь­ного поведения, как-то: выполнение требований, исходящих не только от взрослых, но и от сверстников; активизация словаря, удлинение фразы до четырех слов. Указанные задачи реализуются в процессе прохождения тем «Осень», «Птицы», «Грибы», «Про­фессии» на сопряженном произношении и тем «Труд взрослых», «Зимующие птицы», «Зимующие звери» на отраженном произ­ношении.

На логоритмических занятиях указанные выше задачи реали­зуются своими специфическими средствами. Вводятся, помимо упомянутых ранее упражнений, упражнения и игры с пением, хоро­воды, инсценировки песен, проводится обучение подвижным играм без предметов, играм для развития моторики рук, кисти, пальцев и т. д. Педагог на занятиях общается с занимающимися сопряжен­ной или отраженной речью. Поскольку эти виды речи занимают несколько больше времени (речевой образец произносится дважды: вместе с педагогом или за педагогом), то логоритмическое занятие включает меньшее количество видов работы.

В период воспитания вопросо-ответной речив полной мере формируются поведенческая активность и самостоятельность: все занимающиеся в группе по очереди могут быть дежурными на занятии, водящими в играх и при выполнении логопедических заданий, исполнителями главных ролей в инсценировках, этюдах и т. п. Диалоги строятся в вопросо-ответной форме. Задачи этого этапа следующие: продолжается работа над просодическими компо­нентами речи, над удлинением фразы до пяти слов, над слитным произношением фразы, над выразительностью диалога. Продолжа­ется воспитание личностных качеств: активности, инициативы, самостоятельности, творчества. Осуществляются коррекция нару­шений звукопроизношения, совместное с воспитателем прохождение программы по темам «Зима», «Дикие животные», «Мебель», «По­суда», «Птицы» и их варианты.

На занятиях по логоритмике используется речевой материал в вопросо-ответной форме. Так, одна группа детей пропевает глас­ные в вопросительной интонации с повышением голоса, другая — в


утвердительной интонации с понижением голоса. В такой же манере проводятся попевки, счетные упражнения, песни, диалоги в инсце­нировках с музыкальным сопровождением и т. п.

Этап самостоятельной речивключает два раздела: воспитание подготовленной речи на материале пересказа и воспитание само­стоятельной речи на материале рассказа. Каждый из этих разделов имеет свои задачи. При работе над самостоятельной речью на материале пересказа дети учатся пересказывать подготовленный текст с последующей драматизацией; пересказывают события, действия по материалам различных игр. На занятиях воспитыва­ется активность, самостоятельность, произвольность поведения во всех видах игр (подвижных, дидактических, играх-драматизациях, сюжетно-ролевых); продолжается работа по коррекции нарушений звукопроизношения, по развитию лексико-грамматического строя речи. Логоритмические занятия в этот период педагог также строит с учетом общих задач. В этот момент он включает в занятия в большем объеме, чем раньше, речевые задания, игры, упражнения без музыкального сопровождения, а также материал по музыкально-ритмическому воспитанию (хороводные и танцевальные композиции, плясовые, как разученные, так и двигательные импровизации под музыку).

Воспитание самостоятельной речи на материале рассказа пред­полагает обучение детей описательному рассказу по памяти, твор­ческому рассказу. Занятия по логоритмике в этот период строятся в соответствии с музыкально-ритмическим воспитанием детей массо­вого детского сада. В конце курса коррекционного обучения и воспитания заикающиеся дети должны быть настолько скорриги-рованы, чтобы справиться с требованиями программы массового детского сада. Поэтому занятия по логопедической ритмике насы­щены речевым материалом, творческими ситуациями и достаточной двигательной нагрузкой.

На этапе закрепления активного поведения и свободного обще­ниядетей логопедические и логоритмические занятия в равной мере решают задачи дальнейшего закрепления у них организаторских ка­честв, активного, творческого начала их личности, закрепления умения общаться в разных ситуациях на материале любой речевой сложности.

Занятия по логоритмике со взрослыми и подростками также обусловлены задачами логопедической работы и типом речевого учреждения. В стационаре, где заикающиеся находятся в течение 1—3 месяцев, курс логоритмики строится таким образом, чтобы в помощь логопеду создать базу для коррекции речи: занятия вклю­чают большое количество заданий на воспитание темпа и ритма общих движений, мимической мускулатуры, орального праксиса, на релаксацию, регуляцию мышечного тонуса. Широко использу­ется мелодекламация: под специально подобранную музыку заи­кающиеся напевно, выразительно проговаривают тот речевой ма­териал, который получили от логопеда. Курс логоритмики в условиях стационара рассчитан на 35—60 дней и делится на три этапа:


I этап —5 дней. Обследование больных с целью выяснения
отклонений в психомоторике.

II этап—20 дней. Задачи: укрепить процесс активного тормо­
жения; научиться регулировать мышечный тонус; развить мими­
ческие мышцы; выработать и совершенствовать речедвигательные
координации.

III этап—10 дней. Закрепление полученных навыков.

Если взрослые и подростки получают логопедическую помощь в поликлинике или психоневрологическом диспансере, то логоритмика включается в логопедическое занятие. К сожалению, в этих учреж­дениях нет в штате ритмиста, поэтому возрастает роль логопеда как широко образованного, эрудированного специалиста, знакомого с музыкально-ритмическим воспитанием, с лучшими произведениями музыкальной культуры.

Вопросы и задания

1. Какими положениями обусловлено использование логоритми-
ки в коррекционной работе с заикающимися?

2. Каковы нарушения в моторной, эмоционально-волевой сферах
и в поведении заикающихся детей?

3. Какие особенности в нарушении моторики имеются у взрослых
заикающихся?

4. Какие средства логоритмики используются в работе с заикаю­
щимися детьми и взрослыми?

5. Какова связь логоритмики с логопедическими занятиями по
методике игровой деятельности?

6. Проанализируйте логоритмическое занятие с заикающимися
детьми на этапе шепотной речи. Назовите его особенности.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.10.166 (0.008 с.)