УПРАЖНЕНИЯ В ИГРЕ НА ИНСТРУМЕНТАХ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

УПРАЖНЕНИЯ В ИГРЕ НА ИНСТРУМЕНТАХ



Игра на детских инструментах также используется на занятиях по логоритмике. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, поскольку они вовлекают ребенка в сферу музыки, помогают развить его творческие способности. Некоторые музыкальные игрушки используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают педагогу не только развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников и школьников, но и знако­мить их с отдельными элементами музыкальной грамоты.

Музыкальные игрушки чаще всего применяются в сюжетных и

76 "


дидактических играх. Дети младшего возраста с удовольствием играют с ними, организуют маленький оркестр.

Детские музыкальные инструменты и музыкальные игрушки де­лятся на беззвучные и звучащие.

Беззвучные игрушкилишь изображают музыкальные инструмен­ты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграю­щими струнами, баянчики с мехами и др. Эти игрушки используются для создания игровой ситуации, для развития моторики пальцев при имитации игры на них.

Звучащие игрушкибывают со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, бараба­ны); со звуком только одной высоты (свирели, дудки, рожки), а также органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики и игрушки с диатоническим или хроматическим звукорядом (метал­лофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, бала­лайки и др.).

На этих инструментах можно воспроизводить разнообразные мелодии. К ним можно применить существующую классификацию музыкальных инструментов несмотря на некоторую ее условность. Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «ме­лодии». Клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармоники. Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Ударные — буб­ны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны1.

Эти инструменты широко используются в музыкально-дидакти­ческой игре для различения звуков по их высоте, длительности, тембру, динамике.

На логоритмических занятиях для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик поет выше, какой ниже. Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музы­кальной лесенкой»: дети различают направление звукоряда, рас­стояние между звуками. Для развития ритмического чувства исполь­зуются инструменты ударной группы или же любые инструменты, имеющие звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритми­ческий рисунок, а другой точно его повторяет. Для развития тембро­вого слуха полезно сравнивать звучание не только различных ин­струментов — струнных, духовых или ударных, но и сходных по тембру и характеру звучания, например бубенчика и бубна, металло­фона и треугольника и т. д. Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять^з^учание в зависимости от игровой ситуа­ции (игры типа «горячо — холодно»).

1 Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н А. Ветлу-гиной. М., 1976.


На указанных выше инструментах дети исполняют песни, вы­ученные вместе с педагогом. Рекомендуется перед самостоятель­ной игрой слушать, используя проигрыватель, вокальную, инстру­ментальную музыку в исполнении мастеров искусств.

Подростки и взрослые, получившие музыкальное воспитание, также исполняют после обсуждения с педагогом любимые произве­дения на аккордеоне, гитаре, балалайке, флейте, пианино и т. д., в зависимости от имеющихся музыкальных инструментов. Исполне­нию также могут предшествовать слушание музыки, беседа о про­изведении, о замысле композитора и т. д.

Дошкольникам и школьникам можно предложить музыкальные игры в «концерт», «музыкальное занятие», «оркестр», основанные на опыте детей. В игре «концерт» дети исполняют ряд номеров под руководством ведущего, включают в свой концерт и пение, и танцы, и игру на музыкальных инструментах. Играя в «музыкальное за­нятие», дети распределяют роли воспитателя, музыкального руко­водителя, участников занятия, а затем объединяют в своей игре несколько видов деятельности; например, исполнение на цитре, металлофоне; танец; отгадывание песни по мелодии; хоровод и т. д. В игре «оркестр» выбирается дирижер и музыканты, определяются музыкальные инструменты для исполнения песни, или пляски, или бального танца. Педагог рассаживает детей так, чтобы справа от него находились низко звучащие инструменты, а слева — высокие; ударные размещаются сзади, произвольно.

Игра на музыкальных инструментах — игрушках способствует развитию движений кисти руки, например молоточком на металло­фоне, ксилофоне, медиатором — на цитре; развитию дыхания во время игры на триолах, кларнетах, дудочках; развитию голоса, артикуляции при исполнении песен, попевок; развитию слуха при подборе знакомых песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах; для нормализации просодической стороны речи при импровизации ритмических и мелодических попе­вок, при игре в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевре­менное вступление в игру и окончание игры.

Для логоритмических занятий с дошкольниками и школьниками музыкальный и литературный материал можно почерпнуть в сле­дующих сборниках:

Движение и музыка (Игры, пляски, хороводы для детского са­да)/Сост. Л. С. Генералова. М., 1966.

Игры с пением для детского сада/ Сост. Н. А. Метлов. М., 1965.

Музыка для слушания в детском саду/ Сост. С. И. Чешева. Вып. 1. М., 1961; вып. 2, 1962; вып. 4, 1964.

Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М., 1972.

Праздники в детском саду/ Под. ред. Э. В. Соболевой. М., 1976.

Праздники и развлечения в детском саду/ Сост. С. И. Бекина. Под ред. Э. В. Соболевой. М., 1982.


МУЗЫКАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Музыкальная самостоятельная деятельность способствует разви­тию координации слуха, голоса и движения, тонального и ритми­ческого чувства; воспитанию любви к музыке и пению; обогащению эмоциональной жизни детей и взрослых.

Все виды музыкальной работы с людьми, имеющими речевые нарушения, можно рассматривать как коллективную активизирую­щую и корригирующую психотерапию (социальное стимулирование, психоортопедия, психопедагогическая работа). Музыкальная само­стоятельная деятельность тесно связана с музыкальной игрой. За­нимающиеся по своей инициативе поют, водят хороводы, исполняют пляски, подбирают мелодии на детских или настоящих музыкальных инструментах.

Музыкальная самостоятельная деятельность дошкольников и школьников имеет различные источники: это музыкальные занятия, на которых дети разучивают песни, игры, танцы. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Другим источником являются праздники, развлечения. После их проведения дети незамедлительно откликаются на них в своих играх: чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музи­цируют. Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности и в семье. Самые распространенные из них — это детские музыкальные радио- и телепередачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, коллекционирование грамзаписей и т. д. оказывают влияние на музыкальное развитие детей.

Диафильмы, мультфильмы с музыкальным сопровождением, с занимательными персонажами вызывают у детей желание повторять полюбившиеся песни. Педагогу, осуществляющему коррекционное логоритмическое воздействие, необходимо учитывать источники му­зыкальной деятельности детей и руководить развитием этой деятель­ности таким образом, чтобы использовать ее для нормализации двигательной, сенсорной и речевой функций ребенка.

На занятиях дети вначале импровизируют однотипные действия; например, наездники едут на лошадях, летчики ведут самолеты, дровосеки рубят дрова, трактористы заводят мотор, портнихи шьют иглой и т. д. Затем музыкально-игровой образ создается в развитии; например, садовник копает землю, сажает растения, поливает их, белит забор, ухаживает за растениями (рыхлит вокруг землю, обрезает засохшие веточки, подкармливает удобрениями и т. п.), собирает плоды, угощает друзей. Далее музыкальное действие усложняется участием нескольких персонажей. И наконец, играю­щие сами строят композицию действия.

В творческие композиции включаются пляски, танцы, хороводы, песни, игра на инструментах. Пляски могут быть комбинированные, т. е. имеющие зафиксированные движения и свободную импрови­зацию. Для них подбираются двухчастные произведения с ярко выраженным контрастным построением или две самостоятельные


пьесы различного характера. Свободные пляски носят творческий характер и исполняются под народные плясовые мелодии; хороводы плясового характера также связаны с народными песнями и пред­ставляют собой инсценировку сюжета песни, например «Каравай». Включаются в игры бальные танцы: полька, галоп, вальсообразные движения; характерный танец: танец Петрушки, Незнайки, Медве­дя, Снегурочки, Снежной королевы, Буратино и др.

В сюжетно-ролевых играх дети исполняют песни в соответствии с игровым замыслом, например, играя в «Парад», мальчики поют «Барабан» М. Красева, барабанят и маршируют, меняя построение в каждом куплете песни: ходят по кругу, змейкой, парами. Девочки, укачивая кукол, поют песню «Баю-баю» М. Красева. В самостоя­тельную деятельность дошкольники и младшие школьники часто включают музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. Например, в игре «Два барабана» один отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит или один исполняет мелодию на металлофоне, другой выкладывает ноты-кружочки на фланелеграфе, изображая направление мелодии и ее ритм. В самостоятельной деятельности дети часто используют игру на детских музыкальных инструментах: исполняют попевки, песенки, могут сочинить свои; сопровождают игрой на инструментах действия персонажей, отме­чая, например: «Про лису надо играть мягко, про медведя сильнее — он сердитый».

Музыкальная деятельность детей проявляется в детских утрен­никах, в выступлениях в кукольном театре, в праздниках и развле­чениях, в индивидуальных занятиях.

Детские утренники являются своеобразным отчетом по проведе­нию лечебно-коррекционной и логопедически-воспитательной работы за 2—3 месяца, за весь курс занятий. При подготовке к утренникам используются материалы всех видов музыкальной работы с детьми. Выбор речевого материала проводится с учетом речевых возмож­ностей ребенка на данный момент. Праздничный сценарий обсужда- ; ется совместно логопедом, музыкальным работником, врачом (если 1 курс проводится в стационаре). Утренники проводятся, как правило, к датам красного календаря, как физкультурный праздник; выпуск. Длительность утренника —30—45 минут.

Цель кукольного театра, развлечений — в занимательной форме 1 закрепить полученные знания и навыки во время других занятий. Представления кукольного театра организуются примерно один-два раза в год; развлечения — один раз в месяц, например праздно­вание дня рождения. Разнообразные виды развлечений логопед планирует совместно с воспитателем, музыкальным руководителем. Все виды развлечений распределяются поквартально и указываются в перспективном плане речевой группы детского сада, стационара, детской поликлиники и т. п.

Индивидуальные занятия проводятся воспитателем по рекомен­дации логопеда и музыкального руководителя с указанием точной


цели. Например, развитие моторики пальцев в игре на струнных музыкальных инструментах; развитие голоса в попевках, песнях; развитие дыхания в игре на духовых музыкальных игрушках и т. д. Воспитатель ненавязчиво советует детям поиграть на духовых инструментах, спеть песню и т. д., оформляет игрушками музыкаль­ный уголок, чтобы вызвать необходимую самостоятельную музы­кальную деятельность ребенка.

Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, намечает и реали­зует свои замыслы. Но это не означает, что он предоставлен самому себе. Педагог косвенно, преследуя коррекционные цели, руководит им. Прежде всего он устанавливает тесные связи между занятием и самостоятельной деятельностью ребенка. То, что ребенок умеет делать самостоятельно, 'он с удовольствием выполняет на занятиях, на прогулке. С другой стороны, занятие должно быть настолько интересным и увлекательным, чтобы у детей появилось желание повторить выученные произведения дома. Необходимо создать и внешние условия для самостоятельной музыкальной деятельности. Логопед может рекомендовать родителям организовать дома музы­кальный уголок с набором небольшого количества инструментов, чаще посещать с ребенком театр (специальные и музыкальные спектакли, детские оперы, балет), кинотеатр. При этом педагог советует родителям, как наиболее рационально или щадяще исполь­зовать музыкальные способности ребенка, увязывать их с коррек-ционной работой в детском саду. Основная линия педагога в руко­водстве музыкальной самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней. Планируя приемы руководства музицированием, педагог выявляет: что надо внести нового в оборудование музы­кальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т. д.), в каком порядке целесообразно это сделать, за кем понаблю­дать, чтобы выяснить интерес ребенка, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и т. д.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Игры в двигательной терапии можно использовать самостоятель­но или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами. Игры вносят разнообразие и эмоциональность в лечебные процедуры (при дизартриях, ринола-лиях, афазиях). Игровой метод в виде лечебной процедуры находит все большее применение в детской практике. Соответственно психо­физическому развитию дети легко поддаются воздействию посред­ством игр. У ребенка внимание неустойчивое, он с трудом задержи­вается на одном предмете длительное время. Его особенно затрудня­ет раздвоенность внимания. Часто ребенок забывает правильно дышать или останавливает дыхание на некоторое время при выпол­нении двигательных заданий. Поддержание правильного дыхания можно осуществить через организованное участие его в подражании

Зак 966 Г А Волкова gl


звукам в речитативе или песне, которые должны так сочетаться, чтобы соответствовать совершаемым движениям и физическим упражнениям. Для детской практики не подходят игры со сложной методикой, с движениями, требующими большой затраты сил, быстроты и сложной координации.

Физическая и эмоциональная нагрузка в играх зависит от харак­тера игры, состязательного начала, вложенного в него, от ее про­должительности, условий проведения игры, от степени реакции играющего, вида заболевания и его стадии, от возраста и пола играющих, их двигательной культуры и предыдущих двигательных занятий, от профессии больного, числа играющих, равнозначности играющих или групп, принимающих участие в игре, от соблюдения правил каждой игры, исходного положения и развития игры. С целью дозированного влияния игр на функции организма больного для каждой игры можно изменять правила проведения игр через устра­нение одних и замену других.

Сложность классификации игр возрастает в лечебной терапии в связи с многочисленными задачами и условиями, которым должна отвечать игра в процессе лечения. Цели и задачи ее различны. Так, игры забавного, отвлекающего характера рассеивают внимание, развлекают больного; специально направленные игры улучшают работу во время процедуры (организующие игры), решают некото­рые терапевтические задачи (игры подготовительного характера или игры целенаправленного, терапевтического характера, например, корригирующие осанку при детском церебральном параличе у детей с дизартрией); игры успокаивающего характера полезны детям и взрослым при заикании и с различными нервно-психическими забо­леваниями.

Игры можно классифицировать по анатомическому признаку, в зависимости от того, какая часть тела больше принимает участие во время игры: с преимущественным участием верхних или нижних конечностей или с общим воздействием.

В зависимости от числа участвующих игры делятся на индиви­дуальные и групповые. Групповые игры бывают без деления на команды, но с общей целью (иногда их можно разделить на две группы, которые состязаются между собой) и игры, в которых играющие обязательно делятся на команды, равные по числу уча­стников, игра проводится на равных условиях.

Соответственно тому, каково выполнение и как изменяется поло­жение играющего в отношении окружающих его предметов, груп­повые игры можно разделить на:

игры на месте(статические игры), в которых больной не меняет своего положения в отношении окружающих его предметов, а только передвигает отдельные части своего тела. В этих играх (из положе­ния стоя, сидя, а иногда и лежа) движения ограничены по коли­честву и главным действующим элементом является эмоциональный фактор. По сравнению с другими играми здесь наблюдается на­именьшая физическая нагрузка;

малоподвижные и полуподвижные игры,в которых имеются в


различном соотношении как элементы движения, так и статики. Обычно их проводят из исходного положения стоя или сидя. Физи­ческая и нервная нагрузки в этих играх умеренные, они содержат больше эмоциональности. Это переходные игры между играми на месте и подвижными играми;

подвижные игры,в которых в течение всей игры участвующий меняет положение своего тела по отношению к окружающим пред­метам. Эти игры характеризуются большой эмоциональностью, в них включаются различные формы передвижения — бег, прыжки, поско­ки, ходьба и т. п. Они требуют быстроты, силы, ловкости, координа­ции движений, выносливости и оказывают большое и всестороннее воздействие на организм, вызывая значительные изменения функций мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Так как в этих играх физическая нагрузка больше, они требуют более высоких функциональных и физических возможностей со стороны больных. Тем не менее подвижные игры оказывают огромное корригирующее воздействие на лиц с речевыми и двигательными расстройствами.

Дети 2—3 лет под влиянием подвижных игр хорошо физически развиваются: у них увеличиваются масса тела, рост, окружность грудной клетки, дыхательная экскурсия грудной клетки, повышается мышечный тонус, уменьшаются дефекты осанки, улучшаются ап­петит, сон. Музыкальное сопровождение игр ведет к еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство, ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.

Подвижные игры положительно влияют на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. В этих играх у них воспи­тываются такие качества, как внимание, инициатива, смелость, чувство товарищества, дисциплина, умение действовать в коллекти­ве, быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость. Подвижные игры используются в соответствии с состоянием здоровья, возрастом детей, их физической подготовленностью, психическим развитием, индивидуальными особенностями личности ребенка.

Все подвижные игры можно разделить на четыре группы с учетом примерной психофизической нагрузки в них:

I группа — с незначительной нагрузкой;

II группа — с умеренной нагрузкой;

III группа — с тонизирующей нагрузкой;

IV группа — с тренирующей нагрузкой1.

I группа. «Ухо — нос»(714 лет).

Дети сидят или стоят. Нужно хлопнуть перед собой в ладоши, взять правой рукой свое левое ухо, а левой — нос. Затем снова хлопнуть в ладоши и взять правой

1 Страховская Л. В. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. М., 1978.

6* 83


рукой нос, а левой — правое ухо, и так несколько раз. Кто меньше ошибался, тот выигрывает и назначается ведущим в следующей игре.

II группа. «Метание мешочков»(7—14 лет).

Дети сидят на стульях, каждый по очереди становится на линию, прочерченную на расстоянии 3—4 м от стула, и бросает на него один за другим три мешочка так, чтобы каждый из них остался лежать на стуле. Затем он передает мешочки сле­дующему, который также бросает мешочки, и т. д. Выигрывает тот, у кого больше точных попаданий.

III группа. «Послушный мяч»(611 лет).

Дети лежат на ковре, вытянувшись на спине, между ногами у них зажат мяч. Нужно перевернуться на живот, не выронив мяча. Повторить 4—6 раз:


Вот какой послушный мяч! Между ног его запрячь.


Повернись и оглянись! Мячик, на пол не катись!


IV группа. «Скок-скок-скок»(3—8 лет).

Дети прыгают поочередно на одной и другой ноге, потом встают, поджав одну ногу, как аист, затем встают на четвереньки и скачут, как лягушки, 5—6 м. В конце игры нужно проскакать на обеих ногах, держа руки на поясе. Одна часть детей говорит текст, другая выполняет движения, затем дети меняются ролями.


Мы скачем по дорожке, Сменяя часто ножки. Поскакали, поскакали, А потом, как аист, встали. Подойдите, посмотрите^


То уже не аист-птица, То лягушечка-квакушка, «Ква-ква-ква!» — кричит подружкам. Скок, скок, скок, скок, Проскакал я, сколько мог.


Подвижные игры по содержанию в них двигательного и речевого материала делятся на сюжетные, несюжетные и игры с элементами спорта.

Сюжетные подвижные игрыотражают в условной форме жизнен­ный или сказочный эпизод. Дошкольники и школьники с увлече­нием передают игровой образ, перевоплощаются в волка и гусей, обезьянок и ловца и т. д.

Несюжетные подвижные игрысодержат двигательные задания и в зависимости от последних подразделяются на игры типа перебе­жек, ловишек, пятнашек и т. д.; игры с элементами соревнования: «Чье звено скорее построится?», «Кто скорее к флажку прибежит?» и т. п.; несложные игры-эстафеты: «Кто скорее передаст мяч?»; игры с предметами: мячами, обручами, серсо, скакалками, кеглями, бабками; игры-забавы для самых маленьких: «Ладушки», «Соро­ка», «Коза рогатая» и др.

Игры с элементами спортатребуют большей, чем в подвижных играх, ловкости, силы, собранности, организованности, наблюда­тельности.

Во всех перечисленных подвижных играх совершенствуются дви­жения играющих, развиваются зрительное, слуховое внимание, быстрота двигательной реакции на ориентировку в пространстве и во времени, точность в расчете своих сил, ловкость, быстрота, координация движений; воспитываются такие качества личности, как решительность, настойчивость, товарищеская взаимопомощь, дружеское отношение к участникам игр, коллективизм.

К специально организованным, с соответствующими правилами, подвижным играм следует отнести танцы. В зависимости от разно­видностей танцы имеют строго определенные правила и всегда вы-


 

 


полняются в сопровождении музыки. Танцы создают большую эмоциональность у танцующих. Физическая нагрузка в танцах различная, она дозируется по продолжительности и частоте повто­рения. В различных танцах нагрузка направлена то на весь орга­низм, то исключительно на нижние конечности. Танцы специально используются при нарушении координации движений (танцы мед­ленного ритма и темпа), при функциональных заболеваниях нервной системы (танцы медленные и быстрые), при речевых нарушениях различного генеза (темп и продолжительность танца определяются возрастом пациента и сопутствующими речевому нарушению дви­гательными расстройствами).

На логоритмических занятиях полезно использовать игры-дра­матизации стихотворного, прозаического текстов на самые различ­ные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выра­зительной речью играющие передают содержание игры и образов.

Игры-драматизациипроводятся как с музыкальным сопровожде­нием в течение всей игры или музыка дается как аккомпанемент к отдельным частям ее, так и без музыкального сопровождения. Эти игры представляют интерес для разных возрастов: усложняется в зависимости от возраста и этапа коррекционной работы речевой материал игры и двигательное оформление образа.

Например, игра «Курица, цыплята и ястреб».

Один из играющих изображает курицу, другой — ястреба, остальные — цыплят, которые в сопровождении курицы бегают по залу и «клюют» корм. На условный сигнал вылетает ястреб и ловит цыплят Цыплята в испуге разбегаются в разные стороны. Курица защищает цыплят, нападает на ястреба и уводит цыплят домой (место, очерченное мелом). Если ястреб все-таки поймал цыпленка, он улетает к себе. Цыпленок выбывает из игры и становится ястребом. При повторении игры цыплят ловят два ястреба. Игра проводится с музыкальным сопровождением.

«На кого я похож». Каждому играющему предлагается изобразить в движениях любое известное ему животное. Остальные по характеру движений должны отгадать и назвать его. Кто первый отгадает, тот идет изображать другое животное. Наиболее удачное подражание животному повторяется всеми играющими.

13. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

К этим упражнениям относятся дирижирование, свободные дви­гательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество. Важно эти упражне­ния (в облегченных вариантах) проводить с начала коррекционного курса, стимулируя воображение и фантазию детей и взрослых, обращая их внимание на различный характер музыки, который по-разному должен быть оформлен в движении; на особенности тех или иных персонажей песен, игр-драматизаций, хороводов и т. п., которые для своего выражения требуют набора особых, индиви­дуальных движений. Приведем примеры заданий-импровизаций для детей, подростков и взрослых.

Для детей.

«Прощаться — здороваться».(Музыка: чешская народная песенка.)


Дети под музыку самостоятельно начинают и заканчивают движения. Вырази­тельно передают танцевально-игровые движения, правильно ориентируясь в про­странстве. Импровизацию можно исполнять парами, держась за обе руки, или инди­видуально, отражая в движениях смысл этюда.

Все стоят в кругу, посередине круга — двое детей в костюмах Незнайка и Бура-тино. Под музыку каждого персонажа дети по очереди исполняют танец того и друго­го. Один из детей, стоящий в кругу, повторяет движения и добавляет свое, с которого начинает или продолжает импровизацию Незнайки и Буратино

Для подростков и взрослых. „

Каждый придумывает четыре движения, делая их на начало такта в -j-. Все

строятся в две шеренги, лицом друг к другу. Двое, стоящие с краю, стоят на шаг впереди своей шеренги. На два такта вступления движения нет. На первые четыре такта марша исполняет свои четыре движения один из стоящих впереди, на следую­щие четыре такта — второй. Затем обе шеренги поворачиваются в затылок друг к другу и идут за ведущим во внутрь круга (это движение занимает десять тактов) Первые номера уходят в конец шеренги, а вторые номера занимают их места, и все движения начинаются сначала.

Продирижировать танец (В. Шуберт. Военный марш № 2). Исходное положе­ние — руки в стороны. Все фразы начинаются из-за такта. Дирижировать первый такт одной правой рукой, второй такт — одной левой, следующие два такта двумя руками. Во второй части первые четыре такта нужно дирижировать обеими руками. Один дирижирует и заставляет остальных приближаться к нему, отступать, перехо­дить на другое место. Затем все по очереди выполняют свои двигательные импро­визации.

Все виды игр подбираются до^аточно подвижными, с четкими правилами, с текстами, отвечающими требованиям логопедической работы, с учетом речевого нарушения и отклонений в двигательной сфере лиц с речевой патологией.

Музыкальный и литературный материал для организации музы­кальной самостоятельной и игровой деятельности детей можно взять из следующих сборников:

Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр — дошкольникам. М., 1973.

Любим маму/ Сост. Е. Н. Соковнина. М., 1968.

Праздничные утренники в детском саду/ Сост. Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова. М., 1971.

Развлечения в детском саду/ Сост. Л. С. Фурмина, Л. В. Пан­телеева, А. Е. Шибицкая. М., 1975.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Цель этих упражнений — успокоить занимающихся, переклю­чить их внимание на другие занятия.

Заключительные упражнения могут проводиться в различной
форме: это может быть обыкновенная маршировка под музыку,
перестроения, слушание музыки с последующим определением ха­
рактера произведения, например «Игра в лошадки» П. Чайковского
или «Маленький вальс» А. Лядова; или слушание музыки с после­
дующим рассказом о тех образах и представлениях, которые она
пробудила1. '

Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно.

Гринер В. А Логопедическая ритмика для дошкольников 2-е изд. М., 1958


Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т. д. в упражнениях, в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу занимающегося, его деятельность, положитель­но влияют на личность. Воспитанные координированные, целена­правленные и экономные движения вызывают у человека чувство удовлетворения. Ритм воспринимается им, многими органами пер­цепции — кинестетическими ощущениями, тактильными, зритель­ными, слуховыми. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи. Важно то, что в детском возрасте нормализация двигательной сферы ребенка и коррекция речевых нарушений осуществляется неосознанно, ненавязчиво, естественно. Это способствует расслаблению и предупреждает возникновение психического, эмоционального и мышечного напряжения. Можно думать, что общая моторная подготовленность всех и отдельных групп мышц положительно влияет на нормализацию дыхательных и артикуляторных мышц. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной импро­визации и т. д.

Система логоритмических средств варьируется на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребенка или взрослого, от коррекционных задач каждого этапа логопедической работы, целей и задач логоритмического занятия. Использование всего многообразия логоритмических средств в раз­личных сочетаниях обусловлено конечными целями социальной реабилитации людей с речевыми расстройствами.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.231.61 (0.023 с.)