Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнения на сложную координацию движения и слова.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Метр —. Вокруг стола стоят четыре стула. Все стоят на расстоянии четырех шагов от стульев с книгами в руках. Подойти к столу на четыре шага, положить книгу на середину стола, отодвинуть стул, сесть, взять книгу, придвинуть к себе, открыть, читать, затем проделать упражнение в обратном направлении: читать, закрыть книгу, взять в руки, отложить на середину стола, встать, задвинуть стул, взять книгу со стола, отойти от стола на старое место. Одновременно проговаривать слова принес, положил, отодвинул, сел, взял, придвинул, открыл, прочел. Эти же слова они должны проговаривать при выполнении в обратном порядке. Импровизация в музыке. Все стоят на месте, по сигналу педагога начинают выполнять движения руками: перед грудью, в стороны, на бедра, вниз. При сигнале «пауза» прекращают движения, но мысленно продолжают выполнять упражнение до сигнала «руки». Движения возобновляются с того момента, на котором мысленно остановился. Задания на воспитание коллективного ритма. Больные слушают музыку и запоминают ее, затем воспроизводят ее ритм ногами, чередуя одновременно слова «левой, правой» в том же ритмическом рисунке Больные запоминают ритмический рисунок , затем делают движения руками в том же ритмическом рисунке, называя их: «Вверх, к плечам, в стороны, на бедра, вниз». Импровизация в музыке. Педагог называет звуки и бросает мяч больному, тот произносит целую фразу так, чтобы слово на требуемый звук попало в начало или середину фразы. Бросок мяча устанавливает лишь очередность и не связан с музыкальной фразой. Мяч перебрасывается в конце фразы. Затем подбираются для чтения и драматизации художественные произведения с музыкальным сопровождением соответственно вкусам и желаниям больных. Таким образом, с помощью логоритмики в системе кинезитера-пии воспитываются общие и речедвигательная функции больных афазией. Методические приемы варьируются в зависимости от количественного и качественного распада речи, но сводятся к одному: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи. Логоритмическая работа направлена на устранение апраксий, агнозий и расстройств, касающихся схемы тела, пространственной ориентации. Вопросы и задания 1. Назовите нарушения двигательной сферы больных афазией. 2. Каковы нарушения корковой нейродинамики больных афа 3. В чем сущность восстановительного обучения и какова в нем 4. Каковы особенности логоритмической работы на разных 5. Назовите примеры упражнений для восстановления движений 6. Как средствами логоритмики можно содействовать восста ГЛАВА ШЕСТАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЛОГОРИТМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В РЕЧЕВОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В настоящее время в СССР имеется широкая сеть речевых учреждений, в которых получают помощь люди с речевыми нарушениями разного возраста. Однако не во всех учреждениях имеется музыкальный руководитель и проводятся логоритмические занятия. В педагогические штаты детских санаториев по линии Минздрава включается педагог-воспитатель по музыке: 0,5 должности в санатории на 50—125 детей или 1 должность при большем количестве коек. Музыкальные занятия проводятся в санатории два раза в неделю по 30—35 минут. 12 Зак 966 Г А Волкова 177 Музыкальные работники включаются в штаты стационаров и полустационаров для лиц с нарушениями речи (см. таблицу). В тех речевых учреждениях, которые имеют в штате музыкального руководителя, необходимо проводить логоритмические занятия. В остальных учреждениях средства логоритмики следует включать в логопедические занятия или, если логопед имеет музыкальное образование, рекомендовать ему проводить занятия по логоритмике. На лого- и музыкально-ритмических занятиях музыкальный руководитель совместно с логопедом и воспитателем решает познавательные, эстетические, воспитательные и коррекционные задачи как в процессе всего курса обучения и воспитания, так и в течение очередного занятия. Реализуя указанные задачи, музыкальный руководитель (и воспитатель) осуществляет контроль за детьми во время бега, прыжков, лазания и т. д., так как у детей с нарушениями речи встречаются паретичность мышц, нарушения осанки, координации движений. Музыкальный руководитель отвечает за общую постановку музыкально-ритмического воспитания в учреждении. Среди родителей и родственников лиц с речевой патологией пропагандирует вопросы логоритмического и музыкально-эстетического воспитания и образования. В стационарах, полустационарах больниц и диспансеров большую роль в эстетическом воспитании играют подготовка и проведение тематических и заключительных концертов. Музыкально-ритмические занятия требуют обязательного планирования: перспективного и календарного. Перспективное планирование помогает педагогу представить последовательность включения в занятия коррекционного воздействия. Музыкальный руководитель ведет одновременно работу в группах с разными речевыми нарушениями, и перспективное планирование помогает ему осуществлять дифференцированный подход в музыкально-ритмическом воспитании лиц с дислалией, дизартрией, заиканием, алалией и т. д. Перспективный план составляется на 3 месяца, в нем планируются все виды музыкальной и двигательной деятельности; объем умений и навыков; программное содержание по всем видам логоритмического воздействия; проверка знаний, качество исполнительства; уровень общего музыкального и певческого развития занимающихся. При перспективном планировании уточняются задачи в соответствии с этапами логопедической коррекции. Первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь) начинает коррекционный курс (в тех учреждениях, где он длится учебный год), в это же время комплектуются группы. Параллельно с логопедом ставится задача организации коллектива из вновь приступивших к логопедическим занятиям. Музыкальный руководитель проверяет уровень музыкального и психомоторного развития каждого, намечает путь его дальнейшего развития и коррекции. При отборе репертуара учитываются даты красного календаря, времена года. Второй квартал (декабрь, январь, февраль) характеризуется тем, что работа в группах уже налажена, педагог знает коллектив, возможности каждого. В процессе занятий совершенствуются ритмические умения, развиваются музыкальные способности. Песенный, музыкально-двигательный репертуар богат тематикой зимних забав, развлечений, веселых елочных инсценировок. Во время индивидуальных занятий педагог помогает тем, кто испытывает затруднения в пении, движении, подготавливает отдельные выступления ко Дню Советской Армии, новогоднему празднику. Третий квартал (март, апрель, май) завершает годичный кор-рекционный курс. В процессе занятий отмечаются значительные события: Международный женский день 8 марта, день рождения В. И. Ленина, Первое мая, Праздник Победы, а также проводы зимы, встреча весны. В процессе занятий проверяются и закрепляются результаты коррекционного обучения. Уровень усвоенных музыкально-двигательных и речевых умений проверяется у всей группы и у каждого в отдельности. В конце квартала можно планировать такие занятия, на которых проверяется выученный материал: песни, игры, пляски, хороводы, театрализованные представления. Календарный план составляют музыкальный руководитель и воспитатель, и они же ведут учет. План включает программные и коррекционные требования текущего занятия, репертуар и некоторые наиболее существенные методические приемы. План составляется на 1—2 недели, т. е. включает 2 или 4 занятия. В календарном плане ведется учет результатов каждого занятия. Необходимо отмечать, что хорошо усвоили занимающиеся, в чем затрудняются, какие нужны дополнительные упражнения. В учете должны фигурировать имена и фамилии занимающихся, чтобы можно было судить об их продвижении. Музыкальный руководитель проводит сам и участвует в открытых занятиях. Целью их организации является обмен опытом, возможность показа образцов логоритмического мастерства, уточнение представлений о задачах, содержании и методике работы с людьми, страдающими различными формами речевой патологии. Конечно, открытые занятия проводятся не на всех видах речевой патологии и обязательно по согласованию с логопедом. Тема занятия и вопросы к наблюдению и анализу сообщаются присутствующим заблаговременно. ПОДГОТОВКА КАДРОВ. ОФОРМЛЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ Специального учебного заведения для подготовки логоритмиста в настоящее время не существует. В разделе «Ведомственные документы. Устав детского сада» (пункт V, § 41, 42) сказано: «Музыкальные руководители детских садов всех ведомств назначаются из лиц, имеющих специальное музыкальное образование. Музыкальный руководитель детского сада осуществляет правильное музыкальное воспитание детей, руководствуясь в своей работе программно-методическими указаниями народного комиссариата просвещения РСФСР»1. «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», согласованное с Минздравом СССР, утвержденное Минпросом СССР 26/V 1970 года, определяет руководство дошкольными учреждениями для детей с нарушениями речи. Пункт 28 этого положения гласит: «Музыкальными руководителями назначаются лица, имеющие музыкальное образование и подготовку на курсах по обучению детей дошкольного возраста с нарушениями речи». Музыкальные руководители, работающие в учреждениях для детей с речевыми нарушениями, обязаны повышать свою квалификацию через каждые 5 лет. Повышение квалификации возложено на органы народного образования, а непосредственная работа по осуществлению мероприятий, направленная на повышение квалификации, осуществляется дошкольными методическими кабинетами. Между тем отличия от работы в массовом детском саду весьма значительные. Например, в массовом детском саду в первом квартале начинается активная подготовка к праздникам. В речевом учреждении такая работа не может проводиться, так как в группах с заиканием в октябре месяце соблюдается ограничение речи и движений (режим молчания, шепотной речи); в группах с дислалией только начинается работа по нормализации речевой моторики; в группах с дизартрией и общим недоразвитием речи речевые расстройства столь значительны, что дети не могут (и не должны пока) справиться с требованиями программы массового сада. Логоритмическую подготовку получают студенты логопедического отделения дефектологических факультетов. Преподавание курса «Логопедическая ритмика» осуществляется по программе, утвержденной Министерством просвещения СССР2. Логопеды, подготовленные по логоритмике, более целенаправленно руководят музыкальным руководителем, его участием в кор-рекционной работе. Желательно, чтобы студенты дефектологических факультетов совершенствовали свои музыкальные и ритмические способности на факультете общественных профессий (ФОП). Любая деятельность, а музыкальная, художественная по своему содержанию особенно, требует и соответствующей организации ' Справочник по дошкольному воспитанию/Под ред. А. И. Шустова. 4-е изд. М., 1980. 2 Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. Программа педагогических институтов. Для специальности «Логопедия». М., 1980. предметно-пространственной среды, эстетически обдуманной, поскольку эстетическое отношение, чувство прекрасного проявляются в тесном контакте с действительностью, материальным окружением. В оборудование помещения для музыкально-ритмических занятий включаются технические средства: грамзапись, магнитофонная запись, радио и телевидение, диапозитивы и диафильмы1. Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте обязанности музыкального руководителя, 2. Как педагогический коллектив речевой группы детского сада 3. Какие требования предъявляются к оборудованию зала, к 4. В чем выражается связь между перспективным и календарным 5. Наметьте вопросы по логоритмическому воспитанию, которые 6. Составьте конспект логоритмического занятия (используя 1 Более подробно см.: Методика музыкального воспитания в детском саду/Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1976, с. 247—259. ЛИТЕРАТУРА 1. Басов М. Я. Движения под музыку.— В кн.: Избранные психологические 2. Б е и н Э. С., О в ч а р о в а П. А. Клиника и лечение афазии/ Пер. с болг.— 3. Березовский Б. Л. К методике выявления музыкальных способностей 4. Богданова Е. В., Жихарева Н. Б. Основные направления дифферен 5. Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. 6. Волкова Г. А. Проявления заикания у детей дошкольного возраста.— 7. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование заикающихся 8. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи.— М., 1968, с. 142—188; 9. Голощекина М. П. Средства и формы работы с детьми по развитию
10. Гринер В. А. Ритм в искусстве актера.— М., 1966. 11. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений.— М., 1960. 12. Ильина Г. А. Особенности развития музыкального ритма у детей.— Воп 13. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического 14. Ковшиков В. А. Специфика заикания при различных нервно-психических 15. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей 16. Куку ев А. А. Структура двигательного анализатора.— Л., 1966. 17. Мошков В. Н. Лечебная физическая культура в клинике нервных бо 18. Оппель В. В. Восстановление речи после инсульта.— М., 1972. 19. Организационные основы кинезитерапии.— В кн.: Руководство по кинези- 20. П р а в д и н а О. В. Логопедия. 2-е изд.— М., 1973. 21. Рождественская В. И., Павлова А. И. Подвижные игры для заи 22. Руднева С., Ф и ш Э. Ритмика. Музыкальное движение.— М., 1972.
23. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред. 24. Хватцев М. Е. Логопедия.—М., 1959. 25. Ц в е т к о в а Л. С. Восстановительное обучение при локальных пораже 26. Шершнева Е. Ф. Музыкально-двигательные занятия с коллективом заи 27. Ш о с т а к Б. И. О некоторых расстройствах моторики при заикании.— ' 28. Э р к м а н В. А. Проведение логопедической ритмики со взрослыми заикаю- ! щимися. Метод, рекомендации. Ленинградский НИИ по болезням уха, горла, носа и I речи.— Л., 1974.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.248.140 (0.016 с.) |