Упражнения на сложную координацию движения и слова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на сложную координацию движения и слова.



Метр —. Вокруг стола стоят четыре стула. Все стоят на расстоянии четырех шагов от стульев с книгами в руках. Подойти к столу на четыре шага, положить книгу на середину стола, отодвинуть стул, сесть, взять книгу, придвинуть к себе, открыть, читать, затем проделать упражнение в обратном направлении: читать, закрыть книгу, взять в руки, отложить на середину стола, встать, задвинуть стул, взять книгу со стола, отойти от стола на старое место. Одновременно проговаривать слова принес, положил, отодвинул, сел, взял, придвинул, открыл, прочел. Эти же слова они должны проговаривать при выполнении в обратном порядке.

Импровизация в музыке.

Все стоят на месте, по сигналу педагога начинают выполнять движения руками: перед грудью, в стороны, на бедра, вниз. При сигнале «пауза» прекращают движе­ния, но мысленно продолжают выполнять упражнение до сигнала «руки». Движения возобновляются с того момента, на котором мысленно остановился.

Задания на воспитание коллективного ритма.

Больные слушают музыку и запоминают ее, затем воспроизводят ее ритм ногами, чередуя одновременно слова «левой, правой» в том

же ритмическом рисунке

Больные запоминают ритмический рисунок , затем

делают движения руками в том же ритмическом рисунке, называя их: «Вверх, к плечам, в стороны, на бедра, вниз».


Импровизация в музыке.

Педагог называет звуки и бросает мяч больному, тот произносит целую фразу так, чтобы слово на требуемый звук попало в начало или середину фразы. Бросок мяча устанавливает лишь очередность и не связан с музыкальной фразой. Мяч перебрасывается в конце фразы. Затем подбираются для чтения и драматизации художественные произведения с музыкальным сопровождением соответственно вку­сам и желаниям больных.

Таким образом, с помощью логоритмики в системе кинезитера-пии воспитываются общие и речедвигательная функции больных афазией. Методические приемы варьируются в зависимости от количественного и качественного распада речи, но сводятся к одно­му: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи. Логоритмическая работа направ­лена на устранение апраксий, агнозий и расстройств, касающихся схемы тела, пространственной ориентации.

Вопросы и задания

1. Назовите нарушения двигательной сферы больных афазией.

2. Каковы нарушения корковой нейродинамики больных афа­
зией?

3. В чем сущность восстановительного обучения и какова в нем
роль кинезитерапии?

4. Каковы особенности логоритмической работы на разных
этапах восстановительного обучения?

5. Назовите примеры упражнений для восстановления движений
рук, ног в сочетании с речью.

6. Как средствами логоритмики можно содействовать восста­
новлению письма у больных афазией?

ГЛАВА ШЕСТАЯ

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ЛОГОРИТМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

В РЕЧЕВОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В настоящее время в СССР имеется широкая сеть речевых учреждений, в которых получают помощь люди с речевыми наруше­ниями разного возраста. Однако не во всех учреждениях имеется музыкальный руководитель и проводятся логоритмические занятия.

В педагогические штаты детских санаториев по линии Минздрава включается педагог-воспитатель по музыке: 0,5 должности в сана­тории на 50—125 детей или 1 должность при большем количестве коек. Музыкальные занятия проводятся в санатории два раза в неделю по 30—35 минут.

12 Зак 966 Г А Волкова 177


Музыкальные работники включаются в штаты стационаров и полустационаров для лиц с нарушениями речи (см. таблицу).

В тех речевых учреждениях, которые имеют в штате музыкаль­ного руководителя, необходимо проводить логоритмические занятия. В остальных учреждениях средства логоритмики следует включать в логопедические занятия или, если логопед имеет музыкальное образование, рекомендовать ему проводить занятия по логоритмике.

На лого- и музыкально-ритмических занятиях музыкальный ру­ководитель совместно с логопедом и воспитателем решает познава­тельные, эстетические, воспитательные и коррекционные задачи как в процессе всего курса обучения и воспитания, так и в течение очередного занятия.

Реализуя указанные задачи, музыкальный руководитель (и вос­питатель) осуществляет контроль за детьми во время бега, прыжков, лазания и т. д., так как у детей с нарушениями речи встречаются паретичность мышц, нарушения осанки, координации движений.

Музыкальный руководитель отвечает за общую постановку му­зыкально-ритмического воспитания в учреждении. Среди родителей и родственников лиц с речевой патологией пропагандирует вопросы логоритмического и музыкально-эстетического воспитания и об­разования.

В стационарах, полустационарах больниц и диспансеров боль­шую роль в эстетическом воспитании играют подготовка и прове­дение тематических и заключительных концертов.

Музыкально-ритмические занятия требуют обязательного плани­рования: перспективного и календарного.

Перспективное планирование помогает педагогу представить последовательность включения в занятия коррекционного воздей­ствия. Музыкальный руководитель ведет одновременно работу в группах с разными речевыми нарушениями, и перспективное плани­рование помогает ему осуществлять дифференцированный подход в музыкально-ритмическом воспитании лиц с дислалией, дизартрией, заиканием, алалией и т. д. Перспективный план составляется на 3 месяца, в нем планируются все виды музыкальной и двигательной деятельности; объем умений и навыков; программное содержание по всем видам логоритмического воздействия; проверка знаний, качество исполнительства; уровень общего музыкального и певче­ского развития занимающихся.

При перспективном планировании уточняются задачи в соответ­ствии с этапами логопедической коррекции. Первый квартал (сен­тябрь, октябрь, ноябрь) начинает коррекционный курс (в тех учреж­дениях, где он длится учебный год), в это же время комплектуются группы. Параллельно с логопедом ставится задача организации коллектива из вновь приступивших к логопедическим занятиям. Музыкальный руководитель проверяет уровень музыкального и психомоторного развития каждого, намечает путь его дальнейшего развития и коррекции. При отборе репертуара учитываются даты красного календаря, времена года.


Второй квартал (декабрь, январь, февраль) характеризуется тем, что работа в группах уже налажена, педагог знает коллектив, возможности каждого. В процессе занятий совершенствуются рит­мические умения, развиваются музыкальные способности. Песенный, музыкально-двигательный репертуар богат тематикой зимних забав, развлечений, веселых елочных инсценировок. Во время индивидуаль­ных занятий педагог помогает тем, кто испытывает затруднения в пении, движении, подготавливает отдельные выступления ко Дню Советской Армии, новогоднему празднику.

Третий квартал (март, апрель, май) завершает годичный кор-рекционный курс. В процессе занятий отмечаются значительные события: Международный женский день 8 марта, день рождения В. И. Ленина, Первое мая, Праздник Победы, а также проводы зимы, встреча весны. В процессе занятий проверяются и закрепля­ются результаты коррекционного обучения. Уровень усвоенных музыкально-двигательных и речевых умений проверяется у всей группы и у каждого в отдельности. В конце квартала можно пла­нировать такие занятия, на которых проверяется выученный ма­териал: песни, игры, пляски, хороводы, театрализованные пред­ставления.

Календарный план составляют музыкальный руководитель и воспитатель, и они же ведут учет. План включает программные и коррекционные требования текущего занятия, репертуар и некото­рые наиболее существенные методические приемы. План составля­ется на 1—2 недели, т. е. включает 2 или 4 занятия. В календарном плане ведется учет результатов каждого занятия. Необходимо отме­чать, что хорошо усвоили занимающиеся, в чем затрудняются, какие нужны дополнительные упражнения. В учете должны фигу­рировать имена и фамилии занимающихся, чтобы можно было судить об их продвижении.

Музыкальный руководитель проводит сам и участвует в откры­тых занятиях. Целью их организации является обмен опытом, воз­можность показа образцов логоритмического мастерства, уточнение представлений о задачах, содержании и методике работы с людьми, страдающими различными формами речевой патологии. Конечно, открытые занятия проводятся не на всех видах речевой патологии и обязательно по согласованию с логопедом. Тема занятия и вопросы к наблюдению и анализу сообщаются присутствующим заблаго­временно.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ. ОФОРМЛЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

Специального учебного заведения для подготовки логоритмиста в настоящее время не существует.

В разделе «Ведомственные документы. Устав детского сада» (пункт V, § 41, 42) сказано: «Музыкальные руководители детских садов всех ведомств назначаются из лиц, имеющих специальное музыкальное образование. Музыкальный руководитель детского


сада осуществляет правильное музыкальное воспитание детей, руко­водствуясь в своей работе программно-методическими указаниями народного комиссариата просвещения РСФСР»1.

«Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», согласованное с Минздравом СССР, утвержденное Минпросом СССР 26/V 1970 года, определяет руко­водство дошкольными учреждениями для детей с нарушениями речи. Пункт 28 этого положения гласит: «Музыкальными руководи­телями назначаются лица, имеющие музыкальное образование и подготовку на курсах по обучению детей дошкольного возраста с нарушениями речи».

Музыкальные руководители, работающие в учреждениях для детей с речевыми нарушениями, обязаны повышать свою квалифи­кацию через каждые 5 лет. Повышение квалификации возложено на ор­ганы народного образования, а непосредственная работа по осущест­влению мероприятий, направленная на повышение квалификации, осу­ществляется дошкольными методическими кабинетами. Между тем отличия от работы в массовом детском саду весьма значительные. Например, в массовом детском саду в первом квартале начинается активная подготовка к праздникам. В речевом учреждении такая работа не может проводиться, так как в группах с заиканием в октябре месяце соблюдается ограничение речи и движений (режим молчания, шепотной речи); в группах с дислалией только начи­нается работа по нормализации речевой моторики; в группах с дизартрией и общим недоразвитием речи речевые расстройства столь значительны, что дети не могут (и не должны пока) спра­виться с требованиями программы массового сада.

Логоритмическую подготовку получают студенты логопедическо­го отделения дефектологических факультетов. Преподавание курса «Логопедическая ритмика» осуществляется по программе, утверж­денной Министерством просвещения СССР2.

Логопеды, подготовленные по логоритмике, более целенаправ­ленно руководят музыкальным руководителем, его участием в кор-рекционной работе. Желательно, чтобы студенты дефектологических факультетов совершенствовали свои музыкальные и ритмические способности на факультете общественных профессий (ФОП).

Любая деятельность, а музыкальная, художественная по своему содержанию особенно, требует и соответствующей организации

' Справочник по дошкольному воспитанию/Под ред. А. И. Шустова. 4-е изд. М., 1980.

2 Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. Программа педагогических инсти­тутов. Для специальности «Логопедия». М., 1980.


предметно-пространственной среды, эстетически обдуманной, по­скольку эстетическое отношение, чувство прекрасного проявляются в тесном контакте с действительностью, материальным окружением. В оборудование помещения для музыкально-ритмических занятий включаются технические средства: грамзапись, магнитофонная запись, радио и телевидение, диапозитивы и диафильмы1.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте обязанности музыкального руководителя,
логопеда и воспитателя в организации логоритмического воспитания
лиц с речевой патологией.

2. Как педагогический коллектив речевой группы детского сада
организует работу с родителями по вопросам логоритмического
воспитания детей?

3. Какие требования предъявляются к оборудованию зала, к
оформлению логоритмического занятия?

4. В чем выражается связь между перспективным и календарным
планами?

5. Наметьте вопросы по логоритмическому воспитанию, которые
можно поставить на родительском собрании.

6. Составьте конспект логоритмического занятия (используя
музыку в грамзаписи), которое может провести воспитатель без
музыкального руководителя.

1 Более подробно см.: Методика музыкального воспитания в детском саду/Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1976, с. 247—259.


ЛИТЕРАТУРА

1. Басов М. Я. Движения под музыку.— В кн.: Избранные психологические
произведения.— М, 1975, с. 147—149.

2. Б е и н Э. С., О в ч а р о в а П. А. Клиника и лечение афазии/ Пер. с болг.—
София, 1970.

3. Березовский Б. Л. К методике выявления музыкальных способностей
у детей.— Вопросы психологии, 1982, № 5, с. 94—100.

4. Богданова Е. В., Жихарева Н. Б. Основные направления дифферен­
цированной коррекционной работы с заикающимися подростками в условиях стацио­
нара.— В сб.: Расстройства речи и методы их устранения.— М., 1975, с. 135—149.

5. Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками.
2-е изд.— М., 1959.

6. Волкова Г. А. Проявления заикания у детей дошкольного возраста.—
Дошкольное воспитание, 1976, № 1, с. 24—26.

7. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование заикающихся
детей дошкольного возраста.— Л., 1982.

8. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи.— М., 1968, с. 142—188;
206—230.

9. Голощекина М. П. Средства и формы работы с детьми по развитию
движения.— В сб.: Развитие движений ребенка-дошкольника /Под ред. М. И. Фо-
нарева.—М., 1975, с. 14—43.

 

10. Гринер В. А. Ритм в искусстве актера.— М., 1966.

11. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений.— М., 1960.

12. Ильина Г. А. Особенности развития музыкального ритма у детей.— Воп­
росы психологии, 1961, № 1.,

13. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического
воспитания детей дошкольного возраста. 2-е изд.— М., 1978.

14. Ковшиков В. А. Специфика заикания при различных нервно-психических
расстройствах.— В сб.: Педагогические пути устранения речевых нарушений у де­
тей.— Л., 1976, с. 4—25.

15. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей
с моторной алалией.— М., 1977.

16. Куку ев А. А. Структура двигательного анализатора.— Л., 1966.

17. Мошков В. Н. Лечебная физическая культура в клинике нервных бо­
лезней.— М., 1982.

18. Оппель В. В. Восстановление речи после инсульта.— М., 1972.

19. Организационные основы кинезитерапии.— В кн.: Руководство по кинези-
терапии / Под ред. Л. Бонева, П. Слынчева и Ст. Банкова. Пер. с болг.— София,
1978.

20. П р а в д и н а О. В. Логопедия. 2-е изд.— М., 1973.

21. Рождественская В. И., Павлова А. И. Подвижные игры для заи­
кающегося дошкольника. 2-е изд.— М., 1967.

22. Руднева С., Ф и ш Э. Ритмика. Музыкальное движение.— М., 1972.


I

23. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред.
Н. А. Ветлугиной.— М., 1980.

24. Хватцев М. Е. Логопедия.—М., 1959.

25. Ц в е т к о в а Л. С. Восстановительное обучение при локальных пораже­
ниях мозга.— М., 1972.

26. Шершнева Е. Ф. Музыкально-двигательные занятия с коллективом заи­
кающихся детей младшего возраста.— В сб.: Из опыта логопедической работы.—
М., 1955, с. 67—76.

27. Ш о с т а к Б. И. О некоторых расстройствах моторики при заикании.—
В кн.: Очерки по патологии речи и голоса/ Под ред. С. С. Ляпидевского.— М.,
1967, вып. 3, с. 148—169.

' 28. Э р к м а н В. А. Проведение логопедической ритмики со взрослыми заикаю-

! щимися. Метод, рекомендации. Ленинградский НИИ по болезням уха, горла, носа и

I речи.— Л., 1974.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.044 с.)