Тема 4. Социализация как социально-педагогическое явление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Социализация как социально-педагогическое явление



Развитие – это процесс реализации имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека. Это сложный процесс, происходящий под влиянием как внешних (среда, воспитание), так и внутренних (биологические, наследственные) факторов.

Социальное воспитание – это процесс формирования социально-значимых качеств.

Социализация – это двусторонний процесс, с одной стороны – человек воспринимает, усваивает социальный опыт (идеи, ценности, нормы отношений, стереотипы поведения и т.д.); с другой – воспроизводит определенным образом (просоциально, асоциально) в своем поведении, отношении к себе, другим людям.

Развитие, социальное воспитание и социализация взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Социализация – это непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь, но особенно интенсивно осуществляется в детстве и юности, когда закладываются все базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального поведения.

Стадии социализации

Существуют различные подходы к характеристике стадий социализации:

1. Г.М.Андреева выделяет дотрудовую, трудовую и посттрудовую стадии.

2. Психолого-педагогическая возрастная периодизация (младенчество от 0-1; раннее детство от 1-3; дошкольный возраст от 3-6 и т.д.)

3. А.В. Петровский считает, что развитие личности может быть понято как закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции. Прохождение макрофаз описывает жизненный путь человека: детство – адаптация, отрочество – индивидуализация, юность – интеграция. Эти же фазы можно выделить в рамках каждого возрастного периода, в различных сферах жизнедеятельности человека.

Факторы социализации (А.В. Мудрик)

1. Мегафакторы (космос, планета, мир).

2. Макрофакторы, влияют на людей в рамках страны (страна, государство, общество, этнос).

3. Мезофакторы влияют на социализацию больших групп людей (тип поселения, субкультура, СМК).

4. Микрофакторы оказывают непосредственное влияние на человека (семья, воспитательно-образовательные учреждения, группы сверстников, общественные, религиозные организации).

Агенты социализации – люди, оказывающее непосредственное влияние. Например, в раннем детстве агентами являются родители, братья и сестры, бабушки, сверстники во дворе. Важно знать, кто влияет и как влияет (позитивно или негативно), какие агенты наиболее значимы в том или ином возрасте, ситуации.

Средства социализации.

К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним, формируемые бытовые и гигиенические умения; стиль и содержание общения, методы воспитания в семье, школе; продукты материальной и духовной культуры; санкции (формальные и неформальные).

Механизмы социализации:

1. Традиционный – в семье, усвоение норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для семьи и ближайшего окружения.

2. Институциональный – действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества (образовательные, досуговые). В них происходит накопление опыта социально-одобряемого поведения, а также приобретение опыта имитации такого поведения.

3. Стилизованный – действует в рамках субкультуры.

4. Межличностный механизм реализуется в общении человека с субъективно значимыми людьми.

5. Рефлексия – внутренний диалог между различными «Я» человека.

Социализация каждого человека происходит с помощью всех этих механизмов, однако у различных половозрастных, социокультурных, профессиональных групп, у конкретных людей соотношение роли этих механизмов различно.

Человек в процессе социализации может выступать в роли субъекта, объекта и жертвы социализации.

Социализированность.

Социализированность – это сформированность черт, задаваемых статусом человека и требуемых данным обществом.

Социализированность имеет мобильный характер. Т. Бут считает, что социальные изменения в обществе могут превратить прежде сформированную социализированность в неудачную (переезд из страны в страну, смена идеологии), и, возможность достичь вновь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям.

Поэтому используется такое понятие как ресоциализация – изменение ставших неадекватными норм, ценностей в соответствии с новыми социальными предписаниями.

По мнению А. Келли – социальное развитие человека есть непрерывный процесс ресоциализации.

Подходы к пониманию социализарованности:

1. Социализированность рассматривается как усвоение личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития. Этот подход А. Инкельс назвал «заглядыванием вперед», то есть изучением того, каким ребенок должен быть сейчас, чтобы, став взрослым, он был успешным.

2. М. Райли и Е. Томас. Еще один подход, учитывающий собственные ценностные ориентации личности. Они считают, что сложности в социализации возникают в том случае, когда ролевые ожидания не совпадают с самоэкспектациями индивида. Они считают, что необходимо в таких случаях, чтобы человек осуществлял ролевые замены или перестройку ценностных ориентаций, то есть находил соответствие между своими ценностями и выполняемыми ролями.

3. Сущность третьего подхода состоит в том, что залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающие основные элементы институциональных требований и предписаний. Социализированность должна основываться не просто на усвоении суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.

Можно выделить характеристики личности, способствующие успешной социализации:

- способность к изменению своих ценностных ориентаций;

- умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям;

- ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей;

Таким образом, с точки зрения социальной педагогики, в процессе и результате социализации человек овладевает совокупностью ролевых ожиданий и представлений в различных сферах жизнедеятельности (профессиональной, семейной, социальной) и развивается как личность, приобретая и вырабатывая ряд социальных установок и ценностных ориентаций, удовлетворяя и развивая свои потребности и интересы. Успешность социализации человека проявляется в балансе между адаптивностью и обособлением в обществе.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте факторы, механизмы, агенты, средства социализации на том или ином возрастном этапе.

2. Как Вы считаете, что необходимо современному человеку для успешной социализации?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.008 с.)