Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание как компонент социализации. Влияние средств массовой информации на процесс воспитания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В науку о человеке термин "социализация" пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было "обобществление" земли, средств производства. Автором термина "социализация" применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г.Гиддингс, который в 1887 г. в книге "Теория социализации" употребил его в значении, близком к современному – "развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни". Другое же определение социализации дает Ф.А. Мустаева ("Социальная педагогика"): это процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром. В различных словарях социализация определяется как: 1. процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит; 2. процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта; 3. сложный, многогранный процесс, включающий человека в социальную практику, приобретение им социальных качеств, усвоение им общественного опыта и реализация собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Э.Дюркгейм, одним из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами. В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде эти этапы можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации. Вот одна из них. Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года), молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-75 лет), долгожительство (свыше 70 лет). Эта периодизация не является общепризнанной, она весьма условна, но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения. Социализация человека происходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих на него то или иное влияние и требующих от него определенного поведения и активности. Эти обстоятельства можно условно назвать факторами социализации. А.В.Мудрик предлагает все условия или факторы социализации в обобщенном виде объединить в 4 группы. Первая – мегафакторы ("мега" – очень большой, всеобщий) – планета, мир, космос. Вторая – макрофакторы ("макро" – большой) – страна, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах, это влияние опосредовано других групп факторов. Третья – мезофакторы ("мезо" – средний, промежуточный) – условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, село), по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации (радио, кино, ТВ). Мезофакторы влияют на социализацию ребенка как прямо, так и опосредованно через факторы четвертой группы – микрофакторы. К ним относятся условия, непосредственно влияющие на конкретных людей: семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание – учебные, профессиональные, общественные, религиозные организации. Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические требования; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных сказок и песен до скульптур); стиль и содержание наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализированных организациях; виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах. В отечественной науке наибольший вклад внес в постановку и рассмотрение проблемы социализации И.С.Кон. С точки зрения Кона, "объем понятия "социализация" несколько шире, чем воспитание. Воспитание представляет собой часть процесса социализации и рассматривается как целенаправленная и сознательно контролируемая социализация (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспитание, прежде всего, подразумевает систему направленных воздействий, с помощью которых индивиду пытаются привить какие-то желаемые черты и свойства, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответствующего общества." С помощью воспитания преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия социализации, ей придается гуманистическая ориентация. Особую роль в процессах социализации играют средства массовой коммуникации. Синонимами понятия "массовая коммуникация" являются понятия "массовые информационные процессы", "массовая информация" и др. В настоящее время СМИ стали своеобразным зеркалом, отражающим различные отношения: политические, рыночные; с одной стороны дворцы и особняки, с другой – убогие жилища; культ хамства и уничтожение культуры и многое, что не всегда понятно взрослым, не говоря уж о подростках. Через СМИ человек узнает обо всем с разных точек зрения и это все подвергает анализу. СМИ не только развивают личность, но и разрушают ее, т.к. некоторые несформировавшиеся подростки могут измениться в худшую сторону. У детей младшего школьного возраста наблюдают отставание в развитии, ухудшение памяти, низкую способность к концентрации и рассеянное внимание. Американские и немецкие ученые утверждают, что телевизор уже давно начал заменять детям общение со сверстниками. Согласно данным, немецкие дети смотрят телевизор 3 часа 40 минут в день. Российские дети в этом вопросе не отстают от своих европейских сверстников. Согласно мнению нейропсихолога Элизабет Соувел (Калифорнийский университет), просмотр телевизионных программ тормозит развитие мозга у детей младше 2 лет. Дело в том, что быстрое мелькание картинок на экране приводит к стимуляции особого рода, в результате которой страдает мозг малыша. Причем, изменения считаются необратимыми. Поэтому ребенка можно подпускать к телеэкрану лишь с 3 лет и то не более чем на полчаса в день, желательно лишь для просмотра образовательных программ. По мнению российских психологов, зачастую именно сами родители виноваты в том, что ребенок превращается в телемана. Особенно это относится к вечно занятым или молодым мамам. Проще поставить ребенку смотреть мультики по видео, чем читать с ним книжки или собирать кубики. Дети, проводившие перед телевизором больше 2 часов в день страдают массой специфических отклонений. Самое серьезное – это нарушение концентрации внимания, которое сильно усложняет учебу ребенка в школе. Они попросту не могут сосредоточиться на чем-либо одном, т.к. привыкают щелкать пультом, перескакивать с канала на канал, с сюжета на сюжет. Этот синдром получил название заппингмания. Помимо того что дети хуже учатся, они также чаще страдают невротическими расстройствами, а кроме того, с трудом налаживают контакт со сверстниками. Повышенная заторможенность или расторможенность зачастую вызваны излишним пристрастием к телепрограммам. Прежде всего, теледетям грозят беспокойство, повышенная тревожность и излишняя импульсивность. Кроме того, юные телеманы страдают нарушением сна, в первую очередь, из-за повышенной возбудимости, которую вызывает телепросмотр. Особый вред здоровью ребенка наносит наличие телевизора в детской комнате. К сожалению, ничего гениального медики посоветовать не могут. Нет ничего эффективнее показательного примера. Поэтому задача каждого родителя – уже с рождения минимизировать телепросмотры для детей и больше уделять внимания их всестороннему развитию, чтобы не таскать ребенка по врачам. Но и с точки зрения здравого смысла, массовая культура (в том числе и телевидение, и СМИ в целом) является неотъемлемой частью культуры, в современном мире – частью господствующей. Недооценка потенциальных возможностей школьника приводит к социальной инфантильности многих выпускников школ. В настоящее время эту проблему могут решить СМИ. Подготовить школьника к активной общественной жизни помогает обращение к публицистике, что объективно повышает степень перехода из детства во взрослость. Старшеклассники могут уже в обществе сверстников "отрабатывать" модель своего поведения в будущем. На данном этапе развития личности именно СМИ (печать, ТВ, радио и др.) являются важнейшими носителями лексических и грамматических единиц разных уровней речи. Благодаря СМИ взрослые опосредованно воспитывают детей. То, что видят и слышат дети, зависит от установок, данных в семье, в группах сверстников и т.д. Используют в школе так называемые учебные телепередачи в качестве иллюстрации слов учителя. Основное назначение ТВ – быть источником учебной информации, причем передача обычно организует и весь процесс работы в классе. Информационно-событийные жанры периодической печати, радио и ТВ поставляют богатейший материал, необходимый для изучения большинства тем предметов общественного цикла. Но необходимо тщательно отбирать информацию: из всего информационного многообразия должен выделяться только тот фрагмент, который полностью отвечает целям обучения и воспитания. Игнорировать СМИ – значит обеднять то, что называется повседневной жизнью детей. Школа должна не только вооружать своих учеников суммой некоторых готовых знаний, но и давать им преимущества в обогащении социального опыта в практике общения со СМИ. Уже сегодня мы живем в мире экранных образов в большей степени, чем в самой жизни, что касается и поступающей к нам информации, и эмоционального воздействия на психику миллионов людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.72.220 (0.011 с.) |