Понятие о цели воспитания, её обусловленность общественно-историческим развитием. Система целей воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о цели воспитания, её обусловленность общественно-историческим развитием. Система целей воспитания.



Под целью воспитания следует понимать те заранее определенные (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающего поколения к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.

Ясное и четкое определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение.

1. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен воспитать. А это придает работе осмысленность. К.Д.Ушинский писал: «Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить на вопрос, что он хочет строить – храм ли,…красивые ли, но бесполезные ворота…, сарай ли для складки туда никому ненужного хлама? То же самое можно сказать о воспитателе, который не сумеет ясно определить вам цели своей воспитательной деятельности».

2. Цели и задачи воспитания имеют непосредственное отношение к определению содержания и методики воспитательной работы. Н.К.Крупская писала: «Если цель школы – воспитать послушных людей – и методика будет соответствующая, и наука будет использована для того, чтобы воспитать послушных исполнителей, как можно менее самостоятельно думающих; если цель школы – воспитать сознательных людей – и методика будет совсем другая: учить самостоятельно мыслить, действовать…, развивая механизм инициативы, самодеятельности.

 

Обусловленность цели воспитания общественно-историческим развитием

Определение цели воспитания обусловлено рядом факторов: идеология государства, политика, уровень культуры, потребности общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций.

Цель воспитания отражает достигнутый уровень развития общества, им определяется и изменяется с изменением способа производства (исторический характер).

Первобытнообщинный строй. Все дети получали одинаковую трудовую подготовку. Воспитание было призвано обеспечить существование людей, его цель – вооружение человека опытом выживания, т.е. знаниями и умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни.

Рабовладельческий строй. Наличие двух классов привело к появлению различий в характере цели воспитания: дети рабовладельцев готовились к роли господ, дети рабов – к выполнению приказаний господ.

Уровень развития производительных сил, характер производственных отношений диктует именно эти цели.

Феодальный строй. Цели воспитания дифференцированы: для детей феодалов – рыцарское воспитание, а для детей крестьян – трудовое, в «школе под открытым небом». Характер производственных отношений не требует от низших слоев ни общей, ни специальной подготовки.

Капиталистический строй. Характер развития производства, для которого требуются уже более образованные люди, вынуждает правящий класс создавать систему учебных заведений, дающих знания рабочим. Одновременно с этим буржуазия дает хорошее образование своим детям, чтобы они были в состоянии управлять государством.

 

Концепция воспитания в современной России

Утверждение официальной, принятой в стране концепции воспитания определяется социально-экономическими, политическими, историко-культурными, психологическими и собственно-педагогическими факторами. Известно, что все эти факторы в России резко изменились в 90-х годах. В России происходит становление демократического общества с ориентацией на такие положения, как: права человека, гражданское общество, демократия, гуманизм.

Сегодня для выработки концепции воспитания в России имеется ряд условий и источников:

ü Социально-экономические и культурные условия в стране;

ü История отечественного образования и культуры;

ü Опыт зарубежной педагогики, гуманистических воспитательных систем;

ü Общее поступательное движение образования от принуждающей школы к свободной.

В литературе обсуждается, провозглашается концепция личностно-ориентированного образования, гуманистическая педагогика, педагогика ненасилия. С другой стороны в литературе критикуется традиционная советская система воспитания.

В настоящее время в России не существует ни сложившейся парадигмы ( парадигма- теория, принятая в качестве образца ), ни цельной концепции воспитания ( концепция – цельное представление об основных компонентах воспитания: целях, содержании, методах, средствах и формах ). Но существуют исследования ученых и педагогов, научные материалы, документы, дающие представление о складывающейся концепции.Так, в Законе РФ «Об образовании» в ст. 14 можно найти непрямые формулировки целей воспитания: содержание образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

Большинство специалистов в определении целей опираются на аксиологический подход: цели воспитания должны базироваться на принятых в обществе ценностях. Чаще всего при этом специалисты решают проблему сочетания традиционных для России ценностей с общечеловеческими ценностями.

Вывод: цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

Система целей в воспитании

Наряду с общей целью воспитания, целью-идеалом, должна существовать в воспитании еще индивидуальная цель для каждого воспитанника. У каждого человека есть свои возможности, свои устремления. Но тем не менее – он член общества. Поэтому гармоничное сочетание общей и личной цели воспитания – есть важное условие решения проблемы цели в педагогике.

В течение жизни человека цель не может быть все время неизменной, т.е. нельзя не видеть разницы в целях воспитания в зависимости от возраста, уровня сформированности личности.

Достижение цели складывается из множества различных по своему вкладу в ее достижение деятельностей воспитателей и целых организаций: семьи, учебно-воспитательных учреждений, отдельных учителей. У каждого из них есть своя цель.

Все вышесказанное определяет систему целей в воспитании:

1. Система целей с определенной иерархической структурой:

ü Общая цель воспитания

ü Цель воспитания детей определенного возраста

ü Цель воспитательной деятельности учебно-воспитательного заведения

ü Цель изучения отдельной дисциплины

ü Воспитательные цели отдельных занятий или мероприятий

2. Т.Ильина рассматривает 3 вида целей:

ü Общая, или генеральная цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности (указывает общее направление деятельности всех учебно-воспитательных учреждений, характер педагогической деятельности вообще)

ü Педагогические цели на определенном этапе формирования личности

ü Оперативные цели, которые ставятся при проведении отдельного урока или внеклассного мероприятия.

3. В педагогике всегда существовало смешение идеальных и реальных целей. В связи с эти важна и данная система целей:

ü Идеальная цель, т.е. ориентация на идеал человека, гармонично развитого, сочетающего в себе моральную чистоту и физическое совершенство. Идеальная цель – ориентир для определения реальных целей.

ü Реальные цели формулируются как результат, полностью достижимый за определенный промежуток времени. По сути реальная цель – это цель – результат., и она не может быть поставлена перед всеми учащимися.

Воспитательная цель на современном этапе

Так как в настоящее время в России не существует ни сложившейся парадигмы, ни цельной концепции воспитания в литературе рассматриваются разные походы в определении цели воспитания.

Подход

Формирование всесторонне и гармонично развитой личности Эта цель является идеальной.

Важнейшими составными частями всестороннего развития сегодня являются:

ü Умственное воспитание

ü Трудовое воспитание

ü Нравственное воспитание

ü Физическое воспитание

ü Эстетическое воспитание

Ряд исследователей выделяют так же: гражданское воспитание, половое воспитание, экологическое воспитание и др.

Всестороннее развитие органически включает в себя развитие творческих задатков, склонностей и способностей.

Всестороннее развитие как идеал должно быть гармоничным. Это значит, что все стороны и свойства личности необходимо формировать одновременно и в тесной взаимосвязи.

Задачи воспитания в данном случае определяются в соответствии с каждым направлением воспитания. Например:

ü Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала растущего человека

ü Формирование самосознания, чувства собственного достоинства, ценностного отношения к собственной жизни

ü Формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения

ü Воспитание гражданских качеств, чувств и поведения.

ü Приобщение к общечеловеческим ценностям и традициям

ü Формирование положительного отношения к труду и готовности к трудовой деятельности

ü Физическое воспитание, развитие потребности в здоровом образе жизни

Подход

Дать каждому школьнику базовое образование и культуру, и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах. ( концепция О.С.Газмана)

Базовое образование включает в себя то необходимое, что дает возможность включаться в самостоятельную жизнь и совершенствовать себя.

Базовая культура включает в себя пусть и немногочисленные, но лучшие образцы мировой, общечеловеческой, национальной культуры, традиционные и современные их образцы.

Основные направления базовой культуры:

ü Культура жизненного самоопределения

ü Экономическая культура и культура труда

ü Интеллектуальная, нравственная и культура общения

ü Экологическая культура

ü Художественная культура

ü Физическая культура

ü Культура семейных отношений

Задачи воспитания в данном случае определяются в соответствии с каждым направлением базовой культуры.

В данном подходе можно увидеть те направления воспитания, которые имеются в вышеназванном традиционном подходе. Но в данном подходе подчеркивается ориентация на личность, ее активность, самостоятельность, «самоценность», что подчеркивают сторонники концепции гуманистического воспитания.

Подход

Личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. (концепция Н.Е.Щурковой).

Смысл этого подхода состоит в том, что здесь упор делается на ценностные отношения, которые автор называет отношениями личности к наиболее важным, жизненно важным явлениям: к человеку, жизни, обществу, труду, природе.

Задачи воспитания:

ü Формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества

ü Формирование ценностного отношения к нормам культурной жизни

ü формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле

ü Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни

ü Формирование образа жизни, достойного Человека

ü Формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути

Подход



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 3017; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.172.95.106 (0.027 с.)