Структура (этапы) воспитательного процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура (этапы) воспитательного процесса.



 

Существует множество критериев, по которым выделяют структуру воспитательного процесса.

1. По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет собой последовательность задач, на решение которых направлен процесс:

целостное формирование личности;

формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей;

приобщение школьников к общественным ценностям;

воспитание жизненной позиции;

развитие склонностей, способностей, интересов.

2. Выделение главных стадий воспитательного процесса (критерий - последовательность, через которую обязательно должен пройти процесс):

 

овладение знаниями,

нормами и правилами поведения формирование

формирование убеждений поведения

формирование чувств

 

I этап – осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения (т.е. сначала разъяснять, а затем приступать к действию, формированию заданного поведения).

2 крайности:

этому этапу уделяют недостаточное внимание (подрастут, поймут сами), частое применение наказаний;

отдают предпочтение словесным методам воспитания в ущерб следующим этапам, требующим действия.

II этап – знания должны перейти в убеждения: твердые, основанные на определенных принципах, взгляды, которые служат руководством в жизни (например: дети не здороваются с учителями, хотя знания о нормах поведения у них есть, но нет убеждения)

III этап – формирование чувств. Для этого необходимо организовать деятельность (возникают эмоции).

 

3. Выделение последовательных этапов процесса (критерий – связи и зависимость между компонентами, обеспечивающими эффективность протекания процесса).

Диагностика (изучение):

  1. проектирование процесса:

- определение цели и контрольных задач;

- разработка содержания, форм и методов.

  1. организация деятельности, педагогического взаимодействия;
  2. регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе основных видов деятельности воспитанников;
  3. контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач.

 

4. Выделение этапов (критерий – последовательность педагогических действий):

  1. ознакомление с общими нормами и требованиями;
  2. формирование отношений к предлагаемым им нормам и правилам поведения;
  3. формирование взглядов и убеждений (т.е. создание ситуаций, где нужно проявить свою позицию);
  4. формирование общей направленности личности (т.е. выработка устойчивой привычки поведения).

Первый этап. Ознакомление с общими нормами и требованиями.

Для того, чтобы вести себя правильно, надо знать, как именно себя вести и почему надо вести себя так, а не иначе. Ученикам надо объяснить или показать на практике значение воспитания отдельных черт и качеств личности, рассказать, в чем именно они должны проявляться и зачем это нужно. В ряде случаев источником основных знаний о нормах и правилах поведения является организация опыта, практики правильного поведения.

Второй этап. Формирование отношения к предлагаемым им нормам и правилам поведения.

В основе формирования отношения, прежде всего, лежит понимание необходимости овладения знаниями о нормах и правилах поведения. Прежде всего, важно сопоставление этих знаний с системой житейских представлений ими вообще, с тем, что было известно ученикам ранее.

Это сопоставление и осмысление приводят к формированию оценки, оценочного суждения (справедливо – несправедливо, полезно – бесполезно то или иное требование). Это взвешивание – оценивание служит основой для формирования мотивов поведения. Хорошо, когда ученик не просто понимает и осмысливает то, что ему говорят, но и чувствует, переживает это (если ему разъясняют, как важно быть добрым, отзывчивым, он должен испытывать чувство жалости и сочувствия к тем, о ком ему рассказывает учитель и т.д.). Вызвать эмоции у ученика легче, если затронуть то, что ему близко и дорого. Отношение связано с формированием мотивационной основы, с пробуждением у ученика желания поступать так, как от него требуется.

Третий этап. Формирование взглядов и убеждений.

Формирование взглядов характеризует этап применения, освоения и превращения усвоенных норм в личное достояние. Взгляды предполагают, что у человека выработаны позиция, своя оценка, мотивы для содержания тех или иных действий.

Взгляды – это потенциальная готовность к действию.

Убеждения представляют собой более сильную и ярко выраженную форму проявления отношения. Убеждения неразрывно связаны с действием. Наиболее верный путь формирования убеждений – организация опыта правильного поведения, создание ситуаций, требующих проявления позиции в действии, упражнения в совершении правильных действий. Для этого воспитателю полезно создавать специальные ситуации, организовывать упражнения в правильном поведении.

Четвертый этап. Формирование общей направленности личности.

Упражнения в деятельности, многократные повторения определенных действий приводят к формированию навыков и привычек правильного поведения. Система привычных действий, поступков, совершаемых в соответствии с выработанными убеждениями, переходит в черту характера человека, свойство его личности (принцип честный, «надежный», смелый и твердый и т.д.).

Наивысший этап процесса воспитания – интерес к самовоспитанию, т.е. проявление активности в процессе воспитания.

Обязательными этапами самовоспитания являются постановка цели, волевое усилие, самоконтроль, самоанализ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 4574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.55.154 (0.019 с.)