Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура (этапы) воспитательного процесса.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Существует множество критериев, по которым выделяют структуру воспитательного процесса. 1. По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет собой последовательность задач, на решение которых направлен процесс: целостное формирование личности; формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей; приобщение школьников к общественным ценностям; воспитание жизненной позиции; развитие склонностей, способностей, интересов. 2. Выделение главных стадий воспитательного процесса (критерий - последовательность, через которую обязательно должен пройти процесс):
овладение знаниями, нормами и правилами поведения формирование формирование убеждений поведения формирование чувств
I этап – осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения (т.е. сначала разъяснять, а затем приступать к действию, формированию заданного поведения). 2 крайности: этому этапу уделяют недостаточное внимание (подрастут, поймут сами), частое применение наказаний; отдают предпочтение словесным методам воспитания в ущерб следующим этапам, требующим действия. II этап – знания должны перейти в убеждения: твердые, основанные на определенных принципах, взгляды, которые служат руководством в жизни (например: дети не здороваются с учителями, хотя знания о нормах поведения у них есть, но нет убеждения) III этап – формирование чувств. Для этого необходимо организовать деятельность (возникают эмоции).
3. Выделение последовательных этапов процесса (критерий – связи и зависимость между компонентами, обеспечивающими эффективность протекания процесса). Диагностика (изучение):
- определение цели и контрольных задач; - разработка содержания, форм и методов.
4. Выделение этапов (критерий – последовательность педагогических действий):
Первый этап. Ознакомление с общими нормами и требованиями. Для того, чтобы вести себя правильно, надо знать, как именно себя вести и почему надо вести себя так, а не иначе. Ученикам надо объяснить или показать на практике значение воспитания отдельных черт и качеств личности, рассказать, в чем именно они должны проявляться и зачем это нужно. В ряде случаев источником основных знаний о нормах и правилах поведения является организация опыта, практики правильного поведения. Второй этап. Формирование отношения к предлагаемым им нормам и правилам поведения. В основе формирования отношения, прежде всего, лежит понимание необходимости овладения знаниями о нормах и правилах поведения. Прежде всего, важно сопоставление этих знаний с системой житейских представлений ими вообще, с тем, что было известно ученикам ранее. Это сопоставление и осмысление приводят к формированию оценки, оценочного суждения (справедливо – несправедливо, полезно – бесполезно то или иное требование). Это взвешивание – оценивание служит основой для формирования мотивов поведения. Хорошо, когда ученик не просто понимает и осмысливает то, что ему говорят, но и чувствует, переживает это (если ему разъясняют, как важно быть добрым, отзывчивым, он должен испытывать чувство жалости и сочувствия к тем, о ком ему рассказывает учитель и т.д.). Вызвать эмоции у ученика легче, если затронуть то, что ему близко и дорого. Отношение связано с формированием мотивационной основы, с пробуждением у ученика желания поступать так, как от него требуется. Третий этап. Формирование взглядов и убеждений. Формирование взглядов характеризует этап применения, освоения и превращения усвоенных норм в личное достояние. Взгляды предполагают, что у человека выработаны позиция, своя оценка, мотивы для содержания тех или иных действий. Взгляды – это потенциальная готовность к действию. Убеждения представляют собой более сильную и ярко выраженную форму проявления отношения. Убеждения неразрывно связаны с действием. Наиболее верный путь формирования убеждений – организация опыта правильного поведения, создание ситуаций, требующих проявления позиции в действии, упражнения в совершении правильных действий. Для этого воспитателю полезно создавать специальные ситуации, организовывать упражнения в правильном поведении. Четвертый этап. Формирование общей направленности личности. Упражнения в деятельности, многократные повторения определенных действий приводят к формированию навыков и привычек правильного поведения. Система привычных действий, поступков, совершаемых в соответствии с выработанными убеждениями, переходит в черту характера человека, свойство его личности (принцип честный, «надежный», смелый и твердый и т.д.). Наивысший этап процесса воспитания – интерес к самовоспитанию, т.е. проявление активности в процессе воспитания. Обязательными этапами самовоспитания являются постановка цели, волевое усилие, самоконтроль, самоанализ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 4633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.57.186 (0.009 с.) |