Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социализация как социально-педагогическое явление.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте 1. Человек как объект и субъект социализации. 2. Понятие и характеристика процесса социализации. 3. Механизм, средства и агенты социализации. 4. Понятие «социализированность» личности в научно-педагогической литературе. Литература: Кон И.С. «Психология ранней юности» Беличева С.А. «Основы превентивной психологии» Мудрик «Введение в социальную педагогику» 1. Человек как объект и субъект социализации. До 20-го века проблемы образования и способы их разрешения усматривались в развитии интеллекта как основы всякой культуры и социально-культурной эволюции. Начиная с 20-го века, принципиальное внимание уделяется развитию человека как активного, ответственного субъекта собственной жизнедеятельности. Социальная педагогика в процессе становления ответственной личности – ее субъекта, выступает как разновидность социальной технологии, направленной на самоорганизацию разумной, продуктивной и нравственной личности, способной отвечать за собственный жизненный путь. 2. Понятие и характеристика процесса социализации. Социализация – это развитие и самореализация человека на протяжение всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Человек, проходя этапы социализации, меняет социальные роли, приобретает новые статусы, меняет привычный образ жизни. В науке нет четкого определения социализации – это междисциплинарное явление, которое изучается в разных научных школах. Узнать отличия социализации в психологии, социологии, юриспруденции. В общем виде социализация – это процесс взаимодействия личности и общества. Взаимодействие включает в себя передачу индивидуального жизненного общества, включение его в систему общественных отношений, процесс личностных изменений. Сущность социализации – формирование человека как представителя конкретного исторического общества. Цель социализации – это адаптация индивида к социальной реальности как условие нормального функционирования общества. Разобраться с понятием норма с точки зрения социологии и педагогики. Философский аспект социализации рассматривается через такие понятия как религия и мировоззрение. Педагогический аспект социализации рассматривается через адаптацию, индивидуализацию и интеграцию, а также через педагогическую поддержку. Психологический аспект социализации рассматривается через процесс развития личности. Структура социализации (Мудрик): 1. Стихийная социализация – взаимодействие под влиянием жизненных ситуаций. 2. Относительно направляемая социализация - государство принимает меры для решения государственных задач. 3. Относительно социально контролируемая – планомерное создание общественных, автономных организаций, которые создают условия для развития человека. 4. Самоизменение и саморазвития. С>Р, С=В. социализация – социальный феномен, который включает в себя нравственное, личностное развитие. 3. Механизм, средства и агенты социализации. Механизмы социализации. Психологические: 1. Импринтинг (запечатление) – это фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей взаимодействующих на него жизненно важных объектов. 2. Подражание – следование какому-либо примеру или образцу. Может иметь произвольное и непроизвольное проявление. 3. Экзистенциональный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоения норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами. 4. Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человека себя с другим человеком, группой или образцом. 5. Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым людям. Социально-педагогические: 1. Традиционный механизм (стихийный) – усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Происходит на неосознаваемом уровне с помощью запечатления и некритического восприятия стереотипов. 2. Институциональный – функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для этого, так и случайно осуществляющими процесс воспитания. 3. Стилизованный – социализация действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура – это комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, определенного профессионального и культурного слоя, который создает стиль жизни и мышления в определенной группе. 4. Межличностный механизм – социализация функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Задачи социализации (Мудрик): 1. Естественно-культурный – достижение определенного уровня физического и сексуального развития: · Определенная степень познания своего тела, в соответствии с культурой, в которой он живет. · Элементы этики. · Кинестетический язык (жесты, позы, мимика, пантомимика). · Освоить половозрастное поведение, связанное с определенными социальными институтами. · Особенности здорового образа жизни адекватных полу и возрасту (гигиена, режим питания, способы сохранения здоровья, управления своим психофизическим состоянием). 2. Социокультурные задачи: · Познавательные · Морально-нравственные · Ценносто-смысловые Специфичны для каждого возрастного этапа. Определяются этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением. 3. Социально-психологические. Становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни, самореализация и самоутверждение. · Самосознание – достижение личности определенной меры самознания, наличие относительно целой Я-концепции и определенного уровня самоуважения и мер самоприятия. · Самореализация – это реализация активности человека в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений. · Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и процесс самореализации. Агенты социализации – это лица, действующие по поручению кого-либо. С точки зрения педагогики, агент социализации – это представитель определенного института, в которой личность приобщается к системе норм и ценностей. В процессе социализации агенты используют определенные средства: · Санкции – это процедуры, которые проводят человека к социальной норме. Бывают негативные и позитивные, формальные и неформальные. Сила воздействия санкций зависит от согласия или несогласия человека на их применение. Социализация как социально-педагогический процесс возможна как эффективная и оптимальная. 4. Понятие «социализированность» личности в научно-педагогической литературе. Критерии социализации (Мудрик): 1. Овладение ролевыми ожиданиями и предписаниями в различных сферах деятельности 2. Наличие оформленных и реалистичных жизненных целей и представлений о приемлемых путях их достижениях 3. Уровень образованности на каждом возрастном этапе 4. Избирательность эмоциональных переживаний 5. Готовность и способность самостоятельно решать собственные проблемы! Существуют возрастные особенности процесса социализированности. Они связанны с возрастными, физиологическими, социальными, этнокультурными особенностями воспитания. Успешная социализация – подразумевает эффективную адаптацию, активное саморазвитие и способность противостоять негативным социальным влияниям. Факторы социализации Литература: Юрий Волков «Социология» М.2000 Мудрик «Введение в социальную педагогику» Чижевский А.Л. «Земля в объятиях Солнца». Мего-факторы социализации: 1. Космические явления и их влияния (астрология, гороскопы, народные поверья). Бехтерев – социальные отношения связанны не только с природой, но и зависят от мировой энергии. Чижевский – доказал зависимость между циклами солнечной активности и процессами в психике человека. Переизбыток энергии раскачивает социальную действительность. Солнечная активность напрямую связанна с параметрами здоровья и работоспособности. Знания о космическом влиянии носят вероятностный характер и в различных географических местностях оказывают индивидуальный эффект. 2. Мир, как социально-политическое явление, обозначающее совокупность членов общества. Развиваясь, мир оказывает влияние на состояние планеты, формируя новый тип ноосферных отношений. 3. Демографические процессы – возрастание численности населения (демографический взрыв – перенаселение, социальные проблемы, дефицит продовольствия, эпидемии, экологические проблемы и т.д.). Миграционные процессы – подвижность населения, переход в другую этническую и религиозную общность или социальный статус. Макро-факторы: 1. Страна – это географико-культурное понятие, на которое влияние положение, его географические координаты. 2. Этнос – это исторически сложившееся в стране совокупность людей обладающих единым языком, особенностью культуры и осознающих свою принадлежность. Особенности этноса: · Ментальные - духовные · Витальные – способы вскармливания детей, отношения к продолжению рода. 3. Общество – политико-социальная функция. Экономика общества, этническое своеобразие, соотношение полов в обществе, их гендерные особенности, социальные особенности. Мезо-факторы социализации: 1. Регион – часть страны, представляющая собой целостную социально-экономическую систему, общностью культуры и своеобразием. 2. Поселение – сельский, малый город, средний город, крупный город. 3. Средства массовой коммуникации - закон о СМИ (массовая пропаганда). Функции СМИ: · Социальная – интеграция, пропаганда, трансляция ценностей, неформальное образование · Личностная – процесс социализации через приобщение к массовой культуре · Отражение процессов самореализации Мудрик вводит 2 функции: развивающая (webинары) и релаксационная. СМК реализуют медиообразование: обучение восприятию информации, умение создавать информацию, реализовывать себя в информационном пространстве и умение защищаться от вредной информации. 4. Субкультура – совокупность норм и ценностей, идеалов, которые расходятся с официальной культуры. «Концепция или программа духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» - на самостоятельное изучение. Узнать идеал воспитания, а также нормы и ценности. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): · патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству; · социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; · гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; · семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; · труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; · наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; · традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; · искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; · природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; · человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. 5. Культура – это социальный институт, который вбирает в себя созданные человеком материальные и духовные ценности. П.А.Флоренский «Культура – это среда, растящая и питающая личность». 6. Религия – целостная система представлений, чувств, культовых действий, учреждений и различных объединений верующих людей. В советский период ключевое значение в социализации имела идеология государства и общественные ценности – это обуславливало определенную социализацию. Особенности социализации: формирование конформизма (школа), формирование ценностей связанных с политическим жизнеустройством (пионерия). Ответственность за процесс социализации возлагалось на государство, в частности на школу. В настоящее время ответственность за процесс социализации лежит на родителях, которые вправе выбрать для ребенка культуру, идеологию и вид образовательного учреждения. Микро-факторы социализации: 1. Семья – главный институт социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения, воспринимает ценностные идеалы, необходимые для жизни. Семья – это малая группа людей, основанная на браке, родстве, члены которой связанны общностью быта, взаимопомощью, моральной и юридической ответственностью. При воспитании ребенка в семье имеет значение ее воспитательный потенциал. Воспитательный потенциал семьи – это возможности в сфере практической духовной деятельности родителей, направленной на формирование определенных качеств личности. Типы семей по составу: · Полные · Неполные · Опекунские · Деформированные (наличие мачехи, отчима… не кровных родственников) Типы семей по количеству детей: · Одно, двух детное · Многодетные · Бездетные Типы семей по уровню материальной обеспеченности: · Семьи за чертой бедности · Малообеспеченные · Среднеобеспеченные · Высоко обеспеченные По соблюдение общественных норм: · Благополучные · Неблагополучные (аддективные семьи, зависимые) – алкогольные семьи, семьи, где есть наркоманы · Асоциальные семьи · Деликвентные – в семье есть люди, отбывающие и отбывшие уголовное наказание · Педагогически несостоятельные Позитивные черты воспитания в семье: 1. Брак, основанный на любви 2. Мера в проявлении людьми 3. Своеобразии (многообразие) позиции воспитателей 4. Включенность в социальные виды деятельности 5. Совместно организованный досуг 6. Стили воспитания в семье (либеральный, демократический, попустительский, авторитарный) Функции семьи: 1. Репродуктивная 2. Воспитательная (социализирующая) 3. Хозяйственно-экономическая 4. Рекреативная (досуговая) 5. Коммуникативная 6. Терапевтическая
Основы девиантологии. Литература: Беличева «Основы превентивной психологии. Менделевич «Психология девиантного поведения» Змановская Е.В. «Психология девиантного поведения» «Групповые девиации» 1. Девиация. Определение, типы, виды. 2. Теории происхождения девиантного поведения. 3. Причины девиантного поведения.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.008 с.) |