Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализация как социально-педагогическое явление.

Поиск

1. Человек как объект и субъект социализации.

2. Понятие и характеристика процесса социализации.

3. Механизм, средства и агенты социализации.

4. Понятие «социализированность» личности в научно-педагогической литературе.

Литература: Кон И.С. «Психология ранней юности»

Беличева С.А. «Основы превентивной психологии»

Мудрик «Введение в социальную педагогику»

1. Человек как объект и субъект социализации.

До 20-го века проблемы образования и способы их разрешения усматривались в развитии интеллекта как основы всякой культуры и социально-культурной эволюции. Начиная с 20-го века, принципиальное внимание уделяется развитию человека как активного, ответственного субъекта собственной жизнедеятельности.

Социальная педагогика в процессе становления ответственной личности – ее субъекта, выступает как разновидность социальной технологии, направленной на самоорганизацию разумной, продуктивной и нравственной личности, способной отвечать за собственный жизненный путь.

2. Понятие и характеристика процесса социализации.

Социализация – это развитие и самореализация человека на протяжение всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Человек, проходя этапы социализации, меняет социальные роли, приобретает новые статусы, меняет привычный образ жизни.

В науке нет четкого определения социализации – это междисциплинарное явление, которое изучается в разных научных школах.

Узнать отличия социализации в психологии, социологии, юриспруденции.

В общем виде социализация – это процесс взаимодействия личности и общества. Взаимодействие включает в себя передачу индивидуального жизненного общества, включение его в систему общественных отношений, процесс личностных изменений.

Сущность социализации – формирование человека как представителя конкретного исторического общества.

Цель социализации – это адаптация индивида к социальной реальности как условие нормального функционирования общества.

Разобраться с понятием норма с точки зрения социологии и педагогики.

Философский аспект социализации рассматривается через такие понятия как религия и мировоззрение. Педагогический аспект социализации рассматривается через адаптацию, индивидуализацию и интеграцию, а также через педагогическую поддержку. Психологический аспект социализации рассматривается через процесс развития личности.

Структура социализации (Мудрик):

1. Стихийная социализация – взаимодействие под влиянием жизненных ситуаций.

2. Относительно направляемая социализация - государство принимает меры для решения государственных задач.

3. Относительно социально контролируемая – планомерное создание общественных, автономных организаций, которые создают условия для развития человека.

4. Самоизменение и саморазвития.

С>Р, С=В. социализация – социальный феномен, который включает в себя нравственное, личностное развитие.

3. Механизм, средства и агенты социализации.

Механизмы социализации.

Психологические:

1. Импринтинг (запечатление) – это фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей взаимодействующих на него жизненно важных объектов.

2. Подражание – следование какому-либо примеру или образцу. Может иметь произвольное и непроизвольное проявление.

3. Экзистенциональный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоения норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

4. Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человека себя с другим человеком, группой или образцом.

5. Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым людям.

Социально-педагогические:

1. Традиционный механизм (стихийный) – усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Происходит на неосознаваемом уровне с помощью запечатления и некритического восприятия стереотипов.

2. Институциональный – функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для этого, так и случайно осуществляющими процесс воспитания.

3. Стилизованный – социализация действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура – это комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, определенного профессионального и культурного слоя, который создает стиль жизни и мышления в определенной группе.

4. Межличностный механизм – социализация функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.

Задачи социализации (Мудрик):

1. Естественно-культурный – достижение определенного уровня физического и сексуального развития:

· Определенная степень познания своего тела, в соответствии с культурой, в которой он живет.

· Элементы этики.

· Кинестетический язык (жесты, позы, мимика, пантомимика).

· Освоить половозрастное поведение, связанное с определенными социальными институтами.

· Особенности здорового образа жизни адекватных полу и возрасту (гигиена, режим питания, способы сохранения здоровья, управления своим психофизическим состоянием).

2. Социокультурные задачи:

· Познавательные

· Морально-нравственные

· Ценносто-смысловые

Специфичны для каждого возрастного этапа. Определяются этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением.

3. Социально-психологические.

Становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни, самореализация и самоутверждение.

· Самосознание – достижение личности определенной меры самознания, наличие относительно целой Я-концепции и определенного уровня самоуважения и мер самоприятия.

· Самореализация – это реализация активности человека в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений.

· Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и процесс самореализации.

Агенты социализации – это лица, действующие по поручению кого-либо. С точки зрения педагогики, агент социализации – это представитель определенного института, в которой личность приобщается к системе норм и ценностей. В процессе социализации агенты используют определенные средства:

· Санкции – это процедуры, которые проводят человека к социальной норме. Бывают негативные и позитивные, формальные и неформальные. Сила воздействия санкций зависит от согласия или несогласия человека на их применение.

Социализация как социально-педагогический процесс возможна как эффективная и оптимальная.

4. Понятие «социализированность» личности в научно-педагогической литературе.

Критерии социализации (Мудрик):

1. Овладение ролевыми ожиданиями и предписаниями в различных сферах деятельности

2. Наличие оформленных и реалистичных жизненных целей и представлений о приемлемых путях их достижениях

3. Уровень образованности на каждом возрастном этапе

4. Избирательность эмоциональных переживаний

5. Готовность и способность самостоятельно решать собственные проблемы!

Существуют возрастные особенности процесса социализированности. Они связанны с возрастными, физиологическими, социальными, этнокультурными особенностями воспитания. Успешная социализация – подразумевает эффективную адаптацию, активное саморазвитие и способность противостоять негативным социальным влияниям.

Факторы социализации

Литература: Юрий Волков «Социология» М.2000

Мудрик «Введение в социальную педагогику»

Чижевский А.Л. «Земля в объятиях Солнца».

Мего-факторы социализации:

1. Космические явления и их влияния (астрология, гороскопы, народные поверья).

Бехтерев – социальные отношения связанны не только с природой, но и зависят от мировой энергии.

Чижевский – доказал зависимость между циклами солнечной активности и процессами в психике человека.

Переизбыток энергии раскачивает социальную действительность. Солнечная активность напрямую связанна с параметрами здоровья и работоспособности.

Знания о космическом влиянии носят вероятностный характер и в различных географических местностях оказывают индивидуальный эффект.

2. Мир, как социально-политическое явление, обозначающее совокупность членов общества. Развиваясь, мир оказывает влияние на состояние планеты, формируя новый тип ноосферных отношений.

3. Демографические процессы – возрастание численности населения (демографический взрыв – перенаселение, социальные проблемы, дефицит продовольствия, эпидемии, экологические проблемы и т.д.). Миграционные процессы – подвижность населения, переход в другую этническую и религиозную общность или социальный статус.

Макро-факторы:

1. Страна – это географико-культурное понятие, на которое влияние положение, его географические координаты.

2. Этнос – это исторически сложившееся в стране совокупность людей обладающих единым языком, особенностью культуры и осознающих свою принадлежность. Особенности этноса:

· Ментальные - духовные

· Витальные – способы вскармливания детей, отношения к продолжению рода.

3. Общество – политико-социальная функция. Экономика общества, этническое своеобразие, соотношение полов в обществе, их гендерные особенности, социальные особенности.

Мезо-факторы социализации:

1. Регион – часть страны, представляющая собой целостную социально-экономическую систему, общностью культуры и своеобразием.

2. Поселение – сельский, малый город, средний город, крупный город.

3. Средства массовой коммуникации - закон о СМИ (массовая пропаганда). Функции СМИ:

· Социальная – интеграция, пропаганда, трансляция ценностей, неформальное образование

· Личностная – процесс социализации через приобщение к массовой культуре

· Отражение процессов самореализации

Мудрик вводит 2 функции: развивающая (webинары) и релаксационная.

СМК реализуют медиообразование: обучение восприятию информации, умение создавать информацию, реализовывать себя в информационном пространстве и умение защищаться от вредной информации.

4. Субкультура – совокупность норм и ценностей, идеалов, которые расходятся с официальной культуры.

«Концепция или программа духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» - на самостоятельное изучение. Узнать идеал воспитания, а также нормы и ценности.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

· патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

· социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

· гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

· семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

· труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

· наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

· традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

· искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

· природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

· человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

5. Культура – это социальный институт, который вбирает в себя созданные человеком материальные и духовные ценности. П.А.Флоренский «Культура – это среда, растящая и питающая личность».

6. Религия – целостная система представлений, чувств, культовых действий, учреждений и различных объединений верующих людей.

В советский период ключевое значение в социализации имела идеология государства и общественные ценности – это обуславливало определенную социализацию. Особенности социализации: формирование конформизма (школа), формирование ценностей связанных с политическим жизнеустройством (пионерия). Ответственность за процесс социализации возлагалось на государство, в частности на школу.

В настоящее время ответственность за процесс социализации лежит на родителях, которые вправе выбрать для ребенка культуру, идеологию и вид образовательного учреждения.

Микро-факторы социализации:

1. Семья – главный институт социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения, воспринимает ценностные идеалы, необходимые для жизни. Семья – это малая группа людей, основанная на браке, родстве, члены которой связанны общностью быта, взаимопомощью, моральной и юридической ответственностью. При воспитании ребенка в семье имеет значение ее воспитательный потенциал. Воспитательный потенциал семьи – это возможности в сфере практической духовной деятельности родителей, направленной на формирование определенных качеств личности.

Типы семей по составу:

· Полные

· Неполные

· Опекунские

· Деформированные (наличие мачехи, отчима… не кровных родственников)

Типы семей по количеству детей:

· Одно, двух детное

· Многодетные

· Бездетные

Типы семей по уровню материальной обеспеченности:

· Семьи за чертой бедности

· Малообеспеченные

· Среднеобеспеченные

· Высоко обеспеченные

По соблюдение общественных норм:

· Благополучные

· Неблагополучные (аддективные семьи, зависимые) – алкогольные семьи, семьи, где есть наркоманы

· Асоциальные семьи

· Деликвентные – в семье есть люди, отбывающие и отбывшие уголовное наказание

· Педагогически несостоятельные

Позитивные черты воспитания в семье:

1. Брак, основанный на любви

2. Мера в проявлении людьми

3. Своеобразии (многообразие) позиции воспитателей

4. Включенность в социальные виды деятельности

5. Совместно организованный досуг

6. Стили воспитания в семье (либеральный, демократический, попустительский, авторитарный)

Функции семьи:

1. Репродуктивная

2. Воспитательная (социализирующая)

3. Хозяйственно-экономическая

4. Рекреативная (досуговая)

5. Коммуникативная

6. Терапевтическая

 

Основы девиантологии.

Литература: Беличева «Основы превентивной психологии.

Менделевич «Психология девиантного поведения»

Змановская Е.В. «Психология девиантного поведения»

«Групповые девиации»

1. Девиация. Определение, типы, виды.

2. Теории происхождения девиантного поведения.

3. Причины девиантного поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.238 (0.015 с.)