Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социализация как социально-педагогическое явление.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Человек как объект и субъект социализации. 2. Понятие и характеристика процесса социализации. 3. Механизм, средства и агенты социализации. 4. Понятие «социализированность» личности в научно-педагогической литературе. Литература: Кон И.С. «Психология ранней юности» Беличева С.А. «Основы превентивной психологии» Мудрик «Введение в социальную педагогику» 1. Человек как объект и субъект социализации. До 20-го века проблемы образования и способы их разрешения усматривались в развитии интеллекта как основы всякой культуры и социально-культурной эволюции. Начиная с 20-го века, принципиальное внимание уделяется развитию человека как активного, ответственного субъекта собственной жизнедеятельности. Социальная педагогика в процессе становления ответственной личности – ее субъекта, выступает как разновидность социальной технологии, направленной на самоорганизацию разумной, продуктивной и нравственной личности, способной отвечать за собственный жизненный путь. 2. Понятие и характеристика процесса социализации. Социализация – это развитие и самореализация человека на протяжение всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Человек, проходя этапы социализации, меняет социальные роли, приобретает новые статусы, меняет привычный образ жизни. В науке нет четкого определения социализации – это междисциплинарное явление, которое изучается в разных научных школах. Узнать отличия социализации в психологии, социологии, юриспруденции. В общем виде социализация – это процесс взаимодействия личности и общества. Взаимодействие включает в себя передачу индивидуального жизненного общества, включение его в систему общественных отношений, процесс личностных изменений. Сущность социализации – формирование человека как представителя конкретного исторического общества. Цель социализации – это адаптация индивида к социальной реальности как условие нормального функционирования общества. Разобраться с понятием норма с точки зрения социологии и педагогики. Философский аспект социализации рассматривается через такие понятия как религия и мировоззрение. Педагогический аспект социализации рассматривается через адаптацию, индивидуализацию и интеграцию, а также через педагогическую поддержку. Психологический аспект социализации рассматривается через процесс развития личности. Структура социализации (Мудрик): 1. Стихийная социализация – взаимодействие под влиянием жизненных ситуаций. 2. Относительно направляемая социализация - государство принимает меры для решения государственных задач. 3. Относительно социально контролируемая – планомерное создание общественных, автономных организаций, которые создают условия для развития человека. 4. Самоизменение и саморазвития. С>Р, С=В. социализация – социальный феномен, который включает в себя нравственное, личностное развитие. 3. Механизм, средства и агенты социализации. Механизмы социализации. Психологические: 1. Импринтинг (запечатление) – это фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей взаимодействующих на него жизненно важных объектов. 2. Подражание – следование какому-либо примеру или образцу. Может иметь произвольное и непроизвольное проявление. 3. Экзистенциональный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоения норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами. 4. Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человека себя с другим человеком, группой или образцом. 5. Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым людям. Социально-педагогические: 1. Традиционный механизм (стихийный) – усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Происходит на неосознаваемом уровне с помощью запечатления и некритического восприятия стереотипов. 2. Институциональный – функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для этого, так и случайно осуществляющими процесс воспитания. 3. Стилизованный – социализация действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура – это комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, определенного профессионального и культурного слоя, который создает стиль жизни и мышления в определенной группе. 4. Межличностный механизм – социализация функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Задачи социализации (Мудрик): 1. Естественно-культурный – достижение определенного уровня физического и сексуального развития: · Определенная степень познания своего тела, в соответствии с культурой, в которой он живет. · Элементы этики. · Кинестетический язык (жесты, позы, мимика, пантомимика). · Освоить половозрастное поведение, связанное с определенными социальными институтами. · Особенности здорового образа жизни адекватных полу и возрасту (гигиена, режим питания, способы сохранения здоровья, управления своим психофизическим состоянием). 2. Социокультурные задачи: · Познавательные · Морально-нравственные · Ценносто-смысловые Специфичны для каждого возрастного этапа. Определяются этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением. 3. Социально-психологические. Становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни, самореализация и самоутверждение. · Самосознание – достижение личности определенной меры самознания, наличие относительно целой Я-концепции и определенного уровня самоуважения и мер самоприятия. · Самореализация – это реализация активности человека в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений. · Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и процесс самореализации. Агенты социализации – это лица, действующие по поручению кого-либо. С точки зрения педагогики, агент социализации – это представитель определенного института, в которой личность приобщается к системе норм и ценностей. В процессе социализации агенты используют определенные средства: · Санкции – это процедуры, которые проводят человека к социальной норме. Бывают негативные и позитивные, формальные и неформальные. Сила воздействия санкций зависит от согласия или несогласия человека на их применение. Социализация как социально-педагогический процесс возможна как эффективная и оптимальная. 4. Понятие «социализированность» личности в научно-педагогической литературе. Критерии социализации (Мудрик): 1. Овладение ролевыми ожиданиями и предписаниями в различных сферах деятельности 2. Наличие оформленных и реалистичных жизненных целей и представлений о приемлемых путях их достижениях 3. Уровень образованности на каждом возрастном этапе 4. Избирательность эмоциональных переживаний 5. Готовность и способность самостоятельно решать собственные проблемы! Существуют возрастные особенности процесса социализированности. Они связанны с возрастными, физиологическими, социальными, этнокультурными особенностями воспитания. Успешная социализация – подразумевает эффективную адаптацию, активное саморазвитие и способность противостоять негативным социальным влияниям. Факторы социализации Литература: Юрий Волков «Социология» М.2000 Мудрик «Введение в социальную педагогику» Чижевский А.Л. «Земля в объятиях Солнца». Мего-факторы социализации: 1. Космические явления и их влияния (астрология, гороскопы, народные поверья). Бехтерев – социальные отношения связанны не только с природой, но и зависят от мировой энергии. Чижевский – доказал зависимость между циклами солнечной активности и процессами в психике человека. Переизбыток энергии раскачивает социальную действительность. Солнечная активность напрямую связанна с параметрами здоровья и работоспособности. Знания о космическом влиянии носят вероятностный характер и в различных географических местностях оказывают индивидуальный эффект. 2. Мир, как социально-политическое явление, обозначающее совокупность членов общества. Развиваясь, мир оказывает влияние на состояние планеты, формируя новый тип ноосферных отношений. 3. Демографические процессы – возрастание численности населения (демографический взрыв – перенаселение, социальные проблемы, дефицит продовольствия, эпидемии, экологические проблемы и т.д.). Миграционные процессы – подвижность населения, переход в другую этническую и религиозную общность или социальный статус. Макро-факторы: 1. Страна – это географико-культурное понятие, на которое влияние положение, его географические координаты. 2. Этнос – это исторически сложившееся в стране совокупность людей обладающих единым языком, особенностью культуры и осознающих свою принадлежность. Особенности этноса: · Ментальные - духовные · Витальные – способы вскармливания детей, отношения к продолжению рода. 3. Общество – политико-социальная функция. Экономика общества, этническое своеобразие, соотношение полов в обществе, их гендерные особенности, социальные особенности. Мезо-факторы социализации: 1. Регион – часть страны, представляющая собой целостную социально-экономическую систему, общностью культуры и своеобразием. 2. Поселение – сельский, малый город, средний город, крупный город. 3. Средства массовой коммуникации - закон о СМИ (массовая пропаганда). Функции СМИ: · Социальная – интеграция, пропаганда, трансляция ценностей, неформальное образование · Личностная – процесс социализации через приобщение к массовой культуре · Отражение процессов самореализации Мудрик вводит 2 функции: развивающая (webинары) и релаксационная. СМК реализуют медиообразование: обучение восприятию информации, умение создавать информацию, реализовывать себя в информационном пространстве и умение защищаться от вредной информации. 4. Субкультура – совокупность норм и ценностей, идеалов, которые расходятся с официальной культуры. «Концепция или программа духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» - на самостоятельное изучение. Узнать идеал воспитания, а также нормы и ценности. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): · патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству; · социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; · гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; · семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; · труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; · наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; · традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; · искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; · природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; · человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. 5. Культура – это социальный институт, который вбирает в себя созданные человеком материальные и духовные ценности. П.А.Флоренский «Культура – это среда, растящая и питающая личность». 6. Религия – целостная система представлений, чувств, культовых действий, учреждений и различных объединений верующих людей. В советский период ключевое значение в социализации имела идеология государства и общественные ценности – это обуславливало определенную социализацию. Особенности социализации: формирование конформизма (школа), формирование ценностей связанных с политическим жизнеустройством (пионерия). Ответственность за процесс социализации возлагалось на государство, в частности на школу. В настоящее время ответственность за процесс социализации лежит на родителях, которые вправе выбрать для ребенка культуру, идеологию и вид образовательного учреждения. Микро-факторы социализации: 1. Семья – главный институт социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения, воспринимает ценностные идеалы, необходимые для жизни. Семья – это малая группа людей, основанная на браке, родстве, члены которой связанны общностью быта, взаимопомощью, моральной и юридической ответственностью. При воспитании ребенка в семье имеет значение ее воспитательный потенциал. Воспитательный потенциал семьи – это возможности в сфере практической духовной деятельности родителей, направленной на формирование определенных качеств личности. Типы семей по составу: · Полные · Неполные · Опекунские · Деформированные (наличие мачехи, отчима… не кровных родственников) Типы семей по количеству детей: · Одно, двух детное · Многодетные · Бездетные Типы семей по уровню материальной обеспеченности: · Семьи за чертой бедности · Малообеспеченные · Среднеобеспеченные · Высоко обеспеченные По соблюдение общественных норм: · Благополучные · Неблагополучные (аддективные семьи, зависимые) – алкогольные семьи, семьи, где есть наркоманы · Асоциальные семьи · Деликвентные – в семье есть люди, отбывающие и отбывшие уголовное наказание · Педагогически несостоятельные Позитивные черты воспитания в семье: 1. Брак, основанный на любви 2. Мера в проявлении людьми 3. Своеобразии (многообразие) позиции воспитателей 4. Включенность в социальные виды деятельности 5. Совместно организованный досуг 6. Стили воспитания в семье (либеральный, демократический, попустительский, авторитарный) Функции семьи: 1. Репродуктивная 2. Воспитательная (социализирующая) 3. Хозяйственно-экономическая 4. Рекреативная (досуговая) 5. Коммуникативная 6. Терапевтическая
Основы девиантологии. Литература: Беличева «Основы превентивной психологии. Менделевич «Психология девиантного поведения» Змановская Е.В. «Психология девиантного поведения» «Групповые девиации» 1. Девиация. Определение, типы, виды. 2. Теории происхождения девиантного поведения. 3. Причины девиантного поведения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.238 (0.015 с.) |