Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Агенты и институты вторичной социализацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Термин «вторичная» социализация описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния. Как правило, она оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными институтами социализации называют формальные организации, официальные учреждения: школа, университет, предприятие, армия, полиция, церковь, государство, телевидение, радио, печать, политические партии, суд и т. д. Вторичными агентами являются конкретные представители этих учреждений: учитель, преподаватель, декан, ротный командир, мастер, участковый милиционер и т.п. При этом одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Агент вторичной социализации (например, учитель, мастер, декан, ротный командир и т.п.), если между ним и индивидом складываются личные доверительные отношения, часто оказывается среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то остается агентом вторичной социализации. Особенности первичной и вторичной социализации — Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя, по убывающей, она сохраняется и во второй. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно. — Первичная социализация – сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. — Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной – одну-две. — Наконец, различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.
Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему она обучена или социализирована. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими. Кроме того, на отличие социализирующей роли взрослых и ровесников часто накладывают свой отпечаток особенности национальной культуры, национальные традиции, национальные предрассудки. Так, например, правила общения с противоположным полом чаще всего усваиваются в среде ровесников. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированны. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. Так, например, во дворе не только усваивается не только половая культура, но и многое из этики межличностных отношений сверстников. Запрет на доносительство, верность товариществу, ценность физического превосходства и многое другое прививается не родителями, но улицей. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых. Но этого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированны: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга. РАССМОТРЕННЫЕ ВОПРОСЫ Ключевые функции социального института — регулятивная: формирование сходного поведения всех субъектов социального действия в процессе удовлетворения определенного комплекса потребностей — системообразующая: преобразование ценностей и норм в систему социальных ролей и статусов. Определение понятия Социальный институт 1. Совокупность лиц, организаций, учреждений, материальных средств, которые обеспечивают удовлетворение определенной общественной потребности (комплекса потребностей); 2. Система норм, правил, образцов поведения, регулирующая человеческую жизнедеятельность и организующая их в систему статусов и социальных ролей. Первичная и вторичная социализация Первичные и вторичные институты социализации: — Первичные институты — неформальные объединения, обеспечивающие формирование личности. — Вторичные — формальные институты, обеспечивающие усвоение личностью социальных ролей, связанных с разделением труда. ЛИТЕРАТУРА: Левада Ю. Лекции по социологии. — М., 1969 Спенсер Г. Синтетическая философия. — Киев: НИКА-Центр, Вист-С, 1997 XI. ИНСТИТУТ СЕМЬИ Содержание: ВВЕДЕНИЕ 1. ФУНКЦИИ СЕМЬИ 2. ТИПОЛОГИЯ СЕМЬИ 3. СЕМЬЯ В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВА 3.1. Патриархальная семья 3.1.1. Правовое положение главы рода 3.1.2. Положение домочадцев 3.1.3. Отцовское наследство. Внутрисемейные отношения 3.1.4. Влияние экономики на патриархальную семью 3.2. Развитие института семьи в Европейской культуре 3.3. Средние века и Новое время 3.4. Семья в утопических учениях 3.4.2. Новое время 3.4.3. Коммунистическое движение 3.5. Институт семьи в послереволюционные годы в России 3.6. Современное состояние семьи ВВЕДЕНИЕ Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи» Индивидуальная моногамическая семья является не изначальной формой брачных отношений, а, наоборот, результатом длинной их эволюции; не род происходит из семьи, а семья является продуктом разложения рода.
Основной ячейкой первобытного общества, по мнению большинства ученых, был материнский род. Вкратце эволюция семьи может быть представлена сменой следующих этапов: первобытная — кровная —парная — патриархальная. Становление семьи начинается с запрета на кровосмешение, на половые отношения между кровными родственниками. Первобытная семья (первобытная община) обусловливала полигамию для мужчин и полиандрию для женщин при полной свободе полового общения внутри семьи. Здесь известна была только мать ребенка; отец неизвестен, его роль по отношению к потомству незначительна, она определяется исключительно половозрастными формами разделения труда. Никакая ревность к своим сыновьям, братьям и т. д. здесь невозможна. Эта форма семьи является наиболее продолжительной в истории. Кровная семья менее обширна и допускает свободное половое общение только в пределах одного и того же поколения. Дочери запрещается быть женою своего отца, а матери — женою своего сына, но все братья одного и того же поколения являются непременно мужьями всех своих сестер и племянниц. Со временем в рамках кровной семьи формируется запрет не только на связь разных поколений, но и на половое общение между представителями одного и того же поколения. Первоначально запрещаются связи между детьми одной матери, затем — между любыми родственниками с материнской стороны. Общность жен сохранялась; сестры (родные, двоюродные, троюродные и т. д.) оставались общими женами своих общих мужей, однако из их числа исключаются их братья. Парная семья с индивидуальными браками, заключаемыми на более или менее продолжительное время, возникает по мере того, как разновидности родственников, между которыми брак был невозможен, становятся все более многочисленными. Патриархальная. Первой формой моногамной семьи считается патриархальная. Она объединяет в себе несколько (три и более) поколений близких родственников, ведущих совместное хозяйство. Община. Именно патриархальная семья окончательно оставляет в прошлом значение материнского рода. Большая патриархальная семья, объединяясь с соседями, переходит в соседскую (территориальную) общину, родственные связи вытесняются из социального строительства на их место встают чисто социальные отношения.
ФУНКЦИИ СЕМЬИ Семья — это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга. Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общественных ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей. — репродуктивная функция — функция воспитания и социализации (передача опыта из поколения в поколение) — функция передачи статуса (сословных имуществ) — экономическая функция (совместное ведение хозяйства) ТИПОЛОГИЯ СЕМЬИ Форма семьи — нуклеарная (состоящая из взрослых родителей и зависящих от них детей). — расширенная = нулеарная + родственники. Форма брака — моногамия (от греч. monos — один) — брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время) — полигамия (греч. poly — много) — более одного партнера в супружестве виды полигамии Формы полигамии — групповой брак — несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях (например, на Маркизских островах) — полиандрия — многомужество (например, в некоторых племенах Южной Индии и Тибета) — полигиния — многоженство (например, в мусульманских странах)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.192 (0.011 с.) |