Вещное окружение как средство формирования способности к творчеству 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вещное окружение как средство формирования способности к творчеству



Ни формальная цена, ни даже фактическая стоимость вещи не говорят о ее действительных возможностях.

В самом деле: стоимость парадного кринолина выше стоимости современного будничного платья, но только пошитая по сегодняшней моде одежда способна ввести потребителя в мир современной эстетики. Стоимость собираемой из ценных пород дерева кареты куда выше стоимости рядового велосипеда, но первая в принципе не способна ввести человека в мир современной технической культуры. Стоимость старинных инкунабул несопоставима со стоимостью дешевого «покетбука», но только последний открывает действительно массовый доступ к тем духовным откровениям, которые формировали и продолжают формировать нашу цивилизацию.

Но если сказанное присуще любому искусственно производимому предмету, оно должно быть свойственно и всему составу потребительных стоимостей, обеспечивающих воспроизводственные процессы в обществе. Поэтому, суммируя, можно заключить, что не плотность и насыщенность вещного окружения человека определяет условия формирования и развития его личности. Чисто количественные параметры всего доступного ему в сфере потребления играют решающую роль только до известных пределов, ниже которых ставится под угрозу уже чисто физиологическое выживание, но с преодолением критического диапазона вступают в действие совершенно иные факторы общественной жизни.

В формировании человека главным является социально-культурное и духовно-нравственное измерение; а значит, именно им должен подчиниться и весь вещный мир, образующий собой как полную сферу, так и всю инфраструктуру индивидуального потребления и общественного потребления в целом. Только в этом случае может быть удовлетворена потребность и индивида, и всего социума в гармонизации своего собственного развития.

Маркс о воспроизводстве человека:

«...размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большой мере от культурного уровня страны, между прочим в значительной степени и от того, при каких условиях, а следовательно, с какими привычками и жизненными притязаниями сформировался класс свободных рабочих. Итак, в противоположность другим товарам определение стоимости рабочей силы включает в себя исторический и моральный элемент».[268]

 

Таким образом, влияние вещного окружения сказывается на целостном развитии всей природы человека.

Вглядимся пристальней. В каждой области человеческой деятельности, как минимум, какая-то часть профессионально занятых в ней исполнителей должна быть в состоянии порождать и воплощать в материале принципиально новые идеи, которые способны опережать сложившиеся здесь стандарты или стереотипы.

В свою очередь, совершенствование каждого сегмента общественной жизни не в последнюю очередь определяется формированием особого слоя профессионалов, восприимчивых ко всему новому и прогрессивному и испытывающих потребность в постоянных инновациях.

Если говорить не об отдельно взятых индивидах, но о больших статистических массивах, то по преимуществу именно этот слой отождествляется с квалификационной элитой, складывающейся в каждом профессиональном цехе. При этом было бы ошибкой видеть в совокупном субъекте инноваций исключительно работников умственного труда, все это справедливо в применении ко всем без исключения видам трудовой деятельности вообще, а значит, и непосредственно к физическому труду. Поэтому и в чисто материальном производстве всех ценностей развитие каждого его сегмента обеспечивается не только трудом инженерного корпуса, но и творчеством (по меньшей мере) квалификационной элиты рабочих кадров.

Между тем способность человека к самостоятельному поиску или, как минимум, к адекватному восприятию нестандартных решений, постепенно формирующих новый облик современной ему культуры, начинает воспитываться в нем отнюдь не с вхождением в тот или иной профессиональный цех, но с самых первых дней после его появления на свет. А это значит, что далеко не последнюю роль в его развитии играет общение с тем вещным миром, который достается ему уже при рождении. Именно это вещное окружение обеспечивает действительное вхождение и в уже сложившуюся систему общественных отношений (включая все основные измерения духовной и материальной культуры), и в мир опережающих сегодняшний день культурных (технических и гуманитарных) ценностей. Все то, что потом проявится в его сугубо профессиональной практике, уходит своими корнями именно в это начинающееся с самых первых дней его существования в нашем мире общение.

Трудно сказать, как именно появляются творчески одаренные люди. Но в теории развития общества недопустимо оперировать измерением отдельно взятого индивида, словом, замыкаться в рамках так называемой социальной «робинзонады». Ни один общественный закон не применим к каждому человеку, практически все они носят лишь статистический характер. Если же принимать во внимание большие статистические массивы, то можно утверждать, что включение каких-то таинственных механизмов формирования склонных к инновационной деятельности людей происходит благодаря постоянному появлению в каждом секторе производства престижной группы товаров, которые воплощают собой авангардные тенденции в развитии многих сфер общественной жизни.

Престижные вещи воплощают в себе существенно большую долю качественно более высоких видов труда. В потребительском обиходе это проявляется в зримой форме самых передовых материалов и технологий, в развитой функциональности, эргономике, наконец, эстетике потребительной стоимости.

Во многом именно существование таких престижных товарных групп, которые опережают сложившиеся стандарты сегодняшнего дня, способствует формированию у статистических контингентов и способности к восприятию нового, и объективной потребности в нем.

Вещное окружение как основание социально-классового распределения общественного продукта

Социальные функции вещи

Дело не только в том, что вещи, аккумулирующие в себе авангардные виды общественного труда способны вводить индивида в мир более высокой материальной культуры, они к тому же обладают еще и совершенно особой социальной знаковостью. В свою очередь, особая знаковость открывает дополнительные возможности в воспроизводственной сфере.

Строго говоря, социальной знаковостью обладает каждый предмет потребления. Но роль той представительской функции, которую он выполняет, не сводится к только указанию на статус, на место его обладателя в социальной стратификации. Проще говоря, дело не сводится только к тому, что дурное платье свидетельствует о принадлежности к социальным низам, а хороший покрой — о принадлежности к общественной элите. Не менее, а может быть и более существенным является то обстоятельство, что знакообразующие формы предмета потребления являются индикатором той степени условного «кредита», который может быть предоставлен его обладателю со стороны всех элементов национальной инфраструктуры воспроизводства.

Все это можно наблюдать буквально на каждом шагу; об это говорят уже пословицы — концентрированная мудрость любого народа: в жизни и в самом деле «встречают по одежке», и перед человеком, производящим впечатление неблагополучного, просто захлопываются многие двери. Подтверждением этому является и известная реклама, которая утверждает, что даже кажущегося оборванца, на руке которого — дорогие швейцарские часы, гостеприимно встречают везде.

Поэтому и относительные возможности гармонизации воспроизводственных процессов у тех социальных слоев, которые имеют доступ к особо престижным группам потребительных стоимостей, как правило, значительно выше, чем это предоставляется номинальным уровнем их фактического дохода. Ведь сюда необходимо добавить и тот — по существу безвозмездный — кредит, который предоставляется человеку всей национальной инфраструктурой воспроизводства. А это значит, что реальная зависимость между уровнем дохода и степенью оптимизации воспроизводственных процессов в конечном счете описывается не простой арифметической, но какой-то другой, не во всем понятной нам прогрессией.

Все это говорит о том, что любая вещь, рассматриваемая как предмет потребления, имеет как минимум три самостоятельных измерения:

1. Способность удовлетворять ту или иную потребность.

2. Способность вводить индивида в систему господствующих в его обществе отношений (включая всю систему этнических, социальных и культурных ценностей),

3. Способность играть роль своеобразного ключа доступа к дополнительным ресурсам инфраструктуры воспроизводства, дающим возможность интенсифицировать и гармонизировать социализацию и развитие индивида.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.005 с.)