ТОП 10:

Конт о позитивном знании. Позитивизм



Любые положения, которые не поддаются точному сопоставлению с фактами, являются «тщетными и бесплодными» и должны быть отброшены. В этой связи постановка вопросов о сущности вещей, первопричинах явлений, что характерно для «теологии» и «метафизики», «безусловно недопустима и бессмысленна». Конт отвергал материализм и идеализм, теизм и атеизм, фатализм и волюнтаризм, эмпиризм и мистицизм, словом, всё, неподдающееся строгой верификации. Выступил за радикальное отделение науки от «теологии и метафизики» и последовательную эмансипацию от них всех сфер общества.

В общественных науках, по его убеждению, необходимо отказаться от утопий и начать изучение конкретных фактов социальной жизни, тщательно их описывать, систематизировать и обобщать. Поэтому задачей позитивной философии он считал описание, систематизацию и классификацию конкретных результатов и точных выводов строго научного познания. Наука не должна задаваться вопросом почему происходит явление, а лишь ограничиваться описанием того, как оно происходит.

«Почему?» и «Как?»

Это тоже дань позитивизму. Дело в том, что еще Галилей изменил парадигму науки. До него физика отвечала именно на вопрос: «почему?». Он же во главу угла поставил вопрос: «как?». Отсюда ответ на вопрос: «почему?» — это признак научной отсталости.

Такой отказ от исследования конечных причин и сущностей явлений в дальнейшем стал одним из важнейших постулатов позитивизма.

Система знаний, опирающихся на строгие факты и безупречную методологию, должна сформировать положительную философию. Каждая наука в своей частной области объясняет неопределенное множество наблюдаемых фактов, сводя их к известным единообразиям, называемым законами и выражающим постоянную связь явлений, в их совместности или сосуществовании и в их последовательности. Распространяя тот же познавательный процесс на всю область научного ведения, философия должна установить связь между предметами отдельных наук и, следовательно, между самими науками.

Философия не имеет своего особенного содержания; она только приводит в общий порядок содержание всех наук. Основание положительной философии есть, таким образом, классификация или «иерархия» наук.

Конт располагает все области знания в порядке убывающей общности и простоты, или возрастающей специализации и сложности. В этом порядке Конт отмечает шесть главных ступеней, которым соответствуют шесть основных наук:

— математика,

— астрономия,

— физика,

— химия,

— биология и

— социология.

Позднее к этому списку была добавлена этика, под которой Конт имел в виду скорее социальную психологию в современном ее понимании.

Французский теоретик предпринял попытку классифицировать науки для обоснования места и значимости социологии в их общем ряду. Все науки, по его мнению, составляют непрерывную шеренгу, в которой прогрессивно уменьшающейся общности и абстрактности соответствует прогрессивно возрастающая сложность и конкретность. Из предложенной иерархии следует, что развитие конкретных наук невозможно без предыдущего изучения положений, установленных более абстрактными науками. Социология появляется в арсенале человеческого знания, когда другие его сферы уже достаточно развиты. Создание всеобъемлющей системы наук было необходимо основателю социологии для изложения «позитивной философии», то есть того, что есть наукой в науках, и отделение ее от метафизики и религии. Социология завершала приход позитивной стадии развития человеческого познания, победу над схоластикой и мистицизмом прошлого.

Впрочем, в этой классификации содержится и другое — куда более серьезное — основание. Конт считал ее одним из своих величайших открытий, и имел все основания гордиться им.

Конт живет в эпоху, когда идея всеобщей эволюции еще только пробивает себе дорогу. Шесть томов «Курса позитивной философии», как сказано, создаются в 1830—1842 гг. Уже издана знаменитая «Философия зоологии» Ламарка (1809 г.), но о той работе, которую ведет Дарвин, не знает практически никто. «Происхождение видов» выйдет в свет после смерти Конта, в 1859 году. Таким образом, научный мир еще только готовится принять идею всеобщего развития от простого к сложному, от низших форм организации материи к высшим, но в обыденном сознании господствует представление о божественном творении мира.

Этой классификацией он утверждает то, о чем еще только начинают догадываться величайшие умы человечества. Во многом благодаря именно ему очень скоро эта классификация станет аксиоматическим ядром научного мировоззрения. Речь идет о том, что физические, химические, биологические, наконец, социальные законы являются следствием эволюционного развития материи, первоначально представленной в виде предельно простых форм. В конечном счете все эти законы должны выводиться из строгих математических уравнений, описывающих движение атомов, в представлении того времени неделимых далее частиц материи.

Идея всеобщего развития и его жесткой предопределенности системой объективных законов природы связывается с именем Лапласа (1749-1827), французского астронома, математика, физика. Кстати, иностранного члена Петербургской АН (1802).

Именно он впервые сформулировал положение, согласно которому должен существовать исчерпывающий набор научных законов, которые позволяли бы предсказать все, что может произойти во Вселенной, если только известно полное описание ее состояния в какой-то момент времени.

Лаплас о всеобщем развитии

Никакое явление,— утверждал он в своем знаменитом труде,[71] — не может возникнуть без производящей его причины. Настоящее состояние вселенной есть следствие предыдущего и причина последующего. Основываясь на том, что кривая, которую описывает мельчайшая единица вещества, столь же строга и определенна, как и контуры планетных орбит, он приходит к выводу, что разум, постигший все законы природы, и вобравший в себя относительное положение всех ее составных частей (если бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу), обнял бы в одной формуле движение величайших тел вселенной наравне с движениями легчайших атомов. Для него с абсолютной точностью открылось бы все будущее и все прошлое мира.

Идея переживет почти два столетия, и, может быть, наиболее законченное выражение получит в теории Большого взрыва. Сжатая в точку масса, взрываясь, порождает атомы легких элементов (водорода, гелия…), неоднородности распределения масс (звезды, галактики); в свою очередь, процессы, протекающие в них, порождают тяжелы атомы, молекулы, органические молекулы, организмы… и так далее.

Правда, сегодня, жесткая схема Лапласа вступает в противоречие с законами квантовой механики, но все же продолжает оказывать заметное влияние на умы. Так, ведущие физики-теоретики современности, С. Хокинг, Стивен Вайнберг (лауреат Нобелевской премии 1979 г.) говорят о возможности «вычислить» из базовых принципов взаимодействия элементарных частиц определения сложных форм движения высокоорганизованной материи, включая поведение познающего мир человека.

В сущности, Огюст Конт, еще не в полной мере отдавая отчет самому себе, говорит именно об этом, и потому его вклад в развитие научных представлений о мире достаточно велик.

Стадии развития общества

Конт сделал вывод, что есть некий великий закон, согласно которому, познавательная деятельность человека (а вместе с нею и развитие всего человеческого общества) проходит три стадии:

2.2.1. Теологическая [с древности до 1300 г.]

Это необходимый, исходный пункт развития человеческого мышления; все явления объясняются на основе религиозных представлений; господствует вера в сверхестественное — только оно объясняет всё, что представляется аномальным и невозможным; нет самостоятельной идеологии, отличной от религиозной, в мировоззрении слиты светское и религиозное, жизнь проникнута духом насилия, завоеваний.

Теологическую стадию, охватывающую древнюю историю и раннее средневековье, Конт, в свою очередь, делил на три периода:

— фетишизм,

— политеизм и

— монотеизм.

В период фетишизма люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов (позже соответствующую раннюю форму религиозности стали именовать анимизмом). При политеизме жизнью наделялись «фиктивные существа» (например, греческие и римские боги), вмешательством которых объяснялось все происходящее. Эпоха монотеизма — это христианская эпоха. Единобожие изменило все: образ мира, мораль, нравы и обычаи, хозяйство и политические учреждения.

2.2.2. Метафизическая [1300-1800 гг.]

Здесь теологические идеи вытесняются отвлеченными философско-спекулятивными понятиями, «мнимыми сущностями» и выдуманными «первопричинами», в числе которых— «идеи» Платона, «формы» Аристотеля и схоластов, «общественный договор», «права человека», «субстанция» Спинозы, «вещь в себе» Канта, «абсолютный дух» Гегеля, «материя» материалистов ит.д. На этой же стадии возникают и получают широкое распространение идеи альтруизма, социальности, позитивной философии, индивидуализма, либерализма и демократии, которые в совокупности с развитием промышленности и науки приводят к разложению и разрушению традиционных верований и прежних порядков. Эта стадия включает Реформацию, Просвещение и Революцию.

2.2.3. Научная [XIX в.]

На этой стадии главенствует научное познание, возникает социология и начинают изучаться законы функционирования социальных систем; на основе позитивной философии по-новому реорганизуется общество; на этой стадии разум отказывается от объяснения всех процессов с помощью абстракций и отвлечённых начал, и стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений, находя «неизменные отношения последовательности и подобия»; из общества уходит агрессивность; вместо аристократов и анархистов приходят социократы.

Общество третьей стадии

Согласно Конту, в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого общества – строгая иерархия. Собственность находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест. Духовно-идеологическими проблемами этого общества занимаются философы-позитивисты и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся система, где каждый элемент выполняет свою функцию.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.018 с.)